Научная статья на тему '2002. 01. 069. Армао г. Доходы и власть: мафия между глобальной и локальной сферами. Armao F. profitti e potere: le mafie tra globale e locale // Vita e pensiero. Milano, 2000. A. 83, n 6. P. 547- 555'

2002. 01. 069. Армао г. Доходы и власть: мафия между глобальной и локальной сферами. Armao F. profitti e potere: le mafie tra globale e locale // Vita e pensiero. Milano, 2000. A. 83, n 6. P. 547- 555 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАФИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 069. Армао г. Доходы и власть: мафия между глобальной и локальной сферами. Armao F. profitti e potere: le mafie tra globale e locale // Vita e pensiero. Milano, 2000. A. 83, n 6. P. 547- 555»

2002.01.069. АРМАО Г. ДОХОДЫ И ВЛАСТЬ: МАФИЯ МЕЖДУ ГЛОБАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНОЙ СФЕРАМИ.

ARMAO F. Profitti e potere: le mafie tra globale e locale // Vita e Pensiero. - Milano, 2000. - A. 83, N 6. - P. 547-555.

Автор считает, что увлечение "эволюционистскими" моделями изучения мафии привело к "смещению ученых и общества от аспектов, связанных с применением насилия, к более абстрактным и неопределенным характеристикам экономического характера" (с.547). Мафии представляются в их "предпринимательском" обличье, как будто они уже отказались от прямого и жестокого насилия, которое списывается на обычных преступников и иностранцев. Подтверждение этому автор видит в принятой 12-15 декабря 2000 г. в Палермо Конвенции о борьбе против международной организованной преступности, где говорится, что международная преступная группировка (МПГ) представляет собой "структурированную группу" из "трех и более человек, существующую определенное время и имеющую своей целью незаконное получение финансовых или других материальных благ". Здесь нет ни слова о насилии и тем самым ускользает "самый эффективный" аспект деятельности этих групп -политической. Однако организации типа итальянской коза ностра, японских якудза, китайских триад и русских мафиозных группировок самим фактом наличия в них "иерархически организованного аппарата и необходимой силы, обеспечивающей правила поведения на определенной территории", действуют как политическая сила; правда, эта сила редко идет на прямой конфликт с государством, в рамках которого она действует, - гораздо чаще мафиозные группировки вступают в сговор с меньшей или большей частью государственного аппарата (с.548).

Расплывчатость определения МПГ можно в какой-то мере оправдывать разнородностью объектов, которые оно охватывает, от уличных банд до криминальных групп "белых воротничков" и мафиозных группировок в узком смысле; но главная причина состоит в стремлении "избежать любого намека, который государства - члены Конвенции могли бы воспринять как суждение о природе их собственной политической системы и тем самым как нарушение их суверенитета" (с.548).

Однако это отделение материальных аспектов феномена мафии от властных имеет колоссальные последствия: оно препятствует осознанию совершенно новой формы этого социального действия и объяснению причин ее драматического - по темпам роста и интенсивности

проникновения - распространения по всему миру. Это разделение ограничивает возможности выработки эффективной стратегии противодействия (с.548).

МПГ с успехом навязывают себя в качестве "новых посреднических структур" между глобальным рынком и отдельной территорией, активизируя и управляя теми торговыми связями, которые лежат в основе "высокодоходного капитализма", совершенно отличающегося от свободного рынка как основы экономики. Подобный капитализм, прежде чем заняться промышленным производством, приобретает средства через торговлю: мафиози, совершенно не бывшие предпринимателями, становятся торговцами, вынуждены заниматься денежным оборотом, рабочей силой и т.д. "Главная характеристика мафиозного торговца - отсутствие специализации: если усиливающееся разделение труда действует внизу, а наверху мафиози учится выполнять несколько ролей одновременно" (с.549). Он занимается торговлей, ростовщичеством, инвестициями в совершенно легальный бизнес, особенно - в спекуляции с недвижимостью. Если в городе он делает вид, что он предприниматель и стремится к легитимации собственной деятельности, то в сельской местности он приобретает землю как символ социальной значимости. Сегодня наркотики и оружие занимают то место, какое некогда занимали специи и предметы роскоши; рискованные путешествия современных незаконных иммигрантов заменили торговлю рабами, мафиози значительно усовершенствовали этот процесс: если в прошлом все расходы нес покупатель, то теперь - перемещаемый "товар", т.е. сами иммигранты.

Любая крупная мафиозная организация схожа с торговой компанией, так как она имеет собственные центры распространения, коммерческие пути распространения, которые, в конечном счете, переплетаются и создают свой экономический мир, собственные товары. Есть еще один общий аспект: торговые компании прошлых веков были напрямую связаны с применением насилия; и сейчас прослеживается тесная связь между мафиями и войной. Например, организованная преступность управляет "черным рынком", существующим рядом с театром военных действий. К тому же война способствует распространению наркотиков и оружия. Оба товара скрыто направляются в места конфликтов, что усиливает мафиозные организации.

Достаточно известно о деятельности итальянской мафии в период высадки союзников в Сицилии в 1943 г.; менее распространены данные о

том, что японская якудза активно участвовала в захвате Манчжурии в 30-е годы, выполняя задачу по управлению рынком опиума, средства от продажи которого шли на финансирование японской оккупации, тогда как опиум ослаблял сопротивление. Той же якудзе сразу после Второй мировой войны уже в самой Японии американцами фактически было передано управление "черным рынком" и обеспечение безопасности населения, в связи с роспуском японских армий и полиции. После победы коммунистов в Китае в 1949 г. часть китайских националистов, бежавших в Юго-Восточную Азию, создали на сопредельных пограничных территориях Таиланда, Бирмы и Лаоса наркодиктатуры, составившие так называемый "золотой треугольник", долгое время остававшийся главным поставщиком героина на мировой рынок.

Без всякого сомнения, с 70-х годов начинается настоящий бум мафиозной власти в силу двух причин: во-первых, это войны (Вьетнам и Афганистан), которые открыли новые рынки, новых курьеров, новые средства и способы доставки материальных и денежных средств и новые пути в США, Европу и Советский Союз; во-вторых, резкое разрегулирование мирового финансового рынка в результате прекращения действия в 1976 г. Бреттон-Вудских соглашений: наступил конец системы фиксированных биржевых операций, был потерян какой-либо реальный контроль над денежным обращением со стороны центральных банков; ненормальное увеличение частного кредитования привело к созданию настоящего монстра - массы офшорных рынков и институтов, находящихся вне контроля национальных экономик.

Особо благоприятные условия для усиления могущества мафии создает так называемый "рисковый капитализм", ибо он делает еще более "невидимыми" источники и пути приобретения незаконных доходов. Не случайно в этот же период растет число зон производства наркотиков: наряду с "золотым треугольником" действует "золотой полумесяц" (Иран, Афганистан, Пакистан), андская зона (Боливия, Колумбия, Перу). Расширение рынка привело к увеличению числа путей доставки и к "усиливающейся функциональной дифференциации между различными криминальными организациями": существуют сведения о наличии международных соглашений о том, кто должен организовать производство и переработку, кто занимается сбытом товара, а кто -инвестированием прибылей (с.551).

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в результате краха советской системы переходом бывших коммунистических стран к капи-

тализму в значительной мере управляют мафии. Свидетельство тому -деятельность российской мафии, которая играла ведущую роль в процессе приватизации государственной собственности: она получила в свое распоряжение не только громадные промышленные, природные и финансовые ресурсы, но и большой арсенал вооружений, расщепляющихся веществ и, главное, - специалистов, что позволяет использовать различные виды оружия для шантажа и в непосредственном насилии. Автор подчеркивает, что появление на международной преступной арене нового конкурента - русской мафии - "не вызвало никакого конфликта между мафиями, что свидетельствует о том, что сфера рынка беззакония еще не достигла своих пределов".

Можно вспомнить и о размахе беззакония в ХУ или ХУШ в., и о том, что он менялся благодаря развитию гражданской культуры и демократии; однако в настоящее время все большее значение приобретает другой, характерный для мафии аспект - управление властью, который позволяет криминальной группировке не только успешно действовать на рынке, но и легко обходить такие демократические завоевания, как социальные, гражданские и политические свободы.

Преступные группировки - даже хорошо интегрированные в самую сердцевину сферы финансов - сохраняют контроль над одной или несколькими территориями. В местах их происхождения они осуществляют власть тоталитарного типа, постепенно распространяя власть на другие регионы и континенты; в конечных пунктах доставки товаров организованные группировки создают постоянные плацдармы, главная цель которых - первичное накопление капитала посредством насилия. Капитал затем инвестируется в крупные спекуляции. Не случайно первыми жертвами мафиозного насилия в других странах становятся иммигранты - бывшие соотечественники.

Следует отметить и "институциональный" аспект криминальных группировок: мафиози, как и управляющие торговых компаний прошлого, навязывают разграбляемой территории политическое господство, используя, в частности, "свою способность интернационализации затрат на покровительство". "Рентабельность защиты" становится рыночным товаром, который приносит прибыль, а так как мафии искусственно подогревают спрос на защиту, то в обстановке неуверенности она становится неизбежным спутником вымогательства, ибо тот, кто находится под угрозой, нуждается в защите. Не случайно в

Италии, Японии или России мафиози являются "лучшими союзниками тех, кто разделяет их тоталитарные взгляды на политику и монополистические представления о рынке" (с.553).

В своих самых крайних проявлениях мафиозная власть "ведет к полному разрушению гражданской солидарности и усилению дифференциации между все более обогащающимся в результате незаконных спекулятивных операций меньшинством и постоянно беднеющим большинством, лишенным любой поддержки" (с.554). Экспансия мафиозного клана на какой-либо территории сокращает традиционные сферы политики; происходит "приватизация сферы политики", которая постоянно воспроизводит - и во все ухудшающейся форме - старый механизм "огораживания" (обнесение забором части общей земли, которая выводится из-под контроля общины и используется только в интересах какого-либо частного лица). Мафиозное огораживание может "перечеркнуть саму идею гражданского общества и свести политику к интригам мелких партийных боссов, умело использующих патернализм и видимость заботы вместо обращения к прямому насилию" (с.554).

В борьбе против мафии не следует рассчитывать только на репрессивные действия, ибо при вооруженном столкновении с ней государство оказывается в невыгодном положении по двум причинам: во-первых, власть - в противоположность мафии - не может рассчитать чисто экономически собственные расходы на обеспечение защиты, ибо она должна соблюдать законность; во-вторых, она должна воевать с "невидимыми группами, которые в состоянии осуществить угрозы, очень похожие на террористические. Затраты государств по защите своих сторонников несравнимо более значительны, чем те, которые понесут мафиози в борьбе против этой защиты. Кроме того, на последних работает и фактор внезапности.

Одной из главных задач государства является "защита законности рынков", основным направлением которой является борьба против офшорных рынков и банковских секретов. Кроме того, борьба с мафией -это борьба в защиту политики, ее демократических принципов. Нужно создавать - или воссоздавать - "гражданскую культуру, как единственное эффективное противоядие распространению мафиозной власти, путем приобщения к букве и духу закона в школе и университете" (с.555).

Г.А.Антонос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.