Научная статья на тему '2004. 01. 006. Дэфлем М. Фердинанд тённис о преступлении и обществе: неисследованный вклад в социологию криминалистики. Deflem M. Ferdinand Tonnies on crime and society: an unexplored contribution to criminological Sociology // history of the human Sciences. - L. , new Delhi, 1999. - Vol. 12, N. 3, - P. 87-116'

2004. 01. 006. Дэфлем М. Фердинанд тённис о преступлении и обществе: неисследованный вклад в социологию криминалистики. Deflem M. Ferdinand Tonnies on crime and society: an unexplored contribution to criminological Sociology // history of the human Sciences. - L. , new Delhi, 1999. - Vol. 12, N. 3, - P. 87-116 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕННИС Ф / СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Симон М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 006. Дэфлем М. Фердинанд тённис о преступлении и обществе: неисследованный вклад в социологию криминалистики. Deflem M. Ferdinand Tonnies on crime and society: an unexplored contribution to criminological Sociology // history of the human Sciences. - L. , new Delhi, 1999. - Vol. 12, N. 3, - P. 87-116»

го, но и субъективно верного действия. Она даже указывает на то, что ментальные решающие события в обоих вариантах действия принципиально одинаковы.

Слабость позиции Парето кроется в ориентации только на правильную рациональность. Веберовская теория действия делает шаг вперед по сравнению с позитивистской герменевтикой теории Парето.

Л.В.Гирко

2004.01.006. ДЭФЛЕМ М. ФЕРДИНАНД ТЁННИС О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ОБЩЕСТВЕ: НЕИССЛЕДОВАННЫЙ ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ КРИМИНАЛИСТИКИ.

DEFLEM M. Ferdinand Tönnies on crime and society: an unexplored contribution to criminological sociology // History of the human sciences. - L., New Delhi, 1999. - Vol .12, N. 3, - P.87-116.

В своей статье Мэтью Дэфлем сетует на то, что безусловный вклад Фердинанда Тённиса в социологию криминалистики был недооценен учеными, изучающими историю социологии. Поэтому Дэфлем уже в самом начале ставит перед собой задачу выявить специфику методологических и концептуальных характеристик подхода к изучению социологии криминалистики из общих социологических теорий Тённиса. С его точки зрения, пренебрежение данной темой привело к тому, что эксперты переоценили идею Тённиса об интеграции социологической теории и эмпирической практики, разрушив тем самым картину единой концепции социального порядка.

Не является секретом и то, что труды Тённиса еще не были глубоко исследованы. Лишь некоторые ученые совершили попытку проникнуть в суть его сложных теоретических изысканий. Пожалуй, наиболее известна теория, именуемая им самим как «Gemeinschaft и Gesellschaft», то есть «Община и общество», которую, действительно, можно назвать центральной в теннисовской социологии. Основная идея этой теории заключалась в противопоставлении понятий общинных отношений и связей, с одной стороны, и общественных - с другой. Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняются как сознательным путем (в силу следования традиции), так и бессознательным (благодаря эмоциональным узам и объединяющему влиянию языка). Однако, если обратиться ко всему спектру научных трудов, оставленных социологом, можно понять, что далеко не все явления сводятся к этим двум терминам. Библиография Тённиса насчитывает около

900 различных произведений. Среди них не только теоретические трактаты, но и конкретные эмпирические исследования. Внушительную часть составляют произведения, посвященные социологии криминалистики, а именно: 34 работы (22 статьи, 3 книги и 9 рецензий), а также 17 статей, посвященных криминологической статистике. По этой причине Дэфлем настаивает на переосмыслении значимости социологического подхода к изучению криминалистики у Тенниса в контексте его общетеоретической базы.

Фундаментом двух типов организации социальной жизни Теннис полагал два типа воли, обозначенные им как Wesenwille и Kurwille. Wesenwille - это воля сущности, то есть, в некотором смысле, воля целого, определяющая любой, пусть даже самый незначительный аспект социальной жизни. Kurwille означает иной тип действия интегрирующего фактора, ослабление социальной воли, расчленение ее на множество частных суверенных воль, механически сочетающихся в целое общественной жизни. Первостепенное значение, придаваемое Тённисом понятию воли, дало основание большинству исследователей отнести его идеи к психологическому направлению в социологии. Вряд ли это справедливо, поскольку воля лишь в малой степени интерпретируется Тённисом в качестве психологического фактора. Хотя он и пишет постоянно о том, что без воли нет человеческого поведения, воля в его концепции - весьма абстрактное понятие, лишенное непосредственного психологического смысла.

Рационалистический характер тённисовского обоснования социологии проявился в его трактовке социального поведения индивидов. Анализируя социальное поведение, Тённис использовал введенную Максом Вебером типологию, согласно которой выделяются целерациональ-ная, ценностнорациональная, аффективная и традиционная формы социального поведения. В первой из этих форм, считал Тённис, реализуется Kurwille, в трех же последних - Wesenwille. Рациональная работа разума служит, таким образом, критерием различения двух типов воли и связанных с ними двух типов общественного устройства.

Значительное место в его теории занимает эволюция общественных законов. Тённис полагал, что в любом человеческом обществе неизменно происходит процесс трансформации закона общинного (неписаного) в закон договорный, который оформляется при помощи самых различных документов. Трудно, однако, говорить о том, что в слово «эволюция» Тённис вкладывает много положительного смысла. Скорее на-

оборот, мы можем почувствовать оттенки сожаления в его рассуждениях о данной трансформации. Именно здесь берет свои корни социология преступности. Тённис рассматривает преступление как феномен социального сознания. Феномен этот заключается в расхождении между индивидуальными представлениями и общественными. Безусловно, одна из причин роста преступности в современном мире связана с договорной основой, на которой построены законы. Они могут быть осознаны с точки зрения разума, но не с точки зрения эмоций, потому что были навязаны большинству членов общества априори.

В первую очередь, Тённис проводит четкие границы между преступлениями и нарушениями как двумя категориями наказуемых актов. Преступления он определяет как сознательное действие против политических и социальных законов. Преступления, как правило, направлены против частных лиц, частной собственности или же человеческого достоинства. Нарушения являются несознательным действием и они относятся к самым разным аспектам социальной жизни. Помимо этих двух типов Тённис выделяет также социальное насилие, характерное для современного общества. Имеется в виду, что общинные отношения не знают социального насилия, поскольку в таком обществе не существует глубокой классовой дифференциации. Дэфлем приводит и внушительное количество эмпирических исследований Тённиса, посвященных данной проблематике. Очевидно, что социолога волновали проблемы современного ему мира, и он пытался отыскать причины сложившегося положения вещей, в частности, роста преступности. В теоретическом плане Тённис вновь обращается к терминам «Gesselschaft» и «Gemeinschaft», подразумевая в данном случае два типа преступления и два типа социального поведения. Эти два термина соотносятся друг с другом примерно так же, как преступление и нарушение, с одной стороны, и социальное насилие - с другой.

Помимо всего прочего Дэфлем подчеркивает огромный вклад, который был внесен Тённисом в изучение криминологической статистики. Тённис стал изобретателем многих теоретических схем и практических решений в сфере этой науки, столь необходимой для современного общества.

М.Е.Симон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.