УДК 94(47)(047)"1917"
1917 ГОД И СУДЬБЫ НАРОДОВ РОССИИ (ЗАМЕТКИ С НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
В. Н. Асочакова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье предлагается информация о проведённой в октябре 2017 года в Институте истории и права Хакасского государственного университета Международной научно-практической конференции, посвящённой столетию Великой российской революции. Внимание к октябрьским событиям столетней давности прежде всего обусловлено активизацией интереса общества и исследователей к изучению отечественной истории. Октябрь 1917 года, безусловно, явился важнейшим историческим событием XX века, которое оказало существенное влияние как на дальнейший ход мировой истории, так и на политическое развитие нашей страны на многие десятилетия. Кроме того, многие вопросы, связанные с Великой русской революцией и её влиянием на последующий ход исторического развития, до сих пор остаются неразрешёнными.
Ключевые слова: 1917 год, Россия, Великая российская революция, судьбы народов, научно-практическая конференция.
19-20 октября 2017 года в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Катанова состоялась Международная научно-практическая конференция «1917 год и судьбы народов России». Организаторами конференции стали Институт истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова (Республика Хакасия) и Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (Республика Казахстан). Помощь в организации научно-практического мероприятия оказали Министерство образования и науки Республики Хакасия, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Национальный архив Республики Хакасия. В работе конференции приняли участие сотрудники научных учреждений, высших учебных заведений, аспиранты, студенты, учителя, работники архивов и музеев, преподаватели и другие специалисты из Абакана, Чер-ногорска, Минусинска, Новосибирска, Владивостока, Хабаровска, Кирова, Москвы, Краснодара, Кызыла, Элисты, Горно-Алтайска, Улан-Удэ, Санкт-Петербурга и других городов России, гости из Казахстана, Мексики, Канады, Великобритании, Израиля. Многопрофильный характер конференции определил активное участие в её работе, наряду с историками, правоведов, политологов, экономистов, культурологов, филологов и искусствоведов; всего участников и гостей форума было 595 человек, из них 72 - докладчика.
Целью конференции стало обсуждение в широком формате проблематики, связанной со 100-летним юбилеем революции 1917 года. Проведение мероприятия такого уровня способствовало развитию и углублению научного сотрудничества вузов и научных учреждений, воспитанию нравственных и гражданско-патриотических чувств, активизации интереса к изучению отечественной истории.
Открывая конференцию, заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук В. Н. Асочакова обратила внимание на общественную актуальность и научную значимость новых исследований революционных событий, на переосмысление исторического опыта в контексте социально-политических процессов современности. В 2017 году исполнилось 100 лет со времени Великой российской революции, которая явилась важнейшим историческим событием XX века и предопределила дальнейший ход мировой истории, особенно политического развития нашей страны на более чем семьдесят лет.
С приветственным словом к участникам конференции обратились: проректор по науке и инновациям ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат физико-математических наук А. А. Попов, проректор по научной работе и внешним связям КГУ им. А. Байтурсынова Ж. Б. Жарлыгасов, директор Института истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова, доктор юридических наук В. В. Наумкина.
С открытием конференции её участников и гостей поздравили: министр национальной и территориальной политики РХ М. А. Побызаков, советник председателя избирательной комиссии РХ В. Н. Тогочаков, доктор исторических наук, директор ХакНИИЯЛИ В. Н. Тугужекова, израильский учёный, доктор истории Г. Фейбу-сович (Тель-Авив).
Первый научный доклад на пленарном заседании, который во многом определил направленность конференции, сделал В. Я. Беккер (Абакан), выделив в качестве центральной проблему «Эволюция системы политической власти в СССР». По его мнению, Февральская революция - это начальный этап Великой русской революции, которая, свергнув самодержавие, дала стране определённые альтернативы развития. Конкретно-исторические условия переходного периода привели к Октябрьской социалистической революции под руководством большевиков. Докладчик поддержал мнение известного историка А. Н. Яковлева о том, что «октябрьский переворот есть контрреволюция, положившая начало созданию тоталитарного государства, державшегося не только на идеологии, но и на массовом терроре». «Февраль», по мнению выступившего, открыл путь к демократии, а «Октябрь» и установившаяся «диктатура большевизма» устранили данный возможный вариант развития страны. Политический режим, сложившийся в СССР, можно характеризовать как тоталитарный.
Второй докладчик - С. А. Колдыбаев (Казахстан) - отметил, что дискуссии по проблематике конференции подводят к необходимости различения понятий «политическая революция» и «социальная революция». До перестройки события назывались Февральской буржуазно-демократической революцией и Октябрьской социалистической революцией, после 1991 года в отношении Февраля констатация сохранилась, а вот Октябрьские события стали повсеместно называть переворотом. Это, по мнению учёного, вызвано размытостью таких близких
понятий, как «политическая революция» и «социальная революция» Первое понятие - «политическая революция» - применимо как к Февралю, так и Октябрю, так как и в том, и другом случаях к власти пришли иные, чем прежде, социально-политические силы: в Феврале - российские демократы и либералы, в Октябре - большевики от имени пролетариата и крестьянства. Всякая политическая революция в любой стране является таковой в силу того, что она характеризует приход новых социальных сил к власти. По мнению учёного, оба радикальных события 1917 года в России могут быть охарактеризованы одним понятием - политическая революция».
Историческим событиям 1917 года на территории Южной Сибири был посвящён доклад Э. А. Сагала-кова (Абакан). Он отметил, что весной 1917 года в регионе выдвинулись губернские, городские и уездные комитеты общественной безопасности; активизировались общественно-политические движения алтайцев, тувинцев, хакасов и шорцев. Национальные лидеры выступили за автономию региона в составе России. Среди рядового коренного населения, страдавшего от сокращения земельных наделов, роста налогов и повинностей, мобилизации на тыловые работы в ходе войны, национального гнёта появились сторонники левых политических партий.
Перед началом конференции и после пленарного заседания сотрудники Национального архива Республики Хакасия провели для участников и гостей экскурсию по выставке архивных документов «Ветер революции: национальное движение в документах Национального архива». Также в фойе актового зала первого корпуса университета была представлена подборка редких книг из фондов научной библиотеки ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Из года 2017 в год 1917. Революция в России: взгляд через столетие»
После перерыва работа конференции продолжилась на нескольких площадках, где прошли презентация научного труда, вебинар ХГУ им. Н. Ф. Катанова - КГУ им. А. Байтурсынова и «круглый стол».
Презентация монографии отечественных генеалогов В. А. Могильникова (Москва) и А. С. Нилогова «Семь поколений восходящего родословия Владимира Владимировича Путина» была посвящена 65-летию Президента РФ и вызвала живой интерес аудитории.
Вебинар «Тюрки Сибири и казахи в условиях революционных процессов 1917 года» позволил в режиме online обменяться мнениями хакасским и казахским учёным. Было заслушано шесть докладов - по три с каждой стороны. В вебинаре участвовали более 50 человек с обеих сторон: сотрудники и студенты ХГУ им. Н. Ф. Катанова, КГУ им. А. Байтурсынова, Тувинского государственного университета, учащиеся средних школ № 10, 12 и 20 г. Абакана, Хакасской национальной гимназии-интерната им. Н. Ф. Катанова. С докладами выступили преподаватели Института истории и права ХГУ им. Н. Ф. Катанова В. Я. Беккер, Е. П. Мамышева, Э. А. Сагалаков и казахские исследователи - преподаватели КГУ им. А. Байтурсынова: С. А. Колдыбаев, Д. М. Лёгкий, Е. Е. Ибраев.
Д. М. Лёгкий (Костанай) начал вебинар с революционных событий 1917 года в национальных окраинах Российской империи. Он охарактеризовал участие казахских политических деятелей, занимающих противоположные позиции в революционных событиях от Февральской революции 1917 года до Октябрьской революции в самой России (в первую очередь в Петрограде и Москве). Д. М. Лёгкий особо отметил позицию А. Байтурсынова, который писал, что Февральская революция 1917 года «была правильно понята и с радостью встречена киргизами потому, что, во-первых, она освободила их от гнёта и насилий царского правительства, и, во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управляться самостоятельно». Учёный из Казахстана проанализировал современную казахстанскую историографию, в которой появились работы о движении Алаш Орды, деятельности мусульманской фракции Государственной Думы в лице М. Чокаева и А.-З. Валидова, об общеказахском съезде 21-28 июля 1917 года в Оренбурге. Докладчик охарактеризовал проект программы партии «Алаш» и Второго всеказахского съезда 5-13 декабря 1917 года в Оренбурге, в котором планировалось создание автономии с образованием правительства. Таким образом, документы, принятые на этом съезде, превращались из протопартийных в протогосударственные. В конце доклада Д. М. Лёгкий резюмировал, что первенство национального конфликта над классовым всегда представляло очевидное неудобство для советской историографии, а значение национальных движений и всего нерешённого в России национального вопроса в качестве предпосылки Октябрьской революции 1917 года остаётся дискуссионным, поэтому сейчас необходимо учитывать особую роль национально-освободительного движения народов России в революционном потоке, а также изучать значимость такого движения.
В полемику вступил В. Я. Беккер (Абакан), который, характеризуя политику большевиков, направленную на превращение самой партии в институт верховной власти, отметил, что, принимая «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», они (большевики - В. А.), по всей видимости, хотели на этом остановиться. Но представители других социалистических партий на III Всероссийском съезде Советов потребовали от них принятия Конституции. Большевики же этот процесс вообще не предусматривали, поскольку в тот период делали ставку на революционный потенциал народных масс, свободный от законов. Первая советская Конституция носила чётко выраженный классовый характер с доминантой обязанностей и декларативными правами. Около 3 % взрослого населения были лишены избирательных прав. Конституция РСФСР открыто провозгласила задачу установления диктатуры пролетариата и классовый принцип организации власти. Результатом этой политики стало появление внутри самой правящей партии особого «аппаратного механизма», то есть установление узкого круга партийного руководства, опирающегося на созданный им аппарат. Такая
практика руководства и решений узким кругом партийных руководителей укрепилась окончательно и никогда не афишировалась. Эта полуконспиративная власть являлась основной сущностной чертой советской тоталитарной системы. СССР дал миру классический пример её организации и функционирования. Естественно, говорить о верховенстве закона при такой организации политической власти весьма проблематично. Эта власть была безгранична, и трудно было указать на её конкретные проявления, на способы принятия решений и методы их осуществления.
С. А. Колдыбаев (Костанай) продолжил освещение проблемы природы революции и противоречий в использовании в современной литературе и довольно вольной интерпретации в ней таких близких понятий, как «политическая революция» и «социальная революция». Докладчик еще раз акцентировал внимание на том, что любая революция в любой стране является политической в силу того, что она характеризует приход к власти новых социальных сил. Поэтому оба революционные события, произошедшие в 1917 году в России, могут быть охарактеризованы одним понятием - политическая революция. Февральская буржуазно-демократическая революция не была и не могла быть социальной революцией, ибо она не успела, а может и не хотела радикально изменить общественные отношения в стране. Ограничившись проведением демократических свобод, она, в общем, не решила кардинально ни крестьянский вопрос, ни производственно-индустриальный, ни духовный. Революция в октябре 1917 года и была отнюдь не переворотом, а социальной революцией. В конце доклада Сафар Абдугалиевич резюмировал, что политическая революция нередко возникает как результат борьбы оппозиции и правящей элиты, влияния СМИ, а сегодня ещё и социальных сетей, воздействия внешних сил. Влияние экономики на порождение революции порой вообще отсутствует. Нынешние революции в арабских странах, в частности Ливии, Ираке, - наглядное тому подтверждение. Социальные революции порождаются социально-экономическими противоречиями и поэтому проводятся для их принципиального разрешения и выхода общества на качественно иные рубежи.
Е. П. Мамышева (Абакан) посвятила выступление одному из аспектов осмысления советской эпохи - механизму формирования и утверждения новой идеологии. Внедрение новых праздников создавало определённые возможности для пропаганды новых идей, поэтому данный вопрос рассматривался советской властью как дело государственной важности. Выступающая отметила, что советская власть Кодексом законов о труде 1918 года узаконила праздничные дни, посвящённые воспоминаниям об исторических и общественных событиях: Новый год (1 января), День 9 января 1905 года (22 января), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской Коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая), День Пролетарской революции (7 ноября). Окончательное оформление советского «красного календаря» произошло к 1927-1928 гг. и оно связано с постановлениями Президиума ЦИК СССР о торжественных мероприятиях празднования годовщины Октябрьской революции 7 и 8 ноября. Празднование Дня Интернационала стало проходить 1 и 2 мая. Целью советской государственной политики в сфере праздничной культуры было ослабление влияния церкви на массовое сознание, так как в основе большинства праздников царской эпохи содержалось значительное количество религиозных компонентов.
Е. Е. Ибраев (Костанай) проанализировал типологию образов кинематографа советского Казахстана, причины и факторы, влияющие на происхождение и развитие «идейных» кинообразов. Он отметил, что в 1930-1960-е гг. были сняты фильмы о людях, вставших на путь революционной борьбы за установление власти рабочих и крестьян, показаны быт, обычаи казахского аула, использована национальная музыка и песни, что было вызвано естественной необходимостью детальной разработки событий определённого исторического периода. В советскую эпоху главными героями в казахстанских фильмах были революционеры-одиночки, боровшиеся за установление советской власти, историко-эпические герои (воины, батыры, ханы), действовавшие задолго до революционных событий, которые несли в себе пропаганду новой - советской идеологии. Образ женщины сводился тоже к определённому клише: это должна была быть или «освобождённая женщина Востока», или боец - героическая дочь своего народа, также, возможно, - ударница труда на производстве. Вместо героев-мужчин опорой семьи и дома были старики-аксакалы, мужчины старшего возраста, которых условно можно назвать отцами нации. Именно они и были воплощением силы и мудрости народа, его «столпами».
Заслушанные доклады вызвали острые дискуссии, аудитория живо реагировала на выступления, участники вебинара задавали вопросы и обменивались мнениями. Проведённый вебинар стал ещё одним событием реализации международного проекта «Тюркские народы Сибири и казахи: история и современность», авторами которого выступили ХГУ им. Н. Ф. Катанова - КГУ им. А. Байтурсынова.
Одновременно в конференц-зале ХакНИИЯЛИ в атмосфере острой дискуссии прошёл «круглый стол» на тему «Проблема исторического выбора России в 1917 году». Его модератором выступил Д. Е. Кирсанов, начальник отдела общественных связей и информации аппарата Избирательной комиссии Республики Хакасия, магистр истории; секретарём заседания был избран М. Г. Степанов, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России Хакасского госуниверситета. В работе круглого стола приняли участие 42 человека, среди которых были учёные ХГУ им. Н. Ф. Катанова, ХакНИИЯЛИ, Хакасского технического института - филиала Сибирского федерального университета, студенты Минусинского колледжа культуры и искусства, магистранты-историки и аспиранты ХГУ им. Н. Ф. Катанова. С докладами здесь выступили учё-
ные ХакНИИЯЛИ: директор В. Н. Тугужекова, ученый секретарь Н. А. Данькина, ведущий научный сотрудник сектора истории В. А. Печерский.
В. Н. Тугужекова, доктор исторических наук, профессор, сделала обзор дискуссионных проблем в изучении революций 1917 года: от периодизации, движущих сил до оценок и влияния революции 1917 года на развитие нашей страны, мирового сообщества и в целом эпохи. Она проанализировала новейшие публикации по истории Октябрьской революции: монографию В. П. Булдакова и Т. Г. Леонтьевой «Война, породившая революцию, 1914-1917», статьи в журнале «Российская история» (Б. Колоницкий, У. Розенберг, С. Войтиков и др.). Особое внимание докладчик уделил теме «Революция и национальный вопрос», так как национальный вопрос имел конкретно-историческое содержание и занимал важное место в общественной и политической жизни России в начале ХХ века. К февралю 1917 года образовалось около 47 национальных партий, ставивших во главу угла защиту интересов этнических меньшинств. В. Н. Тугужекова отметила роль С. Д. Майнагашева, который встретил Февральскую революцию как важнейшее событие в истории России. Он стал лидером национальной интеллигенции, призывавшим к переустройству жизни хакасского народа, ликвидации территориальной разобщённости.
Н. А. Данькина рассмотрела отношение учительства Минусинского уезда к событиям Октября 1917 года и первым преобразованиям советской власти. Она охарактеризовала реформы школьного образования в начале 1918 года, формы борьбы учительства уезда с первыми преобразованиями советской власти, привлечение учительства новой властью в согласительные комиссии, учительские съезды. Докладчик в заключение отметила, что значительная часть учительства недоброжелательно отнеслась к новой власти и саботировала её перестройку в сфере школьного образования.
В. А. Печерский осветил проблему становления советского правосудия в Хакасии в 1917-1918 гг. Он охарактеризовал структуру, кадровый состав и деятельность судебных органов Хакасского округа в 1927-1930 гг. Особое внимание выступивший уделил кадровой политике судебных органов Хакасии, включающей гендер-ные, этнические, идеологические, профессиональные требования к составу народных судей. Например, для окружного суда было избрано 185 помощников профессиональных судей, из них мужчин хакасов было 19 или 10,3 %, женщин хакасок - 29 (15,6 %), русских мужчин - 91 (49,1 %), русских женщин - 44 (22 %), представителей других национальностей - 5 (2,3 %). Всего для окружного и народного судов было избрано 1 215 народных заседателей. Хакасов среди них было 545 человек или 44,7 %, русских - 663 (52,2 %), представителей других национальностей - 7 (3,1 %). Несмотря на то, что представителей хакасского народа и представителей-женщин было избрано меньше, чем требовал циркуляр председателя окружного суда, в составе помощников судей произошли позитивные изменения - в 1929 году хакасов среди них было на 3 % больше, чем в 1928 году, а женщин больше на 13 % Докладчик привёл статистические данные, касающиеся сферы уголовного судопроизводства в Хакасском округе за анализируемый им период.
В ходе «круглого стола» большой интерес у присутствующей аудитории вызвали такие проблемы, как вооружённое противостояние «белых» и «красных» на территории Хакасии и юга Енисейской губернии; отношение коренного населения к революционным событиям 1917 года; историософское осмысление революционных процессов. Участники «круглого стола» рекомендовали расширить число участников конференции за счёт широкого привлечения учителей истории школ и среднеспециальных образовательных учреждений, что в значительной степени приведёт к популяризации исторических и краеведческих знаний среди учащейся молодёжи.
На второй день работы конференции состоялись заседания секций «1917 год: проблемы теории и методологии. Формирование исторической памяти о Великой русской революции» и «Революция 1917 года в России и вопросы социального, политического и экономического развития. Становление советского права и советских государственных учреждений. Региональные сообщества в условиях революции».
Работой первой секции руководил М. С. Каташев (Горно-Алтайск), в ней приняли участие 68 слушателей. Участники конференции обсудили здесь проблемы теории социальной революции как инструмента изучения событий Октября 1917 года; вопросы эволюции системы политической власти в СССР и др. Научные дискуссии вызвали доклады «1917 год глазами американского историка», вопросы комплектования школ Хакасии педагогическими кадрами, отношения «старой» интеллигенции к советской власти, вооружённого противостояния «белых» и «красных» на территории Горного Алтая в условиях падения советской власти в Сибири летом 1918 года, формирования партийно-государственных праздников в Хакасии после Октябрьской революции 1917 года.
В работе второй секции, которой руководил Э. А. Сагалаков (Абакан), приняли участи около 80 человек.
После завершения научной части конференции участники совершили экскурсию в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова.
В рамках конференции был проведён конкурс плакатов, посвящённых 100-летию Великой русской революции. Он проводился как добровольное учебное, научно-исследовательское, практически значимое мероприятие. Конкурс плакатов показал большую заинтересованность студентов и школьников проблемами революций 1917 года; они сумели языком политического плаката и другими средствами визуального выражения идейной сущности выразить собственное отношение к такому сложному явлению, как события 1917 года.
На закрытии конференции были подведены итоги, участники отметили, что её проведение особенно актуально и своевременно. Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории, затронувший все сферы общественной жизни. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажированными. Необходимо отойти от политической заострённости и дать более взвешенную, спокойную, научно-обоснованную и фундаментальную оценку этого явления. Участники конференции рассчитывают, что она позволит открыть новые подходы, принципы, интерпретации революции 1917 года и заложить фундамент, который будет определять изучение проблемы революции в дальнейшем.
Столетний юбилей Русской революции 1917 года - рубеж знаковый для исторической памяти, потому научному сообществу важно поддержать тенденцию примирения общества и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из него уроков. Требуют уточнения термины «социальная революция», «контрреволюция», «переворот» и др. Участники конференции надеются, что поднятые на ней вопросы будут подробно и всесторонне просмотрены в дальнейших исследованиях учёных.
Революция 1917 года повлекла за собой процессы мощнейших социально-экономических, демографических и институциональных преобразований во всём европейском пространстве и в мире в целом и до сих пор во многом определяет рамки кардинальных перемен российского общества.
В современной России доступ к архивным материалам открыт, и молодые учёные могут на основе конкретных статистических фактов проверить свои гипотезы относительно предпосылок Русской революции и её влияния на развитие социально-экономической системы в России и в мире.
Конференция в ознаменование 100-летия этого исторического события посвящена объективному научному анализу предпосылок и триггеров Октябрьской революции 1917 года в России, с одной стороны, и её близких или отдалённых социально-экономических последствий - с другой. Мероприятие прошло как открытая для всех исследователей площадка в России и других странах мира, предоставляющая возможность свободного научного обсуждения, стимулирования дискуссий по тематике, связанной с отражением истории России в конкретных тенденциях и социально-экономических феноменах в контексте актуальных проблем современности. На заключительном заседании участники конференции приняли следующие резолюции:
1. Интегрировать исследования, проведённые ХГУ им. Н. Ф. Катанова, КГУ им. А. Байтурсынова, ХакНИИЯЛИ, Национальным архивом Республики Хакасия по теме конференции и издать все поступившие в адрес конференции статьи и тексты выступлений.
2. Практиковать дальнейшее проведение конференций по актуальным темам истории, юриспруденции, философии совместно с КГУ им. А. Байтурсынова, ХакНИИЯЛИ, Национальным архивом Республики Хакасия, Министерством образования РХ.
3. Привлекать в качестве организаторов и участников конференций Министерство национальной и территориальной политики, Министерство культуры РХ, Верховный Совет РХ, органы местного самоуправления, Общественную палату РХ, общественные организации.
4. Считать проведённое мероприятие Первой международной конференцией подобного масштаба.
5. Провести конкурс среди учителей истории в целях повышения значимости и престижа профессии педагогического работника, общественного и профессионального статуса педагогических работников и образовательных организаций, которые они представляют.
© Асочакова В. Н., 2018