18.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
Лебедева Н.В., Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов социальной защиты города Москвы, преподаватель кафедры психологии и педагогики
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения воспитанников социозащитных учреждений, для которых характерны низкая самооценка, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, низкая социальная активность, что оказывает отрицательное влияние на формирование профессионального самоопределения. У этих детей слабо сформирована будущая профессиональная перспектива, среди выбираемых профессий основу составляют рабочие специальности, собственные способности в предпочитаемой профессиональной сфере практически не являются мотивом профессионального самоопределения. Выпускники социозащитных учреждений практически не готовы к будущей самостоятельной профессионально-активной жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор, специальность, профессия, активность, самосознание, трудовая деятельность, самостоятельность, профессиональная перспектива
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF CHILDREN BEING RAISED OUTSIDE THE FAMILY
Lebedeva N.V., Psychology and Pedagogy, Institute of retraining managers and specialists of social protection of the city of Moscow, professor
Annotation: In article questions of professional selfdetermination of pupils социозащитных establishments for which are characteristic a low self-rating, absence of the purposefulness directed on the future life, low social activity that renders negative influence on formation of professional self-determination are considered. At these children the future professional prospect is poorly generated, among chosen trades the basis is made with working specialities, own abilities in preferred professional sphere practically are not motive of professional selfdetermination. Graduates социозащитных establishments practically are not ready to the future independent professional - active ability to live.
Keywords: professional self-determination, a choice, a speciality, a trade, activity, consciousness, labour activity, independence, professional prospect
В психологических исследованиях процесса профессионального самоопределения особо подчеркивается, что к выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.
Профессиональное самоопределение - это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности. Пиком этого процесса является акт выбора профессии. Иногда такой выбор делается человеком достаточно быстро и однозначно, иногда он затягивается на долгое время. Само отношение человека к сделанному им выбору профессии может быть очень разным. Кто-то быстро начинает сожалеть о предпочтенной области деятельности, кто-то сознает чувство уверенности в правильности сделанного выбора на протяжении всего периода активной трудовой деятельности, то есть однозначность и быстрота выбора профессии - еще не гарантия его качества.
Традиционно проблема самоопределения личности рассматривается в возрастной психологии при анализе особенностей подросткового возраста. Сущность личностного самоопределения на этом этапе сводится к потребности в формировании смысловой системы (представлений о себе и о мире), связи самоопределения не только с выбором профессии, но и с профессиональным и жизненным развитием, становлением. Смысловой аспект самоопределения обуславливается возрастными и учебно-профессиональными этапами жизненного пути. Так, для школьников главной целью профессионального самоопределения может стать формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего развития, готовности рассматривать себя, свое развитие во времени. Причем, эти процессы начинают формироваться в подростковом возрасте, получая свое полное развитие - в юношеском. Границы подросткового возраста достаточно неопределенны, и в среднем его можно обозначить от 9-11 лет до 14-15 лет. Центральными новообразованиями этого возраста авторы (Л.И. Божович, О.Б. Дарвиш, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн) называют: абстрактное мышление, самосознание, половую идентичность, чувство «взрослости» и переоценку подростками своих нравственных ценностей. В подростковом и юношеском возрасте самосознание, рефлексия своего «Я» становится главным моментом развития психики. В.С. Мухина определяет, соответственно, границы юношеского возраста с 15-16 лет до 17-20 лет. Главными новообразованиями юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовности к самоопределению. Самоопределение, как личностное, так и профессиональное - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения разнообразные мотивационные тенденции личности: основным мотивом познавательной деятельности становится мотив приобрести профессию, мировоззрение связано в этом возрасте с решением смысложизненных проблем, поисковая активность направлена на социальную ориентацию, осознание себя в качестве части социума и своего места в нем.
И.В. Дубровина внесла уточнение в проблему жизненного самоопределения как центрального момента в раннем юношеском возрасте. Результаты проведенных исследований позволили ей утверждать, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопреде-
ление как таковое, а психологическую готовность к нему, которая предполагает:
1) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания;
2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;
3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.
Вместе с тем, по мнению И.В. Дубровиной, готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника появляются психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного роста его личности сейчас и в будущем.
Предпосылками, позволяющими осуществляться процессам самоопределения, становится в подростковом возрасте активное формирование мировоззрения, смыслов и ценностей у старшеклассников. Своеобразие внутренней позиции личности в подростковом возрасте заключается в преимущественной обращенности в будущее. Под влиянием изменений, происходящих в структуре внутренней позиции, преобразуется и мотивационная сфера - мотивационную сферу начинают определять планы, жизненные и профессиональные. Исследования сформированности профессиональных планов выпускников школ свидетельствуют о том, что большая часть старших подростков из благополучных семей в состоянии самостоятельно выбрать профессию под влиянием активно формирующегося мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей. При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет им принимать достаточно осознанные решения. Это касается детей из благополучных семей. Противоположная картина наблюдается у подростков, воспитывающихся в социозащитных учреждениях. Пассивность, вялость эмоциональной сферы, крайне низкая познавательная установка приводят, в конечном счете, к примитивному, преимущественно биологическому типу организации воспитанниками социозащитных учреждений своей самостоятельной жизни.
Относительно жизненного и личностного самоопределения в целом, практика показывает, что дети, воспитывающиеся вне семьи, затрудняются сформулировать личные цели, эти цели нестабильны и зависят от влияния ситуации, то есть воспитанники не умеют самоопределяться в жизненных ситуациях, так как в их ежедневной жизни в учреждении это не требуется.
Необходимо отметить, что дети в социозащитных учреждениях находятся до девятого класса, то есть до окончания неполной средней школы, а затем продолжают свое обучение в средне-специальных учебных заведениях. Только 5-7% выпускников данных заведений может рассчитывать на получение высшего профессионального образования вследствие недостаточной успеваемости в школе и практически полного отсутствия интереса к учебной деятельности. Поэтому воспитанники социозащитных учреждений уже к середине девятого класса знают, в каких лицеях и колледжах продолжат свое обучение, так как они ограничены
в своем выборе и заведомо ориентированы на получение рабочих специальностей.
Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считается фактором положительным (для детей из благополучных семей), оно тоже имеет свои недостатки. Анализируя непротиворечивость профессионального самоопределения у выпускников социозащитных учреждений, можно понять, что она свидетельствует об отсутствии самоопределении как такового, что неблагоприятно скажется на всем ходе становления и развития личности в дальнейшем.
Успешное самоопределение характеризуется также активностью присвоения и осмысления социальных ценностей и собственных личностных смыслов, гибкостью, возможностью опробования различных социальных ролей, включенностью в различные социальные общности. При анализе особенностей психического развития детей, воспитывающихся в условиях социо-защитных учреждений, наблюдается противоположность. Прежде всего, это касается сферы самосознания, для которой характерны такие особенности, как склонность избегать ответственности за выбор и передавать ее опекающему взрослому, стремление размыть границы собственного «Я». Неадекватная, одноплановая, заниженная самооценка, неприятие себя, незначимость собственного Я, недоверие своему мнению, негативная Я-концепция в целом, а также субъективная значимость приспособленческой позиции, невысокий уровень притязаний, однообразие и бедность мотивов, экстернальный локус контроля, отсутствие мотивации к самореализации - все эти характеристики не способствуют успешному профессиональному самоопределению. Причем все параметры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, локус контроля коррелирует со степенью социальной зрелости и активности, самоконтроля и принятия своего Я, с уровнем тревожности, уверенности в себе, настойчивостью в достижении целей и протяженностью временной перспективы. Особенности самосознания влияют на характеристики деятельности и общения воспитанников социозащитных учреждений, проявляясь в неоптимальности процессов произвольной саморегуляции деятельности, неумении действовать в изменяющихся условиях, отсутствии переживания себя субъектом деятельности, отсутствии опыта социального взаимодействия.
Все вышеперечисленные особенности детей, воспитывающихся вне семьи, становятся факторами риска в их профессиональном самоопределении и дальнейшем профессиональном становлении.
На выборе жизненного пути воспитанников социозащитных учреждений во многом сказывается недостаточная профессиональная подготовка, которая не ориентирует воспитанников на достижение более высоких перспектив, на получение конкурентной профессии, на выбор профессиональной деятельности, отвечающей возможностям выпускника.
Необходимо также отметить причины выбора профессии воспитанниками социозащитных учреждений. Так при изучении данной проблемы в Серебряно-Прудском социально-реабилитационном центре (СРЦ) Московской области «Подросток» из 19 выпускников 2008-2010 гг. основным мотивом выбора будущей профессии пять детей назвали собственный интерес к профессии, три человека - высокую заработную плату, двое назвали будущую профессию легкой, пять воспитанников не смогли объяснить причину своего выбора,
четверо отметили, что у них не было выбора, то есть 47,3% опрошенных не обосновали свой выбор.
Выпускники данных учреждений в целом удовлетворены своим профессиональным выбором. Этот факт может служить также подтверждением пассивной позиции по отношению к профессиональному самоопределению подростков, воспитывающихся в социоза-щитных учреждениях, так как в большинстве случаев их устраивает выбранная профессия, даже если они не могут назвать причин, почему она им нравится.
Интерес представляет спектр выбираемых профессий. Наиболее популярными являются специальности повара (34% респондентов Серебряно-Прудского СРЦ «Подросток»), специалиста подвижного железнодорожного состава (21%), слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин (13%), лесничего(12%), (это объясняется месторасположением СРЦ «Подросток», который находится в небольшом поселке сельскохозяйственного района Московской области), швеи (8%), парикмахера (6%), бухгалтера (3%), учителя начальных классов (3%). Воспитанники социозащитных учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Приведенные данные показывают, что возможности подростка, воспитывающегося вне семьи, формировать свои профессиональные планы в значительной мере снижены из-за жестокой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий.
Необходимо затронуть вопрос о наличии запасного варианта профессионального выбора. Воспитанники социозащитных учреждений гораздо реже, чем подростки, воспитывающиеся в благополучной семье, думают о запасном варианте выбора профессии. Если вторые при условии поступления по результатам ЕГЭ подают документы в максимальное количество ВУЗов (на настоящий момент это составляет пять учебных заведений), то первые, то есть воспитанники социоза-щитных учреждений, практически не задумываются о том, что они будут делать, если поступить в выбранное учебное заведение не получится.
В целом, воспитанники социозащитных учреждений с трудом видят какую-то перспективу своего профессионального пути, они в большинстве случаев не могут назвать предположительные этапы своего профессионального развития, какие-то шаги в карьере, желаемые цели своего профессионального труда. Так, 71, 2% воспитанников СРЦ «Подросток» не имеют четкой профессиональной перспективы, у 19,8 % достаточно смутные представления о профессиональной перспективе и только 9% воспитанников обладают профессиональной перспективой, которую можно сформулировать и обозначить.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов об аспектах содержания профессионального самоопределения детей, воспитывающихся вне семьи, которые заставляют ставить вопросы, найти ответ на которые крайне необходимо:
- так как к моменту выпуска из социозащитного учреждения воспитанники в подавляющем большинстве определились с будущей профессией и своим ближайшим профессиональном будущим, и выбор профессии является предметом обсуждения воспитанника со сверстниками, взрослыми, воспитателями, педагогами, психологами, администрацией социозащитного учреждения, то возникают вопросы: почему взрослые имеют низкий уровень ожиданий и ориентируют выпу-
скников на выбор непрестижных профессий? Почему выпускники следуют их советам?
- так как почти половина воспитанников социозащит-ного учреждения не могут назвать ни одной причины, почему ими была выбрана та или иная профессия, собственные способности в предпочитаемой профессиональной сфере практически не являются мотивом профессионального самоопределения, то что же влияет на их самоопределение?
- так как среди выбираемых профессий основу составляют рабочие специальности и профессии, не требующие обязательного высшего образования, то почему выпускники имеют низкий уровень притязаний?
- если у воспитанников социозащитных учреждений слабо сформирована профессиональная перспектива, т.е. фактически ими выбрано учебное заведение при отсутствии личностного отношения к той профессии, которую они собираются получить, то каковы их интересы, ценности и цели в жизни?
Нужно найти ответы на эти вопросы, и тогда можно говорить об основах разработки программы профессионального самоопределения для каждого социоза-щитного учреждения, являющейся актуальной в современных рыночных условиях развития общества, целью которой должна быть профессиональная подготовка выпускников к будущей самостоятельной профессионально-активной жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009.
2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Педагогика, 1991.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2004.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителей - М: Просвещение, 1989.
5. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. Под редакцией академика РАН В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009.
6. Профессиональное и личностное самоопределение де-тей-сирот. Методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1999.
7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.
8. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)/Под ред. Е.Г. Трошихиной - СПб: Речь, 2001.
9. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-
содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-
социальный институт: Флинта, 1999.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья посвящена чрезвычайно важной теме, актуальность которой Н.В. Лебедева обосновывает через рассмотрение проблемы профессионального самоопределения воспитанников детских домов.
В теоретическом обзоре статьи автор анализирует состояние проблемы личностного и профессионального самоопределения в отечественной науке. Ею проработан значительный материал, который позволяет перейти в статье непосредственно к предмету своего анализа - профессиональному самоопределению воспитанников социозащитных учреждений, т.к. все уважаемые авторы, на которых ссылается Н.В. Лебедева изучали предмет в «нормальном» цикле жизни «нормального» подростка, т.е. такого, который воспитывается в семье, а значит, его самоопределение в ряде
параметров расходится с самоопределением детей, не имеющих родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях.
Именно на этих параметрах, или аспектах, сосредоточено внимание автора статьи. На основе проведенного опроса выпускников Серебряно-Прудского социально-реабилитационного центра (СРЦ) Московской области «Подросток» определены их мотивы выбора будущей профессии, степень удовлетворенности своим профессиональным выбором, спектр выбираемых профессий, наличие (отсутствие) запасного варианта профессионального выбора. Автор обобщает полученные результаты таким образом, что намечает дальнейшую перспективу исследования, при условии успешного выполнения которого сможет составить программу профессионального самоопределения воспитанников детских домов.
В качестве пожелания можно сделать следующее. Н.В. Лебедева только раз упоминает про «успешное» самоопределение. В таком случае «неуспешное» самоопределение возникает как противоположность «успешному». Хотелось, чтобы автор точнее разобрался, можно ли концепцию «неуспешного самоопределения» применять к подросткам, воспитывающимся в детских домах; какие критерии успешности можно применять именно к ним. Однако высказанное замечание носит, как указано выше, характер пожелания.
Статья написана грамотным языком, оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данного рода работам. Поэтому данная статья, с учетом ее актуальности, практической важности рекомендуется к печати.
Зав. каф. психологии и педагогики
ИПКДСЗН
д.пс.н. О.В. Краснова