Научная статья на тему '2000. 04. 041. Кронгкаев М. Движение капитала и экономический кризис в Таиланде. Krongkaev M. capital flows and economic crisis in Thailand// developing economies. Tokyo,1999. Vol. 37,N4. P. 395 - 416'

2000. 04. 041. Кронгкаев М. Движение капитала и экономический кризис в Таиланде. Krongkaev M. capital flows and economic crisis in Thailand// developing economies. Tokyo,1999. Vol. 37,N4. P. 395 - 416 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 041. Кронгкаев М. Движение капитала и экономический кризис в Таиланде. Krongkaev M. capital flows and economic crisis in Thailand// developing economies. Tokyo,1999. Vol. 37,N4. P. 395 - 416»

ЭКОНОМИКА

2000.04.041. КРОНГКАЕВ М. ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ТАИЛАНДЕ.

KRONGKAEV M. Capital flows and economic crisis in Thailand// Developing economies. — Tokyo,1999. — Vol.37,N4. — P.395 - 416.

Таиландский исследователь анализирует политику свободного движения капитала через границы Таиланда до и после валютного кризиса 1997 г. Приток иностранных денег стал возможен благодаря трем обстоятельствам.

1. В мае 1990 г. Таиланд взял на себя обязательства выполнять статью 8 Соглашения о создании МВФ. Эта статья требует: не ограничивать платежи по международным сделкам, не предоставлять при этих платежах никаких льгот (в частности, не использовать систему множественных валютных курсов), принимать в уплату валюту др. стран. Банк Таиланда разрешил всем коммерч. банкам свободно продавать иностранную валюту для международных расчетов (кроме покупки собственности и акций за рубежом); иностранцам было позволено свободно вывозить из Таиланда в долларах вложенный капитал и суммы, полученные в погашение кредитов, дивиденды, проценты по кредитам; таиландским компаниям разрешили свободно вкладывать доллары в свои зарубежные дочерние предприятия (если вложения не превышали 10 млн. долл.); тайцам разрешили открывать счета в долларах, а иностранцам— в батах.

2. В 1993 г. таиландские власти, желая превратить Бангкок в мировой фин. центр, создали т.н. Бангкокскую международную банковскую систему: проще говоря, сеть зарубежных представительств местных банков, задачей которых было собирать доллары за границей (привлекая депозиты иностранцев или беря кредиты иностранных банков) и предоставлять кредиты либо за границей же, либо в Таиланде. Одновременно власти поощряли открытие представительств иностранных банков в Таиланде (в частности, подоходный налог для них был снижен с 30 до 10%) (с.402).

3. Устанавливаемая таиландскими властями минимальная процентная ставка по кредитам значительно превышала ставку в европейских странах и США. Напр., в 1992 г. минимальная процентная ставка Банка Таиланда была 12,5% годовых, ставка ФРС США— 4,0% годовых, ставка лондонского межбанковского кредитного рынка (ЛИБОР) 4,2%. В 1996 г таиландская ставка равнялась 13,75%, ставка ФРС США— 5,25, ставка ЛИБОР— 5,38% (с. 401).

В результате в 1992-1996 гг. чистый приток капитала в Таиланд составил более 355 млрд. батов (курс доллара тогда составлял 25 батов). При этом 50,4% капитала обеспечили таиландские банки (до 1991 г. этот показатель составлял всего 6,5%). Раньше банки давали кредиты в основном за счет привлекаемых депозитов; теперь они начали просто брать дешевые кредиты за рубежом и перепродавать их в Таиланде (ежегодный рост кредитования в Таиланде составлял 20-30%, а прирост депозитов — всего 10-15%). Несмотря на то, то Бангкокская международная банковская система была создана не только для привлечения долларовых займов в Таиланд, но и для того, чтобы предоставлять долларовые займы зарубежным заемщикам, сначала зарубежные филиалы таиландских банков занимались почти исключительно кредитованием Таиланда. В 1993 г. они предоставили таиландским заемщикам кредитов на 197 млрд. батов, а зарубежным— всего на 3 млрд. батов, в 1994 г. — соответственно 456 млрд. и 100 млрд. Еще 152 млрд. батов за эти два года предоставили таиландским заемщикам филиалы зарубежных банков в Таиланде (с.403). После 1995 г зарубежные филиалы таиландских банков стали увеличивать кредитование зарубежных заемщиков (это кредитование составило 400500 млрд. батов в год), но одновременно росло и кредитование тайских заемщиков. В 1996 г. зарубежные филиалы таиландских банков и тайские филиалы зарубежных банков предоставили местным предприятиям кредитов на общую сумму в 1,2 трлн. батов. Банк Таиланда в то время отметил: "создание Бангкокской международной банковской системы, предусматривающей развитие сети офшорных банков (как офшорных филиалов таиландских банков за рубежом, так и офшорных филиалов иностранных банков в Таиланде), привело к тому, что почти все деньги в Таиланд поступают через эту сеть. Прямые иностранные инвестиции резко сократились. Одновременно увеличилась краткосрочная задолженность Таиланда. Офшорные банки, может быть, предоставляют кредиты таиландским заемщикам и на долгий срок, но для этого сами занимают и перезанимают деньги за рубежом на короткое время" (с. 204). К концу 1995 г. общая внешняя задолженность Таиланда составила 82 млрд. долл., из которых 66 млрд. долл. (или 80%) были долгами частных предприятий и банков. В свою очередь, из этих 66 млрд. долл. 63% являлись краткосрочными долгами, сделаными через офшорную банковскую сеть.

Огромный приток долларовых кредитных ресурсов порождал не только риск невозврата кредитов, но и мешал нормальному развитию произ-ва. Официально не так много кредитов предоставлялось под

покупку недвижимости и акций (таиландские и особенно иностранные банки считали такие кредиты рискованными), "Но на самом деле представителей таиландских предпринимательских кругов и среднего класса захватила спекулятивная горячка— все хотели использовать шанс для быстрого обогащения, покупая на заемные деньги недвижимость и акции, чтобы потом их выгодно перепродать. Можно было видеть руководителей предприятий, которые брали в офшорных банках кредит на развитие производства, а потом тайно тратили этот кредит на покупку быстро дорожающих акций и земельных участков" (с. 405). Банк Таиланда ничего не мог поделать со спекулянтами. Обычно центральные банки повышают процентную ставку, чтобы сделать заемные средства более дорогими и сбить ажиотаж на фондовом и земельном рынках. Но в данном случае для спекуляций использовались дешевые офшорные кредиты, над которыми Банк Таиланда был не властен. Если бы он повысил процентную ставку, приток таких кредитов только увеличился бы.

Некоторые меры для уменьшения притока иностранного капитала власти все-таки предприняли. Начиная с августа 1995 г. от коммерч. банков потребовали депонировать в ЦБ 7% средств со счетов, на которые положили баты сроком менее чем на 1 год. В июне 1996 г. от банков потребовали депонировать в ЦБ 7% всех вообще новых краткосрочных заимствований. Т. обр. предполагалось заставить банки брать деньги за рубежом не на короткий, а на длительный срок.

Однако все это не помогло. В 1997 г. объектом для спекуляций на заемные средства стали уже не акции и недвижимость, а доллар. Уменьшение экспорта Таиланда вызвало опасение, что долларов в стране может не хватить. Все стали продавать акции и недвижимость и покупать доллары, чтобы перевести их на зарубежные счета. В попытке удержать фиксированный курс бата Банк Таиланда с января по июнь 1997 г. продал 36 млрд. долл. из своих резервов в 38,6 млрд. 2 июля 1997 г. фиксированный курс бата был отменен. Скупка долларов и вывоз капитала из Таиланда после этого достигли огромных размеров. Если во втором квартале 1997 г. отток капитала составил 22 млрд. батов, то в третьем квартале — 222 млрд. батов. В целом чистый отток капитала в 1997-начале 1999 г. составил 389 млрд. батов, т. е. превысил чистый приток капитала в 1992-1996 гг. (с.407). Если раньше капитал ввозили в основном банки, то теперь именно они его вывозят.

Возобновление притока капитала в Таиланд зависит от стабилизации курса бата и от возрождения доверия иностранных кредиторов к таиландской экономике и таиландским банкам.

Таиландское правительство уже стабилизировало бат— в основном за счет заимствований у МВФ (17 млрд. долл.) и Японии (около 2 млрд. долл.). В Таиланде была проведена банковская реформа, которая приблизила местные банки к стандартам, существующим на Западе. Есть основания полагать, что в ближайшее время в Таиланд снова направится зап. капитал.

Нужно ли ограничивать свободу перемещения капитала, чтобы не повторилась спекулятивная горячка и валютный кризис? "В экономической литературе на этот счет существуют противоположные точки зрения. Но что касается Таиланда, спорить не о чем. Эта страна не ограничивала свободного движения капитала даже в период кризиса. Несмотря на истощение валютных резервов и огромные внешние долги, местные власти не вводили моратория на исполнение форвардных валютных контрактов и выплату внешнего долга. Они просто пытались реформировать свою банковскую систему, основываясь на принципах, существующих в индустриальных странах. Такая приверженность к свободной рыночной экономике уже понравилась западным кредиторам и инвесторам. Так что в обозримом будущем Таиланд явно сохранит свободу движения капитала" (с. 416).

С.В. Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.