Научная статья на тему '2000. 02. 037. Резник Г. А. Рынок труда на макро- и микроуровне: закономерности и тенденции формирования. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 1998. 139 с'

2000. 02. 037. Резник Г. А. Рынок труда на макро- и микроуровне: закономерности и тенденции формирования. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 1998. 139 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - И РЫНОК ТРУДА - СНГ / СНГ - РЫНОК ТРУДА / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - МЕЖДУНАРОДНАЯ - СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 037. Резник Г. А. Рынок труда на макро- и микроуровне: закономерности и тенденции формирования. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 1998. 139 с»

2000.02.037. РЕЗНИК Г.А. РЫНОК ТРУДА НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. — 139 с.

В монографии анализируются закономерности формирования рынка труда в исторической перспективе, а также особенности становления рынка труда на пространстве СНГ.

Опираясь на современные теоретические разработки российских и зарубежных ученых, автор предлагает понятийный аппарат анализа рынка труда, существенно отличающийся от марксистского. Он считает ошибочными марксистские тезисы, что на рынке продается не труд, а лишь способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель; что труд — это функционирование работника; что нельзя продать то, чего еще нет. По мнению автора, механизм рынка труда имеет свои особенности, определяемые специфичностью объекта купли-продажи. Если на рынке материальных товаров акт купли-продажи происходит одномоментно, он начинается и заканчивается в сфере обращения, то на рынке труда все сложнее: договор между работником и нанимателем относится к сфере обращения, тогда как реализация договора имеет место тогда и там, где труд используется. Нанимателя не интересует способность к труду без ее реализации, он покупает именно труд работника как один из факторов производства.

Таким образом, соглашаясь с определением рабочей силы как способности к труду, применяемой после соединения факторов производства, автор уточняет, что рынок рабочей силы — это рынок потенциального труда или просто «рынок труда». Термин «рынок труда» наиболее адекватно отражает сущность отношений, связанных с наймом и использованием рабочей силы. Этот термин охватывает весь спектр трудовых отношений: организационных, экономических, функциональных, социальных, правовых.

Рынок труда, являясь составной частью рыночной экономики, представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (предложения труда). В более широком смысле, как утверждает автор, рынок труда — это «социально-экономическая система общественной организации наемного

труда, обеспечивающая функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения».

Рынок труда имеет ряд важных особенностей, в числе которых: неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца; большая продолжительность контакта продавца и покупателя (в отличие от других факторов производства, работник может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей); важная роль широкого круга неденежных аспектов сделки, среди которых: содержание и условия труда; гарантии сохранения рабочего места; перспективы продвижения по службе и профессионального роста; микроклимат в коллективе; значительно большая насыщенность рынка труда различными институциональными структурами по сравнению с обычными товарными рынками; высокая степень индивидуализации сделок.

Среди функций рынка труда автор выделяет две основные социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы, предпринимательской прибыли и др.

Рынок труда неоднороден. Он дифференцируется по следующим критериям: по территориальному признаку; по временному фактору (текущий, перспективный, прогнозный); по степени эластичности (гибкий и жесткий); по критерию соотношения спроса и предложения труда — равновесный, дефицитный, избыточный; по критерию этапности развития (формирующийся, рынок переходного периода, развитый рынок труда).

Суммируя опыт промышленно развитых стран (ПРС), автор выделяет следующие характеристики развитого рынка труда: институциональное, закрепленное соответствующими экономическими и правовыми нормами равенство сторон в производственном отношении «работник-работодатель»; регулирование отношений в области труда, в том числе между работниками и работодателями; создание, наряду с государственным регулированием, новых и укрепление уже существующих социальных институтов, связанных с формированием трудового потенциала; обеспечение необходимых условий для непрерывного развития партнеров в отношениях «работник-работодатель»; развитие специальных мер защиты от безработицы и ее длительных последствий и т.д.

В России формирование рынка труда как составной части рыночной экономики только начинается. Пока он существует лишь статистически,

как сумма множества региональных и локальных рынков. Это формирование происходит при сохранении высокой степени коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (коллективные формы найма и увольнения); разной скорости движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерности перехода к рынку отдельных регионов, городов и сельских районов.

В настоящее время для сферы занятости и рынка труда в России характерны: устойчивая тенденция к уменьшению численности занятых в материальном производстве при некотором росте доли занятых в непроизводственной сфере; перераспределение рабочей силы из государственного в частнопредпринимательский сектор экономики; рост общей и сохранение скрытой безработицы, повышающей напряженность на рынке труда; усиление дифференциации региональных рынков труда, формирование группы регионов с критическим уровнем реальной и скрытой безработицы; невысокая мобильность рабочей силы, причинами которой являются сложности трудоустройства, нехватка жилья и неразвитость этого рынка в целом, низкие реальные доходы населения, отсутствие системы профессиональной подготовки; снижение роли оплаты труда как основного источника доходов населения; социальная стратификация общества, в основе которой лежит быстро развивающаяся поляризация населения по уровню доходов.

За годы реформ в России произошло сокращение общей численности занятого населения — с 1990 г. по октябрь 1997 г. на 8,2 млн. человек (на 11%). Причем темпы такого сокращения оказались ниже темпов общего спада в экономике (объем ВВП в реальном выражении уменьшился на 37,2%) (с.50). Особенно заметно сократилась занятость в государственном секторе, которая в 1997 г. составила 33,1% от общей ее численности, и возросло число занятых в негосударственном секторе — до 66,7% (с.52).

В ближайшие годы, по мнению автора, динамика и основные изменения в структуре занятости будут определяться, с одной стороны, сохранением кризисных процессов в экономике, а с другой — развитием рыночных отношений. Преобладающее влияние на систему рабочих мест будет оказывать первая группа факторов. В результате часть кадрового потенциала России будет утрачена (с.55).

Согласно данным на 1995 г., в России в 1996-2005 гг. будет расти занятость в сфере образования, здравоохранения, бытового обслуживания, торговли и общественного питания; сократится занятость в про-

мышленности (на 10-14%); в строительстве, на транспорте и связи ожидаются более умеренные, чем в промышленности, темпы ее снижения (на 7,9 и 6%). По-прежнему будет сокращаться спрос на рабочую силу в науке и научном обслуживании. Сохранится очаговый характер напряженности на рынке труда по отдельным регионам. На рынке труда произойдет дальнейшее ухудшение положения группы малоквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих профессии (с.57).

Для преодоления кризисной ситуации на рынке труда, считает автор, необходима активная государственная политика — разработка программ переподготовки для безработных, общественные работы, обучение молодежи, профессиональная ориентация.

Процесс формирования единого экономического пространства СНГ, составной частью которого является рынок труда, имеет свои особенности. На него оказывают влияние две группы факторов: интеграционных и антиинтеграционных. К числу первых относятся факторы, объединяемые в группу «объективные условия функционирования экономики»: схожесть и взаимозависимость национальных экономик, территориальная близость, их экономическая и технологическая однородность, сходство привычек, стереотипов поведения населения. Важным фактором, влияющим на процесс становления единого рынка труда в СНГ, является различие в степени развитости экономики и ее отдельных отраслей по уровню производительности труда, по благосостоянию основной массы населения. Налицо размежевание пост-советского экономического пространства на относительно развитый индустриальный центр (Россия, Белоруссия, Украина) и развивающуюся периферию (центральноазиат-ские и закавказские республики СНГ, Молдавия).

Особенностью интеграционных процессов в СНГ является то, что при всей важности вопросов хозяйственного развития в отношениях между государствами приоритетное значение имеют внеэкономические, внутренняя и внешняя политика государств, религиозный фактор, факторы укрепления государственной независимости и характер их использования властными структурами. Перечисленные факторы, как правило, действуют в отношении рынка труда как антиинтеграционные. К антиинтеграционным факторам относятся растущий разрыв в темпах проведения «реформ», усиливающаяся несбалансированность торговли России с большинством стран СНГ (расходы России на дотирование ее партнеров из числа стран СНГ достигают 5% ВВП РФ), межгосударственные разли-

чия в хозяйственных законодательствах и механизмах регулирования экономики (с.87-88).

Таким образом, формирование рынка труда будет представлять собой длительный, постепенный, поэтапный процесс сближения, предполагающий поиск компромиссов и определение приоритетов на каждом из этапов.

В настоящее время становление экономического союза стран СНГ приняло формы многостороннего и двустороннего межгосударственного сотрудничества на разных уровнях и с различной интенсивностью. Начиная с 1995 г. осуществляется идея интеграции «на разных скоростях», т.е. формирование субрегиональных объединений. Их общим знаменателем пока является зона свободной торговли. Что касается создания «блока двенадцати» на основе многостороннего сотрудничества, то серьезных подвижек в этом процессе не произошло. Предпосылки создания единого рынка труда впервые предусмотрены лишь в рамках Сообщества России и Белоруссии.

Определяя перспективы развития интеграционных процессов стран Содружества, автор отмечает, что они будут определяться долгосрочными интересами отдельных групп и стран СНГ. Сохранится и повысится значение России как ядра трудовых отношений на пространстве СНГ, что обусловлено следующими факторами: лидерством в осуществлении экономических реформ; наличием обширного экономического пространства и емкого внутреннего рынка; более быстрым по сравнению с другими странами развитием рынка труда; культурной и языковой общностью; сложившейся информационной системой (с.102-103).

Как отмечает автор, эффективное развитие национальных экономик стран СНГ возможно только на основе активного использования преимуществ межстранового разделения труда и свободного перелива рабочей силы. В настоящее время при возрастании общих масштабов миграции главную роль приобрела трудовая миграция, как важный фактор сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на национальных рынках труда. Миграция выполняет разнообразные функции, важнейшие из которых — социальная, позволяющая мигрантам удовлетворять свои потребности в получении образования, росте профессионального мастерства, повышении доходов и т.п.; экономическая, которая связана с обеспечением определенного уровня подвижности рабочей силы и достижением баланса между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации. Миграция способствует более

полному использованию рабочей силы и росту производительности труда, отмечает осуществление структурных сдвигов в экономике.

Автор рассматривает миграцию как закономерное следствие интеграционных процессов, происходящих на пространстве бывшего СССР, и необходимую предпосылку становления единого межстранового рынка труда. Масштабы миграции между странами СНГ значительно возросли с начала 90-х годов. Основная тенденция этого периода — увеличение притока населения в Россию из бывших союзных республик. За 19911995 гг. численность населения России увеличилась за счет миграции из государств СНГ и Балтии на 2,5 млн. человек или на 1,7% (с.107). В 1996 г. прирост населения России за счет миграционного обмена с государствами ближнего зарубежья был существенно ниже, чем в предшествующие годы — 440 тыс. человек, что автор объясняет углублением социально-экономического кризиса в России (с.109).

Главными причинами трудовой миграции на пространстве СНГ являются: межстрановые различия в экономическом развитии и уровне жизни населения; дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе (результат технической отсталости и непристижности ряда производств и отсутствия увязки объемов и профилей подготовки кадров с требованием рынка труда); демографический фактор (естественная убыль населения в России и высокие темпы воспроизводства населения в странах Средней Азии и Казахстане); структурные преобразования в экономике разных стран; различия в оплате и производительности рабочих-мигрантов и местного населения.

По мнению автора, масштабы и направленность современной миграции в СНГ пока еще не отвечают задаче формирования эффективного общего рынка труда. Низка интенсивность миграции; неэффективны преобладающие односторонние потоки мигрантов в Россию; взаимосвязи между национальными рынками труда развиваются стихийно — преобладает неконтролируемая трудовая миграция. Для решения этих проблем требуется создать систему государственного и межгосударственного регулирования миграции.

Обобщая опыт ПРС, автор отмечает, что государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства стран-реципиентов и стран-экспортеров рабочей силы, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется обычно

двумя методами: посредством принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции), и путем стимулирования иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран использует селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, а также с помощью количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание материальной помощи странам массовой эмиграции.

Анализируя особенности и закономерности становления общего рынка труда СНГ, автор подчеркивает, что переход к нему нельзя рассматривать как автоматический процесс, как простое сложение отдельных национальных рынков. Это логически закономерный результат развития рыночных принципов международной хозяйственной интеграции, взаимосвязи и взаимозависимости стран СНГ в рамках единого экономического пространства.

Общий рынок труда — это «система согласованных мер по воспроизводству, распределению, обмену и совместному использованию рабочей силы в странах СНГ» (с.127). Эти меры должны способствовать увеличению занятости населения, снижению безработицы, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы, эффективности ее использования, обеспечению социальных гарантий граждан.

Формирование рынка труда СНГ происходит под влиянием «рыночной моды», основные направления которой диктует общеевропейская модель рынка труда, а также под влиянием общемировых тенденций, определившихся в 80—90-е годы. Среди них два основных направления: распространение нетрадиционных, гибких форм занятости, режимов рабочего времени и условий найма (неполный рабочий день, годовые контракты занятости и т.п.); изменение критериев, лежащих в основе определения уровня заработной платы (снижение базисной доли заработка при одновременном увеличении ее «плавающего» компонента, размер которого зависит от итогов работы конкретного работника и фирмы в целом).

В странах СНГ в первой половине 90-х годов сложилась основа для выработки единых подходов к формированию общего рынка труда. В большинстве стран разработаны государственные программы содействия занятости; принимаются решения о стимулировании создания новых рабочих мест с учетом структурных сдвигов в производстве. На очереди выработка согласованной политики занятости в рамках СНГ, которая позволила бы отдельным странам разрабатывать генеральные схемы размещения новых рабочих мест, инвестиционные программы и конкурсы; обосновывать решения о создании совместных предприятий и транснациональных корпораций; разрабатывать программы по переподготовке кадров и повышению квалификации; определять направления трудовой миграции и масштабы привлечения иностранной рабочей силы.

Е.Е.Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.