Научная статья на тему '2000. 04. 031. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: проблемы теории. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Унта, 1998. - 197 с. - библиогр. : С. 185-198'

2000. 04. 031. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: проблемы теории. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Унта, 1998. - 197 с. - библиогр. : С. 185-198 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 031. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: проблемы теории. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Унта, 1998. - 197 с. - библиогр. : С. 185-198»

2000.04.031. СТАРИЛОВ Ю.Н. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. унта, 1998. - 197 с. - Библиогр.: с.185-198.

В работе анализируется историческое развитие и современное состояние административной юстиции в РФ и правовое регулирование. Выявляются причины и основные направления ее реформы, обосновывается необходимость административного судопроизводства и создания административных судов или административных коллегий при судах общей юрисдикции.

В первой главе раскрывается место и роль административной юрисдикции в структуре общего административного права —как административно-судебного искового права. Административная же юстиция рассматривается как специальный вид правосудия, направленный на деятельность администрации и полиции, на разрешение спора о праве административном.

Административно-правовые отношения объединяет то, что они возникают в процессе государственного управления. Кроме того, эти отношения имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления, т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления, представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию. В некоторых случаях административно-правовые отношения могут быть горизонтального типа (например, административно-договорные отношения). Важным признаком административно-правовых отношений являются отношения власти и подчинения, характеризующие юридическое неравенство сторон. Административно-правовые отношения возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений. И наконец, административно-правовые отношения являются организующим началом, формой воздействия государственного управления на соответствующие объекты управления и имеют особый правовой режим обеспечения законности и правовой защиты.

Известно, что существует три способа обеспечения защиты: административный, судебный и прокурорский. При административно -правовом способе споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном порядке, т.е. вышестоящими органами

управления и должностными лицами. Суть этого способа состоит в проверке законности совершенных действий или принятых административных актов. Судебный способ обеспечения представляет гражданину и другим субъектам права возможность направить в суд жалобу на органы государственного управления и местного самоуправления, если их решения или действия нарушили их права и свободы. В рамках прокурорского обеспечения правовой защиты существует возможность опротестования органами прокуратуры незаконных административных актов органов исполнительной власти И их должностных лиц. Однако протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют.

Во второй главе раскрывается содержание административной юстиции. Дается традиционная характеристика административной юстиции и ее общие черты: 1. Наличие правового спора о публичном праве, возникшего в сфере управленческой деятельности.

2. Разрешение правового спора в рамках осуществления правосудия.

3. Правовая защита публичных субъективных прав граждан. Именно нарушение этих прав и составляет предмет административной юстиции. При этом нарушения, вызванные незаконными действиями и решениями органов управления и должностных лиц, могут касаться и других субъективных прав граждан и юридических лиц. 4. Органы административной юстиции в известной мере независимы как от других ветвей власти, так и от судов общей юрисдикции. Они также осуществляют внешний контроль за исполнительной властью, т.е. судебный контроль за работой органов управления и их должностных лиц. Нередко эти органы называются квазисудебными, так как их деятельность отличается от общих судов, рассматривающих дела в рамках традиционного гражданского процесса. 5. Существование специальных субъектов административно-юстиционного правоотношения; должностные лица, рассматривающие споры в области управления, обладают специальными знаниями и квалификацией в конкретных областях функционирования органов исполнительной власти. 6. Административные споры подведомственны либо общим судам, либо специальным административным судам, отделенным от общих судов квазисудебными органами. 7. Административные споры рассматриваются по установленным процессуальным законодательством правилам, обеспечивающим участникам правового спора формальное равенство. 8. Юридическим результатом административно-юстиционного процесса является признание административным судом (общим судом, квазисудебными органами) незаконности или недействительности

принятых органами управления административных актов или совершенных ими действий.

Административная юстиция есть правовая защита субъективных публичных прав, а субъективное право рассматривается как юридическая категория, традиционно означачающая выраженные в правовой норме и установленные в ней:

-евободу поведения индивида в границах, закрепленных правовой нормой,

-возможность пользования определенным социальным благом, - полномочие на совершение конкретных действий и право требования соответствующих действий от других лиц,

-возможность обратиться за защитой нарушенного права в суд. В систему субъективных прав входят также и права, получившие название "процессуальных прав": право на обращение в государственные и муниципальные органы; право на защиту своих прав; право на обращение с жалобой в суд. Вместе с тем сами административные процедуры, предназначенные для реализации субъективных процессуальных прав индивида, выходят за рамки непосредственного содержания субъективных прав.

В третьей главе описывается формирование российского административного производства, его предпосылки и причины. Последняя глава посвящена особенностям развития административной юстиции в зарубежных странах (Великобритании, США, Франции, Германии).

В заключение констатируется, что в России отсутствует лишь политическая воля к выделению в судебной власти специализированных административных судов, осуществляющих административное судопроизводство. Правовая основа судебной защиты прав и свобод граждан, содержащаяся в современном российском законодательстве, излишне усложнена, противоречива и нестабильна. По сей день не существует единой правовой отрасли, которая регламентировала бы материальные и процессуальные вопросы административной юстиции, хотя главные юридические предпосылки к введению этого важного вида судебного контроля очевидны, их соответствие высшему стандарту демократического правового режима не вызывают сомнений. Автор считает, что сложившаяся на сегодняшний день материальная и процессуальная база, имеющиеся теоретические разработки позволяют начать работу над проектом Федерального конституционного закона "Об административных судах" и "Административно-процессуального

кодекса". Принятие таких законов способствовало бы созданию судебной власти, реально контролирующей управленческий процесс и участвующих в нем субъектов права.

А. В. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.