Научная статья на тему 'Финансирование дошкольного образования в Российской Федерации на примере Краснодарского края'

Финансирование дошкольного образования в Российской Федерации на примере Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2064
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детское дошкольное образование / финансирование / образовательное учреждение / бюджетные средства / ассигнования. / children's preschool education / financing / educational institution / budgetary funds / allocations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И М. Блохина, Ю А. Шевченко

В статье рассматриваются бюджетные и внебюджетные источники финансирования детского дошкольного образования в Российской Федерации. Изучены статьи бюджетных расходов Краснодарского края на содержание детских садов и рассмотрена динамика выделяемых бюджетных средств на дошкольное и дополнительное детское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION

The article discusses budgetary and extrabudgetary sources of financing children's preschool education in the Russian Federation. The budget expenditures of the Krasnodar Region for the maintenance of kindergartens were studied and the dynamics of the allocated budget funds for pre-school and additional children's education were considered.

Текст научной работы на тему «Финансирование дошкольного образования в Российской Федерации на примере Краснодарского края»

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

И.М. Блохина, канд. экон. наук, доцент Ю.А. Шевченко, бакалавр

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10613

Аннотация. В статье рассматриваются бюджетные и внебюджетные источники финансирования детского дошкольного образования в Российской Федерации. Изучены статьи бюджетных расходов Краснодарского края на содержание детских садов и рассмотрена динамика выделяемых бюджетных средств на дошкольное и дополнительное детское образование.

Ключевые слова: детское дошкольное образование, финансирование, образовательное учреждение, бюджетные средства, ассигнования.

Дошкольное образовательное учреждение в России является начальным звеном образовательного учреждения, которое должно до 7 лет обеспечивать детям обучение, воспитание, присмотр и уход за детьми. Уровень дошкольного образования во многом зависит от финансирования из бюджета страны.

Часть 2 статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатное и общедоступное детское дошкольное образование в муниципальных и государственных образовательных учреждениях. Следует отметить, что в Конституции не отмечено, что детское дошкольное образование является полностью бесплатным, то есть государственное финансирование распространяется только на образовательные услуги в целом, слуги по уходу за ребенком финансируют местные бюджеты, а также детское питание оплачивается напрямую родителями. Тем не менее, государство каждый год реализует финансирование таких учреждений за счет местных бюджетов, а также в отдельных случаях

непосредственно из государственного бюджета.

Необходимость финансирования детских дошкольных учреждений обусловлена наличием следующих расходов:

- административно-управленческий персонал;

- квалифицированный педагогический персонал;

- учебное оборудование;

- компьютеры и другая техника (в том числе программное обеспечение);

- игрушки и спортивный инвентарь;

- учебные и игровые площадки и комнаты, а также игровые комнаты;

- детская и методическая литература, учебные пособия;

- детская мебель и инвентарь;

- учебное оборудование;

- расходы на ремонт и др. [1].

Ниже рассмотрим диаграмму, в которой представлена примерная структура источников финансирования детских дошкольных учреждений.

Бюджетные средства 72%

Родительская плата 18%

Добровольное пожертвование 2%

Средства от участия в целевых программах (грантах) 5% Средства от учредителей (если негосударственное учреждение) 2% Прочие поступления 1%

Рисунок. Структура источников финансирования детских дошкольных учреждений

На диаграмме видно, что финансирование детских дошкольных учреждений в большей степени происходит за счет средств бюджета РФ и составляет 72 % от общей суммы финансирования.

Тема финансирования дошкольных образований очень актуальна, так как существует проблема, которая состоит в том, что не всем детям хватает мест в детских дошкольных образованиях. Существуют очереди на получение мест в детских садах, которые не обеспечивают гарантию получения места в детское дошкольное учреждение, то есть не все родители могут получить такую возможность - отправить своего ребенка в детский сад. Тем не ме-

По данным таблицы видно, что бюджет Краснодарского края финансирует детское дошкольное образование в 2019 г. в сумме 17214819,3 тыс. руб. и планирует практически такие же суммы на 2020 и 2021 гг. Сильная динамика в этой статье ассигнований не наблюдается. Также Краснодарский край финансирует немаловажное дополнительное образование для детей, которое предоставляют как государственные, так и частные организации. Согласно статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 06.03.2019) «Об образо-

нее, такая проблема вполне решаема, поэтому она на данный момент решается в России, а в частности, бюджеты субъектов Российской Федерации выделяют бюджетные средства на постройку новых детских садов и на улучшение качества образования, чтобы почти в полном объеме увеличить доступность дошкольного образования и обеспечить детей местами в детских садах [2].

Так как финансирование детского дошкольного образования осуществляется бюджетами субъектов РФ, рассмотрим в таблице 1 распределение бюджетных ассигнований в Краснодарском крае на 20192021 гг.

вании в Российской Федерации» дополнительное образование для детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». На данный вид деятельности бюджет предусматривает в 2020 и 2021 гг. выделить примерно по 630 тыс. руб., что со-

Таблица 1. Распределение бюджетных ассигнований на детское дошкольное образование в Краснодарском крае_

Статья ассигнования, тыс. руб. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2019 г. 2021 г. 2021 г. в % к 2020 г.

Детское дошкольное образование 17214819,3 16656629,8 96,76 16661605,9 100,01

Дополнительное образование для детей 17214819,3 627372,3 3,64 633794,2 101,03

Профессиональная подготовка педагогов (воспитателей) 277 277 100,00 113 40,80

ставляет третью часть от бюджетных ассигнований на 2019 год [3].

В таблице 2 рассмотрим показатели образования согласно ежегодному монито-

рингу в разрезе субъектов РФ на примере Краснодарского края.

Таблица 2. Показатели Краснодарского края в сфере детского дошкольного образования

Показатель 2016 г. 2017 г. Абсолютное от- 2017 г.в % Ранг по Ранг по

клонение (+ , - ) к 2016 г. ЮФО РФ

Число дошкольных образовательных учреждений, ед 147G,GG 1481,GG 11,00 1GG,75 1 3

Численность детей в детских дошкольных образованиях, 272,4G 275,6G 3,20 1G1,17 1 3

тыс.чел

Охват детей дошкольными об-

разовательными учреждениями (на конец года), от численности 65,3 63,8G -1,50 97,7G 4 55

детей соответствующего возраста, %

Исходя из выше представленной таблицы 2 видно, что число дошкольных образовательных учреждений в Краснодарском крае и численность детей в детских садах увеличились в среднем на 1%. Краснодарский край занимает 1 место в Южном Федеральном Округе и 3 место по Российской Федерации по вышеуказанным показателям в целом, что свидетельствует о положительной динамике данных показателей. Однако охват детей дошкольными образовательными учреждениями в Краснодарском крае снизился в абсолютном отклонении от 2016 года на 1,5 процентных пунктов. Это говорит о том, что существует проблема нехватки мест в детских садах в данном регионе. Это может быть связано с ростом численности детей дошкольного возраста в Краснодарском крае.

Проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях активно решается в Краснодарском крае. В рамках программы «Социальное-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» в 2018 г. выделены денежные средства на строительство и реконструкцию зданий детских дошкольных образовательных организаций за счет средств краевого бюджета - 1194,8 млн руб. и за счет местных бюджетов - 113,9 млн руб. За счет этих средств реализованы мероприятия, которые направлены на создание дополнительных мест в детских садах (7 объектов на 1610 мест). В результате данной програм-

мы построены детские сады в городе Сочи на 210 мест, в Усть-Лабинске на 250 мест и в ст. Брюховецкой Брюховецкого района на 140 мест.

Также в 2019 году за счет средств федерального и краевого бюджетов продолжается финансирование детских садов. Например, в ст. Тбилисской Тбилисского района начался 1 этап строительства пристройки к зданию с обустройством ясельных групп ДОУ детского сада № 14 «Ласточка», в г. Крымске строительство здания ДОУ детского сада № 1, в Новороссийске ведется строительство детского сада на 280 мест, а в ст. Новотитароской Динского района - на 200 мест.

Благодаря различным программам финансирования детских дошкольных учреждений в Краснодарском крае почти всем детям дошкольного возраста будет гарантированы места в детских садах и яслях.

Также следует отметить, что предпринимаются меры на федеральном уровне по решению проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждений на. Так, по итогам отчета Правительства председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев в апреле 2019 г. на заседании Госдумы рассмотрел вопрос о семьях, которые поставили на очередь своих детей в детские сады, но не получили свободных мест. Он обратился со следующим поручением: «Минпросвещению России, Минфину России и Минэконом-

развития России проработать предложение о выплате за счет бюджетных средств компенсации родителям (законным представителям) детей, поставленных на учет для предоставления места в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организациях и не обеспеченных местом в указанных организациях». Данный вопрос решается в настоящее время указанными министерствами. О результатах поручения Дмитрия Медведева они должны отчитаться до 20 июля 2019 г.

Таким образом, финансирование детского дошкольного образования в России

является приоритетным направлением социальной политики, а значит, с каждым годом качество образования должно улучшаться, чему будет способствовать введение программно-методического

обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Библиографический список

1. Горушкина, С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. - М.: Феникс, 2016. - 304 с.

2 Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений // Образование. - 2017. - № 4. 3. Бюджет Краснодарского края на 2019-2021 гг.

FINANCING OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION

I. M. Blokhin, candidate of economic sciences, associate professor Yu.A. Shevchenko, bachelor Trubilina Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses budgetary and extrabudgetary sources of financing children's preschool education in the Russian Federation. The budget expenditures of the Krasnodar Region for the maintenance of kindergartens were studied and the dynamics of the allocated budget funds for pre-school and additional children's education were considered.

Keywords: children's preschool education, financing, educational institution, budgetary funds, allocations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.