Научная статья на тему '2001. 01. 021. Фонология речевой деятельности / отв. Ред. Бондарко Л. В. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2000. 158 с. Библиогр. , С. 158-161'

2001. 01. 021. Фонология речевой деятельности / отв. Ред. Бондарко Л. В. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2000. 158 с. Библиогр. , С. 158-161 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 021. Фонология речевой деятельности / отв. Ред. Бондарко Л. В. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2000. 158 с. Библиогр. , С. 158-161»

УРОВНИ ЯЗЫКА

ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ

2001.01.021. ФОНОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Отв. ред. Бондарко Л.В. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 158 с. -Библиогр., с. 158-161.

В коллективной монографии рассматриваются проблемы соотношения между классическими представлениями о свойствах звуковых средств языка и реальными свойствами этих средств, которые обнаруживаются при исследовании речевой деятельности человека и при моделировании этой деятельности в системах синтеза речи по орфографическому тексту. Материалом исследования является русский язык. Монография состоит из введения, пяти глав и списка литературы, использованной при написании данного труда.

Во введении авторы подчеркивают, что предлагаемая книга является результатом совместной работы группы исследователей, сосредоточивших свое внимание на тех свойствах естественной речи, которые не соответствуют каноническим представлениям о роли звуковой материи в функционировании языка. И это, в свою очередь, заставляет искать новые подходы к интерпретации вышеупомянутых свойств при описании речевой деятельности. Во введении говорится о задаче определения адекватности таких описаний на конкретных системах, моделирующих речевую деятельность.

Глава первая "Фонология речевой деятельности как предмет фонетических исследований" состоит из трех параграфов: "Элементы и процедуры", "Фонд звуковых единиц русского языка как исследовательская система", "Прикладные исследования как критерий адекватности фонологической теории".

Системе фонем, насчитывающей 6 гласных и 36 согласных, в речевой деятельности (РД) соответствует система аллофонов из 18 гласных и 41 согласного.

Окончательное установление количества единиц, используемых в РД, - это дело будущего, так как не только положение по отношению к словесному ударению, но и фразовая позиция - абсолютно реальные признаки, на которые может опираться воспринимающий речь человек.

Характеристики языкового материала, с которым имеет дело носитель языка, его собственная речевая деятельность при производстве и восприятии сообщения не подтверждают традиционного представления о первостепенной важности смыслоразличительной функции. Свойства звуковых единиц, наблюдаемые при исследовании связной речи, должны учитываться в первую очередь, даже если они противоречат привычным представлениям, подкрепленным самими авторитетными мнениями классиков фонологического анализа. Для носителя языка функция сегментных единиц определяется в первую очередь их ролью при создании звуковой оболочки значимой единицы, тогда как различительная функция актуальна лишь в специальных случаях. В РД различительные признаки соотносятся - в зависимости от условий реализации высказывания - с разними фонетическими свойствами, которые авторы называют полезными признаками речевого сигнала.

Следующая тенденция, определяющая свойства речевого высказывания, называется авторами фонетической. Эта тенденция проявляется и при порождении, и при распознавании высказывания. Основной строевой единицей при этом является не фонема, а слог, в котором реализуется конкретная фонемная модель. Особенности реализации фонемной модели приводят к тому, что на фонетическом уровне возникают дополнительные фонетические свойства, как бы "лишние" при фонематическом подходе, но оказы-вающиеся полезными, а иногда и просто необходимыми для РД.

В главе второй "Фонемный состав слова в связной речи" представлены следующие параграфы: "Идеальная и реальная фонетическая транскрипция", "Орфография, фонемный строй и фонетика", "Форма речи и степень ее подготовленности", "Соотношение "Фонема-аллофон", "Фразовая позиция как фонетический признак аллофона".

При разработке вопросов фонологии речевой деятельности необходимо учитывать следующие базовые принципы, вытекающие из экспериментально-фонетического анализа текстов значительной протяженности.

1. У разных гласных имеется разное число аллофонов, не обязательно совпадающих с числом, выводимым из анализа звуковой системы языка.

2. Один и тот же в акустическом и перцептивном отношении сегмент может представлять аллофоны разных фонем; качественно разные сегменты могут представлять одну и ту же фонему.

3. Просодическая позиция зачастую не менее важна, чем положение фонемы в системе языка, поэтому фонология речевой деятельности немыслима вне соединенного рассмотрения пактов сегментной и супрасегментной фонетики.

Глава третья "Дискретность и непрерывность речевого потока" включает в себя шесть параграфов: "Фонетическое и акустическое членение", "Компилятивный синтез как критерий членения", "Сегментный уровень", "Супрасегментный уровень", "Взаимодействие уровней", "Акустическая структура звука речи".

Одной из важнейших и постоянно актуальных проблем фонетики является проблема противоречия между непрерывностью (недискретностью) речевого потока и дискретностью его фонетического и фонологического описания. По своему воздействию на последующий гласный все гласные и согласные могут быть сгруппированы в некоторое количество классов. По своему воздействию на предшествующий гласный все звуки могут быть также разбиты на ряд классов, внутри которых все звуки оказывают одинаковое влияние на гласный.

Супрасегментный уровень накладывает сильный отпечаток на реализацию аллофонов. Если при анализе речевого потока мы будем принимать во внимание реализацию мелодического контура синтагмы или фразы, реализацию динамического контура (постепенное ослабление амплитуды сигналов к концу) и реализацию темпорального контура (постепенное увеличение длительности звуков к концу фразы) и соответственно положение конкретного аллофона внутри каждого контура, то станет очевидным, что аллофоны с идентичным описанием на самом деле могут значительно различаться по своим акустическим характеристикам и, следовательно, не могут быть взаимозаменимыми.

Сегментная транскрипция оказывается неполной, если отсутствуют указания просодической позиции и просодических характеристик.

Глава четвертая "Ролъ фразовой интонации в речевой деятельности и возможности ее моделирования" состоит из следующих параграфов: "введение", "Функции фразовой интонации в речевой деятельности", "Компоненты (звуковые средства) фразовой интонации", "Единицы интонации", "интонационная система языка", "Реализация интонационных единиц в различных видах речевой деятельности", "Синтез просодических характеристик речи как один из методов верификации интонационных моделей", "Разработка алгоритма и правил интонирования произвольного русского текста".

Задача данной главы - выявить, что именно обусловливает особое место фразовой интонации в составе звукового строя языка, проанализировать структуру ее функций, компонентов и единиц, а также продемонстрировать возможные пути нормализации интонации в процессе речевой деятельности человека. В качестве такого пути авторами выбран метод моделирования интонационной системы русского языка применительно к задаче синтеза произвольного текста.

Глава пятая носит название "Перцептивный анализ влияния сегментных характеристик на реализацию восходящей мелодики при синтезе интонации".

В.В.Потапов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.