Научная статья на тему '2003. 03. 014. Камби Ж. -П. Конституционный совет и пятьсот подписей: поручительство за кандидатов на президентских выборах. Camby J. -P. le Conseil et les cinq cents: les «Parrinages» des candidats a l'election presidentielle // rev. du droit public et dela Science politique en France et a l'etranger. P. , 2002. N 3. P. 595617'

2003. 03. 014. Камби Ж. -П. Конституционный совет и пятьсот подписей: поручительство за кандидатов на президентских выборах. Camby J. -P. le Conseil et les cinq cents: les «Parrinages» des candidats a l'election presidentielle // rev. du droit public et dela Science politique en France et a l'etranger. P. , 2002. N 3. P. 595617 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ФРАНЦИЯ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА КАНДИДАТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 014. Камби Ж. -П. Конституционный совет и пятьсот подписей: поручительство за кандидатов на президентских выборах. Camby J. -P. le Conseil et les cinq cents: les «Parrinages» des candidats a l'election presidentielle // rev. du droit public et dela Science politique en France et a l'etranger. P. , 2002. N 3. P. 595617»

2003.03.014. КАМБИ Ж.-П. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ И ПЯТЬСОТ ПОДПИСЕЙ: ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА КАНДИДАТОВ НА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ.

CAMBY J.-P. Le Conseil et les cinq cents: les «pamnages» des candidats à l'élection présidentielle // Rev. du droit public et dela science politique en France et à l'étranger. - P., 2002. - N 3. - P. 595-617.

Статья профессора Ж.-П.Камби, работающего в качестве приглашенного преподавателя (professeur associé) в университете Париж I Пантеон - Сорбонна, посвящена изучению института поручительства при выдвижении кандидата на пост Президента Французской республики. Выдвижение на высший государственный пост во Франции, замечает автор, в значительной мере зависит от решений Административного трибунала Парижа, поскольку именно он рассматривает жалобы в первой инстанции на процедуру поручительства за кандидата. Для выдвижения кандидата на пост Президента требуется заручиться поддержкой 500 лиц, чьи должности точно установлены в ст.3 закона «О выборах Президента республики всеобщим голосованием» (№ 62-1292 от 6 ноября 1962 г.). Органическим законом от 5 февраля 2001 г. введены некоторые новые должности, получившие право выдвижения кандидата: «I. Не позднее чем за пятнадцать дней до первого тура выборов Президента Республики Правительство публикует список кандидатов».

Этот список предварительно составляется Конституционным Советом из кандидатур, представленных ему не позднее, чем за восемнадцать дней до первого тура выборов не менее чем пятьюстами гражданами - членами Парламента, региональных советов, Собрания Корсики, генеральных советов департаментов, территориальных коллективов Майотт и Сен-Пьер и Микелон, Совета Парижа, Собрания Французской Полинезии, конгрессов и собраний провинции Новая Каледония, Территориального собрания островов Валлис и Футюна, мэров, мэров, делегированных ассоциированными коммунами, мэров округов Лиона и Марселя или членов, избранных в Высший совет французов, проживающих за границей. Председатели коллегиальных органов городских сообществ, сообществ агломераций или сообществ коммун и французские граждане - члены Европейского парламента, избранные во Франции, в равной мере представляют кандидата на президентских выборах. Кандидатура не включается в список, если среди подписавших заявление о выдвижении нет выборных членов, по меньшей мере, из тридцати департаментов или заморских территорий, причем не

более десятой части их представляют один и тот же департамент или одну и ту же заморскую территорию.

Указанная норма расширяет круг лиц, имеющих право поручаться за кандидата на президентский пост. В частности, численность поручителей увеличена за счет членов Европейского парламента, председателей сообществ различных местных территориальных единиц и некоторых территорий (Французская Полинезия, территориальные коллективы Майотт и островов Валлис и Футюна и др.). В результате 2500 новых лиц, обладающих выборным мандатом, получили возможность стать поручителями, и общее число таких потенциальных лиц достигло более 40 тыс., точнее 46 793, согласно сведениям МВД Франции (с. 601).

Число 500 поручителей за каждого кандидата всегда было во Франции предметом обсуждений и споров. Такая система выдвижения распространяется только на президентские выборы. На любых других выборах к кандидату предъявляются стандартные требования (возраст, гражданство, соблюдение правил избираемости, иногда требования к домицилию), ни на одних из выборов нет обязательного условия - быть представленным другими лицами, получившими свой мандат на выборах. Названное правило не является единственным отличием выдвижения кандидата в Президенты. Согласно органическому закону от 11 марта 1988 г. в Конституционный совет должна быть представлена также декларация об имущественном положении таких кандидатов. Эта декларация публикуется в «Journal officiel» и в сборнике решений Конституционного совета. Новая декларация должна быть направлена в этот орган перед окончанием срока мандата. Автор считает, что такая декларация может рассматриваться как посягательство на личную жизнь, предусмотренное ст. 9 французского Гражданского кодекса и ст. 2 Европейской конвенции о правах человека 1950 г. (с. 597). Однако судебная практика исходит из того, что опубликование некоторых сведений об имущественном положении кандидатов на президентский пост не является посягательством на частную жизнь.

Поручительство за кандидатов существовало и до 1962 г., когда Президент Республики стал избираться путем прямых выборов, точнее -начиная с 1958 г. при выборах этого должностного лица коллегией выборщиков. Однако тогда требовалось всего 50 подписей. В 1962 г. число поручителей было увеличено до 100. Тогда было признано действительными 15 983 формуляра, а при выдвижении кандидатур на

выборах 2002 г. Конституционный совет зарегистрировал 17 815 формуляра, из которых были признаны действительными 17 625.

Формуляры о поручительстве отсылаются в Конституционный совет Министерством внутренних дел. Государственный совет, как высший орган административной юстиции, имеет, таким образом, право рассматривать правила, касающиеся отсылки названных формуляров. В частности, этот орган указал, что формуляры должны быть «индивидуальными» и исходить от соответствующих выборных лиц (с. 602); каждое лицо, обладающее правом поручительства при выдвижении, должно получать только один бланк формуляра, даже если о поручительстве у одного и того же лица просят несколько кандидатов, желающих быть выдвинутыми на президентских выборах.

Статья 3 Декрета от 8 марта 2001 г. установила, что выдвижение кандидатов может быть произведено только за 15 дней после опубликования соответствующего декрета о выборах. Другими словами, для предоставления документов о поручительстве («для размышления», как пишет автор) остается только 14 дней. Названный декрет упросил процедуру рассмотрения формуляров, поступающих в Конституционный совет, отменив требование проверки правильности подписи поручителями, проводимую до этого соответствующим выборным органом территориального коллектива, к которому принадлежал поручитель. Подпись поручителя заверялась бюро или советом выборного органа. Эта процедура была «тяжелой» и малоэффективной (с. 604). Конституционный совет для проверки правильности подписей «мобилизует» шесть помощников доклад-чиков Совета. Участие соответствующего выборного органа в регистрации представления теперь ограничивается только приложением печати мэрии (ст. 4 Декрета от 8 марта 2001 г.). Практике известны случаи, когда одно и то же лицо, обладающее правом поручительства, предоставляло по несколько поручений за разных кандидатов. Конституционный совет признавал недействительными вторые и последующие представления.

Согласно статья 3 Закона от 6 ноября 1962 г. в «Journal offi-ciel» -официальном органе Французской Республики - публикуются фамилии только 500 подписантов; если действительных формуляров поступает больше, все равно публикуется лишь 500 фамилий, которые выбираются путем жеребьевки. Публикация фамилий говорит только о законности выдвижения кандидата и ни о чем больше. Хотя, конечно, опубликование вызывает интерес у публики, и в течение 3-4 дней холл

Конституционного совета бывает заполнен гражданами, желающими знать фамилии всех подписантов, а не только тех, чьи фамилии были опубликованы (с. 605). По мнению автора, это указывает на необходимость большей гласности (с. 605). В то же время ограниченное опубликование фамилий нивелирует неравенство в поручительстве за выдвигаемых кандидатов. В статье приводится таблица, в которой указано число поручительств за различных кандидатов, участвовавших на последних президентских выборах 2002 г. Так, у Ле Пэна было 533 поручителя, у Байру (Вау-гои) - 1066, у Безансело - 543, у Ширака -2737, у Жоспена - 3708, у Ю - 958, у Сен-Жоссе - 826 и т.д. В то же время у 7 кандидатов было только по одному поручителю, а у трех других - от 2 до 8 (с. 606). Поручителями по общему правилу являются мэры, их было на выборах 2002 г. около 13 тыс. Не обнаруживается связи между политической принадлежностью кандидата в Президенты и партийностью поручителей. Автор приводит случаи, когда за кандидатов в Президенты поручались представители оппозиционной партии (например, за Сен-Жоссе поручились более 30 мэров-социалистов).

Лицо, желающее выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Франции, не является кандидатом, пока не будет официально опубликован список таковых Конституционным советом; до тех пор они «предкандидаты» («рге-сап^аЬ»). Согласно статье 8 Декрета от 8 марта 2001 г., которая заменила ранее действующие положения декрета от 14 марта 1964 г., любое лицо может представить возражения в отношении списка кандидатов, участвующих в первом туре президентских выборов, объявить какого-либо выдвинутого кандидата неизбираемым лицом. В течение очень короткого срока в 14 дней Конституционный совет должен рассмот-реть эти жалобы. Такие решения выносились неоднократно (с. 608).

Автор считает, что «порог» в 500 подписей для выдвижения кандидатов на президентский пост является слишком строгим, а опубликование фамилий только 500 подписантов «устрашающим», поскольку жеребьевка этих лиц не показывает истинной поддержки, имеющейся у того или иного кандидата.

В качестве приложения к статье опубликовано решение Административного трибунала Парижа по жалобе одного из кандидатов на выборах Президента 2002 г. Ле Пэна в отношении представленных формуляров по включению в список Ж.Ширака, решение Государственного совета как высшего административного суда по этому

же спору, а также решение Конституционного совета по поводу опубликованного списка кандидатов на президентских выборах 2002 г. и решения Конституционного совета о результатах выборов в первом и втором турах (с. 610-617).

В.Маклаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.