2001.01.021. КАРА-МУРЗА А.А., ПОЛЯКОВ Л.В. РУССКИЕ О БОЛЬШЕВИЗМЕ: ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ АНТОЛОГИИ / Ин-т философии РАН, Центр теорет. пробл. рос. реформаторства. - СПб.: Изд-во Рус. Христан. гуманит. ин-та, 1999. - 439 с.
Составители отмечают, что продолжающиеся споры о природе большевизма свидетельствуют о серьезном нездоровье общества. Проиграв "холодную войну", Россия, как и 80 лет назад, втягивается в "войну гражданскую", стоит перед еще более сложными проблемами, в том числе и познавательного характера. Антология составлена из работ эмигрантов "первой волны" и наших современников. В нее не вошли высказывания откровенных апологетов коммунизма.
Большевизм характеризуется прежде всего как социальная варваризация и культурная деградация России, как линия наименьшего сопротивления темным инстинктам человеческой природы, всплеск первобытного коммунизма орды, каннибализма и пещерных нравов, свержение десяти библейских заповедей, возврат к язычеству и тотемизму, стихийная дезорганизация, протест традиционного человека против перегрузок рыночной модернизации, реакция маргиналов на кризис мирового индустриализма, бунт радикализированной архаики в центрах урбанизации, перерождение государственного инстинкта в бунтарский и грабительский, фактор общественного гниения, всеобщая безумная одержимость, царство лени и безделья, результат падения воли к труду, движение, лишенное творческого и созидательного начала, паразитарно-хищнический экономический строй, измена Родине ради классовой выгоды, попытка закрепления варварства с помощью индустриализации, спад, понижение энергии, социальная и политическая реакция эгалитарных низов против европеизации России, крайний антагонизм властвующих и подвластных и т. д.
Большевизм - это и подпольно-уголовная система, ибо революционная идеология - самооправдание и самовосхваление социального преступления, стирание грани между добром и злом, социализация ненависти, превращение втянутых в войну нравственно неокрепших подростков в ожесточенных людей с психологией уголовников.
Вместе с тем большевизм - воспроизведение российских исторических традиций. Субъективно бандитский переворот Ленина и Троцкого объективно стал очередным всплеском русского утопизма, идущего от старообрядческого раскола с пафосом испуга и отрицания.
Мужицкая вера в царя сменилась верой в социализм. Большевизм -третье издание русской великодержавности, сочетающее тотальную милитаризацию и идеологичность. Коммунистическая же партия - аналог опричнины. Большевистские насилия сопоставляются также с преобразованиями Петра I.
Большевизм - азиатизация России, проявляющаяся в пассивности и одержимости, готовности подчиниться чужой воле. Высказывается мнение, что без Кавказа и Средней Азии Россия справилась бы с "азиатским инфарктом" 1917 г. С другой стороны, большевизация называется очередной попыткой напялить на нас немецкий кафтан. Большевизм - это и азиатская реакция на европеизацию России в форме ультразападничества, стремление насильственно насадить одни технорациональные элементы, игнорируя европейский либерализм и уничтожая традиционную культуру. Отсюда неимоверная жестокость большевистских "европеизаторов". Но крайности сходятся, и большевики стали воинствующими мессианистами славянофильской азиатчины. Есть также мнение, что Запад чреват тоталитаризмом, а коммунизм не более, чем антикапитализм. И коммунизм, и капитализм - порождающие одно другое явления. Большевизм же - дурной синтез культур и цивилизаций. Основная внутренняя болезнь России - гипертрофия государственной власти, национальной дисциплины в ущерб личной свободе. Большевизм - это и утопическое прожек-терство, усугубленное административным восторгом, в отличие от Запада, где утопии - не более чем интеллектуальные игры. Условия для утопического эксперимента создавала неустойчивость традиций. Октябрь 1917 г. оказался сверхкомпенсацией социальной неполно-ценности, регрессом в сфере морали, права и духовной культуры.
Каждый русский ответствен за большевизм. Последний можно считать и следствием "подросткового комплекса" российской цивилизации. Отсюда - отсутствие устойчивых отношений в сфере собственности. Наибольший инфантилизм проявила интеллигенция в силу своего нигилизма и отрыва от национальных корней. Большевизм -это экстенсификация во всем, засилие полузнаек. Биосоциальный социализм подавил биосоциальный индивидуализм. Часть эмигрантов черносотенного толка договорилась до того, что большевизм -наименьшее из зол, спасение России от происков алчных соседей, выход из анархии и распада. Но большинство считает большевизм самоубийством страны и общества. Одно из тяжелейших последствий
этого - появление нового антропологического типа. Социальное содержание большевизма то же, что и у фашизма - господство черни, утратившей народную этику и не усвоившей общекультурной. Единственным реальным достижением советского общества явилось создание системы тотального сыска. Власть стала системной сутью, качеством общества. Большевизм - противоестественная мера для сооружения противоестественной социальной конструкции. Массовый террор - порождение страха и неверия в коллективистские инстинкты. Главный враг коммунизма - рост материального благосостояния, образованности и культуры широких масс, ибо потребности растут гораздо быстрее возможностей их удовлетворения.
Несомненно положительное в большевизме - его отрицательный опыт, избавивший Европу от бациллы коммунизма и исключающий повторение в обозримом будущем.
П.И.Шлемин