Научная статья на тему '2002. 03. 020. Рыжак Н. И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 2-е изд. , испр. И доп. М. : Эдас Пак, 2000. 371 с. Библиогр. : С. 361371'

2002. 03. 020. Рыжак Н. И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 2-е изд. , испр. И доп. М. : Эдас Пак, 2000. 371 с. Библиогр. : С. 361371 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦСЛУЖБЫ - РФ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 020. Рыжак Н. И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. 2-е изд. , испр. И доп. М. : Эдас Пак, 2000. 371 с. Библиогр. : С. 361371»

2002.03.020. РЫЖАК Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЭДАС ПАК, 2000. - 371 с. - Библиогр.: с. 361-371.

В монографии представлена авторская концепция правовой основы спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности в РФ. Основное ее положение состоит в том, что надежное правовое обеспечение безопасности возможно только при условии взаимосвязи всех элементов системы правовых норм, регулирующих деятельность таких служб, как ФСБ, Служба внешней разведки России, Федеральная пограничная служба РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ. Предложена законодательная формула, дающая правовую основу для реализации комплекса мер по созданию и обеспечению функционирования организационной структуры спецслужб. На основе политологического и юридического анализа разработаны предложения по созданию законодательных актов, содержащих общие государственные меры политического, экономического, правового характера, реализация которых способна повысить эффективность обеспечения национальной безопасности.

Обосновывается необходимость создания универсального механизма государственного контроля за деятельностью спецслужб, который предусматривает сочетание президентского, парламентского, правительственного и ведомственного контроля. Приводятся формы и методы реализации контроля на основе принципа разделения властей. Отмечается, что до настоящего времени понятие национальной безопасности в правовом отношении полностью не определено, что затрудняет формирование права в данной области.

Книга включает пять глав. Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам деятельности спецслужб и принципам обеспечения национальной безопасности. Во второй главе рассматриваются исторические особенности создания законодательной основы деятельности спецслужб и специфика формирования российского законодательства о безопасности на современном этапе развития. Особо выделается Концепция национальной безопасности, принятая в 1997 г. Однако, по мнению автора, эта Концепция не сыграла значительной роли

в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти и не смогла предотвратить негативные последствия финансового кризиса 1998 г. Подчеркивается, что в Концепции, вместо оценки глобальной ситуации, говорится о необходимости создания модели "общей и всеобъемлющей безопасности".

В третьей главе приводится авторская концепция правовой основы деятельности спецслужб. Специальное внимание уделяется механизмам действия таких законов, как Закон РФ "О безопасности", Федеральный закон, определяющий статус ФСБ, Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", а также другим правовым документам, посвященным борьбе с противоправными деяниями. Предлагаются меры по разработке и принятию Федерального закона "Об основах государственной политики в области обеспечения национальной безопасности"; кодификации законодательных актов, определяющих правовой статус и содержание деятельности спецслужб РФ, разработке и других законодательных актов, регламентирующих деятельность спецслужб и иных правоохранительных органов России. Отмечается необходимость решения Конституционного суда РФ о допустимости издания субъектами РФ законодательных актов, регламентирующих различные аспекты обеспечения безопасности и создания собственных структур обеспечения безопасности.

В четвертой главе перечислены основные принципы и стратегия функционирования ФСБ в системе органов государственной безопасности. Рассматриваются различные подходы к построению данной системы, перечисляются проблемы устройства центрального аппарата ФСБ России, территориальных органов государственной безопасности и ее основные задачи.

В пятой главе приводятся перспективы совершенствования правового механизма в области обеспечения национальной безопасности, предложены некоторые меры по организации парламентского контроля за деятельностью спецслужб. Представлен зарубежный опыт организации парламентского контроля за деятельностью спецслужб в США, Италии и Австрии, где имеет место тенденция к усилению и совершенствованию парламентского контроля.

В приложении даны таблицы, в которых приводятся принципы и модели законопроектов, отражающих позицию автора относительно

задач, обязанностей и полномочий органов государственной безопасности.

А.Н.Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.