Научная статья на тему 'Применение жанра интервью в интернет-пространстве'

Применение жанра интервью в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4320
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интервью / интернет-пространство / видеоблог / беседа / новшества

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Полина Сергеевна

Технический прогресс является толчком к развитию новых способов передачи информации, новых форматов и жанров. Один из появившихся жанров – авторский блог, содержанием которого могут являться как новости, так и личные рассуждения. Блоги давно не только текстовые, они приобрели различные форматы и жанры: фотоблоги, видеоблоги, подкасты, микроблоги. Мы остановили свое внимание на видеоблогах, которые посвящены интервьюированию собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение жанра интервью в интернет-пространстве»

Делаем вывод: смеховая культура, представленная в виде языковой игры, действительно сегодня актуальна. Она преобладает в современных новостях, причём издание, использующее ее, вовлекает аудиторию в игру с помощью разнообразия культурного кода, используя «негативную», ироничную оценку происходящего. В дальнейшем предполагается рассмотреть, какова основная задача «Лентача»: ирония как цель привлечь новую аудиторию или же это средство налаживания контакта и его поддержания с уже имеющимися подписчиками?

Список литературы

1. Аверинцев, С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. С. 7-19.

2. Антропова, В. В. Динамика речевых жанров и демократизация языковых норм в журналистском дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360) - С. 124-129.

3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] : монография / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1990. - 543 с.

4. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

5. Дускаева, Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры речи. -2014. - № 1-2. - С. 50-57.

6. Лентач [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/oldlentach (дата обращения: 23.04.2019).

7. Лихачев, Д. С. «Смеховой мир» Древней Руси [Текст] / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. - М. : Наука, 1976. - 204 с.

8. Panksepp, J. The Archaeology of Mind: Neuroevolutionary Origins of Human Emotions [Text] / J. Panksepp, L. Biven. - New York: W. W. Norton & Company, 2012. - 592 p.

Третьякова Евгения Алексеевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Антропова Вера Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10118

П. С. Шестакова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Технический прогресс является толчком к развитию новых способов передачи информации, новых форматов и жанров. Один из появившихся жанров - авторский блог, содержанием которого могут являться как новости, так и личные рассуждения. Блоги давно не только текстовые, они приобрели различные форматы и жанры: фотоблоги, видеоблоги, подкасты, микроблоги. Мы остановили свое внимание на видеоблогах, которые посвящены интервьюированию собеседника.

Ключевые слова: интервью, интернет-пространство, видеоблог, беседа, новшества.

Относительно недавно в блогосфере появился такой жанр, как интервью. Разберемся с понятием интервью, что же это такое?

Обратимся к семантике слова: оно состоит из префикса inter, который означает взаимодействие, взаимонаправленность, и слова view, одно из значений которого -взгляд, мнение. Значит, интервью - обмен взглядами, фактами, сведениями. Это беседа представителя журналистики с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес [10. С. 162].

Благодаря интервью потребитель имеет возможность получить информацию «из первых рук», несмотря на наличие в нем некоторой доли субъективизма <.. .> [9. С. 125]. В данном случае субъективизм заключается в том, что когда журналист оформляет полученную информацию в виде интервью и переносит на бумагу то, что сказал его собеседник, он пропускает эту информацию через себя, имея возможность ее отредактировать и менять последовательность вопросов и ответов. Однако эта черта присуща в большей степени интервью в печатных СМИ, когда потребитель информации читает то, что слышал журналист, но в меньшей - радио и телевизионному интервью, а также интервью в видеоблогах, где тот же потребитель информации получает возможность слышать и видеть самостоятельно. В визуальных форматах потребитель информации не только слышит и видит то же, что и журналист, но и получает информацию не в обработке интервьюера, а от того, кто является носителем или источником этой информации. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в какой-то степени тоже его участником, потому что он сразу без посредника пропускает информацию через свое сознание в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

Несмотря на кажущуюся простоту, интервью - один из самых сложных жанров. Он требует придерживаться определенной тактики и стратегии. С нашей точки зрения интервью кажется легким, в основном потому, что обычно создается ощущение, что нет ничего проще, чем задавать вопросы и получать на них ответы. Однако на практике мы можем увидеть, что жанр этот довольно сложен, потому что зачастую собеседника разговорить довольно сложно и не менее сложно повернуть разговор в нужную сторону.

Телевизионное интервью обогатило жанр интервью существенным качеством -зрелищностью. Также и в сети Интернет применяется этот жанр. Источником информации становится не просто звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски, как на радио, но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда. Именно этим объясняется особая достоверность и, следственно, широкое распространение жанра интервью.

Интервью всегда присутствовало в телевидении: в каждом выпуске новостей журналисты обращаются с вопросами к знаменитым людям, либо к тем, кто разбирается в определенной теме, а также к участникам каких-либо значимых событий, либо интересуются мнениями по поводу важных происшествий <.> [8]. И в интернет-пространстве не обходится без интервью. Новостные и не только материалы часто дополняют помимо фотографий и видеозаписей, печатными и визуальными интервью. В телевидении редко такой жанр используется для создания самостоятельной передачи. В интернет-пространстве же, наоборот, активно создаются отдельные сайты, блоги, посвященные этому жанру.

Журналист, главный редактор спортивного сайта Sports.ru Юрий Дудь создал аккаунт на видеохостинге YouTube и назвал свой канал лаконичным именем «вДудь» [2]. Главная цель проекта, по его словам, совершенствование навыков интервьюирования неспортивной тематики. Участниками шоу «вДудь» становятся абсолютно разные персоны: известные журналисты, бизнесмены, деятели культуры, интернета и политики. Например, в разное время были такие известные личности, как Баста, Сергей Шнуров, Алексей Навальный, Евгений Баженов, Макс Фадеев, Константин Хабенский, Владимир Познер и многие другие.

К каждому интервью он готовится с истинным профессионализмом. В своем шоу любит задавать провокационные, иногда даже дерзкие вопросы. Например, в интервью с Бастой (Василий Вакуленко, основатель лейбла Gazgolder) Юрий затронул тему его наркозависимости и даже спросил о моменте, когда рэпер был ближе всего к смерти; поговорил о конфликте с Децлом, задал вопрос о доходах и расходах Басты [1].

Едва ли не самый популярный выпуск - интервью с лидером группы «Ленинград». Дудь не постеснялся спросить о том, сколько алкоголя пьет Сергей Шнуров, каким был лучший секс в его жизни, почему Алиса Вокс ушла из группы и как к ней относится сам Сергей, поет ли «Ленинград» под фонограмму [7].

Интервьюеру очень важно уметь становиться «зеркалом», то есть раскрывать максимально глубоко личность интервьюируемого. Это очень сложно, потому что все люди имеют сложную психологическую организацию, кто-то закрывается, кто-то играет на публику, кто-то отвечает короткими предложениями, кто-то мизантроп или считает журналистов людьми второго сорта. Очень часто известные люди отвечают некими клише, которые выдают каждому задающему им вопросы, без существенных изменений. Бывают темы, которые интересует большинство людей, которые интервьюер обязан раскрыть, а гость открывать карты не желает. В этом смысле у Дудя имеется набор определенных профессиональных качеств, помогающих ему вступать в сложные диалоги, которые к тому же обязательно должны понравиться огромной аудитории.

Дудь заинтересован в разговоре с тем или иным респондентом, он эмоционален, его реакция живая и личная. Он позволяет себе местами использовать нецензурную лексику (о чем, кстати, в начале роликов он предупреждает и ставит отметку «18+»), поэтому, вместо серьезного разговора в рубашках, на экране мы видим некий «пацанский» душевный разговор.

Благодаря большому опыту работы в журналистике и чутью, он отлично использует простые, но действенные приемы, умело управляет разговором (и монтажной склейкой тоже).

У Юрия довольно стереотипные взгляды и поверхностные суждения. Но если завязывается спор, он не настаивает на своей точке зрения, а с убедительными аргументами легко соглашается. Это оставляет достаточно пространства собеседнику, чтобы легко раскрыть истинный смысл тех или иных действий, высказать свое мнение. А для зрителей становится очень народным и простым. В процессе создается живая энергетика, то есть живой разговор, без масок и прочего, соответственно, поэтому это привлекает зрителей.

Дудь задает широкий круг тем, в отличие от телевизионных интервью, где интервьюеры ограничены форматом программы и требованиями канала. Он может позволить себе формулировать вопросы остро, но без личных выпадов. По ходу интервью он умело поддерживает ритм разговора, а также он имеет возможность перестраивать сценарий (предварительную заготовку), давая возможность гостю высказаться, поведать какую-либо интересную историю, не обрывая его монолог в неподходящем месте. Например, Константин Хабенский в интервью, помимо ответов на вопросы, рассказывал различные истории из своей актерской жизни, которые ассоциировались у него с ответом на вопрос [6], Дудь спокойно позволял ему это сделать, потому что это он предпочитает не навязывать гостям свою тематику. Также он не стремится показать свое моральное или интеллектуальное превосходство. Но иногда в некоторых интервью Дудь позволяет себе откровенный «стеб», например в интервью с Иваном Дрёминым (российский рэп-исполнитель, более известный по сценическому имени Face) он открыто смеялся над его вызывающим поведением и треками [5].

Говоря об особенностях общения Юрия Дудя с интервьюируемыми, о его простоте, нельзя не отметить то, что он может также себе позволить выйти с собеседником на спор. Такой случай произошел с Павлом Грудининым (российский политик, на тот момент

являлся кандидатом в президенты РФ) [3]. Спор был связан с предстоящими выборами и звучал так: «Если вы набираете больше 15 процентов, то я бреюсь налысо, если вы набираете меньше 15 процентов, то вы сбриваете усы». Грудинин на этот спор согласился. Кстати, обещание он все-таки выполнил и от усов избавился.

Мы видим, что Юрий готовится к разговорам, изучает биографии гостей, у него на каждом интервью в руках телефон, в котором он делает для себя заметки, помогающие при проведении интервью, выписывает определенные цитаты итервьюируемого, которые потом зачитывает, на основе чего строит вопросы, а также какие-либо интересные факты из профессиональной деятельности персонажа, о которых хотелось бы узнать подробнее. Дудь избегает манипулятивных техник, не расставляет логических вопросов-ловушек, не задает риторических вопросов, целью которых становится демонстрация собственного мнения, видения ситуации, в основном, он относится с уважением к интервьюируемым.

В конце диалога Юрий проводит для каждого интервьюируемого блиц-опрос. Он задает быстрые короткие вопросы, на которые люди должны быстро ответить, но не обязательно коротко, так как в его интервью приветствуются детали. Российский журналист Владимир Познер, который также был героем интервью Дудя, отметил, что «это не блиц, вернее это не настоящий блиц. Также как не настоящая журналистика, не настоящий блиц». На что Юрий заявил, что он на настоящую журналистику не претендует и на настоящий блиц - тоже [4]. Это могут быть разнообразные вопросы: «Лучшая страна в мире для отдыха?», «Русские девушки или француженки?», «Какие наркотики вы пробовали?», «Три качества, которые вас бесят в людях?», «Навальные или Путин?» и многое другое. Но самый последний вопрос стабильно неизменен: «Оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?»

В основном интервью проводятся в студии, но иногда Дудь приходит «в гости» к своим интервьюируемым. Его могут пригласить к себе домой, так, например, сделал Сергей Шнуров (российский рок-музыкант, лидер группы «Ленинград»), кстати, выглядел он тоже очень по-домашнему: в халате и розовых ботинках, с бутылкой пива и сигаретой, что неудивительно, ведь это в его стиле. В процессе они отвлекались от самого интервью и переходили в другие комнаты, где Шнуров рассказывал о частях своего интерьера, о картинах, об огромном количестве обуви и многом другом. Что примечательно: это интервью имело огромный успех, на данный момент у него 7293824 просмотра, именно с него и началась популярность данного аккаунта.

Также Дудя приглашали в свои «рабочие места», например, Василий Вакуленко (российский рэп-исполнитель, известный как «Баста»), пригласил Юрия на студию звукозаписи своего лейбла «Gazgolder», где показал сувениры и другие вещи, которые там имеются и у которых есть какая-то история (футболки, ковер в виде картины, также как у Шнурова, огромное количество кроссовок, необычные картины).

Такие интервью, в среде обитания героя, становятся наиболее интересными для зрителей, потому что они позволяют как можно сильнее углубиться в его жизнь, узнать о том, чем он увлекается, что коллекционирует, посмотреть, как живет и в каких условиях трудится. Это дополнительный бонус, привлекающий аудиторию.

Кроме всего прочего, у интервью Юрия Дудя есть одна небольшая особенность, даже скорее традиция: в самом конце интервью он забирает у каждого героя, без исключений, какую-то принадлежащую ему вещь, о чем, несомненно, предупреждает заранее, и разыгрывает среди подписчиков, придумывая каждый раз новое задание. И каждый раз это абсолютно разные вещи и разные задания.

Например, Василий Вакуленко отдал лепку своего лица, которую ему подарил его фанат, и сказал: «Если выиграет мой фан, то он ее оставит, если же выиграет мой хейтер, то он может ее просто разбить, снять это на видео и прислать вам!». Задание Юрий придумал такое: «Для того, чтобы получить эту штуку, вам нужно придумать название трека Васе

Басте, который он еще не написал!» [1]. Соответственно, люди пишут комментарии, а затем выбирается самый интересный из них.

Также Константину Хабенскому пришлось дарить какую-то вещь, и он решил отдать свои часы, естественно, поделившись историей их появления у него. Это были часы из лимитированной серии «Lastmanonthemoon», именно этот самый последний побывавший на луне человек (астронавт, Юджин Сернан), по словам Хабенского, эти часы ему и вручил. В данном случае задание было такое: «У Константина уже были попытки "штурмануть Голливуд", это были герои русского происхождения. А придумайте героя, вообще никак не связанного с Россией, которого Константин Хабенский смог бы в Голливуде сыграть. Автору самого оригинального, объясненного предложения достанется этот приз» [6].

Эта традиция, на наш взгляд, является еще одним бонусом, который отличает его канал от телевизионных программ, основанных на жанре интервью, а также добавляет большего интереса публики.

Список литературы

1. Дудь, Ю. Баста - о немагии и своей зарплате [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=kOWXvxDOxk8 (дата обращения: 29.03.2019).

2. Дудь, Ю. Вдудь. [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. - URL: https://www.youtube. com/channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA (дата обращения: 29.03.2019).

3. Дудь, Ю. Грудинин - Сталин наш лучший лидер за 100 лет. [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_IPXiNIXuFI (дата обращения: 29.03.2019).

4. Дудь, Ю. Познер - о цензуре, страхе и Путине [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=wg-TMymYSwE (дата обращения: 29.03.2019).

5. Дудь, Ю. Фэйс - почему от него фанатеет молодежь [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=mmid_NMUoFg (дата обращения: 29.03.2019).

6. Дудь, Ю. Хабенский - «Метод-2», Мединский и Брэд Питт. [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. - URL: https://youtube.com/watch?v=yZIT6ZtsNxI (дата обращения: 29.03.2019).

7. Дудь, Ю. Шнур - об Алисе, Познере и рэпе. [Электронный ресурс] / Ю. Дудь. -URL: https://www.youtube.com/watch?v=3or3L8iDOF4 (дата обращения: 29.03.2019).

8. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика [Текст] / А. В. Колесниченко. -М. : МГУ, 2008. - 192 с.

9. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Кройчик. - СПб: Знание, 2000. - С. 125-168.

10. Ушаков, Д. Н. Орфографический словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. -М.: Учпедгиз, 2002. - 320 с.

Шестакова Полина Сергеевна - студент четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна - старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, заведующая медиалабораторией Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.