Научная статья на тему '2003. 03. 015. Варизе Ф. Русская мафия: защита частных интересов в новой рыночной экономике. Varese F. The Russian mafia: private protection in a new market economy. Oxford: Oxford. Univ.. Press, 2001. 290 p'

2003. 03. 015. Варизе Ф. Русская мафия: защита частных интересов в новой рыночной экономике. Varese F. The Russian mafia: private protection in a new market economy. Oxford: Oxford. Univ.. Press, 2001. 290 p Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
320
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАФИЯ РФ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 015. Варизе Ф. Русская мафия: защита частных интересов в новой рыночной экономике. Varese F. The Russian mafia: private protection in a new market economy. Oxford: Oxford. Univ.. Press, 2001. 290 p»

2003.03.015. ВАРИЗЕ Ф. РУССКАЯ МАФИЯ: ЗАЩИТА ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В НОВОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. VARESE F. The Russian mafia: Private protection in a new market economy. — Oxford: Oxford. Univ. press, 2001. - 290 p.

В книге сотрудника Йельского университета Ф.Варизе, состоящей из введения, трех глав и заключения, исследуются причины появления российской мафии в период перехода от планово-распределительной к рыночной экономике, связь ее со все более распространяющейся коррупцией, степень ее влияния на общество. Автор пытается выяснить, насколько в условиях перераспределения собственности во время приватизации в 90-х годах ХХ в. государство оказалось способным защитить граждан, почему и каким образом правовую нишу по защите прав собственников «заполняют» сомнительные, с правовой точки зрения, «организации», насколько система теневого рынка выгодна участникам экономического процесса и согласуется с интересами государства и общества в целом. В книге рассматриваются формы услуг и система договоренностей участников этого теневого сообщества. На примере ситуации в Пермской области показано, как далеко зашел процесс сращивания мафиозных структур с деловой верхушкой современного предпринимательства, политическими партиями и общественными организациями. Автор показывает и то, насколько востребованы в уголовном мире в условиях современной России прежние преступные традиции и нормы поведения, как преступные сообщества адаптируются к новым для России условиям.

Книга основана на документах правоохранительных органов и архива Гулага, интервью различных должностных лиц, а также жертв и участников мафиозных структур и др.

По мнению автора, Россия с 90-х годов ХХ в. пытается следовать тем же путем, каким в свое время прошли в своем развитии и другие европейские страны. Однако специфические моменты ее исторического развития и прежде всего отсутствие традиций по обеспечению прав собственников и соответствующей государственной и правовой юридической защиты усложняет это движение.

Автор трактует расширительно термин «мафия», считая, что под этим термином может подразумеваться не только сицилийская Cosa Nostra, но и другие виды организованной преступности подобно итало-американской в США, японской Якудзы и гонконгских триад. Бандитские группировки, напоминает автор, присущи любому обществу, но только

немногие стремились монополизировать определенные виды преступной деятельности и контролировать поток «специфических» товаров.

Мафия — коллективное юридическое лицо, и отношения между мафиозными группами часто зависят от тех, кто стоит во главе этих структур, и от исторических обстоятельств. Чем более запутаны правовые отношения, чем более некомпетентны полицейские органы, чем более неэффективны суды, тем больше условий для процветания мафиозных структур. Например, мафия защищает предпринимателей против потенциальных или реальных конкурентов и предлагает свои формы защиты или возвращение долгов способами, которые государство считает недопустимыми.

Однако «защита» прав клиентов мафией не более чем условность, так как мафия на самом деле не признает их права и фактически навязывает им свою волю. «Защита» мафии часто начинается с элементарного вымогательства. Проникая в политические сферы, мафия развращает власть. Поэтому гораздо труднее угрозы, подкуп, шантаж квалифицировать как уголовные преступления. При этом, подчеркивается в книге, мафию нельзя смешивать с другими группами воздействия на органы власти — например, лоббирования интересов определенных социальных групп в представительных учреждениях и иные формы легального «продвижения» на рынок товаров и услуг (с. 35).

Автор сожалеет, что не может опираться на достаточное количество материалов судебных расследований, так как в России пока еще не было ничего похожего на настоящее расследование преступной деятельности мафиозных групп, подобно тому, что было проведено в Палермо в 1985-1986 гг.

В качестве конкретного места исследования автор выбрал город Пермь, для которого в полной мере характерны все проблемы промышленных городов Российской федерации.

Прослеживая историю становления новых рыночных отношений в Перми, автор показывает отражение процесса приватизации и проведения рыночных реформ на структуре городской экономики Перми, исследует вступление в новую экономическую элиту представителей прежней советской номенклатуры.

Автор подчеркивает, что именно значительная часть партийной верхушки КПСС — т.е. фактические руководители страны — под лозунгами демократизации определила государственный курс на

хищническое разграбление страны, игнорируя законы и интересы общества (с. 36).

В начале 90-х годов переход к рынку, отмечается в книге, часто воспринимался и общественным мнением, и аналитиками-экономистами, и СМИ как чисто экономическая проблема, в решении которой государству отводилась роль стороннего наблюдателя. Фактически игнорировалось значение государственных учреждений, которые обеспечивают нормальные условия для функционирования экономической системы, права собственников, быструю и эффективную систему суда, действенность полицейских учреждений, направленных на предупреждение и раскрытие преступлений.

Во время перехода к рыночной экономике, в условиях обогащения немногих и резкого сокращения уровня жизни большинства населения, рост экономических сделок увеличивает одновременно число преступлений экономического и уголовного характера (воровство, грабеж, присвоение собственности путем разнообразных подделок юридических документов и появление совершенно новых видов мошенничества и финансовых афер) и, как следствие, возрастают опасения граждан относительно возможности утраты собственности в результате обмана.

Используя ослабление контроля со стороны государства, собственники крупных корпораций научились получать максимальную личную прибыль, безбоязненно и без затруднений выводят в офшоры громадные финансовые средства, но при этом полностью игнорируют права других участников рынка и интересы местного населения.

Одной из форм ослабления государства явилась кулуарно проведенная приватизация, которая привела ко множеству отрицательных экономических последствий: ограничение занятости, чрезмерно низкая заработная плата большинства населения страны при непомерно завышенных доходах узкого круга лиц. Все это расшатывало производственную дисциплину, дезорганизовывало нормальную работу производства важнейших секторов экономики.

Автор, ссылаясь на газетные публикации и интервью различных участников рыночного процесса, описывает многочисленные случаи развращения взятками должностных лиц, приводит примеры того, как олигархический капитал (Юганскнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Автоваз и т.п.) обеспечивают себе льготные условия в передаче им госсобственности и налоговые послабления. Например, принимая участие в продажах-аукционах различных компаний, олигархи

приобретали их в собственность за несоответствующие их истинной цене суммы. Целые регионы уклоняются от налогообложения. Как следствие, налоговое бремя для остальных налогоплательщиков становится чрезмерным.

Однако востребованность альтернативных источников защиты — еще недостаточное условие для их возникновения, считает автор, поскольку мафиозные структуры как минимум должны иметь хорошо подготовленные, обученные и вооруженные кадры. Исследуя социальную структуру этих «организаций», автор отмечает, что на рынке подобных услуг оказался спрос не только на бывших заключенных, бандитов, лиц с нарушенной психикой, но и на спортсменов, офицеров и солдат запаса, служащих государственных учреждений по охране правопорядка, а также профессиональных экономистов и юристов. Их руководители должны обладать не просто уголовными навыками, но и соответствовать самым высоким требованиям современного менеджмента. Профессионализм таких людей также должен способствовать процветанию мафии за счет конкурентной борьбы со вполне легально существующих предпринимателей.

Пытаясь выяснить как работают эти группы на рынке «защиты» граждан в России, как они взаимодействуют друг с другом и со своими клиентами/жертвами, автор приходит к выводу, что больше всего обращаются к такого рода услугам представители мелкого бизнеса, которые более уязвимы, чем крупные и средние. Для каждого мелкого предпринимателя риски, связанные с коммерческими мероприятиями, значительно больше, а следовательно возможность быть обманутым также возрастает. Когда подобное происходит, мелкие предприниматели не так озабочены потерей репутации, как крупные фирмы, - они просто физически не могут ждать результата долгих судебных разбирательств, не имеют достаточных средств ни для взяток чиновникам, ни для продолжения деятельности. Все это подталкивает их к тому, чтобы искать эффективную помощь, игнорируя закон.

Несмотря на то, что книга главным образом посвящена незаконным формам криминальной «поддержки» (т.е. крышевания») предпринимателей, в ней показано, что в эти незаконные структуры втянуты представители государственного аппарата и юридически легальных частных охранных фирм.

Фактически в любом городе, а не только в Перми, открыть киоск, склад или магазин невозможно без разрешения кого-то из лидеров

местных преступных группировок, без их согласия невозможно получить лицензии на коммерческую деятельность от местных властей. «Независимых» предпринимателей в некоторых областях России, по мнению автора, просто не существует.

Автор, ссылаясь на разного рода газетные публикации, констатирует, что дополнительный «налог», уплаченный гангстерам, ведет к увеличениям цены за товары или услуги на 20-30% (с. 71).

Криминал активно вмешивается и в экономические разбирательства не только мелких, но и весьма крупных объединений. В книге приводится эпизод, когда в Воркуте были задействованы местные бандиты, чтобы остановить забастовку рабочих. Этот случай напомнил известные стадии развития капитализма не только в Сицилии, но и в Японии и США, где вмешательство мафиозных структур в трудовые споры было также весьма распространено (с. 71).

Угольная промышленность, по сведениям автора, фактически полностью под контролем криминальных группировок. При этом им в ряде случаев совсем не надо прибегать к откровенному насилию. Они имеют достаточно наличных денег, чтобы заплатить за высокие тарифы железной дороги и отправить уголь в находящиеся под их контролем порты (с. 71).

Но экономическая деятельность — не единственная нива, на которой подвизаются мафиозные структуры. По мере обретения финансовой мощи, экономического влияния, их аппетиты растут настолько, что они достаточно откровенно пытаются проникнуть в политические и общественные организации с целью, далеко выходящей за рамки узко финансовых интересов. Они ставят перед собой задачу не только «отмыть» деньги, но и определять политику как местных, так и федеральных властей в любом регионе, влиять на бюджетное распределение и финансовые потоки. Для этого их представители или ставленники принимают активное участие в выборных кампаниях, входят в руководство общественных и политических организаций. По мнению автора, вместо противодействия подобной тактике, она скорее принимает (как и определенная часть общества) такое положение дел как должное. Дело в том, что преступный мир востребован самыми разнообразными социальными силами. Ссылаясь на газетные публикации, автор объясняет такое положение обоюдными интересами политической элиты и криминальных организаций (с. 181).

У автора книги нет никаких свидетельств открытого договора между политическими и преступными лидерами. Он лишь по косвенным данным предполагает наличие взаимных интересов части политической элиты и части организованного преступного сообщества. В некоторых случаях, сами представители преступного мира указывают на отдельные виды коммерческой деятельности, которые они контролируют, и считают, что при этом защищают государственные интересы. Заинтересованы мафиозные структуры и в проведении соответствующей государственной политики. Например, чеченский конфликт весьма выгоден, по мнению автора, российским преступным организациям, так как чеченские бандитские группировки являются одними из наиболее сильных конкурентов славянских преступных сообществ, и ослабление первых вполне вероятное следствие действий федерального правительства и т.д.

Автор цитирует высказывания некоего преступного «авторитета», который утверждал, что борьба против чеченской мафии, предпринятая славянскими преступными сообществами, эквивалентна борьбе с чеченскими террористами и убеждал чиновников из государственной безопасности не мешать им в борьбе против общего врага (с. 181).

Взамен лидеры криминальных группировок согласны выполнять некоторые общественные обязанности, например, по поддержке лиц отбывающих наказание в местах заключения, наведении порядка и обеспечения безопасности в том или ином городе, требуя взамен лишь невмешательства государственных правоохранительных органов в свой бизнес — рэкет.

Отдельные представители делового мира, науки и искусства так или иначе выступают за необходимость диалога и даже достижение определенных соглашений между преступными группами и государством. Так, И.Кобзон всерьез предложил собрать своего рода съезд воров «в законе» и попробовать договориться с ними с тем, чтобы прекратить кровавые «разборки». Известный журналист Ю.Щекочихин говорил о возможности достижения определенных соглашений с наиболее разумными представителями организованной преступности. В 1995 г. группа бизнесменов попросила московского мэра Лужкова подать прошение относительно возвращения известного авторитета «Япончика» в Москву, поскольку, по их мнению, только он мог навести порядок в городе. За подобные контакты и договоры с преступными авторитетами выступали и некоторые представители государственных

служб страны (с. 181). Жириновский несколько раз призывал к открытому сотрудничеству с представителями теневого бизнеса, оправдывая это заявление тем, что они представляют реальную и мощную экономическую силу, а это может существенно помочь российской экономике.

Автор не считает подобные «контакты» единичными и предполагает, что связь между политическими и преступными организациями становится реальным фактом современной жизни России, отсюда — вполне вероятное проникновение представителей преступного мира в политическую элиту страны.

Автор, по его словам, не способен ответить на вопрос — насколько общество заинтересовано в борьбе с мафиозными структурами. Ведь преступные группы собирают долги, улаживают деловые споры, время от времени помогают бизнесменам получать кредиты и даже показали, что способны ограничить их аппетиты. И хотя предприниматели Перми выражают недовольство степенью эффективности преступных группировок, которые не всегда способны защитить интересы «клиентов», однако, практически любой владелец магазина или киоска гораздо больше недоволен поборами государственных охранных структур (с. 190).

В мире, защищенном мафией, продавцы конкурируют, не улучшая качество или снижая цены, а приобретая лишь более эффективные навыки уничтожения конкурента силовыми методами. Это — опасная и чреватая негативными последствиями ситуация. К тому же в этом преступном мире, на самом деле, не существует ни абсолютных прав, ни законов регулирующих их взаимоотношения.

Оценивая перспективы преступных группировок в России, автор считает, что не следует преувеличивать их роль. У правительственных спецслужб, милиции, службы безопасности, пишет автор, все-таки есть шанс в борьбе с организованной преступностью, при условии, что подобная борьба государственных учреждений, призванных обеспечивать права и свободы собственников и участников рыночной экономики, не будет смешиваться с деятельностью мафиозных структур.

В.С.Коновалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.