Научная статья на тему '2001. 03. 042-044. Формы заключения брачных отношений у народов Африки'

2001. 03. 042-044. Формы заключения брачных отношений у народов Африки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ АФРИКИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМА РОДСТВА / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 042-044. Формы заключения брачных отношений у народов Африки»

Этнография

2001.03.042-044. Формы заключения брачных отношений у народов Африки.

2001.03.042.BARRY L. S. L'union endogame en Afrique et a Madagascar//Homme .- P., 2000. -- N 154/155. -- P. 67-100.

2001.03.043.VINEL V. Comment les allies sont aussi des parents. ^ndogamie locale et relations familiales dans un quartier moose sikoomse (Burkina Faso) //Homme. --P., 2000 . -- N 154-155. -- P. 205-224.

2001.03.044. PRADELLE DE LATOUR Ch-H. De l'alliance matrimoniale en Afrique (une autre approche) //Homme. --P., 2000. -- N 154/155. -- P. 145158.

Л. Барри (042), вслед за Дюркгеймом, разделяет понятие «родство» в биологическом и социальном планах (consanguite -биологические и физические связи, parente - юридические и моральные обязанности).

Можно выделить 4 принципа родственных связей у африканских народов в целом:

1. основанные на «молоке», на доминанте материнской линии (браки среди фульбе Камеруна);

2. основанные на «сперме», на доминанте отцовской

линии;

3. заключенные по кросс-кузенной линии, при доминанте отдельных черт линий отца и матери («закон предпочтений» позволяет выделить 6 видов кросс-кузенных браков, определяемых важностью внутренних связей между отцом и матерью);

4. родство может передаваться по любой линии, однако причины ее доминанты не идентифицируются (в сложных брачных системах).

Брачные союзы, заключаемые по принципу «на молоке», присущи большинству африканских и арабских народов (в отношении последних автор ссылается на работы К. Леви-Стросса). Связь через молоко оказывается наиболее важной. Связи с кузиной по материнской линии, соответственно, предполагают большую степень родства, нежели с кузиной по отцовской линии. Загава считают родство двух сестер более близким, нежели родство двух братьев: брак с дочерью тетки по материнской линии они считают запретным.

Кросс-кузенные браки чаще всего ассоциируются с миром ислама, где Кораном запрещены любые виды связей с «молочными» родителями. Согласно исламу, 4 кузины могут стать женами одного

мужчины при условии, что он не принадлежит ни к одному из их родов. Жители древнего королевства мерина на Мадагаскаре отдавали предпочтение эндогамным бракам без влияния ислама. Браки между близкими родственниками были запрещены, однако понятие «близости» у каждого народа свое. У мерина - это единоутробные братья и сестры, параллельные матрилинейные кузины. У народа канури, исламизированного в Х1-Х11 вв., существует два вида запретных связей -инцеста (напр., брак отца с женой его сына) и постыдности (брак с кузиной по материнской линии).

У большинства африканских и арабских народов сорорат (брак двух братьев на двух сестрах) запрещается, однако обычай левирата широко распространен и поощряется.

В статье, затрагивающей проблемы родства в Буркина-Фасо, Вирджиния Винель (043) доказывает, что правила заключения экзогамного брака не приводят к расширению территории, где ведутся поиски брачного партнера. Объектом ее исследования стали женщины народа моси, проживающие в деревне, расположенной в 66 км к юго-западу от Уагадугу. Жители деревни возводят свое происхождение к одному предку и относятся к одному патрилинейному линиджу. В культурном отношении они являются частью более крупной группы моаага, традиционно занимающейся земледелием.

Брачные формы у моаага характеризуются, прежде всего, запрещением брачных связей между кровными родственниками: мужчина не может взять в жены одну из единокровных сестер своей жены, однако может жениться на ее агнатной сестре (хотя женщина не может выйти замуж за агната мужа, за исключением обычая левирата). Наиболее распространенная форма брачных отношений в этой деревне -женитьба двух братьев на женщинах из одного линиджа. Эта практика активно поддерживается женщинами, которые хотят, чтобы новыми женами их мужа становились их же родственницы.

В основном браки заключаются на базе обмена между семьями. Такой тип брака на местном языке называется «беленго», что означает «оказывать услугу кому-либо с тем, чтобы потом получить подобное вознаграждение». Выплата вознаграждения может затягиваться на годы -до тех пор, пока не будет подобрана невеста. В брачных обрядах можно увидеть мусульманские, христианские и традиционные элементы. Посредством заключения браков могут породниться до трех поколений: дочь может найти мужа в линидже жены своего отца, внучка - в линидже жены своего деда или жены своего брата.

Прадель де Латур (044) обращает внимание на статус

единокровного племянника по материнской линии в африканских обществах на примере народа тонга (Зимбабве). Единокровный племянник играет ведущую роль в обрядах жертвоприношения, совершаемых его дядей, выступает защитником дяди в случае смерти своей матери (вдовцы обычно обвиняют братьев своих жен в их убийстве посредством черной магии). У тонга братьев отца дети могут называть «отцами», сестер матери - «матерями», но дядя по материнской линии зовется «мужчина-мать». Племянник имеет право жениться на жене дяди по материнской линии после смерти последнего, если она согласна, без уплаты традиционного выкупа и при условии, что дети, родившиеся от этого брака, будут считаться детьми покойного дяди.

Автор уделяет внимание проблеме перераспределения брачного выкупа. У тонга выкуп за невесту переходит в собственность всего линиджа, в частности - ее брату с тем, чтобы он мог заплатить выкуп за свою невесту. Таким образом, здесь выкуп - основная форма обмена между линиджами, в то время как у бамилеке (проживающих на юге Камеруна) выкуп используется членами только одного линиджа. У бамилеке женщина настолько вживается в линидж мужа, что в случае ее смерти все расходы берут на себя муж и дети покойной, но не ее братья. О благополучии внучек заботится дед по материнской линии, в то время как отец обеспечивает своих сыновей всем необходимым для женитьбы. Еесли у тонга брат, получая выкуп за сестру, не использует его для приобретения невесты - матери для собственного линиджа, то он остается обязанным своему племяннику, сыну сестры. Женщина не может быть возвращена в родную семью из-за ее бездетности, пока взамен не будет предоставлена одна из ее сестер.

Л.В Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.