Научная статья на тему 'Проблемы оценки экономических эффектов от использования цифровых технологий в городских транспортных системах'

Проблемы оценки экономических эффектов от использования цифровых технологий в городских транспортных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация / информационные технологии / пассажирские перевозки / городские транспортные системы / интеллектуальные транспортные системы / экономический эффект / Digitalization / information technologies / passenger transportation / urban transport systems / smart transport systems / economic effect

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Елена Михайловна, Лякина Мария Анатольевна, Стримовская Анна Викторовна

Цель: Уточнить существующие методические подходы к оценке экономических эффектов, возникающих в результате внедрения современных информационных технологий в городских транспортных системах. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящий период происходит ускоренная цифровизация в различных областях и сферах деятельности, в том числе на транспорте. Это, в свою очередь, требует разработки релевантной методической базы для оценки экономической эффективности инвестиций в проекты цифровизации. Методы: Для достижения поставленной цели были использованы такие общенаучные методы исследования как наблюдение, анализ, обобщение, аналогия. Результаты: Систематизирована информация о возможностях и сферах применения новых цифровых технологий в городских транспортных системах. Выявлены основные положительные эффекты, возникающие в городских транспортных системах вследствие использования цифровых технологий. Уточнена классификация выделенных эффектов с точки зрения возможности их стоимостной оценки, учитывающая специфику городских транспортных систем. Внимание акцентировано на дискуссионных моментах, возникающих при попытках стоимостной оценки данных эффектов. Практическая значимость: Результаты исследования возможно использовать при планировании мероприятий по развитию транспортных систем крупных городов, оценке экономической эффективности проектов, нацеленных на повышение уровня транспортного обслуживания городского населения на базе новых цифровых технологий, а также применить как регулирующими органами, так и специалистами транспортных организаций для экономического обоснования внедрения интеллектуальных транспортных систем в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECONOMIC EFFECTS ASSESSMENT FROM DIGITAL TECHNOLOGIES APPLYING IN URBAN TRANSPORT SYSTEMS

Objective: To clarify the existing methods for the assessment of economic effects arising from modern digital technologies applying in urban transport systems. Nowadays, there is an intensive digitalization process in various industries, including transport. This requires the development of relevant methods for assessing the economic efficiency of investments in digitization projects. Methods: To achieve the goal we used such general scientific research methods as observation, analysis, generalization, and analogy. Results: Information about the possibilities of new digital technologies applying in urban transport systems has been digested. The main positive effects arising from digitalization in urban transport systems have been highlighted. Taking into account the specific character of urban transport systems, classification of these effects based on the possibility of their cost estimation has been developed. The authors focus on the debatable issues arising in the process of cost estimation. Practical importance: It is possible to use the results of the research in the planning for the development of urban transport systems, as well as for economic efficiency assessment in digitalization projects aimed at improving the quality of passenger transport services. The results of the research can be used by regulatory authorities and transport companies for the economic efficiency assessment of smart urban transport systems.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки экономических эффектов от использования цифровых технологий в городских транспортных системах»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 656.072

Е. М. Волкова, М. А. Лякина, А. В. Стримовская

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ

Дата поступления: 16.01.2019 Решение о публикации: 30.01.2019

Аннотация

Цель: Уточнить существующие методические подходы к оценке экономических эффектов, возникающих в результате внедрения современных информационных технологий в городских транспортных системах. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящий период происходит ускоренная цифровизация в различных областях и сферах деятельности, в том числе на транспорте. Это, в свою очередь, требует разработки релевантной методической базы для оценки экономической эффективности инвестиций в проекты цифровизации. Методы: Для достижения поставленной цели были использованы такие общенаучные методы исследования как наблюдение, анализ, обобщение, аналогия. Результаты: Систематизирована информация о возможностях и сферах применения новых цифровых технологий в городских транспортных системах. Выявлены основные положительные эффекты, возникающие в городских транспортных системах вследствие использования цифровых технологий. Уточнена классификация выделенных эффектов с точки зрения возможности их стоимостной оценки, учитывающая специфику городских транспортных систем. Внимание акцентировано на дискуссионных моментах, возникающих при попытках стоимостной оценки данных эффектов. Практическая значимость: Результаты исследования возможно использовать при планировании мероприятий по развитию транспортных систем крупных городов, оценке экономической эффективности проектов, нацеленных на повышение уровня транспортного обслуживания городского населения на базе новых цифровых технологий, а также применить как регулирующими органами, так и специалистами транспортных организаций для экономического обоснования внедрения интеллектуальных транспортных систем в городах.

Ключевые слова: Цифровизация, информационные технологии, пассажирские перевозки, городские транспортные системы, интеллектуальные транспортные системы, экономический эффект.

Elena M. Volkova, Cand. Econ. Sci., associate professor, moonlight34@ya.ru; *Maria A. Lyakina, Cand. Econ. Sci., associate professor, malyakina@mail.ru (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University); Anna V. Strimovskaya, Cand. Econ. Sci., assistant professor, astrimovskaya@ hse.ru (National Research University Higher School of Economics - Saint Petersburg) PROBLEMS OF ECONOMIC EFFECTS ASSESSMENT FROM DIGITAL TECHNOLOGIES APPLYING IN URBAN TRANSPORT SYSTEMS doi: 10.20295/2223-9987-2019-1 -59-68

Summary

Objective: To clarify the existing methods for the assessment of economic effects arising from modern digital technologies applying in urban transport systems. Nowadays, there is an intensive digitalization process in various industries, including transport. This requires the development of relevant methods for assessing the economic efficiency of investments in digitization projects. Methods: To achieve the goal we used such general scientific research methods as observation, analysis, generalization, and analogy. Results: Information about the possibilities of new digital technologies applying in urban transport systems has been digested. The main positive effects arising from digitalization in urban transport systems have been highlighted. Taking into account the specific character of urban transport systems, classification of these effects based on the possibility of their cost estimation has been developed. The authors focus on the debatable issues arising in the process of cost estimation. Practical importance: It is possible to use the results of the research in the planning for the development of urban transport systems, as well as for economic efficiency assessment in digitalization projects aimed at improving the quality of passenger transport services. The results of the research can be used by regulatory authorities and transport companies for the economic efficiency assessment of smart urban transport systems.

Keywords: Digitalization, information technologies, passenger transportation, urban transport systems, smart transport systems, economic effect.

Введение

Начиная с 1990-х годов стремительными темпами развиваются информационные технологии. Их практическое применение в разных отраслях и сферах деятельности позволяет говорить о цифровизации - процессе, приводящем к изменению технологий производства продукции и оказания услуг. К примерам, иллюстрирующим результаты цифровизации, можно отнести предоставление услуг SD-печати, использование блокчейн-технологий в контрактной работе, онлайн-торговлю, онлайн-банкинг и др. [1]. Особую значимость приобретает ускоренное внедрение цифровых технологий в транспортную отрасль, что подчеркивается в работах Б. М. Лапидуса [2], Е. Н. Ро-зенберга и В. В. Батраева [3], Н. А. Журавлевой [4], А. Кирилловой [5]. Цифровые технологии применяются в том числе в планировании и организации пассажирских перевозок в городах. Эксперты оценивают эффекты от их использования как весьма значительные [6].

Продолжающийся процесс урбанизации приводит к увеличению числа городских поселений, формированию и росту агломераций, которые представляют собой формы расселения, отличающиеся высокой плотностью населения и концентрированным размещением промышленных, торговых, административных, культурных и иных объектов. Несмотря на то, что зарождение агломераций происходит стихийно, начиная с определенного этапа их поступательное развитие предполагает целенаправленное управление, цель которого - обеспечить максимальную эффективность использования имеющихся ограниченных ресурсов. В контексте управления городской транспортной

системой для достижения этой цели необходимы рациональное распределение пассажиропотоков по видам транспорта и оптимизация загрузки транспортной инфраструктуры. Вопросам организации и управления в городских транспортных системах посвящены работы ряда исследователей в области экономики транспорта. Так, М. А. Кретов и Л. П. Левицкая [7] предложили классификацию городских транспортных систем с точки зрения их интермодальности, С. П. Вакуленко [8] - модели интермодальных транспортных систем, в том числе городских, с участием железнодорожного транспорта.

Эволюция городских транспортных систем

По нашему мнению, в развитии городских транспортных систем в России можно выделить три этапа. В период директивного планирования управление осуществлялось из единого центра; при определении видов подвижного состава, планировании частоты и размеров движения городского транспорта учитывались такие важные аспекты как особенности планировочной структуры городов, размещение основных путей сообщения, основные направления трудовых корреспонденций, максимальные и средние объемы пассажиропотока. Вопросы планирования и управления при формировании и развитии единых транспортных систем в крупных городах СССР рассмотрены Э. В. Шабаровой [9].

С переходом к системе рыночных отношений произошло смещение акцентов в сторону развития конкурентных форм взаимодействия между субъектами рынка транспортных услуг. Предполагалось, что параметры функционирования городского транспорта будут определяться в ходе внутри-и межвидовой конкуренции на основных маршрутах. В это же время появились так называемые коммерческие маршруты, где перестали действовать особые условия проезда для льготных категорий граждан. К преимуществам новой системы управления можно отнести развитие ценовых и неценовых форм конкуренции между транспортными организациями; в ряде случаев она стимулировала повышение качества транспортных услуг (например, с изменением технологии оказания услуг такси). Однако данная система управления характеризуется наличием ряда проблем, вызванных недостаточной степенью согласованности работы транспортных организаций. Это в первую очередь проблемы, связанные с перегрузкой улично-дорожной сети, нерациональным распределением пассажиропотоков по видам транспорта, большой долей личного автотранспорта в общем объеме перевозок, недостаточной степенью согласованности расписания разных видов транспорта, нехваткой парковочного пространства. На данном этапе становится очевидной необходимость развития кооперативных форм взаимодействия видов городского и пригородного пассажирского транспорта, что позволит решить обозначенные выше проб-

лемы и повысить эффективность функционирования транспортной инфраструктуры и подвижного состава. В работе И. Л. Саковича [10] предлагается подход к развитию кооперации видов транспорта в городских агломерациях. Однако в ней не подчеркнуто, что это взаимодействие возможно развивать не только на базе централизованного государственного регулирования (как на первом этапе), но и по инициативе самих участников рынка. Хотелось бы указать, что выгоды кооперации для транспортных компаний заключаются прежде всего в сокращении операционных расходов в результате более рационального использования ресурсов (подвижного состава, производственной и ремонтной базы). Развитие кооперации видов пассажирского транспорта особенно востребовано в крупных городах, где обслуживание интенсивных пассажиропотоков создает условия для эффективного внедрения цифровых технологий, которые меняют качественные характеристики городской транспортной системы в целом. Краткая характеристика современных цифровых технологий дана в работах [11, 12]. Используя ее, на рис. 1 приведем

Системы аппаратурной спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS)

Единые цифровые проездные документы, системы мобильной оплаты проезда

Электронные табло на остановках

Сервисы мультимодальных планировщиков поездок на базе Big Data

Технологии межмашинного в заимодействия подвижного

состава и транспортной инфраструктуры (Vehicle-2-mfrastracture, V2I)

Технологии имитационного моделирования

Области применения в городской транспортной системе

Непрерывный мониторинг загруженности улично-дорожной сети, отслеживание общественного транспорта

Автоматизация управления парковочным пространством

Интеграция городских транспортных услуг

«Умная» транспортная инфраструктура

Автоматизированный транспорт

Учет, планирование и контроль пассажиропотоков

Планирование развития объектов транспортной инфраструктуры

Рис. 1. Основные области применения цифровых технологий в городских транспортных системах

технологии, имеющие потенциал применения в городских транспортных системах.

Применение цифровых технологий в городских транспортных системах выводит их на качественно новый уровень развития. Авторы [13] дают характеристику транспортных систем нового уровня, называя их «гладкими», «бесшовными», «цифровыми». Использование таких терминов отражает как повышение эффективности работы транспортных компаний, так и улучшение качества обслуживания пассажиров.

Выделение заинтересованных сторон и оценка эффектов цифровизации в городских транспортных системах

Успешное становление и развитие цифровой бесшовной транспортной системы возможно только при условии согласования партикулярных интересов всех заинтересованных сторон - стейкхолдеров. Каждая группа стейкхолдеров получает от этого процесса специфические эффекты и выгоды. На основе подхода, предлагаемого П. Дойлем [14, с. 28], на рис. 2 выделены

Рис. 2. Заинтересованные стороны в развитии городской транспортной системы и эффекты, получаемые ими в результате цифровизации

основные заинтересованные стороны в развитии городских транспортных систем, а также потенциальные выгоды (эффекты), получаемые ими в результате цифровизации.

Подобная детализация получаемых выгод может быть полезна при выборе наиболее перспективных форм кооперации, разработке стратегических документов по развитию городских транспортных систем, проведении технико-экономического обоснования проектов цифровизации городского пассажирского транспорта. Она позволит обосновать степень участия стейк-холдеров в реализации того или иного проекта (мероприятия).

С целью проведения всесторонней комплексной оценки экономической эффективности инвестиций в проекты цифровизации городских транспортных систем необходимы предварительные систематизация и классификация перечисленных выше эффектов.

Традиционно в зависимости от форм воздействия на экономическое окружение проекта в составе внешних эффектов выделяются социальные, экономические и экологические, а в зависимости от степени разработанности методической базы по их оценке - эффекты, поддающиеся стоимостной оценке, и те, которые нельзя измерить в денежных единицах. В свою очередь, последние разделяются на поддающиеся количественной оценке и описываемые только на качественном уровне.

Так, нельзя корректно оценить в стоимостном выражении следующие эффекты:

- рост уровня комфорта, удобства планирования и осуществления поездок (для пассажиров общественного транспорта);

- удобство планирования маршрута (для пассажиров личного транспорта);

- снижение напряженности труда и однообразия операций (для сотрудников транспортных компаний).

Перечисленные эффекты характеризуют в основном новое качество городских транспортных систем, повышают их уровень развития, поэтому при оценке инвестиций в цифровизацию целесообразны их идентификация и подробное описание.

При попытке стоимостной оценки некоторых эффектов (рис. 2) могут возникать трудности, заключающиеся в наличии альтернативных подходов к оценке, невозможности учесть все составляющие данных эффектов или трудности оценки влияния цифровизации на динамику показателей макроуровня. Например, при оценке эффекта от сокращения времени в пути (для пассажиров как личного, так и общественного транспорта) основой стоимостной оценки может выступать средняя заработная плата пассажира:

СЗП

Э =М-Спассч-Ы = М СЗП-ы,

ФРВ

где Э - величина эффекта от сокращения времени в пути, руб.; АТ - экономия времени пассажира, ч; Спасс ч - стоимостная оценка пассажиро-часа, руб.; N - число перевезенных пассажиров; СЗП - средняя заработная плата пассажира за определенный период времени, руб.; ФРВ - фонд рабочего времени, ч.

При таком способе оценки экономического эффекта от цифровизации в городских транспортных системах возникает ряд неточностей по следующим причинам. Во-первых, вследствие значительной дифференциации городского населения по уровню доходов представляется некорректной одинаковая стоимостная оценка часа пассажиров общественного и личного транспорта. Во-вторых, при использовании приведенной формулы остается недооцененным эффект от снижения фактора транспортной усталости. Альтернативный подход к оценке эффекта от сокращения времени в пути предполагает использование в качестве стоимостного эквивалента сэкономленного времени величину валового регионального продукта на душу населения, создаваемого в регионе за единицу времени. Однако данный подход не учитывает тот факт, что высвобожденное время может быть потрачено не только на работу, но и на отдых, и на личные надобности.

Кроме того, не представляется возможным оценить влияние цифрови-зации городских транспортных систем на рост региональных макроэкономических показателей (эффект для общества в целом), увеличение прямых и косвенных налоговых поступлений (эффект для региональных органов власти), положительную динамику финансовых результатов участников рынка транспортных услуг (эффект для менеджмента транспортных компаний), которые происходят под влиянием множества факторов. В этом случае традиционные методы факторного анализа не подходят для оценки, поскольку отсутствуют адекватные расчетные модели, связывающие перечисленные показатели с развитием цифровых технологий. Применение методов экономико-математического моделирования также имеет весьма ограниченный потенциал, поскольку требуется включение в модель слишком большого числа взаимозависимых факторов.

Следует обратить внимание, что проблема оценки выделенных ранее эффектов заключается в разной степени объективности предлагаемых подходов, базирующихся на условных показателях и предположениях. Так, приведенная М. В. Федоровой [15] расчетная модель для оценки эффектов от уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и роста уровня безопасности дорожного движения (для общества в целом) основана на использовании вероятности возникновения аварий в ситуации «с проектом» и «без проекта», а также на сравнении стоимости экологического ущерба, определяемой экспертным путем. Представляется, что в этом случае результаты расчета будут весьма условными.

Заключение

Таким образом, оценка эффектов цифровизации городских транспортных систем - достаточно сложная задача, требующая комплексного подхода к решению, в процессе которого возникает ряд трудностей. Однако очевидно, что проекты цифровизации на транспорте генерируют значительные эффекты для всех групп стейкхолдеров. Поэтому можно заключить, что подобные проекты требуют как можно более полной идентификации положительных эффектов и их оценки для определения рациональной структуры источников финансирования и обоснования степени участия в них представителей бизнес-сообщества, общественных организаций и государственных структур.

Библиографический список

1. Цифровая Россия : новая реальность : исследование экспертной группы Digital McKinsey. - URL : http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения : 10.01.2019).

2. Лапидус Б. М. О влиянии цифровизации и Индустрии 4.0 на перспективы развития железнодорожного транспорта / Б. М. Лапидус // Бюл. Объед. Учен. совета ОАО «РЖД». - 2018. - № 1. - C. 1-8.

3. Розенберг Е. Н. О стратегии развития Цифровой железной дороги / Е. Н. Розен-берг, В. В. Батраев // Бюл. Объед. Учен. совета ОАО «РЖД». - 2018. - № 1. - C. 9-27.

4. Журавлева Н. А. Цифровая трансформация глобальных транспортных систем / Н. А. Журавлева // Цифровая трансформация экономики и промышленности : проблемы и перспективы / под ред. А. В. Бабкина. - СПб. : Петерб. политехн. ун-т Петра Великого, 2017.- C. 113-132.

5. Кириллова А. Цифровые транспортные системы - близкая реальность / А. Кириллова // Интеллектуальные транспортные системы России. - 2018. - № 6. - C. 50-57. -URL : http://itsrussiaforum.ru/magazine/magazine_6.pdf (дата обращения : 20.01.2019).

6. Рипинская Н. А. Цифровая экономика : движение в регионы / Н. А. Рипинская // Интеллектуальные транспортные системы России. - 2018. - № 6. - С. 24-29. - URL : http:// itsrussiaforum.ru/magazine/magazine_6.pdf (дата обращения : 20.01.2019).

7. Кретов М. А. Стратегия развития городской транспортной системы / М. А. Кре-тов, Л. П. Левицкая // Экономика железных дорог. - 2016. - № 8. - С. 23-30.

8. Вакуленко С. П. Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта / С. П. Вакуленко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2013. - 263 с.

9. Шабарова Э. В. Система пассажирского транспорта города и агломерации : системный анализ и проектирование / Э. В. Шабарова. - Рига : Знание, 1981. - 280 с.

10. Сакович И. Л. Экономическое обоснование вариантов интеграции железнодорожных перевозок в транспортные системы городских агломераций : автореф. дис. ... канд. экон. наук, специальность : 08.00.05 / И. Л. Сакович. - СПб. : ПГУПС, 2018. - 17 с.

11. Технологии для умных городов : докл. рабочей группы Фонда «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"». - URL : http://csr-nw.ru/files/publications/doklad_ tehnologii_dlya_umnyh_gorodov.pdf (дата обращения : 20.01.2019).

12. Дыбская В. В. Цифровая логистика и управление цепями поставок : перспективы развития / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев // Логистика : современные тенденции развития : материалы XVII Междунар. науч.-практич. конференции 12-13 апреля 2018 г. Ч. 1. - СПб. : Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2018. - C. 5-11.

13. Лапидус Б. М. Гладкая бесшовная транспортная система - инновационная модель будущего : природа, сущность, детерминанты качества / Б. М. Лапидус, Л. В. Лапидус // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2017. - № 2. - C. 45-64.

14. Дойль П. Менеджмент : стратегия и тактика / П. Дойль ; пер. с англ. Т. Карасе-вич и др. - СПб. и др. : Питер, 1999. - 560 с. - (Сер. Теория и практика менеджмента).

15. Федорова М. В. Экономическое обоснование стратегии развития скоростного городского транспорта на основе магнитолевитационной технологии : автореф. дис. ... канд. экон. наук, специальность : 08.00.05 / М. В. Федорова. - СПб. : ПГУПС, 2019. -18 с.

References

1. Tsifrovaya Rossiya: novaya real'nost': issledovanie ekspertnoy gruppy Digital McKin-sey [Digital Russia: a new reality: research of Digital McKinsey expert group]. URL: http://www. tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (accessed: 10.01.2019). (In Russian)

2. Lapidus B. M. O vliyanii tsifrovizatsii i Industrii 4.0 na perspektivy razvitiya zheleznodo-rozhnogo transporta [On the impact of digitalization and Industry 4.0 on the prospects of railway transport development]. Byulleten'Obyedinennogo uchenogo soveta OAO "RZHD" [Bulletin of the Joint Academic Council of JSC "Russian Railways"], 2018, no. 1, pp. 1-8. (In Russian)

3. Rozenberg E. N. & Batraev V. V. O strategii razvitiya Tsifrovoy zheleznoy dorogi [Strategy development of the Digital railway]. Byulleten' Obyedinennogo uchenogo soveta OAO "RZHD" [Bulletin of the Joint Academic Council of JSC "Russian Railways"], 2018, no. 1, pp. 9-27. (In Russian)

4. Zhuravleva N.A. Tsifrovaya transformatsiya global'nykh transportnykh sistem [Digital transformation of global transport systems]. Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki ipromyshlen-nosti: problemy i perspektivy [Digital Transformation of Economy and Industry: Problems and Prospects]. Ed. by A. V. Babkin. Saint Petersburg, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University Publ., 2017, pp. 113-132. (In Russian)

5. Kirillova A. Tsifrovye transportnye sistemy - blizkaya real'nost' [Digital transport systems - a closer reality]. Intellektualnye transportnye sistemy Rossii [Intelligent Transport Systems of Russia], 2018, no. 6, pp. 50-57. URL: http://itsrussiaforum.ru/magazine/magazine _6.pdf (accessed: 20.01.2019). (In Russian)

6. Ripinskaya N. A. Tsifrovaya ekonomika: dvizhenie v regiony [Digital economy: moving to the regions]. Intellektualnye transportnye sistemy Rossii [Intelligent Transport Systems of Russia], 2018, no. 6, pp. 24-29. URL: http://itsrussiaforum.ru/magazine/magazine_6.pdf (accessed: 20.01.2019). (In Russian)

7. Kretov M. A. & Levitskaya L. P. Strategiya razvitiya gorodskoy transportnoy sistemy [Strategy of urban transport system development]. Ekonomika zheleznykh dorog [Economy of Railways], 2016, no. 8, pp. 23-30. (In Russian)

8. Vakulenko S. P. Intermodalnye perevozki v passazhirskom soobshchenii s uchastiem zheleznodorozhnogo transporta [Intermodal passenger transportation on the basis of railway transport]. Moscow, Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte [Railway educational training center], 2013, 263 p. (In Russian)

9. Shabarova E. V. Sistemapassazhirskogo transporta goroda i aglomeratsii: sistem-nyy analiz i proektirovanie [Passenger transport system of the city and agglomeration: system analysis and design]. Riga, Znanie Publ., 1981, 280 p. (In Russian)

10. Sakovich I. L. Ekonomicheskoe obosnovanie variantov integratsii zheleznodorozh-nykhperevozok v transportnye sistemy gorodskikh aglomeratsiy [Feasibility study of the railway transport integration into the urban transport systems of urban agglomerations]. Abstract of the thesis for the degree of candidate of economic sciences, specialty: 08.00.05. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2018, 17 p. (In Russian)

11. Tekhnologii dlya umnykh gorodov: doklad rabochey gruppy Fonda "Tsentr strate-gicheskikh razrabotok Severo-Zapad" [Technologies for smart cities: report of the expert group of the North-West Strategic Development Center Foundation]. URL: http://csr-nw.ru/files/publi-cations/doklad_tehnologii_dlya_umnyh_gorodov.pdf (accessed: 20.01.2019). (In Russian)

12. Dybskaya V. V. & Sergeev V. I. Tsifrovaya logistika i upravlenie tsepyami postavok: perspektivy razvitiya [Digital logistics and supply chain management: development prospects]. Logistika: sovremennye tendentsii razvitiya. Materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii 12-13 aprelya 2018 g. Ch. 1. [Logistics: modern development trends. Proceedings of the XVIIInternational scientific and practical conference on April 12-13, 2018. Pt 1]. Saint Petersburg, GUMRF im. adm. S. O. Makarova [Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping] Publ., 2018, pp. 5-11. (In Russian)

13. Lapidus B. M. & Lapidus L. V. Gladkaya besshovnaya transportnaya sistema - inno-vatsionnaya model' budushchego: priroda, sushchnost, determinanty kachestva [Smooth seamless transport system - an innovative model of the future: nature, essence, and determinants of quality]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow State University. Series 6. Economy], 2017, no. 2, pp. 45-64. (In Russian)

14. Doyle P. Menedzhment: strategiya i taktika [Marketing management and strategy]. Tr. from Eng. by T. Karasevich et al. Saint Petersburg et al., Piter Publ., 1999, 560 p. (Series Theory and practice of management). (In Russian)

15. Fyodorova M. V. Ekonomicheskoe obosnovanie strategii razvitiya skorostnogo gorod-skogo transporta na osnove magnitolevitatsionnoy tekhnologii [Feasibility study of strategy development of high-speed urban transport on the base of magnetic and levitation technology]. Abstract of the thesis for the degree of candidate of economic sciences, specialty: 08.00.05]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2019, 18 p. (In Russian)

ВОЛКОВА Елена Михайловна - канд. экон. наук, доцент, moonlight34@ya.ru; *ЛЯКИНА Мария Анатольевна - канд. экон. наук, доцент, malyakina@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I); СТРИМОВСКАЯ Анна Викторовна - канд. экон. наук, преподаватель, astrimovskaya@hse.ru (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.