Научная статья на тему '2003. 03. 041048. Шведовп. В. Исследование толерантности в современной России: этнический аспект. (обзор)'

2003. 03. 041048. Шведовп. В. Исследование толерантности в современной России: этнический аспект. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
305
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА РФ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РФ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РФ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РФ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НАРОДЫ РФ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИК- ТЫ РФ ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИА- ЛОГ / ИНДЕНТИЧНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 041048. Шведовп. В. Исследование толерантности в современной России: этнический аспект. (обзор)»

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

2003.03.041-048. ШВЕДОВ П.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. (ОБЗОР).

1. Диагностика толерантности в средствах массовой информации: Сб. статей / Под ред. Мальковой В.К. - М., 2002. - 352 с.

2. Досье или рабочие материалы проекта «Разработка методов диагностики толерантности в средствах массовой информации» / Под ред. Мальковой В.К. - М., 2002. - 229 с.

3. Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред.: Лебедева Н.М. -М., 2002. - 416 с.

4. МАЛЬКОВА В.К., ТИШКОВ В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. - М., 2002. - 348 с.

5. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. Мартыновой М.Ю. и др. - М., 2003. - 406 с.

6. Остановитесь! Оглянитесь!: К вопросу об этнической толерантности и конфликтности в Российской прессе / Авт.-сост. и ред. Малькова В. К. -М., 2002. - 172 с.

7. Толерантность и согласие / Отв. ред. Тишков В. А. - М., 1997. - 307 с.

8. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Лебедевой Н.М. - М., 2002. - 288 с.

После распада Советского Союза и создания Российской Федерации в общественных науках проявился особый интерес к изучению всего, связанного с категорией этничности. Ученые больше всего уделяли внимание проблемам конфликтности и нетерпимости. Но постепенно в социальных науках наметился сдвиг в сторону поиска путей оптимизации межэтнических отношений, и на повестку дня вышла тема толерантности и противодействия экстремизму. Одним из первых изданий, посвященных этой проблематике, стал сборник статей «Толерантность и согласие» (7), вышедший по итогам международной конференции в Якутске. В сборнике были представлены основные суждения российских и иностранных авторов по вопросам терпимости и противодействия ксенофобии, создания полноценного гражданского общества. Мощным толчком в развитии этих тем послужило принятие федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском

обществе», под эгидой которой изучением толерантности в российском обществе занялись многочисленные научные коллективы. На первом этапе программы (2001-2003) планируется создание теоретического и методического комплекса по развитию и поддержке толерантности в России. Институт этнологии и антропологии РАН стал одним из разработчиков данных инструментов, проведя многочисленные исследования и создав прогнозы и рекомендации по проведению оптимизации межэтнических отношений в стране и созданию установок толерантного общества. В данном обзоре рассмотрены первые публикации института по этому направлению.

Из нескольких изданий, выпущенных ИЭА РАН в рамках этой программы, одним из основных стал сборник «Идентичность и толерантность» (3). В сборнике представлены результаты работы этнопсихологов, этносоциологов, этнологов России и СНГ, изучавших проблемы изменяющейся этнической, конфессиональной, гендерной идентичности и толерантности у представителей народов Российской Федерации и бывшего СССР в конце XX - начале XXI в. Сборник состоит из трех разделов, в которых представлены как работы уже известных авторов, так и молодых исследователей, в том числе аспирантов и дипломников.

Первый раздел — «Этническая и конфессиональная идентичность на постсоветском пространстве» — посвящен теоретическим и

эмпирическим исследованиям сложных процессов идентификации у детей и взрослых на постсоветском пространстве.

Направления изменений системы идентификации в последнее десятилетие у жителей бывшего СССР и теоретико-методологические проблемы исследований этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России анализируются в статье ответственного редактора сборника Н.М. Лебедевой. Автором выделяются пять основных векторов изменения процессов самоидентификации человека: от

стабильности к неустойчивости, диффузности, неопределенности; от унифицированности к разнообразию; от глобальности к артикулированности, детализации; от потребности в самоуважении к потребности в смысле (правде); от оценочной полярности к антиномичному единству (3, с. 12-15). В статье подробно раскрываются теоретические основы исследований изменяющейся идентичности, рассматриваются основные эмпирические исследования на

постсоветском пространстве по проблемам идентичности и толерантности.

В статье одного из ведущих российских специалистов по этнопсихологии Т.Г.Стефаненко раскрывается тема индивидуальных стратегий конструирования этнической идентичности по материалам зарубежной и отечественной науки. Автор анализирует различные теоретические подходы изучения формирования этнической идентичности и ее изменения в процессе жизни человека. Затрагиваются феномены аккультурации и интеграции индивида в новое сообщество, стратегия биэтнической идентичности.

Статья А.Д.Коростелева посвящена одной из важнейших теоретических проблем отечественной этнологической науки — изменению понятийного аппарата, в частности — проблеме сопоставления терминов «этническая идентичность» и «этническое самосознание». Анализируя различные подходы к пониманию и расшифровке терминологического аппарата науки и эмпирические данные, исследователь приводит оригинальное объяснение этим двум терминам и области их применения в научной практике.

Эмпирический блок первого раздела открывается статьей В. Н. Павленко, посвященной формированию этнической и религиозной идентичности в их соотношении у детей разного возраста на Украине. Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах: изучить соотношение этнических и религиозных самоидентификаций у подростков разных этнических групп, постараться раскрыть особенности религиозных представлений у детей разных этнических групп, изучить возрастные особенности формирования этнической и религиозной идентичности. Методы исследования сочетали в себе и качественные, и количественные подходы. Деление подростков производилось и по возрасту (12 и 15 лет), и по посещению обычной общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением еврейского языка, религии и культуры (3, с. 49-51).

Особенности идентификации русских в Беларуси подробно рассмотрены в статье Л. И. Науменко. Статья написана на основе исследования, реализованного в конце 2000 — начале 2001 г. в итоге выполнения автором научного проекта «Поляки и русские в Беларуси. Проблемы сохранения и утраты этнической идентичности». Целью статьи явилось освещение результатов начального анализа данных, отражающих специфику и особенности этнической идентичности, а

также ее место среди других составляющих социальной идентичности русских (таких, как гражданская, советская, славянская, европейская и т.п.) (3, с. 112).

Статья В.В .Гриценко посвящена кризису идентичности у вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в Россию. Исследование проводилось в селах и городах Волгоградской и Саратовской областей в 1996-1999 гг. Значительный интерес для исследователей представляли сравнительная характеристика и анализ структуры социальной идентичности вынужденных мигрантов и коренных жителей принимающих территорий РФ.

Проблемы и механизмы развития психосоциальной идентичности в юношеском возрасте у хантов и манси раскрываются в статье М.А.Козловой. В исследовании приняли участие студенты средних специальных учебных заведений города Ханты-Мансийска. В ходе исследования были выявлены полярные типы идентичности: зрелая психосоциальная идентичность и диффузная идентичность.

Последнее исследование данного раздела посвящено кросс-культурному сравнению процессов социальной идентификации российских, польских и голландских студентов педагогических вузов (автор статьи - Н.И.Иванова).

Второй раздел «Этническая толерантность в поликультурных регионах России» содержит статьи, освещающие результаты эмпирических этнопсихологических исследований толерантных — интолерантных установок на межэтническое взаимодействие в Карачаево-Черкесии, республике Башкортостан, в Поволжье - Самаре и Самарской области, в Пензенской области, республике Саха (Якутия). В этих работах анализируются социально-психологические факторы разных уровней, влияющие на формирование этнической толерантности-интолерантности в поликультурных регионах, важнейшими из которых являются валентность (позитивность-негативность) этнической идентичности, культурные ценности и категориальная структура сознания представителей разных этнических групп. Ниже мы кратко рассмотрим основные выводы этих исследований.

Статья Н.М.Лебедевой и Ф.М.Малхозовой посвящена социальнопсихологическому исследованию этнической толерантности в Карачаево-Черкесии. Основные выводы статьи заключаются в нескольких положениях. Во-первых, основой этнической толерантности в Карачаево-Черкесии является социально-психологическая общность, образованная

не по этническому, а по региональному признаку. Значительная культурная близость различных этнических групп региона может являться основой межэтнической толерантности в республике. Во-вторых, позитивная этническая идентичность способствует формированию этнической толерантности в поликультурном регионе. В-третьих, наличие групп с отличающейся культурой и религией является как провоцирующим, так и стабилизирующим фактором, а отношение к инокультурным группам является показателем подлинной этнической и религиозной толерантности в регионе. В ходе исследования также выявлены факторы, влияющие на этническую толерантность и интолерантность, на проявление дифференциации по религиозному признаку (3, с. 164-165).

На основе данных, полученных в ходе исследования в республике Башкортостан, результаты которого описаны в статье А.Н.Татарко, можно вывести определенную закономерность, проявляющуюся в межэтнических отношениях. Чем позитивнее отношение представителей одного из народов, проживающих в течение длительного времени совместно на одной территории, к другому, тем более сходно в их сознании восприятие своего народа с другим (3, с. 190). На уровне межэтнических отношений это сходство сопряжено с уменьшением социальной дистанции.

Ситуации межэтнического взаимодействия и этнотолерантности в республике Башкортостан посвящено исследование А.А.Выскочил и

Н.М.Лебедевой, целью которого было выявление психологических факторов, влияющих на особенности этнической идентификации и взаимодействия представителей этнических групп, проживающих в Башкирии — русских, башкир и татар.

Итогом других эмпирических исследований, методика, анализ и выводы которых представлены в данном разделе, явились статьи Ю.А.Гаюровой (исследование культурных ценностей русских и татар г. Самары и Самарской области; предмет исследования — влияние культурных ценностей на формирование установок группы в контексте межэтнического взаимодействия), В.П.Левкович и О.В.Черновой (задачей исследования было проследить особенности этнокультурной адаптации и ее последствий в Пензенской области; объект исследования

— студенты педагогических училищ; этнические группы, представленные в выборке — русские, татары и мордва),

О.А.Пономаревой (в задачи исследования входила диагностика

этнической идентичности подростков республики Саха, анализ ее взаимосвязи с этнической толерантностью/интолерантностью, а также оценка знаний культурных особенностей своего народа и народов других национальностей, проживающих на территории РФ).

Наиболее подробно эмпирические исследования, представленные во втором разделе данного сборника, раскрыты на страницах сборника статей «Этническая толерантность в поликультурных регионах России» (8).

Третий раздел интересующего нас сборника называется «Этнические и гендерные стереотипы, особенности национального характера и менталитета» и содержит работы, посвященные возможностям отражения в этнических стереотипах типичных черт этнического характера (В.Ю.Хотинец), анализу влияния этнических стереотипов, тиражируемых СМИ, на межэтнические установки (В.К.Малькова), особенностям формирования этнокультурных стереотипов в странах Балтии (М.В.Завьялова и С.И.Рыжакова), проблеме влияния гендерных стереотипов и гендерного неравенства на профессиональную самореализацию женщин в дагестанской и русской культурах (Р.Г.Гаджиева) и на самочувствие женщин в Татарстане и Оренбуржье (И.А.Снежкова), а также — социально-психологическим характеристикам деятелей этнополитической истории Тувы, тувинцам и русским, оказавшим влияние на формирование межэтнических взаимоотношений в республике Тува в XX в. (Н.П.Москаленко).

Многие сложные проблемы и вопросы этнической, гендерной и конфессиональной идентификации и взаимной толерантности только начали решаться в представленных работах данного сборника и требуют еще дополнительного анализа и дополнительных исследований, однако, по словам ответственного редактора книги, уже видны плоды усилий отечественных ученых в трудном и благородном деле содействия мирному и во всех смыслах взаимовыгодному сосуществованию разных этнических и конфессиональных групп на территории России и сопредельных стран.

В самом начале 2003 г. в свет вышла книга, продолжающая освещение деятельности российских ученых и исследователей по теме толерантности в России, — «Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия» (5). Включенные в данный сборник лекции и материалы к ним были апробированы на семинаре для будущих тренеров по налаживанию

толерантного межэтнического взаимодействия — молодых этнологов, социологов, психологов. Лекции объединены в три цикла.

Первый — этнополитический — цикл ознакомит читателей с проблемами регулирования этнических конфликтов в России и полиэтничных государствах мира, особенностями государственной политики в этнической сфере. В этой связи рассматриваются возможности таких механизмов, инструментов политики государственной и гражданской интеграции, как стимулирование общегосударственной (гражданской) идентичности, деэтнизированных моделей федерализма и регионализма. Применительно к российскому контексту раскрывается потенциал международных норм и конвенций в сфере прав меньшинств, создания специальных политических институтов регулирования межэтнических отношений, распространения ценностей культурного плюрализма и толерантности, партнерства государства и гражданских инициатив и этнокультурных ассоциаций по углублению процесса интеграции.

Концептуальное значение для данной темы имеет статья

В.А.Тишкова «Культурная мозаика и этническая политика в России». Автор заявляет, что его очерк «содержит ревизию теоретической догмы и общественно-политической практики в области так называемого “национального вопроса”». В поле зрения ученого находятся «господствующие в российском обществе, включая науку и просвещенную публицистику, ментальные навыки осмысления этнического, анализ построенной на них государственной политики и общественно-политической жизни в целом» (5, с. 7). Автор затрагивает проблемы развития терминологической базы отечественной науки, в очередной раз предупреждая о пагубности использования термина «многонациональность»: «Многонациональность как политический

лозунг и как заявленная форма государственного устройства изначально тяготеют к разделительности и к исключению, а не к интегративности и к признанию» (5, с. 13). Дана расшифровка термина «культурная мозаика», понимаемого как феномен культурно сложного населения страны, где подчеркивается существование не только большого числа этнических общностей, но и наличие множества и множественных идентичностей, как на групповом, так и на личностном уровне (5, с. 14). «Российское общество должно научиться более спокойно воспринимать этническую мозаику, в том числе ее сложность и динамичность, и самое главное — не связывать с этим фундаментальные вопросы организации гражданской

жизни и политического управления» (5, с. 28). Также в статье дан краткий анализ трех важнейших факторов-определителей этнического состава населения России — естественного движения населения, миграции и смены идентичности, и затрагивается проблема создания и использования в практической деятельности списка народов России, созданного для нужд всероссийской переписи 2002 г.

А.Р.Аклаев посвятил свой очерк «Неправительственные организации как инструмент формирования политической культуры межэтнического диалога и сотрудничества» анализу деятельности экологических движений, молодежных и женских организаций, гражданских союзов по интересам, национально-культурных обществ и объединений в России. «Важнейшими политическими условиями

устойчивого этнического мира является единство государственных и гражданских институтов, а также существование развитой политической культуры межэтнического и межконфессионального диалога и сотрудничества, основанной на ценностях гражданского согласия, признания и уважения плюрализма идентичностей и культур, межгрупповой толерантности и доверия. <...> Очевидно, что задача формирования политической культуры этнического многообразия не может быть успешно решена одними лишь усилиями государства, а предполагает также активное вовлечение разнообразных структур гражданского общества» (5, с. 36-37). В статье анализируются три основных вопроса, связанных с ролью неправительственных организаций как гражданского субъекта:

1. Что представляют собой НПО как институт гражданского общества и как субъект межэтнического взаимодействия и какие основные типы НПО можно выделить в этой связи?

2. Какую конструктивную роль могут играть НПО в работе по регулированию, трансформации и предупреждению этнического конфликта?

3. Какие функции может выполнять деятельность НПО для формирования и утверждения культуры межэтнического диалога и сотрудничества?

Следующая статья данного сборника посвящена ранее поднятой нами теме толерантности в СМИ. В.К.Малькова на основе контент-анализа наиболее тиражных периодических изданий выявила проблемы, связанные с освещением этнической тематики в СМИ. Статья имеет обобщающий характер, включая в себя основные мысли автора,

высказанные ею в других работах. Среди затронутых тем присутствуют: освещение этничности в СМИ, «этническое пространство» в

общественно-политических изданиях, основные способы передачи толерантной и конфликтной этничности в массовое сознание, анализ тематики «этнических публикаций» и технологий пропаганды. Все это подкреплено конкретными материалами газет, несущими этническую окраску.

Второй цикл лекций — этнокультурный. Он направлен на просвещение читателей в сфере традиционных норм и правил межэтнического взаимодействия, зафиксированного в традиционном этикете народов России, объясняет обусловленность поведения многовековыми культурными, а также религиозными традициями и предписаниями. В публикациях этого раздела вычленяются культурные универсалии и региональная специфика норм и правил толерантного межэтнического и межконфессионального диалога.

Статья М.Ю.Мартыновой «Нормы и правила межличностного общения в культуре народов России» рассматривает традиционные для народов России нормы общения. На взгляд автора, «принципиально важно развивать у людей восприимчивость к другим традициям и культурам, с раннего детства ориентировать их на познание многообразия мира, понимание взаимной зависимости между странами, на развитие международной солидарности и взаимопонимания, обучать нормам межобщинных отношений и сотрудничества» (5, с. 98). Конечно, важно, прежде всего, формировать у человека ощущение причастности к единому целому — к человечеству, напоминать людям о положительных моментах межэтнического общения, а не акцентировать внимание на этническом факторе как основе противостояния. Подчеркивается важность сохранения культурного многообразия человечества, значимость бережного отношения к традициям своего народа, а также умения уважать и по достоинству ценить чужую культуру, обычаи и жизненные устои ближних и дальних соседей.

В статье подробно раскрываются практики приветствия, гостеприимства, поведения за обеденным столом и подношения даров в различных мировых культурах. Освещение народных традиций и этикет народов Кавказа, Азии и других регионов — один из шагов создания толерантной и конструктивной атмосферы межэтнических отношений.

С.А.Снежкова в статье «Конфессиональный фактор в межэтнической коммуникации» показала религиозные корни многих

этнических различий и нравственных ценностей. Главной задачей данной статьи стало выявление конфессиональных корней многих особенностей менталитета и поведения представителей разных народов. В ходе эмпирического исследования главный акцент был сделан на коммуникационных проблемах православных русских и представителей народов Кавказа, исповедующих ислам. Привлечение сравнительного материала по другим конфессиям, а также анализ религиозных источников дают основание утверждать, что идеалы, которые формируются в человеческом обществе, в значительной степени имеют духовную основу (5, с. 156).

В последней статье данного раздела С.А.Арутюнов нарисовал красочную и образную картину специфики ментальности народов Кавказа, особенностей исторического развития народов, населяющих эту территорию.

Третий цикл — этнопсихологический — ставит задачей знакомство с психологической природой и механизмами формирования этнической и конфессиональной толерантности/интолерантности, с исследованиями этнической толерантности в современной России, с методами формирования навыков взаимоуважительного толерантного взаимодействия. В исследованиях Н.М.Лебедевой и Т.Г.Стефаненко обсуждаются проблемные моменты этнической социализации, рассматриваются психологические аспекты конфликтности и возможные пути повышения общей личной толерантности.

В статье Т.Г.Стефаненко «Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования» дается определение и классификации этнических конфликтов. Подробно рассматриваются различные подходы к раскрытию причин возникновения, а также затронута проблема урегулирования этнических конфликтов.

Н.М.Лебедева в статье «Социально-психологические и индивидуально-личностные факторы этнической толерантности-интолерантности в межкультурном диалоге» показывает основные теоретические подходы и эмпирические психологические исследования по проблемам толерантности. На взгляд автора, социальнопсихологический подход к изучению межэтнического взаимодействия позволит вскрыть невидимые глазу процессы и явления, порождающие различные формы взаимных реакций контактирующих этносов, выявить общие и специфические факторы, влияющие на толерантность-интолерантность межэтнического взаимовосприятия.

В сборник также включены материалы к лекциям, которые способствуют расширению кругозора по обозначившимся в ходе дискуссий темам, помогают более глубокому проникновению в проблему налаживания межкультурного диалога. С.А.Арутюнов излагает свой взгляд на соотношение традиций и инноваций в культуре. Т. Г. Стефаненко рассуждает о языке, этнической идентичности и межэтническом взаимодействии. О. Н. Савинова рассказывает о приоритетах национальной политики в Нижегородском регионе. Е.А.Найденова вводит нас в круг задач общеобразовательных школ и дошкольных учебных заведений. И.Г. и А.В.Остроухи знакомят с концепцией политкорректности, зародившейся в США. Б.Х.Бгажноков обращается к теме культуры, видя в ней конструктивный путь к толерантному существованию. А.А.Ярлыкапов освещает особенности диалога внутри исламской общины на Северном Кавказе.

В рамках федеральной программы по развитию толерантности и противодействию экстремизму большое развитие получила тема влияния средств массовой информации на межэтническое взаимодействие. В рамках темы-проекта «Разработка методов диагностики толерантности в СМИ» был выпущен ряд исследовательских работ, сборников и материалов. Первым изданием в рамках раскрытия данной проблематики стала книга «Остановитесь! Оглянитесь! К вопросу об этнической толерантности и конфликтности в российской прессе» (автор-составитель

— В. К. Малькова) (6). В книге были собраны и систематизированы примеры недавних толерантных и интолерантных газетных публикаций по межэтническим отношениям из газет «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и некоторых других за 1998-2002 гг. Книга иллюстрирует правила и принципы, используемые журналистами и различными идеологами по раскрытию вопросов этнического разнообразия мира. Важной целью было показать, какими этническими стереотипами, идеями и лексемами они пользуются при формировании читательских представлений и установок в области межэтнических взаимоотношений.

Вторым изданием данного проекта стал сборник статей «Диагностика толерантности в средствах массовой информации» (1). Данный сборник посвящен многим аспектам проблемы, связанной с освещением межэтнических отношений в российских СМИ. Его цель — обобщить некоторые результаты проекта и подготовить их для дальнейшего, более глубокого осмысления.

Сборник открывается разделом, где читателям представлены выдержки из основных документов проекта — федеральной программы и программы самого проекта. В сборнике, практически во всех статьях, отмечается не только важность и актуальность проблемы толерантности и конфликтности в СМИ, но и рассматривается ряд научнометодологических аспектов. Работы направлены не только на выяснение или фиксацию определенных явлений и их тенденций в современной российской журналистике, но и на внедрение полученных выводов в практическую журналистику.

Второй раздел книги посвящен теоретико-методологическим аспектам проблемы толерантности. Его открывает статья В.А.Тишкова, рассматривающего толерантность как одну из важнейших общественных ценностей новой России. Он также предлагает стратегии противодействия экстремизму во многих областях общественной жизни страны. В статье И.М. Дзялошинского на большом фактическом материале подробно рассмотрена роль СМИ и журналистов в пространстве культуры современной России и в формировании в российском обществе атмосферы толерантности и мультикультурализма.

Многие результаты проекта описаны в статьях, объединенных в третьем разделе книги, названном «Уроки эмпирических исследований российской прессы». В статьях В.К.Мальковой, П.Н.Киричек и Л.В.Сагитовой, написанных по результатам анализа московской, мордовской и татарской прессы и прямо посвященных разработке методов диагностики в прессе, рассмотрены разные формы толерантной, нейтральной и интолерантной информации, распространяемой журналистами и другими идеологами в трех российских регионах, выбранных в качестве регионов проекта. В этот же раздел включены и статьи Л.В.Елиной и Э.В.Чепкиной, также посвященные диагностике толерантности в СМИ в Уральском регионе. Важное место в данном разделе занимает и статья З.Ж.Гакаева, довольно пристально рассмотревшего проблему толерантности и конфликтности на материалах освещения в СМИ чеченского конфликта.

Большое практическое, в том числе и методологическое, значение имеет четвертый раздел книги, где представлен реальный опыт диагностики толерантности в разных каналах СМИ, осуществленной в ИЭА РАН в последнее время.

В качестве приложений к книге опубликованы декларация принципов толерантности и документы о правовых и этических основах деятельности журналистов.

В рамках изданий по теме толерантности в СМИ также опубликовано «Досье или рабочие материалы проекта “Разработка методов диагностики толерантности в СМИ”», явившееся дополнением к вышеупомянутому сборнику (2). В «Досье...» представлены документы и базы данных проекта, инструментарии и вопросники для сбора эмпирического материала, документы об этико-правовых основах деятельности журналистского сообщества, а также библиография работ по теме проекта.

Книга «Этничность и толерантность в средствах массовой информации» является сборником статей В.А.Тишкова и В.К.Мальковой по проблемам толерантности в СМИ (4). Статьи, помещенные в данной книге, написаны по материалам исследований содержания российских СМИ с акцентом на прессу. Их объединяет общая направленность и озабоченность — выявить и проанализировать некоторые конфликтогенные аспекты в деятельности современных СМИ, освещающих этнические особенности в жизни народов, и представить их общественности.

В первом разделе книги внимание уделено теоретическим и методологическим подходам, связанным в целом с толерантной или конфликтной направленностью деятельности СМИ. В частности,

В. А. Тишков подробно рассмотрел глобальные вопросы, связанные с культурой толерантности в России, и предложил стратегии противодействия нетерпимости и экстремизму в разных областях жизни, в том числе и в СМИ. В этом же разделе В.К.Малькова рассматривает толерантные и конфликтогенные аспекты информации, основные способы ее транслирования в массовое сознание, а также останавливается на осмыслении некоторых рабочих понятий, в частности, — «этнической журналистики» и «этнической информации прессы».

Во второй раздел включено несколько работ, анализирующих деятельность российских идеологов по освещению в СМИ самых острых этнополитических проблем последних десятилетий: чеченской проблемы; конструирования и распространения в массовом сознании образов русского народа, россиян и самой России; создания образов так называемых этнических меньшинств, в том числе мигрантов, в столичной прессе. Две статьи этого раздела посвящены проблемам культурно-

психологической адаптации русского и так называемого «русскоязычного населения» в новых этнопсихологических, социальноэкономических и политических условиях в российских республиках и в странах Балтии. В статьях подробно прослеживается создание в полиэтничных регионах этнопсихологического идеологического фона, влияющего на состояние межэтнических отношений. В этот же раздел помещена работа, целенаправленно прослеживающая пропагандистскую деятельность отечественной прессы по созданию и внедрению в общественное сознание одной из самых важных общественных ценностей — «родины». В заключительной статье даны некоторые практические рекомендации журналистам, обращающимся в своей работе к освещению этнических проблем.

В третий раздел книги включены некоторые эмпирические материалы исследований: показательное экспертное заключение о деятельности печатного СМИ, а также выдержки из публикаций прессы о российских народах.

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ

2003.03.049. ОТ МОНАРХИИ К ДИКТАТУРЕ: ИСПАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. (По страницам «European history quarterly»). EUROPEAN HISTORY QUARTERLY. — L., 2002. — Vol. 32, N. 3.

Третий номер британского исторического журнала «Ежеквартальник европейской истории» за 2002 г. посвящен истории политического развития Испании с конца XIX до середины ХХ в. Четыре представленных в журнале статьи исследователей из Испании, Британии и Канады под разными углами зрения рассматривают процесс трансформации политических институтов и общественного мнения страны по мере перехода от монархии Альфонсо III к республике, а затем, после гражданской войны 1936-1939 гг., — к диктатуре Франко.

Сборник открывается статьей преподавателя истории Университета Кантабрии Марии Хесус Гонзалес «Ни бог, ни чудовище»: Антонио Маура и провал консервативного реформизма в Испании периода Реставрации (1893-1923)», посвященной одному из известных реформаторов-монархистов, современнику Столыпина, безуспешно пытавшемуся, как и тот, спасти конституционную монархию своей страны путем проведения радикальных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.