Научная статья на тему '2004. 01. 009. Басик В. П. Конституционные основы, законодательство и практика защиты прав соотечественников за рубежом: (опыт сравнительно-правового исследования). - М. : Манускрипт, 2002. - 160 с'

2004. 01. 009. Басик В. П. Конституционные основы, законодательство и практика защиты прав соотечественников за рубежом: (опыт сравнительно-правового исследования). - М. : Манускрипт, 2002. - 160 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 009. Басик В. П. Конституционные основы, законодательство и практика защиты прав соотечественников за рубежом: (опыт сравнительно-правового исследования). - М. : Манускрипт, 2002. - 160 с»

туцией, исключающей приоритет какой-либо ветви перед другими, а тем более наличие институтов власти, стоящих над иными властями; отсутствии какой-либо конституционной ответственности Федеральных выборных и назначаемых должностных лиц (Президента, Председателя Правительства и др., депутатов Государственной думы, а также выборных должностных лиц и депутатов в субъектах РФ);

- конституционная конструкция федеративного устройства РФ, объективно не способствующая централизованному руководству делами государства;

- ряд просчетов относительно гражданства и миграционных потоков;

- установление усложненного порядка изменения и дополнения действующей Конституции РФ и т.д. (с. 12-13).

Далее речь идет об основных направлениях обеспечения конституционной безопасности РФ: укреплении государства как основы этой безопасности; обеспечении высокой роли Конституции РФ и конституционного законодательства, гражданского мира и согласия, прав и свобод человека и гражданина; совершенствовании федеративных и межнациональных отношений; использовании политического плюрализма, институтов гражданского общества и демократии.

Специальные задачи обеспечения конституционной законности рассматриваются через функционирование Конституционного суда РФ и конституционных, уставных судов субъектов Федерации.

Е.В.Алферова

2004.01.009. БАСИК В.П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ: (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). - М.: Манускрипт, 2002. - 160 с.

Монография В.П.Басика состоит из двух глав. Первая - «Конституционно-правовое регулирование защиты прав сотечественников за рубежом» открывается ретроспективным исследованием опыта правового регулирования в данной области в контексте статуса национальных меньшинств по международному праву и национальному законодательству, поскольку начало правовому регулированию в данной области положило взаимное договорное урегулирование статуса соответствующих меньшинств между европейскими государствами; национальное же зако-

нодательство подтверждало, главным образом, положения международных договоров.

Затем автор переходит к анализу конституционного законодательства в области защиты прав соотечественников за рубежом, подчеркивая, что она носит комплексный характер. В ее основе лежит «естественная связь постоянно или временно находящихся за границами страны соотечественников... Эта связь ... побуждает любое государство происхождения к защите прав своих соотечественников» (с. 32). Автор проводит разграничение между конституционно-правовым и международно-правовым аспектами проблемы, отмечая всю сложность такого разграничения в конкретных вопросах, поскольку здесь возможны конфликты и ситуации прямого или косвенного вмешательства одного государства в дела другого. «В мировой истории, - замечает автор, - это отнюдь не редкость» (с. 32).

Вопросы статуса соотечественников в РФ регулируются как на федеральном, так и региональном уровнях, однако стройная система нормативных актов еще не сформирована. Основным документом является Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. В данном акте соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (ч. 1. ст. 1).

В Законе выделено несколько групп соотечественников:

1) граждане РФ, проживающие за рубежом (в эту группу входят постоянно проживающие за рубежом граждане РФ, включая и лиц с двойным гражданством);

2) лица, состоявшие в гражданстве СССР (лица, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, и являющиеся гражданами этих государств или лицами без гражданства);

3) выходцы из страны (эмигранты) (к этой группе относятся лица, являвшиеся подданными Российского государства1, гражданами Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, но в настоящее время являющиеся иностранными гражданами или лицами, имеющими вид на жительство или лицами без гражданства);

4) потомки соотечественников (потомки граждан России, проживающих за рубежом, лиц, состоявших в гражданстве СССР или эмигран-

1 В Законе использовано данное неточное наименование государства.

тов за исключением потомков лиц титульной нации иностранных государств).

Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности, поэтому им не нужны какие-либо дополнительные усилия для признания соотечественниками.

Иначе обстоит дело с другими группами соотечественников. Они должны подтвердить определенные юридические факты, которые устанавливаются на основании имеющихся у ходатайствующего документов или иных доказательств.

Признание соотечественником является актом свободного выбора и подтверждается специальным свидетельством установленного Правительством РФ образца. Оно выдается после подачи письменного заявления в дипломатическое или консульское представительство за рубежом либо в органы внутренних дел по месту пребывания на территории РФ. Действия или решения государственных органов или должностных лиц, связанные с выдачей свидетельства, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке (ч. 4. ст. 3), при этом жалоба по желанию соотечественника может быть подана им через члена совета (комиссии) соотечественников.

В работе отмечается, что позиция страны в отношении составляющих диаспору соотечественников подвергается аргументированной критике и в научных изданиях, и в политической публицистике. Никакой системы защиты прав русских в ближнем зарубежье не существует, есть только разнообразные декларации о намерениях. Первоочередными задачами являются вопросы гражданства, возможности получения образования на русском языке, отработанная в рамках двусторонних и многосторонних отношений процедура взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях и т.д.

Международно-правовая база защиты прав соотечественников за рубежом представлена в монографии международно-правовыми установлениями, касающимися защиты прав национальных меньшинств (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам 1994 г., Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. и др.).

Глава вторая «Основные направления защиты прав соотечественников за рубежом: Мировой опыт и его учет в формировании государственной политики и конституционного законодательства России» охватывает европейский опыт постколониальной репатриации, т. е. воз-

вращения в метрополию по факту деколонизации европейских владений (здесь основное внимание уделено опыту Франции и, отчасти, Португалии), иммиграционную политику Израиля, а также диаспоральную политику современных государств как способ укрепления связей с соотечественниками за рубежом. Автор публикует большие отрывки из нормативных актов указанных стран.

В работе сравнивается зарубежный опыт, как полученный в экстремальных, отличных от прогнозируемых, так и запланированный опыт репатриации, что, несомненно, является полезным.

Так, во Франции постколониальная репатриация носила экстренный характер: во время «великого исхода» из Алжира в 1962 г. в страну прибывало по 10 тыс. человек ежедневно, к концу лета из 1,1 млн. европейской общины в этой стране 1/3 покинула Алжир. В декабре 1961 г. был принят закон, установивший принцип помощи французам, вынужденным покинуть заморские территории, который применялся к репатриантам из Туниса, Марокко, Экваториальной Африки, Индонезии, Египта и Алжира.

Британское правительство подходило к постколониальной репатриации прагматично и принимало меры для каждой новой волны репатриантов: было создано специальное бюро, которое занималось делами чиновников и военнослужащих, прибывших из Индии, при МИДе была открыта Суданская служба трудоустройства, затем Департамент по приему и обустройству репатриантов из Египта и т.д.

Следует отметить, что именно Великобритания первой осуществила реальную компенсацию репатриантам за утраченное движимое и недвижимое имущество, при этом было выработано несколько оригинальных моделей решения проблемы.

Иммиграционная политика Израиля представляет собой особую модель. В ее основе - собирание рассеянных по миру евреев. Началась она до создания государства Израиль и впоследствии стала его основной задачей в отношениях с диаспорой. Правовую основу этой политики составляет Закон о возвращении 1949 г., сильной стороной израильского опыта является наличие общественных организаций, занимающихся иммиграцией и организацией диаспоры, важную роль в механизме иммиграции сыграла негосударственная организация - Еврейское агентство, взаимоотношения которого с государством были поставлены на правовую основу в результате принятия специального закона в 1952 г.

Диаспоральная политика современных государств включает как различного рода организационные, финансовые меры, материальную под-

держку, так и создание нормативной базы по вопросам статуса соотечественников. В работе приводится, в частности, в качестве примера принятый в Южной Корее акт «О въезде, выезде и правовом статусе зарубежных корейцев». Представляет интерес и описанный в работе опыт Китая, Венгрии, Бразилии, ФРГ по урегулированию статуса соотечественников и взаимоотношений с диаспорой.

В заключение автор критически оценивает российскую политику в отношении соотечественников за рубежом и выдвигает свои предложения по ее изменению.

Г. Н. Андреева

2004.02.010. Г.Н.АНДРЕЕВА. ВЕНГЕРСКИЙ ЗАКОН О ЗАРУБЕЖНЫХ СООТЕЧЕСТВЕННИКАХ (Обзор).

1. Венгерская диаспора и венгерское законодательство о зарубежных венграх

Венгерская зарубежная диаспора весьма значительна и составляет примерно треть общей численности венгров. Большая часть ее сформировалась в результате изменений территории государства в Х1Х-ХХ вв. По образному выражению посла Венгрии в Украине Ференца Контры, «еще живы те, кому довелось проживать в разных странах, не выезжая из родной деревни» (1). Другие венгры оказались за рубежом в результате политической эмиграции. В ходе и после венгерской революции 1956 г. страну покинуло около 200 тыс. человек, выступавших против возрождения сталинистского режима. Большинство из них интегрировалось в западные общества (2).

Обстоятельства формирования диаспоры повлияли и на венгерское правовое регулирование отношений с ней. В п. 3 §6 действующей Конституции содержится положение о том, что «Венгерская Республика чувствует ответственность за судьбу венгров, проживающих вне ее границ, и способствует культивированию их связей с Венгрией» (3). Для объективности картины нельзя не отметить, что венгерская Конституция отличается основательным регулированием и статуса национальных и этнических меньшинств, что, по справедливому замечанию профессора МГУ Д.Л. Златопольского, «имеется далеко не во всех конституциях стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.