2000.04.003. ЭНЕРГОЕМКОСТЬ ЭКОНОМИКИ И ЦЕНЫ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / Кононов Ю.Д., Гальперова Е.В., Мазурова О.В., Посекалин В.В. — Иркутск, 1999. — 66 с. (Препринт/ Ин-т систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН; № 3) . — Библиогр.: с.62-65.
В работе анализируются глобальные тенденции изменения энергоемкости экономики и энергопотребления в непроизводственной, производственной сфере и на транспорте, а также прогнозы динамики цен на мировых энергетических рынках.
Во всех странах после достижения определенного уровня индустриального развития, отмечают авторы, наблюдается тенденция снижения энергоемкости (т.е. расхода первичных энергоресурсов или конечной энергии на единицу ВВП) народного хозяйства. Это свидетельствует о повышении эффективности использования энергии и прогрессивных структурных изменениях в экономике.
Автономное, т.е. не зависящее от цен, снижение энергоемкости экономики США в период 1990-2010 гг. оценивается в 0,6-1% в год, в том числе в промышленности 0,45 -1, в непроизводственной — сфере 0,6-1,3, на транспорте — 6,6-1,5% (с.5). В Западной Европе среднегодовые темпы снижения энергоемкости в 1995-2020 гг. прогнозируются в размере 1,1- 1,7%.
В России до начала экономического кризиса энергоемкость народного хозяйства была примерно в два раза выше, чем в США, и в 2,8 раза выше, чем в Западной Европе. К 1995 г. при снижении ВВП почти в два раза энергоемкость увеличилась примерно в 1,5 раза. По прогнозам она опустится до уровня 1995 г. не раньше 2005 г. (с.6). В дальнейшем энергоемкость в России, по-видимому, будет снижаться быстрее, чем в про-мышленно развитых странах (ПРС), но ее абсолютное значение останется более высоким из-за суровых климатических условий, отставания в технологическом укладе и в уровне экономического развития, более позднего вступления в постиндустриальное общество.
Анализ показывает, что развитие мировой экономики сопровождается ростом душевого энергопотребления, хотя темпы этого роста замедляются. При этом потребление энергоресурсов на одного жителя Земли при небольшом за рассматриваемый 40-летний период росте душевого мирового ВВП остается весьма стабильным (2,3 т у.т./чел.), что объясняется опережающим ростом населения в развивающихся странах; при
прочих равных условиях душевое энергопотребление выше в странах с более низкими среднегодовыми температурами (с.8).
Важной характеристикой динамики энергоемкости является соотношение среднегодовых темпов прироста потребления энергии и развития экономики — коэффициент эластичности энергопотребления по ВВП. Этот показатель отражает воздействие широкой гаммы разнородных факторов на изменение пропорций развития экономики и энергетики. В 50-60-х годах в подавляющем большинстве ПРС значение этого показателя было близко к единице. Но энергетический кризис 70-х годов деформировал эту пропорцию. По оценкам в ПРС коэффициент эластичности постепенно снижается: с 0,55-0,85 в период 1970-1995 гг. до 0,40,85 в последующие 25 лет. В развивающихся странах снижение этого показателя более заметно: соответственно с 0,88-1,2 до 0,6-0,85 (с.11).
Авторы подчеркивают, что на протяжении всего ХХ века, наблюдается опережающий рост потребления самого прогрессивного энергоносителя — электроэнергии. До 80-х годов темпы ее потребления опережали темпы роста ВВП, т.е. электроемкость экономики росла, а эластичность спроса на электроэнергию была больше единицы. В последующие годы оба показателя стали снижаться.
Для отраслевой структуры конечного энергопотребления в ПРС характерно снижение доли производственной сферы, стабильность доли непроизводственного сектора и повышение доли всех видов транспорта, включая личный. В России доля непроизводственного энергопотребления тоже достаточно велика, но она значительно ниже доли производственной сферы. В 1995 г. в России существовала следующая структура расхода подведенной к потребителям энергии: производственная сфера -58,8%. непроизводственная — 31,5 и транспорт — 10% (с.16).
Анализируя особенности энергопотребления в непроизводственной сфере, авторы отмечают, что оно зависит от жизненного уровня населения, климатических условий, структуры жилого и общественного фонда и ряда других факторов. Однако наибольший удельный вес (более половины) в структуре энергопотребления домашних хозяйств и сферы услуг занимает отопление. Душевые расходы энергии на отопление меняются под воздействием двух основных противодействующих тенденций: увеличения площади жилых и общественных зданий в расчете на одного человека и снижения расхода энергии на 1 кв. м отапливаемой площади.
Сопоставление энергопотребления в непроизводственной сфере России с глобальными тенденциями позволяет авторам сделать следующие выводы: вероятно, энергопотребление в России в непроизводственной сфере в долгосрочной перспективе будет расти, как и в других ПРС, быстрее, чем в производственной; темпы этого роста будут прямо пропорциональны темпам развития экономики страны; при достижении современного среднеевропейского уровня производства ВВП на человека душевое потребление в России конечной энергии в непроизводственной сфере составит примерно — 2,2-2,5 т у.т./чел., а электроэнергии — 2-3 тыс. кВт.ч/чел., т.е. увеличится по сравнению с 1995 г. соответственно в 1,6-1,9 и 1,5 -2 раза.
Для современных условий характерно снижение доли производственной сферы в производстве ВВП и в потреблении энергоресурсов в странах, вступающих в постиндустриальную фазу, и повышение этой доли в развивающихся странах. Так, в 1973-1988 гг. в странах ОЭСР при среднегодовых темпах прироста производства около 2,3% использование энергии в производственной сфере ежегодно сокращалось на 1,2% (с.29). При этом, если до настоящего времени энергоемкость в производственной сфере ПРС снижалась, главным образом, за счет энергосберегающих мероприятий, то в перспективе она, как ожидается, будет уменьшаться в основном за счет структурных изменений. Однако это снижение будет более медленным.
В целом динамика энергоемкости производственной сферы ПРС характеризуется следующими особенностями: энергоемкость по расходу первичной энергии снижается быстрее, чем по подведенной (в результате повышения эффективности производства энергоносителей); расход энергии в производственной сфере на единицу произведенной продукции снижается медленнее, чем отнесенный на единицу общего ВВП; темпы снижения электроемкости отстают от темпов снижения топливоемкости; снижение энергоемкости замедляется, но значительное удорожание энергоносителей может изменить эту тенденцию
Сопоставление энергопотребления в производственной сфере в России с глобальными тенденциями показывает ее существенное отставание по эффективности использования энергоресурсов. В промышленности, строительстве и сельском хозяйстве России в расчете на одного жителя потребляется энергоресурсов почти столько же, сколько в США, хотя объемы производства в России в несколько раз меньше. По объему энергопотребления в производственной сфере на единицу ВВП Россия
превосходит США и страны Западной Европы более чем в 4 раза (с.34). Частично это объясняется структурными особенностями экономики, но основная причина — низкая эффективность всей экономики, несовершенство экономических механизмов и стимулов к рациональному использованию материальных, трудовых и природных ресурсов.
Наиболее энергоемким сектором экономики и основным потребителем жидкого топлива является транспорт (пассажирский и грузовой). На его нужды расходуется 48% добываемой в мире нефти, а в следующие 20-25 лет эта доля, как ожидается, увеличится до 69% (с.36). Анализ ретроспективных данных и имеющихся прогнозов свидетельствует о тенденции роста энергопотребления на транспорте на одного жителя и очень медленное его снижение на единицу ВВП. В России, отстающей по величине душевого ВВП от ПРС в 4-5 раз, расход энергоносителей на человека в транспортном секторе примерно в 2 раза ниже, чем в Западной Европе и в 3-4 раза ниже, чем в Канаде и США (с.39). При этом велики различия и в структуре потребляемых энергоносителей. Относительно высокий удельный вес электроэнергии, расходуемой на транспорте в России, объясняется тем, что более 50% общего грузооборота приходится на железнодорожный транспорт (в основном электрифицированный) и еще более 20% — на трубопроводный. Принципиально отличается и российская структура пассажирского транспорта. В ней преобладает общественный, а не личный транспорт, на долю которого приходится менее 25% жидкого топлива, расходуемого на пассажирские перевозки, против 65-70% в Западной Европе и США (с.40).
Учитывая глобальные тенденции и принимая во внимание территориальный фактор и состояние транспортной системы, авторы предполагают, что после преодоления экономического кризиса затраты энергоносителей на пассажирский и грузовой транспорт в России будут расти быстрее, чем во многих ПРС. Это обусловлено тем, что удельные затраты энергии на нужды транспорта в России превосходят соответственные затраты в странах Западной Европы.
Взаимозаменяемость энергоносителей у многих потребителей предопределяет взаимосвязь между их рыночной стоимостью при том, что определяющей является цена на нефть. Стоимость нефти на международных рынках формируется под влиянием изменения ее разведанных запасов, объемов и стоимости добычи, экономической конъюнктуры и спроса, политики стран-экспортеров, международной обстановки, научно-технического прогресса в энергетике и других факторов. Это порож-
дает значительные колебания в ценах и затрудняет их прогнозную оценку. По прогнозам, тенденция стабилизации и даже снижения цен на нефть, наблюдаемая в последние годы, должна смениться после 2000 г. их повышением. Однако этот рост, вероятно, будет более медленным, чем ожидалось раньше.
Мазут на международных рынках продается по более низким ценам, чем нефть. Можно предположить, что к 2010 г. малосернистый мазут будет примерно на 25, а высокосернистый на 40% дешевле нефти (с.49).
Цены на природный газ следуют за изменением цен на нефть с лагом примерно в 6-12 месяцев. При этом стоимость эквивалентной по теплотворной способности единицы трубопроводного газа, как правило, ниже стоимости нефти. Однако с ужесточением экологических требований и расширением области применения газа это различие в ценах уменьшается. В Западной Европе стоимость импортируемого по трубопроводам природного газа уже приблизилась к стоимости нефти и по прогнозам газ будет лишь на 2-5% дешевле эквивалентного количества нефти (с.51).
Импортный уголь в Западной Европе и в США стоит в среднем на 30-35%, а в Японии на 46-48% дешевле эквивалентного количества природного газа. Разрыв в ценах на уголь и газ увеличивается из-за возрастающих требований к качеству топлива и мер, направленных против загрязнения окружающей среды. По оценкам, импортный уголь в странах ЕС к 2020 г. будет на 50-60% дешевле импортного газа (с.51).
С учетом последних прогнозов изменения мировых цен на нефть и тенденций в соотношениях цен на другие виды топлива динамика цен на основные энергоносители (без учета инфляции) в ближайшие 20 лет будет выглядеть следующим образом:_
Энергоносители 2000 г. 2010 г. 2020 г.
Нефть, долл./т 110-140 135-185 160-220
Природный газ,
долл./тыс. м3
в том числе:
- Европа 85-110 105-145 125-175
- Япония 100-125 120-160 140-200
Уголь, долл./т у.т. 37-50 40-60 50-75
Авторы также ожидают, что динамики цен на топливо в России будет большее соответствовать глобальным тенденциям. При этом весьма
вероятно, что в долгосрочной перспективе возрастут цены на топливо; цены на нефть, мазут и газ внутри страны будут постепенно приближаться к мировым (за вычетом стоимости транспорта); наиболее высокими темпами будут расти цены на газ; разница в стоимости мазута и нефти будет сокращаться, но останется меньше, чем во многих других странах из-за растущего дефицита мазута; цены на энергетический уголь будут расти значительно медленнее, чем на более качественные виды топлива.
В заключении авторы отмечают, что при прочих равных условиях энергоемкость экономики и душевое энергопотребление в России должны быть выше, чем в Западной Европе из-за особенностей структуры промышленности и экономики в целом, более холодного климата, большей территории и других факторов. Однако зависимость спроса на энергию от ее стоимости (эластичность по цене) в России, по-видимому, еще долго будет слабее, чем в ПРС.
И.Ю.Жилина