Научная статья на тему '2002. 02. 013. Лембек К. -Х. Формы бытия: разновидности понятия онтологии в феноменологии Гуссерля. Lembeck K. -H. seinsformen Spielarten des Ontologiebegriffs in der ph&aumlnomenologie Husserls// Metamorphose der ph&aumlnomenologie: dreizehn Studien von Husserl aus. - Freiburg I. Breisgau; m&uumlnchen, 1999. - S. 28-57'

2002. 02. 013. Лембек К. -Х. Формы бытия: разновидности понятия онтологии в феноменологии Гуссерля. Lembeck K. -H. seinsformen Spielarten des Ontologiebegriffs in der ph&aumlnomenologie Husserls// Metamorphose der ph&aumlnomenologie: dreizehn Studien von Husserl aus. - Freiburg I. Breisgau; m&uumlnchen, 1999. - S. 28-57 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ГУССЕРЛЬ Э / ОНТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 013. Лембек К. -Х. Формы бытия: разновидности понятия онтологии в феноменологии Гуссерля. Lembeck K. -H. seinsformen Spielarten des Ontologiebegriffs in der ph&aumlnomenologie Husserls// Metamorphose der ph&aumlnomenologie: dreizehn Studien von Husserl aus. - Freiburg I. Breisgau; m&uumlnchen, 1999. - S. 28-57»

2002.02.013. ЛЕМБЕК К.-Х. ФОРМЫ БЫТИЯ: РАЗНОВИДНОСТИ ПОНЯТИЯ ОНТОЛОГИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ. LEMBECK K.-H. Seinsformen Spielarten des Ontologiebegriffs in der Phänomenologie Husserls// Metamorphose der Phänomenologie: Dreizehn Studien von Husserl aus. - Freiburg i. Breisgau; München, 1999. - S.28-57.

Карл-Гейнц Лембек стремится к решению трех задач: 1) на основе рассмотрения различных вариантов понятия онтологии у Э.Гуссерля обосновать возможность онтологической феноменологии; 2) показать, что различение вариантов онтологии раскрывает «самопонимание» феноменологической философии; 3) обосновать тезис о том, что философия Гуссерля должна интерпретироваться топологичски, а не генеалогически.

Решение всех этих задач связано с выделением различных вариантов онтологии у Гуссерля. Само же различение осуществляется через соотнесение с понятием онтологии философской традиции. Классический онтологический подход - это непосредственное обращение к бытию. Подход Гуссерля - это обращение к феномену бытия. Гуссерлевская онтология ни в одном из своих вариантов не является общей метафизикой, учением о бытии в самом общем смысле. Скорее она представляет собой своего рода «априорную теорию предметности». Она вполне совместима с критико-эпистемологической программой Гуссерля.

Лембек предлагает рассмотреть понятие «естественная онтология» (такого понятия в философии Гуссерля нет), соотнеся его с понятием «естественная установка». Речь идет о «естественной позитивности», в которой мы пребываем по отношению к миру. Действительность предстает познанию как онтическое единство. Если рассмотреть все это в перспективе теории предметности, то естественная онтология имеет своим объектом «совокупную предметность - мир», дорефлексивно полагаемую в наивной «достоверности бытия». Естественная онтология нерасторжимо связана с сенсорно-телесной организацией человека.

Второе понятие онтологии у Гуссерля, выделяемое автором, -«материальные онтологии». Это понятие присутствует во всем творчестве Гуссерля. Всякий предмет в силу своих материальных, или содержательных, определений может быть отнесен к какому-то предметному региону. Анализ такого региона есть дело региональных «сущностных наук», так называемых эйдетических, региональных или

материальных онтологий. Они занимаются «категориальной сущностью», т.е. сущностными структурами той или иной предметной области, например природы, в отличие от духовных или идеальных сущностей.

«Формальная онтология» выступает по отношению к материальным онтологиям в функции «материнской науки». Она разрабатывает формальные законы предметности вообще, которым должны соответствовать все региональные онтологии, независимо от своей содержательной бытийной и предметной типологии» (с.38). Это универсальная наука о категориальном строении идеи предметности вообще. Формальная онтология образует самую общую часть теории предметности в феноменологии в ее «дотрансцендентальной установке». Она еще не отвечает на вопросы о конституировании предметов. Соответственно, она еще представляет собой «догматическую науку» (в гуссерлевском смысле) и является предступенью к подлинно философской науке.

Достаточно рано у Гуссерля появляется понятие универсальной онтологии как идеала системы всех онтологий. В соответствии с этим идеалом все виды предметов, подчиняющиеся соответствующим предметным теориям, образуют частичные аспекты содержания универсальной онтологии. Универсальная онтология должна охватывать совокупное априори сущего, в том числе всякую человеческую способность как выражение человеческого бытия. Речь идет и о бытии самой трансцендентальной субъективности. «Универсальная онтология становится трансцендентальной наукой: как трансцендентальная наука, она становится априорной наукой о всяком (мыслимом) сущем» (с.45). Универсальная онтология трансцендентальна, поскольку соотносится со всем, что есть для трансцендентального субъекта.

Ю.А.Кимелев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.