Научная статья на тему '2003. 03. 010. Фреске К. Социальная маргинальность: за пределами принципа взаимности. Frieske K. spoleczna marginalnosc: poza zasada wzajemnosci // Opolskie spotkania socjologiczne / red. Frysztackiego K. , sliz A. - Opole, 2001. - S. 31-59'

2003. 03. 010. Фреске К. Социальная маргинальность: за пределами принципа взаимности. Frieske K. spoleczna marginalnosc: poza zasada wzajemnosci // Opolskie spotkania socjologiczne / red. Frysztackiego K. , sliz A. - Opole, 2001. - S. 31-59 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ПОЛЬША / БЕЗРАБОТНЫЕ ПОЛЬША / ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОЛЬША / МАРГИНАЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 010. Фреске К. Социальная маргинальность: за пределами принципа взаимности. Frieske K. spoleczna marginalnosc: poza zasada wzajemnosci // Opolskie spotkania socjologiczne / red. Frysztackiego K. , sliz A. - Opole, 2001. - S. 31-59»

2003.03.010. ФРЕСКЕ К. СОЦИАЛЬНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРИНЦИПА ВЗАИМНОСТИ.

FRIESKE K. Spoleczna marginalnosc: poza zasada wzajemnosci // Opolskie spotkania socjologiczne / Red. Frysztackiego K., Sliz A. - Opole, 2001. -S.31-59.

Казимеж В. Фреске (Варшавский университет) считает, что общепринятые характеристики маргиналов как лиц, находящихся вне «основного общества» или социально исключенных, опираются на обыденный опыт и не подходят для систематического научного анализа.

Во-первых, все указывает на то, что дискуссии об андерклассе возникают не только из-за различий в его определении, но и из-за того, что участники этих дискуссий, не отдавая себе в этом отчета, имеют в виду различный облик «основного общества» и, соответственно, своеобразную систему социального выделения маргинальных групп. Кроме того, отсутствие работы не всегда означает нежелание работать, так как общество не создает достаточного количества рабочих мест; выполнение работы не всегда приносит достойный доход; к тому же длительная безработица во многих европейских странах не означает нищеты, так как пособие по безработице достаточно велико (иногда достигает 80-90% предшествующего заработка). Во-вторых, не все представители андеркласса обладают чертами, приписываемыми данной страте. Низкие доходы вовсе не обязательно вызывают специфические аксиологические ориентации, способ получения доходов не всегда влияет на их размеры. В-третьих, чаще всего социальное положение людей относят к разным сегментам социальной структуры в зависимости от того, какие ее элементы в данное время признаются более важными. Это не означает, что использование таких понятий, как «средний слой» или «рабочий класс», утрачивает всякий смысл, но надо отдавать себе отчет в том, что эти обобщенные понятия описывают макроструктуры и малопригодны для анализа структуро-творческих процессов, влияющих на распределение социальных позиций.

К.Фреске подчеркивает, что социальная маргинальность имеет многоуровневый характер. При этом маргинальность на одном уровне общественной жизни необязательно должна тянуть за собой маргинальность на другом уровне. В современных политически организованных обществах механизмы социального контроля, как официального, так и неофициального, охватывают практически всех граждан и не дают им жить «маргинально», даже если бы они этого

хотели. «Абсолютных маргиналов в современном обществе так же мало, как и тех, чья жизнь всегда и с любой точки зрения подчиняется правилам социальных институтов» (с.44).

В 1997-1998 гг. под руководством профессора С.Голиновской проводилось исследование социального положения людей, живущих в четырех небольших польских городах. Было известно, что материальное неблагополучие значительной части их жителей в большой степени является следствием трудностей адаптации к новым социально-экономическим условиям. В трех городах уровень безработицы был очень высок и значительно превышал средний уровень по стране. В четвертом городе безработица была относительно небольшой и значительно ниже среднего уровня по стране.

Структура занятости была самой выгодной в городе с наименьшим уровнем безработицы и самыми высокими доходами на душу населения, и наименее выгодной в городе с высокой безработицей и наименьшими доходами на душу населения.

Уровень доходов и расходов жителей трех городов был сравнительно низким, значительно ниже среднего по стране, в одном городе как доходы, так и расходы на одного жителя были значительно выше среднего по стране.

Уровень образования подавляющего числа респондентов был низким: в немногих семьях взрослые имели среднее образование, в основном преобладали жители с незаконченным средним и начальным образованием; только четверо были студентами вуза и не было ни одного ученика лицея.

Большинство респондентов относилось к группе длительно безработных, что было вызвано либо внешними факторами, не зависящими от них, либо внешними факторами, сопряженными со сложными житейскими обстоятельствами.

Некоторые ученые, например У.Уилсон, считают, что искать причины, вызывающие процессы социальной маргинализации, следует не в особенностях людей, а в социальных изменениях.

Результаты исследования, однако, этот тезис не подтверждают. Действительно, доходы многих опрошенных семей низкие и очень низкие, что связано с тем, что взрослые в этих семьях либо не работают, либо работают нерегулярно, урывками, по случаю. Однако это только половина правды, ее вторая половина заключается в том, что изменения на рынке труда задели в первую очередь их именно потому, что они

составляли его слабейший сегмент. Этим людям недостает, прежде всего, профессиональной квалификации, а если она имеется, то их трудовой путь - это монотонный список часто сменяемых мест работы, увольнений из-за конфликтов, нарушений дисциплины, иногда мелких краж, поисков более легких заработков.

Дело не в отсутствии квалификации, не в плохом образовании. Такие статусные черты присущи многим полякам. Речь идет о том, что они остаются вне системы лояльностей, определяемой принципом взаимности. «Исследуемые семьи маргинализованы в той мере, в какой их члены не сумели включиться в эту систему, выбирая удобный мир «лишних людей», и избежать связанных с ними обязанностей» (с.51). Это касается не только положения на рынке труда, но и ситуации в семье, отношений с соседями и т. д.

«Социалистическое предприятие» с его патернализмом и многими социальными функциями исчезло и оставило после себя институциональную пустоту, в которой отсутствуют формальные и неформальные связи гражданского общества.

Независимо от того, как мы оцениваем роль «социалистического предприятия», нужно отдавать себе отчет, что это был важный социальный институт, регулирующий и организующий многие сферы человеческой жизни настолько глубоко и тщательно, что он освобождал от индивидуальной предусмотрительности и ответственности за отношения с окружающими.

Структурное решение проблем, создаваемых различными видами социальной маргинальности, состоит в развитии особых форм профессиональной активизации, индивидуальной предприимчивости, так называемой активной политики рынка труда и т.п. В повседневной жизни, однако, все эти формы малопригодны, например, для одинокой матери, воспитывающей нескольких детей, или женщины, борющейся с пьянством мужа. Так же мало они пригодны для людей функционально безграмотных, например сезонных рабочих, имеющих только физическую силу, которая, впрочем, может быть ослаблена образом жизни. Важнее даже, что эти формы не могут помочь людям, не осознавшим, что выполнение любой работы - это прежде всего соблюдение взаимных обязательств.

Процессы маргинализации имеют место и в сфере здравоохранения: когда надо отказаться от визита к врачу или от бюллетеня, освобождающего от работы по болезни, ибо это означает потерю

заработка; когда врачебная помощь остается «добрым советом», так как не хватает денег на лекарства; когда возможность пользоваться услугами специалистов становится реальной «невозможностью», потому что затраты, сопутствующие пребыванию в больнице, могут уничтожить семейный бюджет. Забота о здоровье, даже тогда, когда это касается детей, не относится, судя по опросам, к числу семейных приоритетов, несмотря на то что право на медицинскую помощь имеют все граждане.

Социальная маргинальность, подводит итоги автор, - печальная данность современной Польши. Ее распространенность объясняется, как указывалось выше, институциональной пустотой, ослаблением социального контроля за соблюдением принципа взаимности. Постепенное обучение этому принципу с опорой на частные взаимные обязательства является самым рациональным способом его восстановления.

Э.П.Васильева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.