Научная статья на тему '2. 3 прогноз о развитии механизма защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования'

2. 3 прогноз о развитии механизма защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / SECURITY / PROTECTION / BODIES / PREINVESTIGATION / FORECAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев А.Ю.

В данном разделе автор приводит прогноз относительно дальнейшего развития механизма и обеспечения безопасности органов предварительного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2.3. FORECAST ON DEVELOPMENT OF PROTECTION AND SAFETY MECHANISMS FOR PREINVESTIGATION BODIES

In this section, the author gives a forecast on the further development of the mechanism and ensuring the security of the bodies of preliminary development.

Текст научной работы на тему «2. 3 прогноз о развитии механизма защиты и обеспечения безопасности органов предварительного расследования»

Юридические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 34

2.3 ПРОГНОЗ О РАЗВИТИИ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: afanasev_alexey@bk.ru

Аннотация. В данном разделе автор приводит прогноз относительно дальнейшего развития механизма и обеспечения безопасности органов предварительного развития.

Ключевые слова: безопасность, защита, органы предварительное расследование, прогноз.

2.3. FORECAST ON DEVELOPMENT OF PROTECTION AND SAFETY MECHANISMS FOR PREINVESTIGATION BODIES

Abstract. In this section, the author gives a forecast on the further development of the mechanism and ensuring the security of the bodies of preliminary development.

Keywords: security, protection, bodies, preinvestigation, forecast.

Еще в 2009 году Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ усилил меры по обеспечению безопасности следователей СКП, в частности, оснастит их более мощными и эффективными средствами защиты в связи с участившимися нападениями на них на территории Южного федерального округа, сообщает в среду управление взаимодействия со СМИ СКП.

Председатель СКП РФ Александр Бастрыкин проводит ряд оперативных совещаний на Северном Кавказе, на которых заслушивает ход и результаты расследования ряда уголовных дел о преступлениях, совершенных в ЮФО. В работе принимают участие руководители Главного следственного управления СКП по ЮФО, руководители ряда территориальных следственных управлений, следователи СКП. «Только в Ингушетии за последние десять дней совершены два нападения на следственно-оперативные группы, которые были подорваны или обстреляны, в результате чего получили ранения и контузии руководитель Назрановского городского следственного отдела и его подчиненные, повреждена техника. В этой ситуации остро стоит вопрос об оснащении следователей и сотрудников собственной безопасности Следственного комитета более мощными и эффективными средствами защиты», - говорится в сообщении СКП.

По данным ведомства, наиболее часто подвергается опасности жизнь следователей в Южном Федеральном округе, где на сотрудников СКП только в 2012 году совершено более десятка нападений. Их обстреливали, взрывали служебные машины, пытались взорвать дома, где живут семьи следователей.

«Озабоченность вызывают участившиеся нападения на следственные группы, выезжающие на места происшествий. Фактически следователи, выезжающие на места происшествий, вооруженные в лучшем случае пистолетом, не могут противостоять обстрелам из

гранатометов и автоматов», - отмечается в пресс-релизе. А.И. Бастрыкин попросил руководителей следственных подразделений принять исчерпывающие меры для обеспечения безопасности следователей как при исполнении ими своих обязанностей, так и в нерабочее время, а также при необходимости обеспечить защиту членов их семей.

Указанные в Законе, некоторые меры защиты, сегодня на практике малоприменимы. Вот, к примеру, считается, что изменение места работы (службы), перевод защищаемых лиц на другую работу (службу), осуществляются независимо от согласия непосредственного начальника защищаемого лица приказом вышестоящего руководителя. И если для лиц, осуществляющих предварительное расследование (т. е. следователей и дознавателей), можно допустить, что такой порядок перевода будет возможен, то для их родных и близких, применение такой меры представляется почти неосуществимой, учитывая общероссийские проблемы стабилизации экономики и различный уровень занятости населения по регионам. С 1995 года отсутствует надлежащий механизм реализации данной меры безопасности.

Другой немаловажный фактор проблемы обеспечения защиты заключается в отсутствии достаточных средств для финансирования некоторых дорогостоящих мер безопасности. Согласно ст. 21. Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» финансирование, а также материально-техническое обеспечение мер государственной защиты осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. На сегодняшний день финансирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 890 «О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета» [2].

Порядок применения такой меры, как «изменение внешности защищаемого лица», в ведомственных инструкциях ведомств по применению мер безопасности в отношении следователей и дознавателей не регулируется вообще, то есть отсутствует правовое регулирование, в законе нет указания на медицинские учреждения, которые будут осуществлять операции по изменению внешности защищаемого лица. Неспособность оказать помощь государственной правоохранительной системы вынуждает должностных лиц, расследующих уголовное дело, в случаях воздействия на них по поводу производства по уголовному делу, не обращаться к государству за помощью. Наверное, что, считая неэффективным ФЗ «О государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных органов», значительное количество следователей и дознавателей не доверяют и правоохранительным органам. Скорее всего, именно по этому поводу свыше 65% следователей, подвергшихся противоправному воздействию, не обратились за защитой в правоохранительные органы. За защитой письменно обратилась одна треть из числа опрошенных, еще около 4% обратилось устно. Свыше 55% никакого внимания на давление не обращали и вынесли законное решение по делу. Однако данные опроса нельзя принимать как аксиому, в данном случае необходимо учитывать несколько моментов: во-первых, тот факт, что преступления против предварительного расследования и лиц, их осуществляющих имеют высокую ла-тентность; во-вторых, не все формы какого-либо воздействия на следователей и дознавателей могут быть отнесены к числу уголовно-наказуемых; в третьих, то, что какова степень правдивости ответов лиц, осуществляющих расследование уголовных дел. Вполне

вероятно, что далеко не каждый следователь или дознаватель признается в том, что из-за оказанного давления ему пришлось вынести неправомерное решение по уголовному делу (вплоть до прекращения уголовного дела). Опираясь на эти предпосылки возможно утверждать, что существующее положение намного серьезнее.

Независимо от существования ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» лица, осуществляющие предварительное расследование часто беспокоятся о своей защищенности и защищенности своих родных и близких. На самом деле их беспокойства имеют место в деятельности, ведь примерно 60% прошедших опрос не раз были подвергнуты воздействию со стороны преступников по поводу находящихся в производстве уголовных дел. Но они о таких случаях почти не заявляли в органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. Оправданием такого явления возможно будет недостаточное, либо полное незнание способов и средств обеспечения безопасности деятельности, указанных в Законе «О государственной защите судей...», это и неуверенность в силах правоохранительных структур. Также по результатам социологического исследования видно, что судебные органы и следственный аппарат осознают серьезность имеющейся обстановки и могут предпринять возможные способы обеспечения безопасности, это и освещение обстоятельств допроса участников предварительного расследования без приглашения их в следственные и судебные органы, получение данных из обвинительного заключения о лицах, которым представлена защита, расширение использования закрытых судебных заседаний и др. Таким образом для применения этих мер необходимо в нормативно-правовых актах обозначить эту возможность. Надежда на то, что произойдет какой-то сдвиг в положительную сторону по этому вопросу, связанному с обеспечением защищенности лиц в судопроизводстве все - таки имеется. Для начала нужно принять меры по обеспечению безопасности сотрудников, которые расследуют уголовное дело. Это только первоначальный шаг в проблемном вопросе. Наиболее остро эта проблема стоит в Северо-Кавказском регионе, где при исполнении служебного долга погибают наши коллеги. Только в Ингушетии совершено более 40 нападений на сотрудников органов внутренних дел и 20 — на военнослужащих. Мы изыскали возможность создать в Главном следственном управлении по Южному федеральному округу специализированное следственное подразделение для расследования фактов нападения на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих [1]. В ночь на 25 января 2008 г. в г. Астрахани с применением огнестрельного оружия было совершено покушение на убийство следователя по особо важным делам Е.С. Ковалева, который расследует уголовное дело по обвинению начальника Управления по борьбе с организованной преступностью УВД Астраханской области Салехова и других сотрудников УБОП, а также членов организованных преступных группировок «Русский клуб» и «Татарский профсоюз». Несмотря на полученное огнестрельное ранение, Е.С. Ковалев проявил мужество и самообладание и с применением табельного оружия отразил нападение. В 2001 году Епихин А.Ю. провел исследование в республике Коми о состоянии безопасности следователей, судей и других субъектов уголовного процесса.

Как показал опрос сотрудников органов предварительного расследования в Нижегородской области и Чувашской Республике показатели не изменились, названы были такие же проблемы, что и 10 лет назад. Соответственно можно сделать вывод, что необходимо активно проводить профилактическую деятельность, нежели увеличивать размер наказания за преступления, направленные против осуществления предварительного расследова-

ния. Более половины опрошенных респондентов правоохранительных органов Нижегородской области и Чувашской Республике склонны к тому, чтобы внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В частности, дополнить часть 1 статьи 6 УПК РФ пунктом 3 в качестве назначения уголовного судопроизводства «защиту следователей и лиц, осуществляющих дознание, от противодействия расследованию».

Характерной тенденцией для Российской Федерации становится открытость, доступ к информации. Так в СМИ и на официальных сайтах МВД РФ, Следственного комитета РФ появляется информация о проделанной работе по обеспечению государственной защиты своих сотрудников, при выполнении ими своих профессиональных обязанностей, сегодня руководители и министры свободно выступают и говорят о проблемах противодействия органам предварительного расследования. Сегодня руководство органов предварительного расследования обеспокоенно сложившейся ситуацией, ведь не все пойдут на такой риск и решаться посвятить свою жизнь борьбе с преступностью.

Считаем необходимым в ближайшем будущем создать единую базу данных (реестр) на лиц, склонных или ранее судимых за преступления, направленные против правосудия и (или) предварительного расследования; постановка лиц, склонных или ранее судимых за воспрепятствование предварительному расследованию на оперативный учет по месту жительства, по месту пребывания, а также проведение профилактических мероприятий по недопустимости и предупреждению преступлений направленных против лиц, осуществляющих предварительное расследование, в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей или из мести за такую деятельность.

Литература:

1. Бастрыкин А.И. Материалы совещания // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. - № 1(1) — 2008. - С.18.

2. О порядке финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты, предусмотренных в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 890 // Собрание законодательства Российской Федерации. 10 января 2005 г. № 2. Ст. 154.

References:

1. Bastrykin A.I. Materialy soveshhanija // Vestnik Sledstvennogo komiteta pri prokurature RF. - № 1(1) — 2008. - S.18.

2. O porjadke finansirovanija i material'no-tehnicheskogo obespechenija mer gosu-darstvennoj zashhity, predusmotrennyh v otnoshenii sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontrolirujushhih organov, denezhnoe soderzhanie kotoryh osushhestvljaetsja za schet sredstv federal'nogo bjudzheta: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrja 2004 g. № 890 // Sobranie

zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 10 janvarja 2005 g. № 2. St. 154.

— • —

Сведения об авторе

Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.