Научная статья на тему '2001. 03. 030. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России. М. : изд- во РАГС, 2000. 252 с'

2001. 03. 030. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России. М. : изд- во РАГС, 2000. 252 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 030. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России. М. : изд- во РАГС, 2000. 252 с»

2001.03.030. ВАСИЛЕНКО Л. А. ИНТЕРНЕТ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ. — М.: Изд-во РАГС, 2000. - 252 с.

Информатизация государственной службы рассматривается как сложное социотехнологическое явление, часть процесса информатизации органов власти и общества. В работе доказывается, что реализация только технических аспектов информатизации приводит к социальным издержкам. Плодотворным является применение принципа всесторонности рассмотрения развития информатизации государственной службы на основе технологий Интернет в трехмерном пространстве: социология -> информация -> синергетика. Цель — направление усилий на совершенствование социальной организации общества, повышение эффективности социального управления, в том числе государственного. Этот подход позволяет автору сформулировать новую систему координат, определить принципы и направления информатизации в условиях становления открытого информационного общества. Существенную роль в этих процессах играет глобальная система Интернет как социальное явление и социальный институт. В связи с этим Интернет определяется не только как техническое объединение компьютеров в сеть и важнейший элемент глобальной информационной инфраструктуры мирового сообщества, информационная супермагистраль и совокупность технологий, связанных с производством, обработкой, хранением, распространением, использованием информации, неисчерпаемый источник информационных ресурсов, но и как коммуникационная среда, информационные и социальные технологии взаимодействия государственных структур, государственных служащих, социальных общностей и отдельных людей, определенных общими культурно-нравственными традициями.

Равноправное взаимодействие между ветвями власти требует развития информационных механизмов с целью координации их деятельности, решения совместных служебных задач. Процесс становления координационной системы государственной власти, пишет автор, является одним из основных рычагов демократизации России.

Еще одним необходимым условием информатизации выступает перенос центра тяжести с федерального уровня на региональный. Это позволяет максимально учесть национально-культурные особенности социума, создает гармоничную информационную среду, не подавляющую личность.

В результате решения технико-технологических проблем остается главная — социальная: общество и государство, подчеркивает автор, не готовы изменить стереотипы и исторически сложившиеся технологии взаимодействия. Поэтому на первый план выдвигаются проблемы образования и воспитания, формирования новой информационной культуры в условиях открытого общества, формирования активных социальных структур. Процедуры согласования и взаимного учета социальных интересов можно решать, по мнению автора, только на информационной основе в единой информационной среде общества и государства. Более того, принятые управленческие решения нельзя реализовать только силами государственных органов власти, без активного действия социального партнера, т. е. активных субъектов самоорганизации.

Одним их действенных механизмов самоорганизации общества могут стать активное и равноправное участие граждан в социальных преобразованиях, создание условий для постепенного перехода к народной демократии, при которой граждане получают возможность самостоятельно вырабатывать и представлять свое мнение обществу. Участие на добровольных основах в многочисленных сетевых структурах и использование коммуникаций Интернета для поиска решений социальных проблем и их реализации позволит выбрать каждому только те аспекты, которые затрагивают его интересы и потребности.

Решение вопросов информационной безопасности связано с созданием соответствующих государственных структур и информационных технологий, могущих оказывать значительное влияние на управление социальными структурами. Отсутствие таковых приведет к тому, пишет автор, что объединенные средства коммуникации окажутся в руках финансово-коммерческих, общественных, политических или даже криминальных структур, которые уже оценили возможности Интернета. Все это, по его мнению, подтверждает потребность в изменении облика органов власти и управления, государственной службы России. Необходимо переходить к технологиям информационного взаимодействия не только с социальными структурами, но и внутри структур власти, основанных на максимальной информационной открытости, демократических принципах управления; строить систему государственной службы на принципах взаимодействия саморегулируемых и стандартизированных систем и максимально

возможного удовлетворения интересов и нужд рядовых граждан как основы деятельности аппаратов государственной службы.

В работе приведены многочисленные примеры реализации информационных механизмов для различных направлений деятельности органов власти и управления: организация Web-приемных, открытых дискуссий, публикация обсуждаемых и принятых решений, отчетов по их реализации, создание виртуальных сегментов сети Интернет субъектов РФ, общественных организаций, проведение опросов населения, публикация материалов постоянно действующего мониторинга и т. д.

Автор предлагает внедрять новые подходы и к образовательному процессу государственных служащих в РАГС. Образование позволит создать основу для подготовки элиты принципиально нового типа - инфострата, который, по мнению многих исследователей, становится ведущей социальной силой в развитии цивилизации. Предлагается создать специализацию - информационный аналитик в уже имеющихся областях - менеджмента, экономики, юриспруденции, политологии, психологии.

О.Л. Алферов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.