Научная статья на тему '20 лет метизному производству Белорусского индустриального гиганта'

20 лет метизному производству Белорусского индустриального гиганта Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristic of development of hardware production at RUP “BM Z ” is given.

Текст научной работы на тему «20 лет метизному производству Белорусского индустриального гиганта»

Мш:т7:т rirrr. ттг

I 4 (44). 2007 —-

V S<" -

ЕТАЛЛУРГИЯ T

-|yg| I I JT

General characteristic of development of hardware production at RUP "BMZ" is given.

А. Н. САВЕНОК, А. В. ВЕДЕНЕЕВ, РУП«БМЗ»

20 ЛЕТ МЕТИЗНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ БЕЛОРУССКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГИГАНТА

РУП «Белорусский металлургический завод» — унитарное предприятие государственной формы собственности. Однако это позволяет довольно успешно конкурировать и даже быть в чем-то лидером среди родственных предприятий частной формы собственности. РУП «БМЗ» динамично развивается, получает стабильный доход.

К середине 80-х годов прошлого века шинная промышленность СССР стала испытывать острый дефицит в металлокорде в связи с массовым освоением шинными заводами радиальных шин. Существующих производственных мощностей ме-таллокорда Орловского сталепроволочно-прокат-ного завода (ОСПАЗ), Белорецкого металлургического комбината (БМК), Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и Харцызс-кого сталепроволочного завода (ХСПЗ) явно не хватало, чтобы покрыть возникшую потребность в металлокорде. В связи с создавшейся ситуацией Совет Министров СССР принял решение о строительстве цеха по производству металлокорда в г. Жлобине в составе Белорусского металлургического завода, продукция которого должна была идти на нужды таких шинных гигантов, как Ярославский шинный завод (ЯШЗ) и Бобруйский шинный комбинат (БШК). Одновременно было начато строительство второй очереди металлургического комплекса для производства высококачественной катанки для производства металлокорда, аналогов которой не было в СССР. Высокое качество поверхности катанки, минимальное количество неметаллических включений, однородная по поперечному сечению микроструктура позволили гарантировать ее деформируемость холодным волочением с суммарным обжатием не менее 85% и регламентировать отсутствие обрывности протягиваемой из нее проволоки.

С момента строительства и ввода в эксплуатацию первого комплекса в 1984 г. предприятие стало уникальным, высокотехнологичным, а также крупнейшим предприятием металлургической отрасли не только в Республике Беларусь, но и

в Европе. Численность персонала на конец 2006 г. составила 12 891 человек, из которых около 4000 человек занято в метизном производстве.

Метизное производство представлено тремя основными сталепроволочными цехами (№1 — Мюогс!; №2 — Р1шсогс1 и №3) и двумя вспомогательными (цех порошковой металлургии и волок; цех тары и упаковки). По уровню автоматизации и оснащенности оборудованием метизное производство является одним из самых современных производств подобного типа в мире. Некоторые виды технологического оборудования были впервые опробованы именно на РУП «БМЗ».

21 ноября 2007 г. исполняется 20 лет со дня запуска МюопЗ и метизного производства на РУП «БМЗ». На момент запуска контрактный годовой объем производства составлял 25 тыс. т металлокорда и 10 тыс. т бортовой латунированной проволоки диаметром 1 мм. При этом производство было максимально автоматизировано и оснащено многоуровневой системой автоматического управления производством [1].

Цех Р1шсогс1 — это вторая очередь комплекса по производству металлокорда для автомобильных шин. Он был запущен в 1991 г. с запланированным годовым объемом производства: металлокорда - 25 тыс. т; высокопрочной латунированной стальной проволоки РМЛ диаметром 0,4—0,7 мм для армирования рукавов высокого давления — 10 тыс. т [2].

Сталепроволочный цех №3 построен в 2000 г. с запланированным объемом производства проволоки 28 тыс. т.

Стратегическими задачами развития РУП «БМЗ» являются выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции; обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции; расширение существующих и выход на новые сегменты рынка метизной продукции; осуществление поэтапной модернизации и реконструкции путем внедрения прогрессивных технологий и оборудования; развитие новых высокотех-

нологичных видов продукции глубокого передела с высоким уровнем добавленной стоимости для повышения неконкурентоспособности.

Основным фактором, определяющим успех компании на рынке в условиях жесткой конкуренции, является оптимальное соотношение качество/цена продукции. С целью удержания и расширения ниши на рынке необходимо систематическое обновление ассортимента в сторону экономически эффективных конструкций металлокорда. Оно в первую очередь должно учитывать требования, предъявляемые к шинам автомобилестроителями, и последние результаты исследований в области конструирования шин и работы композита металлокорд—резина.

В результате непосредственного сотрудничества РУГТ «БМЗ» с шинными заводами, в частности, ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "ЯШЗ", РУП БШК "Белшина" и др. с 2000 по 2006 г. было опробовано более 20 перспективных конструкций металлокорда. Совместно с ведущими шинными заводами проведены стендовые и эксплуатационные испытания шин, в ходе которых продемонстрированы их преимущества в техническом плане:

• снижение массы армирующих материалов в шине и самих шин;

• рост сопротивления коррозии в эксплуатации;

• снижение сопротивления шин качению.

При изготовлении равнопрочного обрезинен-

ного полотна с использованием металлокорда перспективного ассортимента экономия затрат на приобретение металлокорда составляет от 70 до 369 долл. США за 1 т. Переход на новые конструкции и использование высококачественного металлокорда является предпосылкой прогресса в области как шинного, так и метизного производства и, в конечном итоге, достижения высокого качества и конкурентоспособности шин. В настоящее время внедрением перспективных конструкций металлокорда занимаются большинство шинных заводов на территории СНГ.

Эффективность применения перспективных конструкций металлокорда наглядно демонстрирует положительная динамика изменения объемов потребления. Так, по сравнению с 2000 г. объем производства металлокорда в 2007 г. увеличится в 5,3 раза.

Постоянно растущий спрос на металлокорд, бортовую проволоку и проволоку РМЛ не мог быть полностью удовлетворен за счет изменения сортамента. В 2002—2003 гг. на общемировом рынке металлокорда сложилась ситуация, когда общий дефицит металлокорда в 700 тыс. т в год был усугублен банкротством и последовательным закрытием крупнейших североамериканских компаний «АтегСогс!» и АТЯ. В результате прекращения деятельности данных

f rf г~г. с г г гг,— г г г f-Tv-"- I лъяш

iil.i (•':(, !,, f-i ¡«h/t rl I I < f, / yR

-_____________-_ a W4) 2007/ fall

предприятий общий дефицит металлокорда увеличился на 50 тыс. т в год.

Поэтому в период 2004-2006 гг. на РУП «БМЗ» была проведена глобальная модернизация метизного производства. Общий объем инвестиций составил около 60 млн. долл. США. Вложенные средства были направлены на реконструкцию существующего производства проволоки и металлокорда в цехах Micord и Pluscord, а также в проект по организации нового производства арматурной и пружинной проволоки с использование механического удаления окалины (более 15 млн. долл.). В результате проведенных работ введены в эксплуатацию высокоскоростные станы грубого волочения фирм KOCH, CGR и «Lamnea Bruk», реконструированы с привлечением фирм «Coseco» и FIB агрегаты патентирования в агрегаты совмещенного патентирования—латунирования, введены в эксплуатацию современные станы тонкого волочения фирмы KOCH и свивочные машины фирмы «Barmag» для производства металлокорда для легковых шин, построен новый агрегат для производства бортовой бронзированной проволоки фирмы «Coseco».

После выхода на проектную мощность суммарные проектные объемы производства составят: металлокорда — до 90 тыс. т, проволоки РМЛ — до 45 тыс. т, проволоки для бортовых колец — до 40 тыс. т, проволоки стальной общего назначения — до 130 тыс. т. На рис. 1 показана динамика развития метизного производства РУП «БМЗ». За период активного перехода на перспективные виды проволоки и металлокорда, а также проведения глобальной реконструкции объемы выпуска по сравнению с 2002 г. выросли: металлокорда — в 1,78 раз; проволоки РМЛ — в 1,6 раза; бортовой бронзированной проволоки — в 3,6 раза; проволоки различного назначения — в 2,7 раза.

Белорусский металлургический завод постоянно находится в жесткой конкуренции с мировыми лидерами в области производства армирующих материалов для шинной и резинотехнической промышленности. Любое ослабление позиций в области прогресса производства, технологии и качества может привести практически к полной потере рынка (что наблюдается на метизных заводах бывшего СССР по производству металлокорда). Одним из основных направлений развития выпускаемой проволоки и металлокорда является повышение прочности. Производителей шин привлекает в металлокорде с повышенной прочностью возможность уменьшения массы и диаметра корда и соответственно количества резиновой смеси в шинах и их массы. В настоящее время на РУП «БМЗ» доля производства высокопрочного металлокорда составляет около 90% от всего выпуска метизной продукции.

26 / /л:'ггг г <г'т-гггггг^

г

а (44), 2007

100

стали (см. таблицу).

2002 2003 2004 2005 2006 2007 Год

""♦""Металлокорд "•"Бортовая проволока РМЛ~*~ Прочая стальная проволока Рис. 1. Производство метизной продукции по видам

Постоянное стремление к удовлетворению потребностей рынка в перспективе, консолидация с научным потенциалом позволили РУП «БМЗ» в конце 90-х годов войти в тройку мировых производителей металлокорда за счет освоения технологии получения сверхвысокопрочного корда. Такой металлокорд становится более востребованным с переходом шинной промышленности к новым стандартам потребительских свойств шин — "безопасные шины". Сверхвысокопрочный металлокорд (БТ) с уровнем прочности 3400-3700 МПа появился на рынке армирующих материалов для шин в 1993 г. и в настоящее время доля его продаж постоянно возрастает. Освоение производства сверхвысокопрочного металлокорда на РУП «БМЗ» началось с 1998 г. Основной проблемой было получение качественной проволоки с высоким уровнем прочности и достаточной пластичностью, необходимой для получения из нее металлокорда. Научно-исследовательские работы позволили создать технологии изготовления высокоуглеродистой катанки и проволоки из нее, а также изготовления самого металлокорда.

На сегодняшний день производство сверхвысокопрочной проволоки и металлокорда осуществляется на РУП «БМЗ» по серийно используемой технологии (рис. 2).

По результатам испытаний опытных шин применение металлокорда ультравысокой прочности в каркасе легковых, легкогрузовых и грузовых шин взамен текстильного корда или высокопрочного металлокорда позволяет значительно снизить резиносодержание и массу шин или при одинаковой массе увеличить прочность конструкции. Так, по расчетным данным использование ультравысокопрочной проволоки для производства металлокорда позволяет снижать массу и резиносодержание шин на 6—25 %. Это позволяет компенсировать затраты, связанные с увеличением стоимости металлокорда нового поколения.

Для освоения производства ультравысокопрочной проволоки на РУП «БМЗ» разработана технология изготовления высокоуглеродистой катанки. Для различного уровня прочности заложено дифференцированное содержание углерода в

2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Динамика выпуска свехвысокопрочного металлокорда

_ гшс: г: кшглсш / 97

---:-— 4 (44), 2007/ Ы

Изменение прочности катанки и изготовленной из нее проволоки с изменением индекса прочности

Уровень прочности, МПа NT (нормальная прочность) HT (высокая прочность) ST (сверхвысокая прочность) ит (ультравысокая прочность)

0,7%С 0,78-0,85%С 0,89-0,93%С 0,95-1,0%С

Катанка 1050 1150 1250 1300

Тонкая пров олока 2800 3200 3600 4000

Известно, что применение высокоуглеродистых микролегированных материалов при производстве проволоки с высокой степенью деформации позволяет повысить ее усталостную выносливость при знакопеременных нагрузках. В связи с этим все больший интерес в применении сверхвысокопрочной проволоки в качестве армирующего материала проявляют производители высо-конагруженных рукавов высокого давления.

Как показало время, выбранные решения в постоянном развитии производства перспективных видов продукции и модернизации существующего производства подтвердили их правильность. В настоящее время среди независимых производителей (т.е. производителей, не входящих в состав шинных компаний) 14% мирового рынка металлокорда занимает РУП «БМЗ», что является очень высоким уровнем для одного предприятия. Согласно некоторым данным [3], 5% автомобильных шин в мире армировано металлокордом РУП «БМЗ».

Фактически поставки метизной продукции Белорусского металлургического завода осуществляются почти во все уголки мира (рис. 3). Высокое качество производимой заводом продукции привело к тому, что среди его постоянных клиентов такие известные концерны и фирмы, как «Continental» (Германия), «Michelin» (Франция),

«Goodyear» (США—Люксембург), «Pirelli» (Италия), «Nokian» (Финляндия), «Manuli Rubber» (Италия), «Eaton», «Parker» (США-Нидерланды), «Alfa Goma» (Италия), «Sumitomo» (Япония), «Aeroquip» (США), «Hiflex» (Великобритания), «Semperit» (Австрия) и др.

В области производства проволоки РМЛ РУП «БМЗ» с 1998 г. занял лидирующие позиции на европейском рынке, а с 1999 г. начал крупносерийные поставки на американский рынок. Доля экспорта в дальнее зарубежье этой продукции всегда оставалась самой высокой и не снижается меньше 90%. В настоящее время РУП «БМЗ» является крупнейшим мировым производителем проволоки РМЛ, обеспечивая около 20% мирового производства. Расширение объемов производства проволоки РМЛ происходило за счет роста заказов на диаметры 0,25—0,71 мм 3-4-й групп прочности и проведенной реконструкции метизного производства.

Одним из важнейших видов продукции, выпускаемой на РУП «БМЗ», является бортовая бронзированная проволока. В этом виде продукции БМЗ на постсоветском пространстве является единственным производителем. Стремление производителей шин в освоении производства скоростных легковых шин делает бортовую

! 80А5 1187

18665

Западная Российская Республика Северная Украина Азия Африка Южная Европа Федерация Беларусь Америка Америка

металлокорд □ РМЛ Ш ББП

Рис. 3. Распределение поставок метизной продукции по регионам

28/

4 (44). 2007 -

45

40

35

1-

о 30

-Ü (- 25

2

CD

¿20

О

15

10

5

0

Г

к го Бронзированная /

X X то у

о о. S

I >ч ь-со

с;

--1- ---.- и— ., _.. . .----- . _.

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Год

Рис. 4. Этапы развития производства проволоки для бортовых колец в шинах

бронзированную проволоку незаменимой вследствие ее механических характеристик.

При сравнении динамики объема выпуска бронзированной проволоки нормальной прочности и в высокопрочном варианте отмечается смещение пропорции в сторону высокой прочности: 2002 г. - 19,6% от общего объема; 2003 г. - 20,9; 2004 г. - 27,3%.

Постоянный прирост объемов выпускаемой бронзированной проволоки повышенного диаметра дает возможность увеличения экономической эффективности работы действующего агрегата бронзирования и волочильных станов. С вводом нового агрегата по производству бронзированной проволоки для бортовых колец производственные мощности по выпуску этого вида продукции составляют 41 тыс. т в год. При этом расширился ассортимент выпускаемой проволоки (от диаметра 0,89 до 2,1 мм) в обычном и высокопрочном исполнении (рис. 4).

Но достигнутые показатели роста объемов производства металлокорда, проволоки PMJI и для бортовых колец не являются конечными. Для дальнейших достижений на заводе существуют все предпосылки: одно из самых современных видов оборудования; большой опыт; высокий научный и творческий потенциал; современные технологии. Активно участвуя в международных проектах по разработке и освоению новых видов продукции, РУП «БМЗ» имеет возможность постоянно предлагать потребителю самые последние мировые достижения.

Мы уверены, что постоянное совершенствование характеристик нашей продукции, знание и выполнение всех требований и ожиданий потребителей позволят метизному производству РУП «БМЗ» всегда оставаться в числе лидирующих производителей армирующих материалов резинотехнической промышленности как в СНГ, так и за рубежом.

Литература

1. Феоктистов Ю.В., Фетисов В.П., Бирюков Б.А. и др. Производство металлокорда на Белорусском металлургическом заводе // Экспресс-информация. М.: Чер-метинформация. М., 1990.

2. Бирюков Б.А., Баглай Г.В., Веденеев A.B. и др. Расширение производства металлокорда на Белорусском металлургическом заводе. М.: БНТИ "Черная металлургия". 1993. №4. С. 31-40.

3. Исаков С.А. Анализ мирового рынка металлокорда и перспектив его производства в России // Метизы. 2007. №16. С. 30-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.