Научная статья на тему '1921 <Об одной удивительнейшей истории в «а-ля итальянском духе», случившейся в 1921 году, едва не ставшей отдельной главой в истории кино России и Италии…>'

1921 <Об одной удивительнейшей истории в «а-ля итальянском духе», случившейся в 1921 году, едва не ставшей отдельной главой в истории кино России и Италии…> Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
Витторио Мартинелли / история кино России / история кино Италии / Национальная Кинотека Италии / Экспериментальный Центр Кинематографии / Московский музей кино / Ленин. / Vittorio Martinelli / history of Russian cinema / history of Italian cinema / National Film Library of Italy / Experimental Cinematography Center / Moscow Film Museum / Lenin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартинелли В

Перевод статьи итальянского историка кино Витторио Мартинелли о попытке установления в 1921 году долгосрочного и масштабного сотрудничества в области кинопроизводства между Советским правительством и Союзом Итальянских Кинематографистов «U.C.I.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1921

A translation of the article by the Italian film historian Vittorio Martinelli about an attempt to establish long-term and large-scale cooperation in the field of film production between the Soviet government and the Union of Italian Cinematographers “U.C.I.” in 1921.

Текст научной работы на тему «1921 <Об одной удивительнейшей истории в «а-ля итальянском духе», случившейся в 1921 году, едва не ставшей отдельной главой в истории кино России и Италии…>»

[Я]REPRINT | П/РЕПРИНТ

1921 <Об одной удивительнейшей истории в «а-ля итальянском духе», случившейся в 1921 году, едва не ставшей отдельной главой в истории кино России и Италии..^1

мартинелли в1

л, jp—ч Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с f|J fSJ Г=] помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. ^^ ^^ ^^ Tliis work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Аннотация

Перевод статьи итальянского историка кино Витторио Мартинелли о попытке установления в 1921 году долгосрочного и масштабного сотрудничества в области кинопроизводства между Советским правительством и Союзом Итальянских Кинематографистов «U.C.L».

Ключевые слова

Витторио Мартинелли, история кино России, история кино Италии, Национальная Кинотека Италии, Экспериментальный Центр Кинематографии, Московский музей кино, Ленин.

1921

Martinelli, v. Abstract

A translation of the article by the Italian film historian Vittorio Martinelli about an attempt to establish long-term and large-scale cooperation in the field of film production between the Soviet government and the Union of Italian Cinematographers "U.C.I." in 1921.

Keywords

Vittorio Martinelli, history of Russian cinema, history of Italian cinema, National Film Library of Italy, Experimental Cinematography Center, Moscow Film Museum, Lenin

Благодарности

Редакция выражает благодарность Национальной Кинотеке Италии и Фонду Экспериментального Центра Кинематографии (Рим) за предоставленное разрешение на публикацию полного перевода статьи.

Acknowledgments

The editorial board expresses its gratitude to the Cineteca Nazionale and the Centro Sperimentale di Cinematografía (Rome) for granting permission to publish a full translation of the article.

Если судить по объему этого увесистого тома, в котором представлено более трехсот пятидесяти полнометражных фильмов национального производства, получивших цензурную визу, то 1921 год по праву можно считать таким же, как и тот год, когда был достигнут пик нашего наивысшего кинопроизводства3; и это касается не только периода Великого немого, но и всех девяноста годов существования этого вида искусства.

В определенном смысле это бесспорно: наши кинофабрики как в Турине, так и в Риме, Милане и во многих других городах никогда еще не были настолько продуктивными, как в тот период. И здесь недопустимо сравнение с семью-восьмьюстами ежегодных фильмов 1911, 1912 или 1913 года, когда полнометражные ленты можно было пересчитать по пальцам одной руки, а все прочие были короткометражками на одной, максимум на двух катушках.

Но если внимательно ознакомиться с картотекой тома <1921 года>, то читателя поразят две или три вещи: первое — это временной разрыв между датой получения цензурной

1 ©Перевод Артура Кураша. Il Cinema Muto Italiano 1921. Roma: CENTRO SPERIMENTALE DI CINEMATOGRAFIAERIEDIZIONI RAI, 1996.

2 Витторио Мартинелли / Vittorio Martinelli, 1926-2008; авторитетный итальянский историк кино, кинокритик, специалист по немому кино Италии, автор крупнейшего в Италии историко-документального исследования итальянского кинематографа 19051936 гг; являясь работником Национального общества страхования от несчастных случаев (ENPI), в течение многих лет в свободное время занимался работой с архивными документами в области кино; автор 21 тома по немому кино Италии (в сотрудничестве с киноведом Альдо Бернардини - род. 1935 г); о трудовом подвиге Мартинелли снят д/ф «Голос безмолвия: дань уважения трудовому подвигу Витторио Мартинелли» / «LA VOCE DEL SILENZIO: Un omaggio a Vittorio Martinelli», реж. Mirco Melanco, Marco

3 Речь идет о 1920 годе - год-рекордсмен по количеству снятых в истории кино Италии полнометражных фильмов - 371. Фактически речь идет лишь об официальной цифре кинокартин, получивших цензурную визу, т. е. право показа на большом экране. Точное количество снятых в 1920 г. итальянских полнометражных фильмов остается неизвестным.

Подробнее см. Кураш А. П. Неизвестное кино Италии: 1920 год // Телекинет. 2020. № 2(11) - URL: https://telecinet.eom/wp-content/uploads/2020/09/telekinet.2020.2.pp_.26-90.pdf

TELEKINET ISSN 2618-9313

визы и выходом фильма на большой экран, так как речь идет о значительном периоде, порой даже о годах; большая часть демонстраций приходилась на «жаркие месяцы», а именно на летний «закрытый сезон»; также очевиден и факт отсутствия показов фильмов в крупных городах. Таким образом, речь идет о фильмах-призраках, которые, возможно, так и не вышли на большой экран или бесследно пропали в провинциальной глуши. Другое, что обращает на себя внимание, это сюжеты кинокартин, которые, при всей благожелательности, выглядят удручающе слабыми и повторяющимися. И последнее — взгляд на критические суждения; здесь можно допустить некоторые оговорки со ссылкой на манерность итальянского языка, но сущность подобной критики, как и ее развязную грубость, невозможно не заметить.

Таким образом, речь идет о глупых историях, отправленных в «out»1 публикой из партера, которая <в 1921 году> уже вкусила американские, немецкие или французские киноленты, совершенно другие и современные. В целом это выглядело погребальной песней тем фильмам, которые публика не желала смотреть, критика рвала на части, а прокатчики игнорировали.

Однако не следует все валить в одну кучу. Были и хорошие работы, имевшие зрительский успех, а их достоинства подчеркивались кинокритиками. Но, как говорили в старые добрые времена, речь идет лишь о «rari nantes in gurgite vasto» (о «редких пловцах в пучине огромной»).

Скорее всего, 1921 год следует запомнить по одному малоизвестному факту. Речь идет об одной истории в а-ля итальянском духе, которая, если бы не такой неожиданный и парадоксальный финал, могла бы стать отдельной главой в истории кино, причем не только итальянского.

Все началось со съезда социалистической партии в Ливорно2, того самого, на котором было санкционировано отделение ее наиболее радикальной части и создана Коммунистическая партия Италии.

Признаки раскола уже витали в воздухе. Анжелика Балабанофф3 должна была присутствовать на том съезде; она уже приехала в Рим и находилась в гостях у своей подруги Анны Пиццабьокка из Риети4, которая, в свою очередь, была подругой актера и режиссера Сильвио Лауренти Роза5. И так получилось, что Лауренти Роза неожиданно предложил [Балабанофф] свои профессиональные услуги: он выразил готовность обессмертить тот исторический конгресс с помощью своей кинокамеры. Таким образом, дошедшие до наших дней кадры этого знаменательного события являются полностью заслугой Лауренти Роза. Как только кинопленка была проявлена, Лауренти Роза отправился к Бараттоло, генеральному директору Итальянского союза кинематографистов (U.C.I.), чтобы предложить свой фильм. Узнав о дружбе режиссера с самой Балабанофф, Бараттоло тут же предложил Лауренти Рози отправиться с миссией в Советский Союз и попытаться восстановить с этой страной отношения, прерванные после революции. Россия была для Италии очень выгодным рынком. До 1917 года наши фильмы поступали на российский рынок в большом количестве; любые фильмы с Франческой Бертини покупались не глядя — «a scatola chiusa»; кинозвезды Эсперия6 и Мацист7 считались легендами, и вообще российские актеры вдохновлялись игрой наших актеров. Именно по этой причине, как полагал Бараттоло, кто знает, может вездесущему Лауренти Роза удастся хоть как-то разгрузить завалы кинопродукции, пылившейся на складских полках киносоюза U.C.I., но особых надежд на успех он все-таки не возлагал.

Тем не менее, Лауренти Роза отправился в Москву вместе с Балабановой, Амадео Бордига8, Константино Ладзари9, главным редактором «Аванти!» Серрати10 и другими бывшими социалистами; ему даже удалось добиться личной встречи с Лениным, ночью, и рассказать ему о предложениях Бараттоло. Маленький отец советской революции, похоже, очень интересовался итальянским кинематографом, так как продемонстрировал свои неплохие познания. Он полюбопытствовал, не привез ли Лауренти Роза какие-нибудь киноленты, и хорошо бы с участием Марии Якобини11, игру которой в прошлом он видел в некоторых фильмах.

■в" ^

а*

S i s ¡£

Ig Ë. I Ê Î â'5

S S

M

О S|

X =

3¡j

— î

g *

S о

Я U

я is

О.Я

¡Уё

1 Выйти в «out» - т. е. выйти из моды, употребления; устареть.

2 XVII Съезд Итальянской социалистической партии состоялся в г. Ливорно (в здании театра им. Карло Гольдони) 15-21 января 1921 г

3 Анжелика Балабанофф (Анжелика Исаковна Балабанова) / Angelica Balabanoff, 18б9 /1877/1878-19б5; одна из «икон» социалистического революционного движения в Италии и Европе; род. в Чернигове; Балабанова - фамилия первого мужа; интеллектуалка; оратор, полиглот; исполнительный секретарь II Коминтерна; в 1919-1920 гг. секретарь III Коминтерна; талантливый оратор; близка к взглядам Августа Бебеля и Розы Люксембург; в разные годы работала с Муссолини, Сератти, Грамши, Лениным, Плехановым, Троцким, Зиновьевым, Коллонтай, Сталиным и др. На рубеже веков была политическим наставником (и любовницей) Бенито Муссолини. Из воспоминаний Муссолини: «Без Балабановой я бы остался маленьким функционером, воскресным революционером». Тесно сотрудничала с Лениным, относилась с восхищением, характеризовала, как человека «честного, аскетичного и тихо-свирепого»; отмежевалась от большевизма в 1921 г, называя его «русскоцентричным, циничным и даже террористическим деспотизмом, враждебным к любому этическому гуманизму»; Б.— одна из лидеров мирового феминистского движения, основательница газеты пролетарских женщин (совместно с Мария Джудиче) «Смелей, подруги» / "Su, compagne", 1904 г., Лугано. Скончалась в 19б5 г.

в возрасте 97 лет. Б современной Италии сохраняют память об Анжелике Балабанофф - пишутся книги, статьи; проводятся вечера памяти, выставки; одна из улиц Рима носит ее имя.

4 Риети / Rieti - административный центр в 80 км. от Рима.

5 Сильвио Лауренти Роза / Silvio Laurenti Rosa, 1892-19б5; итальянский режиссер, актер.

6 Эсперия / Hesperia, творческий псевдоним итальянской кинодивы периода немого кино Ольги Мамбелли / Olga Mambelli, 1885-1959; кинодебют в 1913 г.— главная роль в драме «Зума» («Zuma», реж. Б. Негрони, пр-во «Cines»); до работы в кино была актрисой театра варьете (1907-1912) и имела большую популярность в европейской эстраде, как великолепная исполнительница эстрадных номеров «tableaux vivants», модных в Европе на рубеже XIX-XX вв.; одна из первых самых высокооплачиваемых европейских киноактрис; сотрудничала с кинокомпаниями «Чинес», «Милано Фильм», «Тибер Фильм»; считалась основной конкуренткой итальянской кинодивы Франчески Бертини.

7 Мацист (Мачисте) / Бартоломео Пагано - Maciste / Bartolomeo Pagano, 1878-1947; первый итальянский актер-силач, звезда немого кино, главный супермен Италии XX века; М.— образ итальянского «Ильи Муромца», доброго, патриотичного богатыря Мациста (итал. Maciste - силач); официально изменил свое имя на Мациста; до появления в кино работал грузчиком в порту Генуи; в 1914 г. впервые сыграл эпизодическую роль античного раба в культовом фильме «Кабирия» (реж. Джованни Пастроне);

в 1915-192б гг. снимался в разных приключенческих лентах - цикл о похождениях Мациста; М. был одним из самых высокооплачиваемых актеров немого кино - в год зарабатывал до б00.000 лир; последний фильм с участием Пагано - «Юдифь и Олоферн» (1929); фильмы о Мацисте имели международный успех, особенно в Германии, Франции, в том числе и России.

8 Амадео Бордига / Amadeo Bordiga, 1889-1970; итальянский политик, коммунист-марксист, один из идеологом итальянского коммунизма, журналист; выступал с критикой ряда позиций большевиков и осуждал гегемонию сталинизма.

9 Костантино Ладзари / Costantino Lazzari, 1857-1927; итальянский политик, социалист, активный сторонник 3-го Интернационала, антифашист.

10 Джачинто Менотти Серрати / Giacinto Menotti Serrati, 1872-192б), политик, журналист, один из лидеров итальянских социалистов, антифашист.

11 Мария Якобини / Maria Jacobini, 1892-1944; коренная римлянка из аристократической семьи; кинодива немого и звукового кино; одна из первых профессиональных драматических актрис театра и кино Италии; дебютировала в драме «Беатриче Ченчи» (1910, реж. Уго Фалена; пр-во «Film D'Arte Italiana», Рим); первая главная роль в драме «Цезарь Борджиа» («Cesare Borgia», реж. Джероламо Ло Савио, пр-во «Film d'Arte Italiana», «Pathé»); с 1912 г. исполняет главные роли в «Savoia Film» (Турин); получила мировую известность за исполнение главной роли в фильме «Жанна Д'Арк» («Giovanna d'Arco», 1913); в США имела титулы: «Патрона нации», «Символ женской эмансипации»; сотрудничала с кинокампаниями «Pasquali Film», «Celio Film», «Uber Film», «Itala Film», «Fert», а также с немецкими и французскими киностудиями; 1937-1943 гг. — доцент кафедры актерского мастерства Экспериментального Центра Кинематографии в Риме.

К счастью, Лауренти Роза захватил с собой около десяти кинолент, в том числе две с Якобини, и показал ему «Королеву угля» (1919)1 и «Путешествие» (1921)2. Особенно Ленину понравился последний фильм, который, кстати, оказался одной из лучших работ нашего немого кино, но, к сожалению, был утрачен. В конце просмотра стало очевидным, что меланхолическая история, написанная Пиранделло, растрогала Ленина. Он немедленно позвонил Луначарскому, наркому просвещения, и приказал ему выслушать предложения итальянца, а затем представить ему проект сотрудничества с Италией. В последующие два месяца Лауренти Роза и Луначарский совместно работали над довольно объемным постатейным Протоколом, предусматривающим создание Советским правительством и Союзом Кинематографистов Италии «Общества со смешанным капиталом».

Согласно этому документу, Страна Советов выражала готовность предоставить в пользование два полностью оборудованных производственных здания в Москве и три — в Крыму, а также подчиненный персонал; Союз Кинематографистов Италии (U.C.I.) брал на себя ответственность за художественно-технический персонал и поставку кинопленки. Обществу предоставлялось эксклюзивное право на дистрибуцию фильмов в двух странах участницах договора и в других странах мира. Технический центр должен был располагаться в Москве, а коммерческий — в Риме, для чего Союз Кинематографистов Италии (U.C.I.) дал полномочия одному из своих членов — компании «Чито-Чинема» ("Oto-Cinema" / Compagnia Italiana dei Traffici Orientali). Помимо прочего, советское правительство бесплатно предоставляло 100 гектаров леса на десять лет с пристроенным заводом по производству целлюлозы: «Общество» должно было превратить этот завод в фабрику по производству кино/фотопленки, а в конце десятилетия заплатить советскому правительству налоговый сбор, размер которого должны были определить позже. Казалось, все шло как нельзя лучше. После обсуждения договора с коммерческим банком «Banca Italiana di Sconto»3, который согласился финансировать этот проект, Бараттоло пригласил представителей контрагента <из Советской России> приехать в Рим для подписания контракта. Была установлена дата — 30 декабря 1921 года. Советская делегация уже прибыла в Италию, когда неожиданно — 29 декабря — было объявлено о банкротстве итальянского банка. И если бы тот документ вступил в силу, то неизвестно какое удивительное па-де-де было бы исполнено правительством Страны Советов и фашистами, вскоре пришедшими к власти <в Италии>. Однако в наши дни это всего лишь папка со стопкой пожелтевшей бумаги, исписанной от руки, которая хранится наследниками Лауренти Розы.

В. М.

1 комедия «Королева угля» / «La regina del carbone»; сюжет, сценарий Лучано Дориа; реж. Дженнаро Ригелли, Лучано Дориа; 1311 м / 48 мин; пр-во «Tiber Film» / UCI, Турин, 1919 г. (фильм утрачен) - А.К.

2 драма «Путешествие» / «Il viaggio»; экранизация рассказа Л. Пиранделло; реж. Дженнаро Ригелли, оператор Массимо Терцано; 1742 м / 64 мин.; пр-во «Fert», Турин, 1921 r. (фильм утрачен).

3 «Banca italiana di sconto» (BIS) / «Итальянский учетный банк» - одно из крупнейших финансовых учреждений Италии; годы существования «BIS»: 1914-1921 гг.; в 1919 г., «с целью безотлагательного спасения национальной кинематографии», «BIS» и «Banca commerciale italiana» стали основными инвесторами первого итальянского кинообъединения (Trust): «Союза Кинематографистов Италии» (U.C.I.) с уставным капиталом 30 млн. лир. В 1919-1921 гг. «BIS» являлся основным источником финансирования кино Италии. Прекращение существования банка «BIS» - официальная дата 26 декабря 1921 г. — привело к немедленной полной остановке итальянского кинопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.