Научная статья на тему 'Влияние пенсионной реформы на изменение численности сельского населения трудоспособного возраста в России'

Влияние пенсионной реформы на изменение численности сельского населения трудоспособного возраста в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ПРОГНОЗ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ / RURAL POPULATION / WORKING AGE / SIZE / FORECAST / ALTERNATIVE SCENARIOS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блинова Татьяна Викторовна, Былина Светлана Геннадиевна

В статье представлены результаты сценарного прогнозирования численности сельского населения РФ трудоспособного возраста (2030-2045 гг.) с учетом изменений, предусмотренных пенсионной реформой. Для построения прогнозов использован метод компонент, в основе которого уравнение демографического баланса. Разработаны пять альтернативных сценариев: базовый, экстраполяционный, оптимистический, а также базовый и оптимистический с учетом миграционного оборота сельского населения. Результаты прогнозных расчетов показали, что при новых границах выхода на пенсию численность лиц трудоспособного возраста в сельской местности увеличится с 20,2 млн человек (2018 г.) до 20,5-21,2 млн человек (2030 г.), затем сократится с 19,8-20,7 млн человек (2035 г.) до 18,9-20,2 млн человек (2040 г.) и 17,9-19,8 млн человек (2045 г.). Дополнительная численность «новых» трудоспособных составит 2,1-2,2 млн человек (11,1-11,3%) в 2030 г. и 2,1-2,3 млн человек (13,1-13,6%) в 2045 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блинова Татьяна Викторовна, Былина Светлана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF PENSION REFORM ON THE DEMOGRAPHIC CHANGES IN RURAL POPULATION OF WORKING AGE IN RUSSIA

The article presents results of the scenario forecasting of the size of rural population of working age (2030-2045) in the Russian Federation taking into account the changes stipulated by the latest pension reform. To provide the forecast the authors use a component method based on the equation of demographic balance. Five alternative scenarios have been developed: basic, extrapolation, optimistic, as well as basic and optimistic in view of the migration turnover of rural population. Results of the forecast calculations show that with new retirement conditions, the number of people of working age in rural areas will increase from 20.2 million people (2018) to 20.5-21.2 million people (2030), then decrease from 19.8-20.7 million people (2035) to 18.9-20.2 million people (2040) and 17.9-19.8 million people (2045). Additional number of “new” working age people will be 2.1-2.2 million people (11.1-11.3%) in 2030 and 2.1-2.3 million people (13.1-13.6%) in 2045

Текст научной работы на тему «Влияние пенсионной реформы на изменение численности сельского населения трудоспособного возраста в России»

68 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

Татьяна Викторовна Блинова,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт аграрных проблем Российской академии наук

(■!<> ruandre@mail.ru

Светлана Геннадиевна Былина,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт аграрных проблем Российской академии наук

svbylina@rambler.ru

Tatiana Viktorovna Blinova,

Doctor of Economics, professor, leading researcher, Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences

Svetlana Gennadiyevna Bylina,

PhD in Economics, senior researcher, Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences

УДК 364:368.4

ВЛИЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ

В статье представлены результаты сценарного прогнозирования численности сельского населения РФ трудоспособного возраста (2030-2045 гг.) с учетом изменений, предусмотренных пенсионной реформой. Для построения прогнозов использован метод компонент, в основе которого уравнение демографического баланса. Разработаны пять альтернативных сценариев: базовый, экстраполяционный, оптимистический, а также базовый и оптимистический с учетом миграционного оборота сельского населения. Результаты прогнозных расчетов показали, что при новых границах выхода на пенсию численность лиц трудоспособного возраста в сельской местности увеличится с 20,2 млн человек (2018 г.) до 20,5-21,2 млн человек (2030 г.), затем сократится с 19,8-20,7 млн человек (2035 г.) до 18,9-20,2 млн человек (2040 г.) и 17,9-19,8 млн человек (2045 г.). Дополнительная численность «новых» трудоспособных составит 2,1-2,2 млн человек (11,1-11,3%) в 2030 г. и 2,1-2,3 млн человек (13,1-13,6%) в 2045 г.

Ключевые слова: сельское население, трудоспособный возраст, численность, прогноз, альтернативные сценарии.

EFFECT OF PENSION REFORM ON THE DEMOGRAPHIC CHANGES IN RURAL POPULATION OF WORKING AGE IN RUSSIA

The article presents results of the scenario forecasting of the size of rural population of working age (2030-2045) in the Russian Federation taking into account the changes stipulated by the latest pension reform. To provide the forecast the authors use a component method based on the equation of demographic balance. Five alternative scenarios have been developed: basic, extrapolation, optimistic, as well as basic and optimistic in view of the migration turnover of rural population. Results of the forecast calculations show that with new retirement conditions, the number of people of working age in rural areas will increase from 20.2 million people (2018) to 20.5-21.2 million people (2030), then decrease from 19.8-20.7 million people (2035) to 18.9-20.2 million people (2040) and 17.9-19.8 million people (2045). Additional number of "new" working age people will be 2.1-2.2 million people (11.1-11.3%) in 2030 and 2.1-2.3 million people (13.1-13.6%) in 2045

Keywords: rural population, working age, size, forecast, alternative scenarios.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное с 1 января 2019 г. повышение фактического возраста назначения страховой пенсии для мужчин с 60 до 65 лет, женщин -с 55 до 60 лет. Переходный период будет продолжаться текущее десятилетие и завершится в 2028 г. Важными результатами пенсионной реформы будут: во-первых, долгосрочный рост размера пенсий; во-вторых, снижение финансовой нагрузки на Пенсионный фонд России (ПФР) за счет сокращения количества пенсионеров и увеличения числа плательщиков страховых взносов; в-третьих, рост численности населения трудоспособного возраста как следствие повышения возраста выхода на пенсию. Население трудоспособного возраста является основой формирования трудовых ресурсов села и

определяет размеры предложения рабочей силы на аграрном рынке труда.

Целью данного исследования является моделирование и сценарное прогнозирование влияния пенсионной реформы на изменение численности сельского населения трудоспособного возраста в 2030-2045 гг. Основные задачи исследования:

- обоснование сценарных условий прогнозирования численности населения трудоспособного возраста, проживающего в сельской местности;

- разработка сценарных прогнозов численности сельского населения трудоспособного возраста без учета пенсионной реформы;

- прогнозное моделирование влияния пенсионной реформы на изменение численности сельского населения трудоспособного возраста (2030-2045 гг.).

Объектом исследования является сельское население Российской Федерации в трудоспособном

НБЫ1994-5094 ♦-

69 -♦

возрасте как основа формирования трудового потенциала агропродовольственного комплекса России. Для построения сценарных прогнозов использовался метод компонент, в основе которого уравнение демографического баланса, что позволило получить перспективную оценку численности сельского населения трудоспособного возраста на 2030-2045 гг. Информационная база сформирована на данных, представленных на официальном сайте Росстата [3; 5].

Социально-экономическое развитие сельских территорий все больше зависит от особенностей демографических изменений. Как подчеркивается в научной литературе, в составе базовых условий социально-экономического развития страны и ее регионов особую значимость имеют показатели демографической ситуации: количество и качество населения, половозрастная структура [7]. Исследователи отмечают, что российское село ожидает период неблагоприятных демографических изменений, связанных с постарением возрастной структуры села и сокращением числа лиц трудоспособного возраста [2]. Осознание демографических угроз, рисков и ограничений социально-экономического развития сельских территорий актуализирует задачу разработки сценарных прогнозов численности населения, в том числе трудоспособного возраста. В научной литературе подчеркивается, что оценка перспективных изменений численности населения в трудоспособном возрасте является основой прогнозирования трудовых ресурсов и занятости [4]. Долгосрочное прогнозирование структуры населения является актуальным для оценки демографических рисков и потенциала социально-экономического развития территорий [8].

В статье представлены результаты прогнозирования численности сельского населения трудоспособного возраста до 2045 г., выполненного по пяти альтернативным сценариям: базовому, экстраполя-ционному, оптимистическому, а также базовому и

оптимистическому с учетом итогов сельско-город-ской миграции. В базовом сценарии повозрастные коэффициенты рождаемости и смертности зафиксированы на уровне 2015 г. до конца прогнозного периода. Анализ зависимостей общих коэффициентов воспроизводства населения и определение прогнозных значений возрастных коэффициентов рождаемости и смертности до 2025 г. позволили описать экстраполяционный сценарий. Целевые ориентиры Концепции демографической политики РФ до 2025 г., где определены стратегические задачи, легли в основу оптимистического сценария. Для учета влияния миграционного оборота на численность сельского населения трудоспособного возраста были разработаны еще два сценария, а именно базовый и оптимистический с учетом итогов сельско-городской миграции. Следует отметить, что существенное влияние на численность сельского населения трудоспособного возраста в перспективе будет оказывать сложившаяся к настоящему времени половозрастная структура населения (рис. 1).

Как видно на рис. 1, в возрастных когортах 15-19 лет и 20-24 года наблюдается «демографический провал», а в группах 40-44 и 45-49 лет -снижение численности. Кроме того, численность тех, кто к 2020 г. переходит в пенсионный возраст, больше, чем замещающей их молодежи. Следует подчеркнуть, что эта особенность характерна не только для сельских территорий, но и для демографического развития России в целом [1; 6]. Таким образом, сложившаяся к настоящему времени половозрастная структура сельского населения России вне зависимости от сценариев развития будет негативно влиять на демографическую динамику в перспективе.

Для оценки влияния пенсионной реформы на изменение структуры сельского населения разрабатывались две группы сценарных прогнозов. Первая группа построена без учета предусмотрен-

возраст, лет

80-84 70-74 60-64 50-54 40-44 30-34 20-24 10-14 0-4

0 500000 1000000

^женщины

Я

1500000

2000000 чел.

мужчины

Рис. 1. Половозрастная структура сельского населения РФ на 01.01. 2016 г. [3]

70 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

ных пенсионной реформой новых возрастных границ. Задача второй группы прогнозных сценариев состояла в моделировании влияния изменений в пенсионном законодательстве на численность сельского населения в трудоспособном возрасте. Сравнительный анализ двух групп прогнозных сценариев и сопоставление полученных данных позволили оценить, насколько может увеличиться численность сельского населения трудоспособного возраста в 2030-2045 гг. Результаты прогнозирования численности сельского населения трудоспособного возраста без учета пенсионных изменений представлены на рис. 2.

На рис. 2 отчетливо видно, что численность сельского населения трудоспособного возраста (женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет) уменьшится в 2020-2025 гг., стабилизируется в 20252030 гг., будет убывать нарастающими темпами в 2030-2045 гг. Согласно прогнозным расчетам сельское население трудоспособного возраста сократится с 20,2 млн чел. (2018 г.) по базовому сценарию до 18,8 млн чел. (2030 г.) и 16,5 млн чел. (2045 г.); по экстраполяционному - до 18,9 млн чел. (2030 г.) и 16,7 млн чел. (2045 г.); по оптимистическому - до 19,0 млн чел. (2030 г.) и 17,5 млн чел. (2045 г.). Наибольший спад числа лиц трудоспособного возраста прогнозируется по базовому сценарию с учетом миграционного оттока населения. В этом случае население трудоспособного возраста сократится до 18,5 млн чел. (2030 г.) и 15,8 млн чел. (2045 г.), а потенциальные потери составят 1,7 млн чел. (2030 г.) и 4,4 млн чел.(2045 г.).

Задачей следующего этапа исследования была оценка влияния пенсионной реформы на прогнозируемую численность сельского населения России в трудоспособном возрасте. В связи с этим помимо прогнозных сценариев без учета изменений в пен-

сионном законодательстве были разработаны сценарии, моделирующие влияние пенсионной реформы на изменение численности лиц трудоспособного возраста в среднесрочном периоде. Результаты прогнозирования позволяют исследовать особенности изменения численности сельского населения трудоспособного возраста на разных этапах прогнозного периода. Расчеты показывают, что вплоть до 2030 г. численность лиц трудоспособного возраста будет превышать значение 2018 г. (рис. 3).

Итоги прогнозного моделирования, как видно на рис. 3, показывают, что при новых границах пенсионного возраста численность сельского населения трудоспособного возраста увеличится с 20,2 млн чел. (2018) до 20,5-21,2 млн чел. (2030 г.). Максимальное увеличение численности лиц трудоспособного возраста по результатам пенсионной реформы прогнозируется по оптимистическому сценарию - до 21,2 млн чел. (2030 г.), а минимальное - по базовому с учетом итогов сельско-город-ской миграции. По эстраполяционному сценарию число лиц трудоспособного возраста увеличится до 21,1 млн чел., а по базовому - до 20,9 млн чел. (2030 г.).

В качестве допущения не учитывалась возможность досрочного назначения страховых пенсий. Указанные изменения несколько ослабят давление на систему пенсионного обеспечения за счет временного уменьшения числа пенсионеров и увеличения тех, кто производит отчисления в пенсионный фонд, т. е. числа плательщиков страховых взносов.

Прогнозные оценки влияния изменений в пенсионном законодательстве также свидетельствуют, что до 2030 г. доля лиц трудоспособного возраста в структуре сельского населения будет превышать значение этого показателя в 2018 г. (табл. 1).

2020

2025

2030

2035

2040

2045

■Сценарий базовый

ИСирнарий оптимистический

ЕСирнарий оптимистический с миграцией

® Сценарий экстраполяционный ■ Сценарий базовый с миграцией

Рис. 2. Прогноз численности сельского населения РФ трудоспособного возраста без учета повышения возраста выхода на пенсию, тыс. чел., 2020-2045 гг.

Источник: расчеты авторов по данным Росстата [3; 5]

НБЫ1994-5094 ♦-

71 -♦

Рис. 3. Прогноз численности сельского населения РФ трудоспособного возраста с учетом изменений в пенсионном законодательстве, тыс. чел. Источник: расчеты авторов по данным Росстата [3; 5]

Таблица 1

Доля лиц трудоспособного возраста в структуре сельского населения РФ, %

тыс. чел. 22000

2030 2035

и Сценарий базовый Н Сценарий оптимистический иСценарий оптимистический с миграцией

2040

^ Сценарий экстраполяционный □ Сценарий базовый с миграцией

2045

" "——^^^^ Годы Сценарии " -—— 2018 2030 2035 2040 2045

Базовый 53,7 58,6 58,5 57,8 57,0

Экстраполяционный 53,7 58,3 58,0 57,1 56,0

Оптимистический 53,7 56,8 55,8 54,8 54,2

Базовый с миграцией 53,7 58,6 58,5 57,8 56,9

Оптимистический с миграцией 53,7 56,9 55,7 54,7 54,2

Источник: расчеты авторов.

Как показывают данные табл. 1, удельный вес лиц трудоспособного возраста увеличится по результатам пенсионной реформы с 53,7% (2018 г.) до 56,8-58,6% (2030 г.). С ростом абсолютной численности и доли лиц трудоспособного возраста замедлится процесс старения возрастной структуры села и роста демографической нагрузки. Вместе с тем надо понимать, что эта мера является временной и недостаточной. На следующем этапе численность сельского населения трудоспособного возраста неизбежно начнет сокращаться. Результаты прогнозного моделирования свидетельствуют, что численность сельского населения трудоспособного возраста будет уменьшаться с 19,8-20,7 млн чел. (2035 г.) до 18,9-20,2 млн чел. (2040 г.) и 17,9-19,8 млн чел. (2045 г.). Удельный вес населения трудоспособного возраста в структуре сельского населения сократится с 58,5-55,7% (2035 г.) до 57,8-54,7% (2040 г.) и 57,0-54,2% (2045 г.). Определенным резервом увеличения числа лиц трудоспособного возраста является повышение пенсионного возраста женщин до 65 лет в среднесрочной перспективе за счет гендер-ного выравнивания границ выхода на пенсию. Со-

поставление данных, полученных по разным группам прогнозных сценариев, построенных с учетом и без учета последствий проведения пенсионной реформы, показывает, что дополнительная численность «новых» трудоспособных составит 2,12,2 млн чел. в 2030 г. и 2,1-2,3 млн чел. в 2045 г. Таким образом, в результате проведения пенсионной реформы численность сельского населения трудоспособного возраста может увеличиться на 11,1-11,3% в 2030 г. и 13,1-13,6% в 2045 г.

Вместе с тем все рассмотренные сценарии демографического развития села в средне- и долгосрочном периоде прогнозируют сокращение численности сельского населения трудоспособного возраста. Несмотря на повышение возраста выхода на пенсию, к 2040 г. численность сельского населения в трудоспособном возрасте может составить 93,9-100,3% от значений этого показателя в 2018 г., а к 2045 г. - только 89,0-98,3% (табл. 2).

Наиболее значительное сокращение числа лиц трудоспособного возраста прогнозируется по базовому сценарию с учетом итогов сельско-городской миграции. Наименьшим сокращение сельского

72 Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

Таблица 2

Изменение численности сельского населения трудоспособного возраста, % к 2018 г.

" —-—^^^^ Годы Сценарии "—-—^^^ 2018 2030 2035 2040 2045

Базовый 100 103,9 101,0 97,1 92,7

Экстраполяционный 100 104,9 102,4 98,7 94,3

Оптимистический 100 105,0 102,7 100,3 98,3

Базовый с миграцией 100 101,9 98,4 93,9 89,0

Оптимистический с миграцией 100 102,9 99,9 97,0 94,4

Источник: расчеты авторов.

населения трудоспособного возраста может быть по оптимистическому сценарию, нацеленному на реализацию стратегических задач демографического развития села.

В результате сужения предложения рабочей силы обострится дефицит квалифицированных кадров на аграрном рынке труда. Среди негативных социально-экономических последствий сокращения численности населения трудоспособного возраста следует также назвать рост демографической нагрузки и старение возрастной структуры села. Демографический спад и сокращение численности сельского населения трудоспособного возраста в среднесрочной перспективе выступают факторами, сдерживающими развитие сельских территорий.

В статье представлены результаты прогнозирования влияния пенсионной реформы на численность сельского населения трудоспособного возраста в 2030-2045 гг. В ходе реформы повышается фактический возраст назначения страховой пенсии для мужчин до 65 лет, женщин - 60 лет. Предполагается, что это ослабит влияние демографического старения возрастной структуры населения на систему пенсионного обеспечения и увеличит численность населения трудоспособного возраста. Для того чтобы оценить эффект пенсионной реформы на динамику сельского населения трудоспособного возраста были построены пять альтернативных сценариев: базовый, экстраполяционный, оптимистический, а также базовый и оптимистический с учетом миграционного оборота сельского населения. Все сценарии рассчитывались в двух вариант, один из которых строился без учета пенсионных изменений, второй учитывал изменения, вызванные сдвигами в возрастной структуре сельского населения. Результаты прогнозного моделирования показывают, что при новых границах выхода на пенсию численность сельского населения трудоспособного возраста может увеличиться с 20,2 млн чел. (2018 г.) до 20,5-21,2 млн чел. (2030 г.). Однако затем сократится с 19,8-20,7 млн чел. (2035 г.) до 18,9-20,2 млн чел. (2040 г.) и 17,9-19,8 млн чел. (2045 г.). Разработанные сценарии прогнозируют также увеличение удельного веса лиц трудоспособ-

ного возраста в структуре населения сельских территорий с 53,7% (2018 г.) до 56,8-58,6% (2030 г.), который в дальнейшем также будет понижаться. Сравнительный анализ и сопоставление двух групп прогнозных сценариев показывает, что дополнительная численность «новых» трудоспособных составит 2,1-2,2 млн чел. (11,1-11,3%) в 2030 г. и 2,1-2,3 млн чел. (13,1-13,6%) в 2045 г. Сокращение численности сельского населения трудоспособного возраста является одним из вызовов долгосрочного развития агропродовольственного комплекса России. В результате сокращения численности сельского населения рабочего возраста сужается предложение рабочей силы на аграрном рынке труда, обостряется дефицит кадров, что будет сдерживать социально-экономическое развитие сельских территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Архангельский В.Н., Елизаров В.В. Демографические прогнозы в современной России: анализ результатов и выбор гипотез // Научные труды / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2016. № 1. С. 524-545.

2. Блинова Т.В. Демографические угрозы и ограничения развития сельских территорий России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 14-19.

3. Демографический ежегодник России. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017.

4. Кашепов А.В. Прогнозирование занятости населения и безработицы в условиях повышения пенсионного возраста // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 9-17.

5. Росстат: Центральная база статистических данных (ЦБСД). URL: http://cbsd. gks.ru/

6. Русановский В.А. Демографический фактор долгосрочного экономического роста: возможности, ограничения, асимметрия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 41-47.

7. Цуканова Н.Е. Демографические процессы в России: современное состояние и прогнозирование // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 27 (120). С. 14-23.

8. Liu J., Chai L. and Xu Z. Forecast of China Population under Different Fertility Policy // Open Journal of Social Sciences. 2016. № 4. Р. 213-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.