Научная статья на тему '2004. 04. 009. Старк Х. Религиозное образование и Конституция. Starck Ch. Education religieuse et Constitution // rev. francaise de droit constitutionnel. - P. , 2002. - n 53. - P. 17-32'

2004. 04. 009. Старк Х. Религиозное образование и Конституция. Starck Ch. Education religieuse et Constitution // rev. francaise de droit constitutionnel. - P. , 2002. - n 53. - P. 17-32 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - НОРВЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 009. Старк Х. Религиозное образование и Конституция. Starck Ch. Education religieuse et Constitution // rev. francaise de droit constitutionnel. - P. , 2002. - n 53. - P. 17-32»

щий Конституции, если на таком голосовании один из проектов получит большинство голосов избирателей, а второй - большинство голосов кантонов, то оба проекта отклоняются. Реформа 9 февраля 2003 г. внесла в эту процедуру весьма значительные коррективы. Новый абз. 3 ст. 139 Конституции Швейцарии теперь предусмотрел, что если один из проектов получил большинство голосов избирателей, а второй - был одобрен большинством кантонов, то принимается тот из них, который получил большую сумму в процентном отношении от числа проголосовавших избирателей и кантонов. Такая система, по мнению автора, вполне оправданна. Например, если избиратели подали 55% голосов в пользу проекта по народной инициативе, а 45% за контрпроект, и в то же время 40% кантонов - в пользу законодательной инициативы и 60% за контрпроект, то последний принимается и вступает в силу (сумма процентного отношения 105 за контрпроект, и соответственно 95 - за народную инициативу). Автор считает, что новая процедура подсчета будет применяться не часто, поскольку расхождений между избирателями и кантонами, как правило, не бывает (с. 667).

Реформа 9 февраля 2003 г. принесла и некоторые другие новации в реализацию демократических прав на федеральном уровне. Отныне первые абзацы ст.138, 139 и 139-а Конституции Швейцарии установили срок получения 100 тыс. подписей для внесения народной законодательной инициативы, предусматривающей полное или частичное изменения Основного закона; то же относится и к общей законодательной инициативе. Он составляет 18 месяцев, считая со времени официального опубликования информации о начале сбора подписей. Статья 141 Конституции страны ввела срок для назначения референдума - 100 дней со дня официального опубликования текста предназначенного для голосования акта.

В.В.Маклаков

2004.04.009. СТАРК Х. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И

КОНСТИТУЦИЯ.

STARCK CH. Education religieuse et constitution // Rev. frangaise de droit constitutionnel. - P., 2002. - N 53. - P. 17-32.

Статья профессора Гёттингентского университета (Нижняя Саксония) Х. Старка посвящена религиозному образованию в зарубежных странах и его взаимосвязи с действующей конституцией. Под религиозным автор понимает образование в соответствии с требованиями какой-либо религии, а также освоение религиозной практики (с. 17).

Религиозное обучение ребенка начинается еще в семье и в религиозных сообществах, к которым принадлежат родители. В статье рассматривается религиозное образование в школах. Следует различать частные и публичные школы. В частных школах, управляемых религиозными сообществами, обучение религии предполагает специальные курсы, кроме того, оно происходит и в процессе преподавания других дисциплин, например литературы, истории, философии, а также искусствоведческих предметов. От религиозного обучения освобождены публичные государственные школы, хотя и там в религиозном обучении участвуют соответствующие религиозные сообщества. В смешанных конфессиональных классах организованы соответствующие курсы. Представители религиозных меньшинств, атеисты или приверженцы других религий не обязаны их посещать, в том числе, если они придерживаются христианского вероисповедания, но не своей христианской конфессии, например, православные не должны изучать католицизм; так же, как должны поступать и учащиеся-нехристиане.

Автор анализирует религиозное обучение с точки зрения конституционных норм. Конституция гарантирует права и свободы в соответствии с принципом разделения властей (ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г.). В ст. 10 этого акта провозглашается религиозная свобода при условии, что ее проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом. Большинство современных конституций Европы и Северной Америки содержат точные гарантии индивидуальной и коллективной религиозной свободы. Эти же положения провозглашаются и в актах международного уровня. В частности, в ст. 9 Европейской конвенции прав человека и основных свобод 1950 г. указывается: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов». Как правило, гарантии всеобщей религиозной свободы исторически связаны с упразднением института государственной церкви. Особенно четко это было выражено в ст. 135 Веймарской конституции Германии 1919 г., установившей «полную свободу верования и сознания», которая получила свое развитие в ст. 137 этого же акта: «Государственной церкви не существует». С упразднением государственной церкви государство стало религиозно нейтральным. Такой нейтралитет не означает, однако, полной нерелигиозно-

сти или атеизма, он указывает на ограничение компетенции государства во всем, что касается религиозных вопросов (с. 18). Эта позиция проявляется и в гарантии права родителей, которую Основной закон ФРГ характеризует как «естественное право» (абз. 2 ст. 6). В дополнительном протоколе от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. право родителей характеризуется следующим образом: «Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям» (второе предложение ст.2).

Право родителей, право и религиозная свобода взрослых учеников образуют основу организации религиозного обучения в публичных школах и в то же время гарантируют возможность не участвовать в изучении религиозных курсов.

В различных конституциях проблема сочетания религиозного нейтралитета государства и религиозного обучения в публичных школах рассматривается с различной степенью детализации, что связано с историей той или иной страны.

Светский характер государства проявляется по-разному. В США конфликта между нейтралитетом государства и религиозным образованием не существует, поскольку из системы публичного образования вообще исключено преподавание религии. Конгрессу запрещено издавать законы, поддерживающие какую-либо религию или запрещающие ее свободное вероисповедание (Первая поправка к Конституции США 1787 г.). Такой запрет объясняется историческими условиями североамериканских колоний и первых лет существования американских штатов, поскольку английские пуритане демонстрировали самую высшую степень нетерпимости по отношению ко всем инакомыслящим. В ФРГ свобода учреждения частных школ и управления ими гарантируется Конституцией страны (абз. 4 ст. 7 Основного закона 1949 г.). В настоящее время только 5% учеников в общеобразовательных школах обучаются в частных школах (с. 22), а число учащихся в евангелических или католических школах еще меньше. Федеральный конституционный суд в одном из своих решений установил, что свобода частных школ означает отказ от какой-либо школьной монополии государства, и Суд не признал право на конституционную гарантию финансовой помощи со стороны государства.

В Италии ученики сами или через своих родителей ежегодно должны заявлять о своем намерении или нежелании изучать основы католицизма в качестве факультативного предмета (в 1995 г. 90% учеников посещали такие занятия). Преподаватели религии назначаются публичной властью, ведающей образованием, по предложению епископа соответствующей епархии из числа лиц, обладающих требуемой преподавательской квалификацией. Они оплачиваются государством, но заняты в школах в соответствии с планом обучения, который епископ может пересмотреть в любой момент. Программы для каждого типа школ устанавливаются соглашением между министром публичного образования и председателем итальянской епископальной конференции.

Что же касается шести других конфессий, существующих в Италии, то в соответствии с действующими соглашениями этих конфессий с государством они могут присылать своих преподавателей в школы, если об этом попросят ученики через посредство своих родителей. В отличие от католических эти маленькие конфессии должны оплачивать преподавателей сами. В соглашениях также содержится правило, согласно которому религиозное обучение не должно проводиться в рамках других дисциплин. Право создавать частные школы и управлять ими гарантируется Конституцией Италии 1947 г. и используется прежде всего католической церковью.

В Испании, в которой более 90% населения исповедуют католицизм, его преподавание должно вестись факультативно. Родители принимают решение, обучать ли этой религии своих детей. Таким образом государство гарантирует право родителей на религиозное и нравственное обучение в соответствие со своими собственными воззрениями (абз. 3 ст. 27 Конституции Испании 1978 г.). Дети, не участвующие в религиозном обучении, должны в это время изучать другие предметы. Преподаватели религии, оплачиваемые государством, назначаются последним по согласованию с церковью. Так же, как и в Италии, маленькие конфессии в Испании могут организовать свои курсы в школах; они оплачивают часть расходов по обучению. В соответствии с абз. 6 ст. 27 Конституции Испании физические и юридические лица могут создавать частные школы. Наибольшее число таких школ принадлежит католической церкви.

В Греции существует государственная религия (ст. 3 Конституции 1975 г.) - православие; в соответствии со ст. 16 Конституции обучение -одна из основных обязанностей государства. В публичных школах учителя, обучающие религии, оплачиваются государством. Обучение религии

является обязательным предметом. Дети, не принадлежащие к православной конфессии, освобождаются от религиозного обучения.

Религиозное обучение и возможность не участвовать в нем предусмотрены в Бельгии, Финляндии, Нидерландах, Австрии в во многих кантонах Швейцарии, а последнее время также в Польше, Венгрии, Чехии, Румынии и Словакии (с. 126).

Особое положение занимает Англия, там существует государственная церковь, главой которой является Королева. Пресвиторианская церковь в Шотландии, как и англиканская, тоже государственная. Другие конфессии в Великобритании стали пользоваться религиозной свободой только после вступления в силу Акта о правах человека 1998 г. (Human Rights Ad: 1998). Государственные школы предусматривают конфессиональное обучение для всех учеников. Школьные программы составляются комитетами, с участием представителей различных конфессий. Юридически представители англиканской церкви обладают правом вето; по общему правилу все должности в школах должны занимать лица христианского вероисповедания; они не могут принадлежать к какой-либо иной конфессии (с. 26).

Таким образом, в публичных школах светских государств религиозные дисциплины не должны преподаваться в качестве обычного предмета; исключение составляют страны, в которых существует государственная религия. В то же время в большинстве стран Западной Европы государство оплачивает преподавателей религии и признает программы обучения, разрабатываемые религиозными сообществами, хотя и участвует в их одобрении. Автор считает, что современное демократическое государство, гарантирующее религиозную свободу, заинтересовано в религиозном обучении применительно к возрасту ребенка. В частности, португальский Конституционный трибунал в одном из решений посчитал, что существование конституционной гарантии религиозной свободы обязывает государство создать эффективные условия для религиозной практики (с. 27). Смысл и цели существования публичных школ определяются законными потребностями детей и родителей. Государство не вмешивается в содержание религиозного обучения.

В заключительной части статьи автор рассматривает проблемы религиозного обучения мусульман. Проблема эта весьма сложна. В настоящее время в странах Западной Европы проживают около 14 млн. мусульман, причем в мае 2002 г. в ФРГ их насчитывалось 3,5 млн., во Франции - 5, в Великобритании - 2, в Италии - 1, в Нидерландах - 0,7, в

Испании - 0,7, Австрии - 0,35 млн. (с. 29). Государства должны были бы организовать обучение учеников-мусульман в публичных школах, так же, как и обучение учеников-христиан. Это требование, однако, по мнению автора, трудновыполнимо. Прежде всего существует языковая проблема, поскольку обучение должно вестись по-арабски. Кроме того, в исламе существуют различные течения (сунниты, шииты и др.), которые трудно учитывать при организации обучения. Известно, что нередко в процессе религиозного обучения мусульман готовятся члены различных вооруженных формирований, разного рода террористы, что противоречит духу и букве Корана.

К названным трудностям добавляется еще одна. Мусульманские течение не имеют централизованной структуры и поэтому возникает проблема подготовки учебной программы. Еще одна трудность - в шариате отсутствует равноправие между мужчинами и женщинами, что противоречит фундаментальным принципам западных демократических конституций.

В заключение статьи автор приводит удачный пример изучения мусульманской религии в Австрии, (мусульмане представляют 5% населения), ставший возможным благодаря сотрудничеству государства и исламского религиозного сообщества. Обучение осуществляется в средних и высших учебных заведениях. Программы составляются Высшим советом исламского сообщества. В 1988 г. в Вене была создана Педагогическая академия исламской религии. Цель Академии - обеспечить обучение в условиях «толерантности и отсутствия экстремизма, а также способствовать интеграции, но не ассимиляции» (с. 32).

В.В.Маклаков

2004.04.010. СЕРЕБРЕННИКОВА А.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, РЕЛИГИОЗНЫХ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНИИ. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 52 с.

Книга кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ посвящена анализу уголовного законодательства и судебной практики Германии, сравнению уголовного законодательства России и Германии с точки зрения защиты свободы вероисповедания, религиозных и мировоззренческих убеждений граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.