Научная статья на тему '2001. 03. 038. Костала-Фуно А. -М. Динамика идентичности, действие и контекст'

2001. 03. 038. Костала-Фуно А. -М. Динамика идентичности, действие и контекст Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 038. Костала-Фуно А. -М. Динамика идентичности, действие и контекст»

специальных знаний и т.п. Наряду с этим Жоделе обнаружила, что в повседневной жизни "опекуны" соблюдают жесткие поведенческие нормы в отношении больных: по возможности их селили в отдельных помещениях, их одежду и посуду стирали и мыли отдельно, их не допускали к общему богослужению, были запрещены не только интимные, но даже романтические отношения с теми, кто страдал душевным расстройством. Все это свидетельствовало о существовании стойкого социального представления о душевном нездоровье как о заразном заболевании, делает вывод Жоделе. Скрывая это представление, освященное локальной традицией, но противоречащее данным современной медицины, обитатели поселка оберегали свою коллективную идентичность и свой тип обыденного знания (здравого смысла) от посягательств "иного".

Анализ феномена отсутствия в терминах концепции социальных представлений, пишут Жэрвэ и ее коллеги, еще раз демонстрирует ее теоретические и методологические преимущества по сравнению с прочими моделями социально-психологического знания. "Теория социальных представлений предлагает концептуальные рамки для изучения природы исторических и культурных форм социальных объектов путем анализа обыденного знания и повседневной практики" (с.439). При этом предложенный аналитический ракурс позволяет изучать совокупную, взаимосвязанную динамику индивидуальных и коллективных, социальных и когнитивных, интенциональных и бессознательных, материальных и символических составляющих человеческой субъективности и социальной жизни. Данная концепция убедительно доказывает, что социальные представления (и их "отсутствие") есть продукты социальной жизни, поскольку "именно общество лежит в самом сердце человеческой субъективности" (с.437), а знание и здравый смысл являются конституирующими элементами материальной среды обитания людей и их социальных отношений.

Е.В.Якимова.

2001.03.038. КОСТАЛА-ФУНО А.-М. ДИНАМИКА ИДЕНТИЧНОСТИ, ДЕЙСТВИЕ И КОНТЕКСТ.

COSTALAT-FOUNEAU A.-M. Identity dynamics, action and context// J. for the theory of social behaviour. - Oxford, 1999. - Vol.29, N 3. - P.285-300.

В статье французского психолога А.-М. Костала-Фуно (Университет Поля Валери, Монпелье) поставлена проблема

"комплексного изучения представлений индивида о себе и об обществе в их связи с действиями и контекстом этих действий" (с.289). Специфику своего подхода автор видит в том, что представление - как фокус исследования - рассматривается в качестве составляющей действий субъекта в рамках социального мира, т.е. в одно и то же время как руководящий и направляющий фактор этих действий (социальный аспект) и как результат трансформирующих представление индивидуальных действий (индивидуальный аспект). Данная точка зрения, подчеркивает Костала-Фуно, позволяет счастливо избежать крайностей социологизма, абсолютизирующего роль социальных представлений (выработанных и существующих вне индивида), и индивидуализма, выдвигающего на первый план субъективные (собственные) представления индивида. В рамках комплексного подхода "субъект выступает действующим лицом внутри социального контекста; он обладает индивидуальными и коллективными представлениями, которые он конкретизирует и активирует благодаря отчасти субъективным, отчасти нормативным способностям" (с.289).

Автор называет предложенную модель "теорией, которая принимает в расчет действие внутри представления". Иными словами, согласно данной теории, субъект есть всегда субъект действия, который продуцирует социальные смыслы и значения посредством действия и в социальном контексте этого действия. Действие же рассматривается как то, что "конституируется совокупностью опыта и выражает себя посредством процессов и средств, с помощью которых субъект исследует и изменяет свое социальное окружение" (с.289). Качество же этих изменений и исследований зависит от качества представлений, которые различаются по степени остроты и ясности на разных этапах жизненного пути индивида. Таким образом, представления выступают регулятором, или "центральным вектором", социального поведения индивида. Они ориентируют субъекта в лабиринте жизненных ситуаций и являются функцией целого ряда переменных - индивидуальных, межличностных, социальных, временных. Согласно С.Московичи, представление (точнее - социальное представление) есть подготовка к действию. Речь идет о том, что социальные представления моделируют, трансформируют и реконструируют элементы социального мира, или "контекста", в котором должно протекать действие; они наделяют это действие смыслом и превращают его в элемент сети отношений между участниками "контекста". Вместе с тем, чтобы стать элементом субъективного действия, представления, пришедшие к индивиду "извне" (из

социального мира), должны быть им интернализованы и усвоены. Эта интернализация включает не только когнитивные, но и аффективные процессы. "Субъект делает социальные представления своими посредством целой серии сложных процессов, частично связанных с социально-эмоциональным отпечатком жизненного опыта... социальные представления активируются посредством социально-эмоциональной сети, связанной с личностной социальной историей индивида" (с.290).

Преимущество своей модели Костала-Фуно видит в том, что здесь остается за скобками каверзный эпистемологический вопрос о том, что чему предшествует: действие представлению или представление действию. Эти явления рассматриваются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, с этих позиций легко разрешима и методологическая проблема взаимоотношений между представлениями индивидуальными (выработанными субъектами) и представлениями коллективными (социальными, выработанными группой или обществом в целом). В рамках данной модели субъект рассматривается как носитель интернализованных им коллективных представлений, т. е. таких, которые он разделяет с другими участниками "контекста" и которые тем не менее уникальны и единичны, поскольку являются когнитивным и эмоциональным результатом его собственных действий.

Переходя к характеристике действия в его связи с представлением в рамках социального контекста, автор формулирует тезис о "конгруэнтности нормативных и субъективных способностей индивида как базисе динамики представлений и формирования идентичности". Действие есть материализация способностей индивида. Как субъект действия, индивид обладает предварительными внутренним (субъективным) суждением о характере, содержании и направленности своих способностей (ментальных, физических, профессиональных, социальных и т.п.); он вырабатывает также субъективную оценку этих способностей и прогнозирует результаты их реализации. Одновременно в рамках контекста (группы, общества в целом) функционирует социально принятое (нормативное) представление о тех или иных качествах, демонстрирующих степень пригодности индивида к той или иной деятельности. Согласно авторской гипотезе, "конгруэнтность" двух аспектов "способности к совершению определенного действия" способствует рождению ясных, четких или "острых" представлений индивида о мире и о себе; их несовпадение (расхождение) чревато "диффузией репрезентации", которая влечет за собой отказ от деятельности, уход в себя, поиск своего места в мире. Следовательно,

"динамика репрезентаций" оказывается важнейшим элементом процесса конструирования индивидуальной идентичности внутри социального контекста. "Представление о себе самом, - замечает в этой связи Костала-Фуно, - предполагает чистоту и ясность репрезентаций... а также способность управлять своим поведением, видеть его границы и иметь средства для его реализации" (с.296).

Таким образом, для того чтобы стать элементом действия, представление о себе и своем окружении должно обладать отчетливостью и остротой, которые могут притупляться в некоторые периоды жизни (в связи с изменением жизненных планов, переменой профессии, внутренним личностным кризисом). "Действие же выступает своего рода исполнительным директором по отношению к представлению и может рассматриваться в качестве опытного и временного поля, необходимого для активизации феномена представлений, обладая одновременно социокогнитивным и социо-аффективным значением" (с.297).

Е.В.Якимова

2001.03.037. САБИНИ ДЖ., СИЛВЕР М. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЭМОЦИИ ТОЛЬКО СОЦИАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ?

SABINI J., SILVER M. The not altogether social construction of emotions: a critique of Harre and Gillett // J. for the theory of social behaviour. - Oxford, 1998. - Vol.28, N 3, - P.223-235.

Дж.Сабини и М.Силвер (психологический факультет Пенсильванского университета, США) полагают, что точка зрения социального конструкционизма, рассматривающего эмоциональный опыт как разновидность культурно-специфических социальных суждений, не может быть признана исчерпывающей и нуждается в теоретическом углублении. С этой целью они подвергают критическому анализу концепцию эмоций, сформулированную Р.Харре и Г.Джиллетом, и сопоставляют ее с классической психологической теорией У.Джемса. В самом общем виде несовпадение двух концепций может быть охарактеризовано как противостояние иррационализма и социального когнитивизма. Для Джемса возникновение эмоциональных реакций (например, страх при виде медведя) не опосредовано участием разума; эмоциональное переживание страха возникает как следствие определенных соматических и физиологических реакций (беглец спасается от медведя не потому, что путем рассуждений он понимает, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.