Научная статья на тему '20-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФБУЗ "РОССИЙСКИЙ РЕГИСТР ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА'

20-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФБУЗ "РОССИЙСКИЙ РЕГИСТР ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПАСНОЕ ВЕЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидулина Х.Х., Курляндский Б.А.

В статье подведены итоги 20-летней деятельности ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хамидулина Х.Х., Курляндский Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET HEALTH ESTABLISHMENT "RUSSIAN REGISTER OF POTENTIALLY HAZARDOUS CHEMICAL AND BIOLOGICAL SUBSTANCES: 20-YEAR EXPERIENCE IN INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITY"

The article takes stock of results achieved by the Russian register of potentially hazardous chemical and biological substances in its 20-year information and analytical activity

Текст научной работы на тему «20-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФБУЗ "РОССИЙСКИЙ РЕГИСТР ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА»

УДК 613.6.01: 615.9

20-летний опыт информационно-аналитической деятельности ФБуз «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора

Хамидулина Х.Х., Курляндский Б.А.

ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора.

В статье подведены итоги 20-летней деятельности ФБУЗ страция «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора Ключевые слова: опасное вещество, информация, реги-

Глобальный характер проблем, связанных с воздействием на человека и природу химических веществ, определил основную тенденцию последней четверти ХХ и начала XXI века - интеграцию деятельности отдельных стран в общую систему устойчивого развития, охраны здоровья человека и окружающей среды[2,3,5]. Среди событий, оказавших решающее влияние на развитие этих процессов, ведущее место занимает Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Основные программные направления главы 19 «Повышение безопасности использования токсичных химических веществ» «Повестки дня на ХХ1 век»[4] , принятой в Рио-де-Жанейро, показали, что первоочередными задачами оптимизации системы химической безопасности являются активизация деятельности по оценке опасности обращающихся химических веществ и обеспечению доступа к этой информации. В про-мышленно развитых странах это послужило основанием для введения централизованной системы государственной регистрации, ставшей в последующем обязательным компонентом деятельности по охране здоровья человека и природы.

Указанные тенденции, а также определённые изменения стратегии Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в сторону надзорной практики потребовали создания в стране специализированной структуры, способной стать опорным звеном в осуществлении санитарно-гигиенических мероприятий по химической безопасности.

С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. №869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» в стране была введена процедура государственной регистраци. Для ее осуществления в системе государственного санитарного надзора было создано Государственное учреждение «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» (далее Российский регистр), задачей которого на том этапе являлся сбор данных о свойствах обращающихся химических веществ, их анализ и предоставление этой информации органам власти, промышленности и всем заинтересованным лицам, а также ведение Федерального регистра[1]. При условии достаточности имеющейся информации вещество получало Свидетельство о государственной регистрации, легализующее его производство (применение) на территории Российской Федерации.

Нельзя, в этой связи, не отметить роль и инициативу, проявленную при создании Регистра и внедрении в России системы государственной регистрации, а также в её становлении Е.Н. Беляевым (Председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора России), С.В.Семеновым (Первый заместитель Председателя Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора России), В.И.Чибураевым (Начальник управления

Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора России), первым директором Российского регистра Б.А.Курляндским.

Большую помощь и содействие Регистру оказывал и продолжает оказывать в бытность свою Первым заместителем Министра здравоохранения и будучи Руководителем Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко

В последующем государственная регистрация как одна из основных форм деятельности по регулированию впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека, нашла свое отражение в статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» закрепляет ее за санитарной службой страны. Вместе с тем, в связи с организацией Роспотребнадзора, функция государственной регистрации была передана аппарату этого органа исполнительной власти при оставлении за Российским регистром экспертной и информационно-аналитической деятельности.

В целях осуществления государственной регистрации Российским регистром с учетом богатого опыта отечественной токсикологии и гигиены, а также рекомендаций международных организаций были научно обоснованы показатели, достаточные для суждения о степени опасности вещества, которые легли в основу базового документа Российского регистра «Информационная карта потенциально опасного химического и биологического вещества» (далее «Информационная карта»)[2].

«Информационная карта» представляет собой наиболее полный систематизированный перечень параметров, характеризующих основные свойства вещества и условия его воздействия, включенных в следующие разделы: идентификационный (наименование по ИЮПАК, торговые названия, синонимы; регистрационные номера по основным химическим и токсикологическим классификаторам, регистрации в Европейском химическом агентстве, структурная, брутто формулы, молекулярная масса), область применения, объемы производства и/или импорта, физико-химические показатели, условия хранения, использования, транспортирования и утилизации; пожаро-, взрывоопасность, токсичность, позволяющий оценить все виды вредного воздействия вещества на организм, гигиенические нормативы, классы опасности по ПДК, методы определения, первая помощь при отравлении, экологическая безопасность; дополнительные сведения, источники информации.

Токсикологический вестник №б (117)

Научное обоснование концепции государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ и ее внедрение в Российской Федерации как одной из форм гигиенического регламентирования и информационного обеспечения проблем химической безопасности позволило разработать основные принципы формирования Автоматизированной распределенной информационно - поисковой системы (АРИПС) «Опасные вещества», которая служит основой Федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ. АРИПС позволяет осуществлять сбор и систематизацию информации о веществе в соответствии с комплексом научно обоснованных и гармонизированных с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показателей для оценки опасных свойств вещества, которые сейчас используются при проведении экспертных и исследовательских работ в целях государственной регистрации в рамках Соглашения стран Таможенного союза по санитарным мерам. Помимо комплекса показателей, вошедших в «Информационную карту», АРИПС «Опасные вещества» содержит чрезвычайно необходимые в международной торговле химической продукцией сведения о серийном номере ООН, кодах и фразах риска, номере аварийной карточки при транспортировании, упаковке, маркировке. Существующая версия базы данных включает свыше 420 характеристик.

Научное обоснование системы государственной регистрации и создание АРИПС легли в основу докторской диссертации Х.Х.Хамидулиной. Следует также подчеркнуть, что, наряду с практической деятельностью, большое внимание в Регистре уделяется научно-исследовательской работе, что послужило основанием для подготовки на базе Регистра ещё двух докторских диссертаций по проблемам «Химической безопасности».

Ужесточающиеся национальные и международные требования к безопасному регулированию химических веществ, активное внедрение в профилактическую токсикологию и экотоксикологию принципов и критериев Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС), накопленный опыт по классификации приоритетных загрязнителей в соответствии с СГС, а также необходимость использования современных программных продуктов способствовали значительному расширению информационной системы и послужили основанием для разработки обновленной версии АРИПС «Опасные вещества».

В настоящее время Российским регистром оценена опасность 3820 веществ, 300 водных растворов химических соединений, 1020 смесей.

Безусловно, такое количество веществ в регистре не отражает реальную ситуацию о количестве обращающихся в Российской Федерации химических веществ. Это связано, во-первых, с тем, что до вступления в силу Соглашений Таможенного союза по санитарным мерам 01.07.2010 г. внесение химических веществ в Федеральный регистр и базу данных осуществлялось в ходе обязательной государственной регистрации веществ, между тем, несмотря на информационные письма руководства санитарно-эпидемиологического надзора, на большую часть веществ в регионах выдавались санитарно-эпидемиологические заключения без внесения их в Федеральный регистр. Во-вторых, в настоящее время, когда государственная регистрация осуществляется в соответствии с Соглашениями Таможенного союза, список веществ, подпадающих под регистрацию, сократился на 80 %. При этом государственной регистрации подлежат вещества умеренно и мало опасные. В Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, не вошли химические вещества из 27, 28 и 29 групп (коды ТН ВЭД ТС), обладающие репроток-сическим, канцерогенным, мутагенным действием, которые в странах Европейского Союза (директива REACH), США (директива TSCA) подпадают под обязательную разреши-

тельную процедуру (регистрация, авторизация).

В настоящее время сотрудники в рамках государственного задания активно пополняют Федеральный регистр веществами, вызывающими медико-социальную озабоченность, но не подлежащими регулированию согласно документам Таможенного союза.

Следует также отметить, что в стране не регулируются биологические вещества промышленного назначения. На заре деятельности Российского регистра с привлечением специалистов в области микробиологии и профилактической токсикологии были разработаны и научно обоснованы показатели для оценки опасности биологических веществ промышленного использования, зарегистрировано 12 биологических веществ. В настоящее время, когда международные структуры все большее внимание уделяют безопасности продуктов биотехнологий, требуется пристальное внимание к этой группе веществ со стороны органов санитарного и природного надзора.

Разработанные Российским регистром «Информационные карты», Федеральный регистр и база данных позволяют обеспечивать информацией органы и организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также другие федеральные органы исполнительной власти. Только за 2008 - 2009 годы органами Роспотребнадзора было сделано более 4800 вхождений в базу данных для получения информации о токсичности и опасности веществ. Ежегодно по системе «запрос-ответ» Федеральным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам предоставляется информация по различным аспектам опасности веществ в количестве, превышающем 2000 запросов.

Информация Российского регистра используется промышленностью при разработке нормативных документов (ГОСТ, ТУ, Стандарт предприятия) в разделе «Требования безопасности», «Паспорта безопасности вещества (материала)», при оценке опасности химических веществ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и классификации в соответствии Согласованной на глобальном уровне системой классификации и маркировки химических веществ. Только при наличии «Информационной карты» выдаются лицензии на импорт, экспорт и транзит веществ, используемых при производстве наркотических и сильно действующих ядовитых веществ.

Рассматривая распространение объективной информации о веществах в качестве первоочередной задачи в области химической безопасности, Российский регистр с июля 1993 года осуществляет издание первого в России специализированного научно-практического журнала «Токсикологический вестник», освещающего широкий круг проблем, связанных как с воздействием вещества на организм человека и окружающую среду, так и их государственной регистрацией. Актуальным проблемам химической безопасности посвящен одноименный раздел на сайте организации (www. rpohv.ru).

Информационное, материально-техническое оснащение, профессиональная подготовка сотрудников позволили Российскому регистру осуществлять деятельность по обмену информацией в международной торговле в рамках «Лондонских руководящих принципов обмена информацией о химических веществах в международной торговле» (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г.№1153) и Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Постановление Правительства РФ от 21 января 2012 г. №22). Активную роль Регистр сыграл при подписании Российской Федерацией Стокгольмской и Роттердамской конвенций.

Сотрудники ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотреб-надзора разрабатывают по поручению Роспотребнадзора

нормативно-методические документы, участвуют в работе Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию в качестве рецензентов. В последние десятилетия руководители Российского регистра возглавляют Токсикологический сектор Лабораторного совета Роспо-требнадзора. Кроме того, Российский регистр обеспечивает функционирование Всероссийской общественной организации токсикологов и проведение съездов токсикологов, участвует в заседаниях рабочей группы по направлению «Гармонизация санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований» КТС (ЕВРАЗЭС).

Следует отметить, что в рамках своей компетенции Российский регистр ведет активную международную деятельность, сотрудничая с Секретариатом Роттердамской конвенции, подпрограммой ЮНЕП по химическим веществам. Первый директор учреждения Б.А.Курляндский был избран вице-президентом Межправительственного форума по химической безопасности. Сотрудники Российского регистра участвовали в работе всех трех сессий Международной конференции по регулированию химических веществ Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ. Российский регистр также активно привлекался в переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития.

Подводя итоги 20-летней научно-практической и информационно-аналитической деятельности ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора, следует прежде всего отметить выдающуюся роль его ведущих сотрудников Б.А. Курляндского, К.К. Сидорова, Х.Х.Хамидулиной, А.Р. Еги-зарян, И.В. Первухиной, Т.А. Касаткиной, А.А. Виноградовой, И.В. Замковой, В.Е. Прилепшевой. Нельзя не вспомнить добрым словом всех тех, кто за все эти годы работал в Регистре или тесно с ним сотрудничал.

Таким образом, итоги двадцатилетнего позитивного опыта информационно-аналитической и научно-практической деятельности ФБУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспо-требнадзора показали:

• Российский регистр как активную структуру в деятельности Государственного санитарного надзора и защите прав потребителей;

• необходимость создания в рамках Роспотребнадзора комплексной системы гигиенического обеспечения химической безопасности, а также расширения и укрепления потенциала учреждения как основной информационно-аналитической структуры Роспотребнадзора по обеспечению безопасного обращения химических и биологических веществ;

• необходимость внесения в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза химических веществ из 27, 28 и 29 групп (коды ТН ВЭД ТС), представляющих наибольшую опасность для здоровья человека;

• необходимость совершенствования законодательной базы по гигиеническим разделам «Химической и биологической безопасности», в том числе регулирования Роспотреб-надзором биологических веществ, обращающихся на территории РФ.

Токсикологический вестник №б (117)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курляндский Б.А. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ // ж. Токсикологический вестник, 1993.-№1.-С.6-7.

2. Курляндский Б.А., Хамидулина Х.Х. О роли критериев опасности при организации Госсанэпиднадзора за химическими веществами// ж. Токсикологический вестник, 1999.-№1.-С.6-10.

3. Курляндский Б.А., Виноградова А.А. Современные тенденции в международном сотрудничестве по химической безопасности в свете Стратегического подхода к международному

регулированию химических веществ (СПМРХВ^АГСМ) // ж. Токсикологический вестник, 2008.-№6.-С.2-8.

4. Повестка дня на 21 век, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года.

5. Хамидулина Х. Х. Основные направления международной деятельности в области химической безопасности и их реализация в Российской Федерации ) // ж. Токсикологический вестник, 2011.-№6.-С.2-9.

Khamidulina Kh.Kh., Kurlyandskiy B.A.

Federal Budget Health Establishment «Russian Register of Potentially Hazardous Chemical and Biological Substances: 20-

year experience in information and analytical activity»

The article takes stock of results achieved by the Russian register of potentially hazardous chemical and biological substances in its 20-year information and analytical activity

Материал поступил в редакцию 3 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.