Научная статья на тему '2004. 03. 055. Пьяченд Д. , Сазерленд Х. Изменения в уровне бедности после 1997 г. Piachand D. , Sutherland H. changing poverty post - 1997. - L. : case, 2002. - IV, 45, VI p. - (case paper / centre for analysis of social exclusion, esrc research centre, London school of Economics; n 63). - bibliogr. : p. 29'

2004. 03. 055. Пьяченд Д. , Сазерленд Х. Изменения в уровне бедности после 1997 г. Piachand D. , Sutherland H. changing poverty post - 1997. - L. : case, 2002. - IV, 45, VI p. - (case paper / centre for analysis of social exclusion, esrc research centre, London school of Economics; n 63). - bibliogr. : p. 29 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 055. Пьяченд Д. , Сазерленд Х. Изменения в уровне бедности после 1997 г. Piachand D. , Sutherland H. changing poverty post - 1997. - L. : case, 2002. - IV, 45, VI p. - (case paper / centre for analysis of social exclusion, esrc research centre, London school of Economics; n 63). - bibliogr. : p. 29»

переходной экономикой. Они показывают, считает автор, что улучшение системы здравоохранения и медицинских услуг может дать значительную экономическую отдачу благодаря повышению качества рабочей силы и производительности труда.

В.Г.Былов

2004.03.055. ПЬЯЧЕНД Д., САЗЕРЛЕНД Х. ИЗМЕНЕНИЯ В УРОВНЕ БЕДНОСТИ ПОСЛЕ 1997 г.

PIACHAND D., SUTHERLAND H. Changing poverty post - 1997. - L.: CASE, 2002. - IV, 45, VI p. - (CASE paper / Centre for analysis of social exclusion, ESRC research centre, London school of economics; N 63). - Bib-liogr.: p.29.

Д.Пьяченд, профессор в области социальной политики и сотрудник Совета по экономическим и социальным исследованиям Великобритании (ESRC), и Х.Сазерленд, руководитель исследовательского центра Кембриджского университета, анализируют динамику бедности в Великобритании после 1997 г. Работа состоит из введения, двух частей, заключения и нескольких приложений.

Во введении авторы указывают, что задачей исследования является определение масштабов бедности в Великобритании и возможностей ее сокращения при нынешнем правительстве лейбористов. По их мнению, после прихода лейбористов к власти в 1997 г. в стране сформировались условия для проведения политики борьбы с бедностью. Лозунг борьбы с растущим социальным неравенством занимал центральное место в предвыборной кампании лейбористской партии. После парламентских выборов премьер-министр Великобритании в числе первоочередных задач назвал ликвидацию бедности среди детей на протяжении одного поколения, и вскоре были объявлены конкретные меры, позволяющие это сделать к 2010 г.

Прогнозы, разработанные министерством финансов Великобритании и авторами данного исследования в 2001 г., показали возможность сокращения численности бедных детей к 2002 г. (при условии соответствующего пересмотра политики) примерно на 1 млн. человек, что больше ранее сделанных оценок. Правительственные оценки сокращения детской бедности на 1996/972000/01 фин. гг. составляли всего 0,5 млн. человек. Подобное расхождение оценок отражает тот факт, что пересмотр показателей возможного сокращения бедности являлся результатом не только политических перемен, но и действия других социально-экономических факторов.

Дискуссии по поводу бедности, отмечают авторы, выявили разногласия в оценке ее размеров и значения. Вплоть до недавнего времени самым распространенным показателем бедности - «чертой бедности» -был уровень дохода менее 50% медианного дохода, скорректированного на размер семьи. В последние годы в европейских исследованиях начал использоваться стандартный показатель - уровень дохода менее 60% медианного дохода, скорректированного на размер семьи. Этот показатель и был взят за основу в расчетах правительства Великобритании. Использование медианного дохода позволило нейтрализовать искажения, возникающие при применении для определения «черты бедности» показателей, рассчитанных на основе более высоких доходов. Медианный уровень как средний уровень доходов авторы считают предпочтительной базой расчета «черты бедности».

В первой части анализируются динамика бедности в Великобритании в 1996/97-2000/01 фин. гг., ее масштабы и причины распространения. При этом используются показатель «черты бедности», установленный в размере 60% медианного дохода, и материалы обследований семейных бюджетов, позволяющие оценить численность семей, живущих в бедности.

Особенностью проведенного анализа является то, что при определении размера семейных доходов учитывалось число членов семей и иждивенцев. На основе такой корректировки дохода рассчитывался так называемый «приравненный» доход для каждой семьи. Авторы применили два основных показателя уровня доходов - доходы до оплаты жилья и после оплаты жилья. Как показали расчеты, «черта бедности» для бездетных семейных пар повысилась из-за роста медианных доходов с 1996/97 по 2000/2001 фин. г. (в ценах 2000/01 фин. г.): до оплаты жилья -с 161 до 176 ф. ст.; после оплаты жилья - с 136 до 153 ф. ст. Таким образом, «черта бедности» выросла соответственно на 9,3% и 12,8%. За указанный период отмечается незначительное общее сокращение численности бедняков: при использовании показателя доходов до оплаты жилья -на 1,4% и несколько большее при использовании показателя доходов после оплаты жилья - на 2%. На практике это означает уменьшение численности бедняков на 0,8-1,0 млн. человек (с.4).

Анализ динамики бедности разных категорий семей показал, что в наиболее благоприятном положении находились семьи матерей-одиночек. Напротив, в наибольшей степени бедность охватила семьи с детьми, супружеские пары без детей и семьи одиноких родителей. Так,

согласно расчетам показателя доходов до оплаты жилья, доля бедняков выросла среди супружеских пар пенсионеров (с 19,9 до 21,9%) и супружеских пар без детей (с 9,7 до 10,1%), но сократилась среди одиноких пенсионеров (с 23,1 до 21,4%) и супружеских пар с детьми (с 19,0 до 15,7%). В отличие от этого, согласно расчетам показателя доходов после оплаты жилья, доля бедняков снизилась среди супружеских пар пенсионеров (с 22,3 до 21,8%), одиноких пенсионеров (с 32,5 до 28,2%), супружеских пар с детьми (с 23,0 до 20,9%), одиноких родителей с детьми (с 62,0 до 53,8%). В группе одиноких родителей без детей, по показателю доходов до оплаты жилья, доля бедняков несколько возросла (с 16,1 до 16,3%), однако по показателю доходов после оплаты жилья она сократилась (с 24,3 до 21,7%) (с.4).

Как отмечают авторы, в рассматриваемый период произошло незначительное сокращение общей бедности и более существенное - детской бедности. Это стало следствием, во-первых, увеличения занятости родителей и, во-вторых, повышения размеров пособий и налоговых льгот, предоставляемых некоторым категориям граждан, в частности, семьям с детьми и с низкими доходами. Однако доходы трудящихся с низкими доходами сократились по сравнению с медианными доходами, в частности, у многих бездетных семей, кормильцы которых потеряли работу.

Вторая часть работы посвящена анализу бедности в 2000/012003/04 фин. гг. и оценке влияния сдвигов в политике, связанных с введением новой системы пособий и налоговых льгот. Авторы использовали микроимитационную модель РОЫМОБ, построенную на базе данных выборочного обследования семейных доходов, что позволило оценить реальные результаты государственной политики борьбы с бедностью. Как показали расчеты авторов, в сравнении с 2000/01 фин. г. уровень детской бедности в 2003/04 фин. г. оказался на четыре процентных пункта ниже по обоим показателям доходов - до и после оплаты жилья. В частности, по показателю доходов до оплаты жилья уровень детской бедности снизился с 29 до 25%, а по показателю доходов после оплаты жилья -с 19 до 15% (с. 22). Если «черта бедности» установлена на уровне 60% медианного дохода, то такое сокращение детской бедности означает, что из состояния бедности вышли 570 тыс. детей. Эта цифра ниже соответствующих показателей при «черте бедности» в 55 и 65% медианного дохода (650 и 630 тыс. человек), но выше показателей при «черте бедности» в 50 и 70%. Из этого авторы делают вывод, что сокращение детской бедно-

сти по большей части не зависит от доли медианных доходов, которая принята в качестве «черты бедности».

Анализ, проведенный авторами, позволит сделать вывод, что после 1997 г. появилась перспектива сокращения бедности среди детей, однако вряд ли стоит ожидать существенного прогресса в отношении сокращения бедности в целом (с. 27). Это обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, возросла занятость, которая способствовала сокращению бедности во всех группах населения, включая пенсионеров и постоянно неработающих. Во-вторых, увеличение размеров пособий и налоговых льгот существенно улучшило положение детей, в частности, из малообеспеченных семей. Однако относительное сокращение базовых пенсий, пособий по безработице, пособий в связи с утратой трудоспособности и пособий по поддержанию дохода в бездетных семьях привело к тому, что они стали существенно ниже по сравнению с медианными доходами. По мнению авторов, чтобы не допустить распространения бедности, необходимо поддерживать уровень занятости, а размер пособий и налоговых льгот сделать соразмерными с медианными доходами. Это неизбежно потребует увеличения реальных государственных расходов.

Политические меры в 1996/97-2003/04 фин. гг., по мнению авторов, могут привести к сокращению численности детей-бедняков более чем на 1 млн. человек. Это, однако, не означает реального сокращения бедности среди данной категории граждан на 1 млн. человек: с повышением «черты бедности», установленной в размере 60% медианного дохода, детская бедность в 2003/04 фин. г. только слегка сократится в сравнении с уровнем 2000/01 фин. г. Пока не произойдет ощутимого прогресса в увеличении занятости и не будет проводиться новая социальная политика, детская бедность может реально сократиться не более чем на 750 тыс. человек (с. 27).

За 1996/97-2000/01 фин. гг. относительная бедность сократилась в основном в результате увеличения занятости и повышения размеров пособий. Однако общее их воздействие на бедность оказалось очень умеренным на фоне изменения «черты бедности», которая повысилась в связи с ростом медианных доходов. Это воздействие возрастет (в частности, со стороны социальных пособий) после 2000/01 фин. г. благодаря принятому правительством плану пересмотра системы налогообложения и выплаты пособий на период до 2003/04 фин. г. Для сокращения вдвое детской бедности к 2004 г. потребуются увеличение государственных расхо-

дов и улучшение системы налогообложения и предоставления пособий малообеспеченным семьям.

Что касается общей бедности, то сохраняется положение, когда уровень помощи, направленный на поддержание дохода, остается значительно ниже того, который необходим при нынешнем определении уровня бедности. Установление уровня бедности в соответствии с ростом медианных доходов только ухудшило положение. Поэтому для реализации провозглашенного правительством лейбористов лозунга «обеспечить тех, кто не может работать» потребуется много времени.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.