Научная статья на тему '2004. 03. 011. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения: анализ художественного произведения: практикум. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 216 с'

2004. 03. 011. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения: анализ художественного произведения: практикум. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 216 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
840
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ЯЗЫК И СТИЛЬ / РУССКАЯ ПРОЗА ЯЗЫК И СТИЛЬ / СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 011. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения: анализ художественного произведения: практикум. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 216 с»

Наибольшего расцвета все виды прозиметрии достигли в два последних десятиления ХХ в., в связи с активным развитием русского постмодернизма с обязательной для него интертекстуальностью, цитат-ностью, а также с повышенным интересом к маргиналиям, в том числе комментарию, «заголовочно-финальному» комплексу и т.д. Параллельно активизируется подключение современных текстов к разнообразным традициям, многие из которых (древнеяпонская, античная и древнефар-сийская) нередко использовали прозиметрию. Анализируются тексты В. Аксенова («Золотая наша железка», «Мой дедушка - Памятник», «Сундучок», «Остров Крым»), А. Битова («Пушкинский дом»), А. Терца («Прогулки с Пушкиным»).

О. В. Михайлова

2004.03.011. ЭСАЛНЕК А.Я. ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 216 с.

В предисловии доктор филол. наук А.Я. Эсалнек (проф. МГУ) уточняет различие между произведением и текстом, вводит, опираясь на суждения Ю.М. Лотмана, понятие модели - художественной и логической, научной. Далее, в трех главах пособия-практикума рассматриваются принципиально различные модели художественного произведения - эпического, драматического и лирического. Все теоретические положения иллюстрируются примерами из произведений русской классической литературы Х1Х-ХХ вв.

Модель эпического произведения включает понятия персонаж, характер (тип), художественный образ, обозначающие три стороны одного и того же явления, а также сюжет (однолинейный или многолинейный). Автор уточняет понятия: повествование, рассказчик, диалог, монолог; останавливается на особенностях речи персонажей, которая может быть не только прямой (в диалогах и монологах), но и косвенной, передаваемой другим героем или повествователем. В несобственно-прямой речи умственно-психологическое состояние героя тоже передается словами повествователя или автора; в таких случаях взаимопроникновение их голосов особенно заметно. Все названные формы речи героев, «будучи словесными высказываниями героев... большей частью входят в сюжет или спаяны с ним» (с. 67).

Следующими тремя компонентами модели эпического произведения являются портрет, интерьер и пейзаж, которые могут быть в разной степени детализированы. Становясь объектами наблюдений или эмоциональных переживаний персонажей, они составляют предметную детализацию эпичес-

кого произведения. Лирические отступления (еще один компонент произведения) могут иметь вид глубоких раздумий или рассуждений автора-повествователя. Как правило, они, дополняя сказанное о героях или ситуации в целом, «не входят ни в состав сюжета, ни в состав предметной детализации... но являются. элементом композиции» (с. 75).

Роль повествователя (его не стоит отождествлять с автором, который является инициатором и творцом всего происходящего в произведении) заключается в том, что он сообщает о поступках героев, о событиях, происходящих между их встречами, описывает места действия, располагает, компонует все события и предметные детали, из которых складывается воображаемый читателем предметный мир произведения. Повествователю принадлежат все слова, с помощью которых воссоздается образная картина мира.

В содержании произведения выделяют два основных аспекта - тематику и проблематику, которая отражает авторский интерес к воссоздаваемым явлениям. Термин идея нередко трактуется как ответ на вопрос, якобы поставленный автором; однако, по мнению А.Я. Эсалнек, «писатель не ставит вопросов и не дает ответов, а "призывает" нас думать о важных, с его точки зрения, обстоятельствах жизни» (с. 79). Поэтому «своеобразным ответом на вопрос, внутренне возникающий у читателя, можно считать эмоциональное отношение автора к характерам изображаемых героев и к типу их поведения. Писатель приоткрывает свои симпатии или антипатии к тому или иному герою, а по существу, к тому или иному типу личности, при этом далеко не всегда оценивая ее однозначно» (там же).

Особенно волнуют писателей такие моменты в жизни героев, которые обнаруживают неблагополучие, дисгармонию, т.е. разного плана противоречия и конфликты. От их сути зависит эмоциональная окрашенность (тональность) изображаемого мира - драматическая, трагическая, героическая, романтическая, юмористическая, сатирическая (с нею связаны комическое, ирония, сарказм).

К числу эпических жанров, помимо повести и рассказа, относятся: новелла, очерк, роман, эпопея. В их образовании «принимают участие» три типа проблематики, которые составляют основополагающие свойства произведений эпического рода, что дает основание выделять жанры героического, романического и нравоописательного типа (с. 96).

Рассматриваемая система дефиниций дополняется понятиями метод и стиль. «При определении метода и его своеобразия главным ориентиром является принцип понимания и воспроизведения характеров и ситуаций с точки зрения степени их достоверности и правдивости по отношению к

породившей их действительности» (с. 124). Постижение стиля «предполагает установление взаимодействия, соотнесенности, взаимообусловленности различных компонентов формы, ибо именно единство, взаимосвязь и гармония их создает у читателей впечатление целостности и совершенства художественного произведения, т.е. наличия стиля как такового» (с. 125). Понятие стиль используется при анализе отдельного произведения, творчества писателя и какого-то периода в развитии национальной литературы.

В отдельный параграф вынесено понятие хронотопа в эпическом произведении, введенное в научный обиход М.М. Бахтиным и означающее определенное соотношение пространства и времени при ведущем значении времени (с. 110).

Показателем периодизации литературного процесса являются литературные направления. Автор пособия коротко характеризует специфику классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, символизма, социалистического реализма, постмодернизма.

Драматическое произведение «представляет собой словесный текст, который составляет литературную основу сценария, предназначенного для создания спектакля.» (с. 145). В нем нет повествователя как посредника между автором и зрителем. Иногда эту роль могут выполнять ремарки. Персонажи здесь действуют как бы самостоятельно, вступая в словесное общение друг с другом. Драматический текст представляет собой сплошную цепь диалогических высказываний, реплик и монологов, из которых и складывается действие. Наиболее предпочтительные наименования произведений драматического рода - трагедия, драма, комедия, мелодрама - указывают на преобладание того или иного эмоционального, содержательного начала.

Своеобразие лирического произведения состоит в том, что оно воссоздает и доносит до нас внутренний, субъективный мир лично-сти - чаще всего самого поэта, в переживаниях которого обнаруживается определенная характерность, или обобщенность. Выделяют три типа лирических произведений. Первый обнаруживает преобладание в тексте эмоционально окрашенных размышлений и переживаний; во втором эмоциональные раздумья и переживания сочетаются с какими-то фактами, которые стали их источником; в третьем типе лирики преобладает предметная изобразительность или повест-вовательность при наличии скрытого лирического начала.

В первом из названных типов лирических произведений композиция подразумевает организацию лирического монолога; во втором композиция включает чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций лирического героя; в третьем типе эмоционально-мыслительное начало может быть

не выражено словесно, но оно мотивирует движение фактов, впечатлений и даже ход событий. Лирические жанры - ода, элегия, сатира - осознаются при анализе их содержания, которое «представляет собой сплав мотивов с порожденным ими эмоциональным раздумьем, размышлением, настроением» (с. 182).

Помимо эпических, драматических и лирических произведений, существуют лироэпические произведения, которые занимают пограничное положение между эпосом и лирикой. К их числу прежде всего относятся поэмы. Лироэпические поэмы тяготеют к двум типам: в одном из них довольно четко обнаруживается эпическое начало (как, например, в «Медном всаднике» Пушкина), в другом - преобладает лирическое («Мцыри» Лермонтова). К числу поэм сложного плана может быть отнесен «Реквием» Ахматовой.

В Приложении автор кратко напоминает об основных приемах и способах создания экспрессивно значимой художественной речи, выделяя лексику и ее особенности, сущность и способы образования иносказательных форм речи, эмоционально значимые синтаксические единицы речи, звукопись, разные принципы ритмической организации речи и в связи с этим - типы стихосложения, виды рифм и способы рифмовки, варианты строфической организации и т. п.

А.А. Калугин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.