2004.03.005. ПУТЕШЕСТВЕННИКУ ПО ГОРОДАМ И КРЕПОСТЯМ: СБ. В ЧЕСТЬ ХЕРВИГА ЭБНЕРА.
Viatori per urbes castraque: Festschrift fur Herwig Ebner. - Graz, 2003. - 748 S.
Реферируемый сборник статей о городах и крепостях (преимущественно Центральной Европы) в Средние века и Новое время посвящен 75-летнему юбилею австрийского историка-урбаниста Хервига Эбнера, профессора университета Граца. Будучи на протяжении десятилетия (80-е годы) главой директората Института истории этого университета он стал одним из инициаторов создания центральноевропейского союза историков-урбанистов, преимущественно медиевистов, и привлечения к сотрудничеству коллег из социалистических стран, в том числе России. В эти же годы им был поставлен вопрос о важности разработки сравнительной истории городов в широких рамках Центральной Европы и хронологических периодов (Средневековье, раннее Новое время и др), равно как и таких принципиальных тем, как, например, «город и государство», «город и индивидуальность», «город и повседневность» и т.п. Эта сторона деятельности профессора Х. Эбнера нашла отражение в аналитической статье Е. Энгель «Комиссия специалистов по городской истории Исторического общества ГДР и ее международные контакты (попытка осмысления ее истории)» (с. 143-166).
Главными принципами исследовательских практик Х.Эбнера, которыми он руководствуется сам и которые он стремится передать своим ученикам и коллегам, являются: сочетание анализа письменных источников со всесторонним археологическим обследованием изучаемых старинных городов; социокультурная расшифровка социальных и правовых норм, преломления житейских правил и поведенческих норм в памятниках городского изобразительного искусства; разработка истории повседневности и материальной культуры как нового историкоантропологического актуального направления исследований и т.п. Соответственно этим принципам выдержаны структура и содержание юбилейного сборника, включающего в себя сорок оригинальных статей учеников и коллег юбиляра. Приводимый далее сокращенный их перечень показателен сам по себе с точки зрения уровня и направлений развития современной новой урбанистики, как исторической дисциплины, в первую очередь истории становления и развития городов в Центральноевропейском ареале: «Формирование в Штрии
могущественного рода министериалов Лонспергеров и их политика в отношении бургов» (Г.Бернхард, с. 11-35); «Историческая память и особенности ее осмысления в XV-XVI вв. в печатных книгах (Д.Беккер, с. 37-52), документах административных учреждений и исторических сочинениях (Х.Беккер, с. 38-53); «Институт «хаусгеноссен» (домочадцы, подселенцы) в городах Верхней Саксонии и его эволюция в позднее Средневековье и раннее Новое время (Х.Бройер, с. 73-96); «От деревни к рынку: к вопросу о правовом развитии патримониальных рынков в Штирии» (В.Бруннер, с. 97-110); «Исследование правового качества австрийских городов и рынков по формулярам княжеских привилегий XIV в.» (Г.Червинка, с. 111-130); «Документ о добрососедских
отношениях, дарованный форштадтам Лейпцига в 1550 г. князем Ульрихом Великим» (К.Чок, с. 131-142); «Саксонские территориальные округа, города и сеньориальные владения в начале раннего Нового времени. Итоги статистического поземельного учета (Р.Гросс, с. 215232); «Роль чешско-моравских городов, бургов и монастырей в итинерариях (описаниях) Люксембургов (1311-1419)» (И.Главачек, с. 277-292); «Прекрасный город Виллах в итинериии (описании) Паоло Сантонино» (Х.Хундсбихлер, с. 293-302); «Старинная штирийская линия Габсбургов и их иконографически-геральдическое присутствие в Тироле» (Ф.-Х. Фон Хойе, с. 311-330); «Достоинства правителя в
изобразительном искусстве позднего Средневековья» (Г.Яритц, с. 331— 344); «Предприниматель и предпринимательское поведение «Druckerher-ren» и «Druckerverleger» в немецком искусстве книгопечатания XV-XVI вв.» (А.Ястребицкая, с. 345-364); «Борьба за право. Города Штирии в эпоху контрреформации и абсолютизма» (А.Кернбауэр, с. 383-398); «Правовая иконография средневековых центров власти» (Г.Кохер, с. 399404); «Правовое значение понятия «der corpora» в средневековом Зальцбурге (М.Кениг, с. 425-430); «Городские башни в Австрии как знаки бюргерского самосознания (Х.Лакнер, с. 431-452); «Этнонимы и образ чужого» (Ю.Лихтенберг, с. 453-475); «О социальном положении вдов в городе позднего Средневековья и начала раннего Нового времени. На примере горного города Фрейберга в Саксонии (Б.Петцольд, с. 477502); «Домохозяйство аристократии: инвентарий графини Анны-Марии фон Дернбах (Франкония), 1688 г.» (Э.Риеденауэр, с. 515-536);
«Постановления Лейпцигских ярмарок относительно взвешивания товаров: начало XVI в.» (М.Штраубе, с. 667-684); «Малые города и местечки в Нордхарцволанде и западноэльбских областях
архиепископства Магдебург. К типологии городских форм поселения в ХШ-ХУ вв.» (Э.Уитц, с. 693-706); «Городское право (XIII в.) в Новом городе Вены» (К.Зоннляйтнер, с. 645-658).
А.Л.Ястребицкая
ИСТОРИЯ РОССИИ И СССР
2004.03.006. СМИЛЯНСКАЯ Е.Б. ВОЛШЕБНИКИ. БОГОХУЛЬНИКИ. ЕРЕТИКИ. НАРОДНАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ И «ДУХОВНЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ» В РОССИИ ХУШ в. - М., 2003. - 464 с.
Монография посвящена изучению «народного христианства» и особенностей картины мира православного человека в России в «век Просвещения». Основным источником послужили более 500 судебноследственных «духовных дел» из центральных и областных архивов. Это дела, возникавшие в связи с обвинениями в волшебстве, богохульстве и кощунстве, а также дела о религиозном вольнодумстве реформационного толка, которые наиболее рельефно отражают крайние формы неприятия именно «народной веры». В них сохранились показания более чем полутора тысяч обвиняемых, свидетелей, чиновников государственного аппарата, производивших следствие, и судей, выносивших приговоры.
Для исследования автором была выработана программа описания каждого следственного дела и сформирована база данных, в 20 полях которой наряду с архивоведческой характеристикой, сведениями о следственном процессе (сроках, методах ведения системе наказаний), о социальном лице обвиняемых, доносчиков, свидетелей зафиксированы свидетельства о религиозных, политических, социальных, правовых представлениях лиц, причастных к процессу. Особое внимание было уделено фиксации «улик», включенных в дела - текстов заговоров, гаданий, документальных и эпистолярных памятников, описей личных архивов и библиотек обвиняемых.
Все эти материалы отражают несхожие проявления религиозных чувств. Объединяет их только «запретность», «противность»
содержащихся в них свидетельств о некоей идеальной религиозной системе - «официальному православию». В основе работы лежит тезис о том, что «и XVIII век таил в себе немало «волшебного» и что значимость веры в магическое для человека века Просвещения была вполне реальным фактором его бытия и мировоззрения» (с. 47).