Научная статья на тему '2004. 03. 017. Касаткин Л. Л. Фонетика современного литературного языка. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2003. - 224 с'

2004. 03. 017. Касаткин Л. Л. Фонетика современного литературного языка. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2003. - 224 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2173
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ ВОСПРИЯТИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК ФОНЕТИКА / СЛОГ / ФОНЕМА / ФОНЕТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 017. Касаткин Л. Л. Фонетика современного литературного языка. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2003. - 224 с»

УРОВНИ ЯЗЫКА

ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ

2004.03.017. КАСАТКИН Л. Л. ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 224 с.

Данное пособие отражает многолетний опыт чтения автором лекций по курсу фонетики современного русского литературного языка в МГУ, МПГУ и других вузах. Книга состоит из трех основных разделов: «Фонетика», «Орфоэпия», «Теория письма», которые делятся на девять глав, включающие соответствующие параграфы.

В первом разделе «Фонетика» автором рассматриваются: предмет фонетики; артикуляционная, акустическая и перцептивная фонетика; фонетическая транскрипция; сегментные и супрасегментные единицы. Фонетика - наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетикой называют также и саму звуковую сторону языка.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова -морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения. Например, союз а - это слово, имеющее противительное значение, но звук [а] этого значения не имеет.

Фонетическая система языка может быть представлена в ее современном состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе ее развития - это задача описательной фонетики.

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Исследование того, как происходило это изменение, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменялись потом, как

менялись чередования звуков в разные эпохи, составляет предмет исторической фонетики.

Бывает необходимо (например, при изучении чужого языка) сравнить звуковой строй разных языков, установить сходство и различия между ними. Сопоставление изучаемого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы понять особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории. Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Предметом исследования общей фонетики является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при обра-зовании звуков речи, рассматривает звуки речи с акустической точки зрения и со стороны восприятия их человеком. Общая фонетика устанавливает закономерности изменения звуков в речевом потоке, определяет классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы. Общая фонетика описывает и методы исследования звуковых единиц.

Звучащая речь изучается с двух позиций: говорящего и слушающего (реципиента). Изучением речи с позиции говорящего занимается артикуляционная фонетика, с позиции реципиента - акустическая и перцептивная фонетика. Акустическая фонетика описывает звучащую речь как физическое явление, имеющее в каждой своей точке определенную частоту, силу, длительность и спектр. Эти параметры достаточно точно фиксируются современными приборами. Но есть еще один аспект изучения звучащей речи - то, как она воспринимается не акустическими приборами, а другими людьми. Этим занимается перцептивная фонетика. Предмет перцептивной фонетики - восприятие речи реципиентами, установление соотношения между произнесенными звуками и услышанными.

Звучащая речь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, синтагма, фонетическое слово, слог и звук. Фраза и синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря супрасегментным (или просодическим) единицам, которые «накладываются» на сегментные. К супрасегментным единицам относят слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонацию.

Глава «Звуки русского языка» включает следующие темы: гласные и согласные звуки, артикуляционная классификация гласных звуков, артикуляционная классификация согласных звуков.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные - это чисто тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Осциллограмма гласного представляет собой волну с повторяющимся рисунком внутри периодов колебаний основного тона.

Согласные характеризуются наличием шума. Шум - это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствии. Осциллограмма согласного отражает непериодичность, отсутствие регулярной повторяемости характера звуковых колебаний при шуме. Глухие согласные состоят только из шума, а звонкие сочетают в разном соотношении голос (тон) и шум.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. Произнесите медленно слово оса, приблизив ко рту ладонь, и вы легко почувствуете разницу в силе воздушной струи при произнесении гласного [а] и согласного [с].

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда. Произнесите [и] и Ц], и вы это почувствуете.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи. Произнесите [а] тихо и громче,

[с] тихо и громче, и вы почувствуете разницу в движении органов речи: чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире, чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.

6. М.В.Панов привел еще одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

В главе «Слог» автор рассматривает различные теории слога, слоговые и неслоговые звуки, а также слогораздел. Слог представляет собой сегментную и супрасегментную единицу: В слоге как супрасегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые (не-слогообразующие). Рассмотрение слога с позиции слоговости/неслоговости звуков устанавливает, какие звуки в разных слогах могут быть слоговыми, как они соотносятся с неслоговыми звуками, по каким параметрам происходит нарастание и ослабление слоговой волны, т.е. каковы законы построения слога. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. Рассмотрение слога с этой позиции устанавливает законы членения речевой цепи на слоги, выясняет место слогоразделов внутри слова и на стыке слов.

Глава «Ударение» включает материал о фонетической природе ударения, месте ударения в слове (неподвижное и подвижное формообразовательное ударение, ударение существительных, прилагательных и глаголов, неподвижное и подвижное словообразовательное ударение), клитиках, слабом и побочном ударении, фразовом и синтагматическом ударении и акцентном выделении.

В главе «Интонация» дается определение интонации - это ритми-ко-мелодическая сторона речи, способствующая членению потока речи на отдельные отрезки - синтагмы и фразы, а также служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски. Далее представлен материал о тональных средствах интонации, тембровых и количественно-динамических средствах интонации, а также функциях интонации.

В книге понятие фонемы и описание фонематической системы русского языка (глава «Фонология») дается с позиций МФШ, при этом фонема передается косыми скобками. Глава включает определение фонемы, нейтрализации фонем, позиции, оппозиции, архифонемы, парадигмы фонемы, гиперфонемы, морфонемы и суперфонемы; характеристику позиционных чередований, дифференциальных признаков фонем и инте-

гральных признаков звуков, синтагматики и парадигматики звуковых единиц; рассматриваются разные фонологические школы.

Учение о фонеме лежит в основе фонологии - раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка. Фонология возникла в России в 70-х годах XIX в. Ее основоположник И.А.Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ. В настоящее время в России ведущее положение в фонологии занимают два научных направления - Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л)ФШ). Основоположник П(Л)ФШ - Л.В.Щерба, ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ.

Основа теории МФШ - учение о фонеме. Важнейшее положение -необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка. В этом главное отличие МФШ от многих других фонологических школ. Применение морфемного критерия опирается на перцептивную функцию фонем: опознание и отождествление говорящими слов, а также морфем, выступающих в разных контекстах и реализованных в связи с этим разными звуками, осуществляется благодаря не только единству значения, но и единству фонемного состава. Применение морфемного критерия опирается и на сигнификативную функцию фонем: выступая в одной морфеме и не участвуя, следовательно, в смыслоразличении, позиционно чередующиеся звуки относятся к одной фонеме.

МФШ в процессе развития, совершенствования использует и близкие ей идеи, высказанные представителями других школ. Так, МФШ участвует в разработке понятия дифференциальных и интегральных признаков фонемы, ранее выдвинутого Пражской фонологической школой и опирающегося на сигнификативную функцию фонем.

МФШ ввела понятие гиперфонемы, представляющей собой особый случай неполной реализации в отдельных морфемах всего ряда по-зиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему. Гиперфонема -функциональная единица, представленная отдельным звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, относящихся к общей части нейтрализованных фонем, не приводимая в данных морфемах однозначно к одной из этих фонем.

МФШ ввела понятие суперфонемы - фонологической единицы, которую образуют фонемы, чередующиеся в одних и тех же морфемах в зависимости от фонетических позиций.

Основные положения, выдвинутые при анализе фонемы, применяются МФШ и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации, диэремы (пограничных сигналов), сингармонизма и др. Идеи МФШ нашли применение в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы представляют собой модификации одной и той же единицы более высокого уровня (яруса), находит все большее применение не только в фонологии, но и при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.

МФШ и П(Л)ФШ рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции с одной и той же точки зрения - функциональной. Основное различие между МФШ и П(Л)ФШ - в оценке звуков, выступающих в сигнификативно слабых позициях. МФШ функциональный критерий распространяет и на эти позиции.

П(Л)ФШ к одной фонеме относит только часть позиционно чередующихся звуков. Для сигнификативно слабых позиций П(Л)ФШ выдвигается иной критерий, чем для сигнификативно сильных, - общность у звуков слабых позиций со звуками сильных позиций фонетических признаков, определяемых по сильной позиции как дифференциальные. Фактически выдвигается требование определенной фонетической близости звуков сильных и слабых позиций.

Из различий между МФШ и П(Л)ФШ в фонологических оценках звуков, выступающих в слабых позициях, вытекает и разное представление о степени вариативности фонемного состава морфем. МФШ устанавливает принцип неизменности фонемного состава морфемы при фонетических чередованиях звуков, обусловленых данными позициями; фонемный состав морфем может меняться только при исторических чередованиях. П(Л)ФШ считает, что фонемный состав морфем варьируется и в зависимости от подобных фонетических позиций.

Пражская фонологическая школа (ПФШ) возникла во второй половине 1920-х годов, основные создатели ее теории - выходцы из России Н.С.Трубецкой и Р.О.Якобсон. ПФШ и МФШ сближает идея нейтрализации фонем. Но содержание основной единицы фонологии - фонемы в

МФШ и ПФШ различно. МФШ и ПФШ по-разному оценивают и фонологическую сущность звуков, выступа-ющих в позиции нейтрализации. Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и теория дифференциальных признаков, тогда как МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. В основе учения ПФШ - сигнификативная функция фонемы, в основе учения МФШ - перцептивная. Эти школы, описывая языковую реальность с разных сторон, дополняют друг друга. Поэтому теория фонемы должна строиться на синтезе взглядов этих школ. Серьезные шаги в этом направлении были сделаны Р.И.Аванесовым и М.В.Пановым.

В следующих двух главах автор рассматривает фонетические чередования звуков и фонологическую систему русского литературного языка. Завершают книгу разделы «Орфоэпия» и «Теория письма», включающий две главы «Графика» и «Орфография».

В.В.Потапов

2004.03.018. НАДЕИНА Т.М. ФРАЗОВАЯ ПРОСОДИЯ КАК ФАКТОР РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. - М.: Ин-т языкознания, 2003. - 144 с. -Библиогр.: с. 133-140.

В монографии, посвященной исследованию влияния просодического оформления текста на результат его смыслового восприятия, анализируется место и роль просодических средств в структуре речевого воздействия, излагаются результаты психосемантического эксперимента, направленного на изучение взаимосвязи между типом просодического оформления текста и реакциями реципиентов на его содержание. Автором определяется характер влияния таких просодических средств, как темп речи, синтагматическое членение, паузация, фразовая акцентуация, на сознание индивида, предлагается функциональная концепция просодии, позволяющая уточнить ее место в структуре языка.

Книга состоит из предисловия, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В предисловии рассматриваются вопросы о месте просодии в системе языка, ее взаимоотношениях с другими языковыми средствами и роли в процессе речевой коммуникации, а также теоретические предпосылки подхода к изучению данной проблемы в лингвистических исследованиях, определяется цель исследования - изучение роли просодической организации речи в процессе речевого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.