СТУДЕНЧЕСКИЙ ПОИСК
УДК 376
Т.А. Атурова, Ю.Н. Рюмина, Г. Шадринск
Социально-педагогические аспекты профориентации детей с
нарушением слуха
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты профориентационной работы с детьми с нарушением слуха.
Профориентация, дети с нарушением слуха.
T.A. Aturova, YU.N. Ryumina, Shadrinsk
Socio-pedagogical aspects of career counseling of children with
hearing impairment
The article describes the theoretical and practical aspects of vocational guidance work with children with hearing impairments.
Keywords: career guidance, children with hearing impairment.
Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток не слышащих студентов. Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищённости, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодёжи более раннего жизненного профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих учащихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности.
Вопрос о выборе профессии решается обучающимися с нарушением слуха обычно раньше, чем слышащими. Это объясняется тем, что специальная школа и родители детей с нарушением слуха рано начинают психологически готовить их к выбору профессии, в частности той, которой эти дети обучаются в школьных мастерских. У старшеклассников формируется определенное отношение ко многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда. И хотя дефекты слуха
накладывают своеобразный отпечаток на профессиональное самоопределение глухого и слабослышащего старшеклассника, профессиональные интересы глухих значительно шире тех возможностей, которые представляет им существующая система профессионального образования. У обучающихся воспитанников заметна тенденция к получению современных промышленных специальностей и профессий, связанных с интеллектуальными видами труда. Повышенный в последнее время уровень общего образования глухих и слабослышащих предоставляет им такую возможность[1].
Однако учащиеся, даже старших классов не располагают в достаточной мере сведениями о характере и содержании существующих специальностей и о тех сферах деятельности, где они могут трудиться. Вместе с тем относительно часто профессиональные притязания глухих не соответствуют их возможностям. Несмотря на то, что с годами обучения у детей с нарушениями слуха начинают звучать мотивы, свидетельствующие о понимании общественной значимости выбранной ими специальности, и сами интересы делаются более устойчивыми, это еще не дает оснований для утверждения о сформированный их профессиональных интересов.
Степень выраженности слухового дефекта принципиально влияет на построение профессиональных планов. С одной стороны, не слышащие старшеклассники в большей степени фиксированы на своем слуховом дефекте, и видят в нем основную причину, которая вообще не дает им возможности заниматься профессиональной деятельностью. С другой стороны, зачастую не слышащие учащиеся относятся к своему дефекту некритически. Уровень притязаний школьников с нарушением слуха не всегда адекватен их возможностям. Иногда учащиеся с нарушением слуха выбирают для себя виды труда, недоступные им вследствие потери слуха. Не слышащие воспитанники в целом ориентированы на иную нишу профессиональной деятельности, по сравнению с выпускниками общеобразовательных школ. Степень выраженности слухового дефекта существенно изменяет круг профессиональных ориентаций. В связи с этим одной из основных задач про ориентационной работы с обучающимися с нарушенным слухом является формирование профессиональных интересов ребят, при котором должно предусматриваться согласование притязаний не слышащих подростков с реальными возможностями получения соответствующего образования.
Для того, чтобы профессиональное самоопределение учащихся с недостатками слуха было успешным, в специальных коррекционных школах для не слышащих детей, по мнению Власовой должна быть разработана интегративная целевая программа по профориентации и планированию карьеры учащихся, сквозная на все годы обучения, охватывающая разных специалистов (педагогов, психологов, социальных педагогов, медиков), а также включающая взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации, службой занятости, специализированными предприятиями, реабилитационными учреждениями. В процессе решения проблемы профессиональной ориентации дети с нарушением слуха следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:
во-первых, дети с нарушениями слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;
во-вторых, недостаточное развитие словесной речи не слышащих учащихся затрудняет получение информации о профессиях;
в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для учащихся массовых школ [2].
В профориентационной работе дети с нарушением слуха учащимися можно выделить две составляющие: психологическую и педагогическую. Большая роль в самоопределении подростков в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении (развитие психологических компонентов личности, определяющих готовность к выбору), так и в объективном — определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа идет от выбора к самоопределению. Профессиональной ориентаций у человека нет, практически можно достичь профессиональных успехов в любой деятельности при наличии сильного желания. Здесь важна осознанность выбора. Готовность молодежи к сознательному выбору профессии определяется ее информированностью о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
Профессиональная ориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, на основе учета его способностей, склонностей, интересов, знаний и потребности в специалистах в регионе и в обществе в целом [3]. По сути, профориентация-это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения детей. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Важную роль в успешной профессиональной ориентации играет социальный педагог и педагог психолог. В их обязанности входит помочь в первую очередь адаптироваться в обществе. Помочь в выборе профессий, в которой они с могут работать, и развиваться; формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности, готовность реализовать себя в будущей профессий, проведение бесед с родителями.
Основной целью профориентационной работы дети с нарушением слуха учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие психолого-педагогические задачи [4]:
-расширение знаний учащихся о мире профессий, а также формирование умения ориентироваться в этих знаниях;
-определение структуры наиболее развитых способностей учащихся с недостатками слуха с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, прогнозирования возможных мер содействия в приобретении будущей профессии;
-формирование у учащихся адекватного понимания своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей;
-выработка умений: соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда; оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования;
Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Профориентация ведётся в процессе изучения школьной программы, на факультативных занятиях, в кружках с помощью специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.[5]
Таким образом, изучая теоретические и практические аспекты профессиональной ориентации детей с нарушением слуха, мы сформулировали проблему следующим образом. С одной стороны - необходимость социально-педагогической и психологической поддержки профессионального самоопределения детей данной категории, а с другой - неопределенность представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях выбора профессии; недостаток информированности учащихся о мире профессий, в том числе в нашей области.
В связи с этим нами разработан и апробируется проект профориентационной работы учащихся специальной школы для детей с нарушением слуха.
Цель проекта: создание эффективной системы профессионального сопровождения и профориентации учащихся с нарушениями слуха в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
Планируемая деятельность в рамках предлагаемого проекта способствует решить следующие задачи:
- расширить представления учащихся с нарушениями слуха о современном мире профессий;
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся с нарушениями
слуха;
- формировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализаций себя в будущей профессий;
- ознакомление учащихся с нарушениями слуха с возможностями образовательных учреждений города, области в получении профессионального образования.
Целевая группа: дети с нарушением слуха, глухие или слабооглохшие в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе-интернате № 11 I, V вида.
Планируемые этапы достижения цели деятельности в рамках проекта.
На подготовительном (диагностическом) этапе работы организуется информационное сопровождение проекта, проводятся диагностические мероприятия по выявлению особенностей профессионального самоопределения детей с нарушением слуха устанавливается сотрудничество со школьниками и преподавателями.
На основном этапе реализации проекта реализуются основные мероприятия профессиональной ориентации учащихся с нарушением слуха. Параллельно ведется работа по созданию индивидуальных портфолио учащихся. В качестве основных мероприятий на этом этапе планируется: оформление стендов о профессиях, проведение классных часов экскурсий на предприятия, экскурсий в образовательные учреждения, фестиваль профессий.
На заключительном этапе осуществляется повторная диагностика с целью анализа результатов деятельности, подводятся итоги проделанной работы.
Оценка эффективности проекта осуществляется по следующим критериям:
- наличие представлений учащихся с нарушением слуха о профессиях, которые есть в современном мире;
- формирующееся профессиональное самоопределении учащихся с нарушением слуха;
- положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности, готовность реализовать себя в будущей профессий;
- знание возможностей образовательных учреждений города, области в получении профессии учащимися с нарушением слуха.
Ожидаемые результаты:
- расширения круга знаний о мире профессий;
- профессиональные самоопределения учащихся с нарушением слуха;
- формирование положительного отношения к себе, осознание своей индивидуальности, реализация себя в будущей профессий;
- знакомство учащихся с нарушением слуха, с возможностями образовательных учреждений города, области в получений профессионального образования;
Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта: несогласия участия школьников в участий проекта; недостаточное количество школьников которые будут заинтересованы в проведений проекта; не отзывчивость родителей; несогласия работников предприятия на участия в проекте.
Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья, об улучшении качества работы по профориентации обучающихся с нарушениями слуха с тем, чтобы они могли быть востребованы в обществе. Большую роль в этом играет социальный педагог, который направляет детей с нарушением слуха в общество, помогает адаптироваться, дает советы о какой- либо профессий, которая подходит ребенку. Проводит беседы с родителями, поддерживает их, дает рекомендаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власова, Т.А. Ребенок с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Власова. - М. : Просвещение, 2003. - 95 с.
2. Гозова, А.П. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология / А.П. Гозова. - М. : Просвещение, 1995.
3. Лапшин, В.А. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитий // Основы дефектологий / В.А. Лапшин. - М. : Просвещение, 2005. - 65 с.
4. Никитина, М.И. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Никитина. - М. : Академия, 2005. - 67 с.
5. Пузанов, Б.П. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях // Коррекционная педагогика / Б.П. Пузанов. - М. : Просвещение, 2006. - 26 с.