УДК 378
А.В. ЛАПШОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A.V.Lapshova
CRITERIA AND INDICATORS OF PROFESSIONALISM OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
В статье рассматриваются критериальные характеристики профессионализма педагога дополнительного образования. Выделены основные формы и условия развития профессионализма педагога в системе дополнительного образования; определены показатели и уровни профессионализма педагога. Дополнительное образование характеризуется разнообразными образовательными технологиями, систематичностью, оперативностью и гибкостью научно-методической деятельности учреждения. Рассматривается совершенствование профессиональных качеств педагога через овладение основами применения современной компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: профессионализм, дополнительное образование, критерии профессионализма, показатели профессионализма, развитие профессионализма педагога дополнительного образования, профессиональная компетентность, формы и уровни профессионализма, профессиональные качества педагога.
The article discusses the criterial characteristics of professional teachers of additional education. Main forms and conditions of the development of teacher professionalism in the further education system; defined indicators and the levels of professionalism of the teacher. Additional education is characterized by a variety of educational technologies, regularity, efficiency and flexibility of scientific and methodological activities of the institution. Discusses the improvement of professional qualities of a teacher through the basic application of modern computer and information technologies in the educational process.
Keywords: professionalism, additional education, criteria of professionalism, indicators of professionalism, professional development of teacher further education.
Современное образование в условиях складывающегося рынка образовательных услуг представляет сложный, многогранный и противоречивый процесс. Система дополнительного образования приспосабливается к меняющимся требованиям современного мира, поэтому создает необходимость в творческих, высокообразованных специалистах, способных к деятельности в самых разных условиях, стремящихся к постоянному самосовершенствованию и развитию. В настоящее время проблеме качества дополнительного образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире [2].
Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. На сегодняшний день востребованы образовательные услуги высокого качества, которые могут оказать только профессионально подготовленные и компетентные специалисты-педагоги. Реализация новых целей образования диктует новый формат педагога: новый учитель - педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, творчески работающий, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.
Система дополнительного образования является необходимым и одним из основных компонентов современного общего образования, а на отдельных этапах процесса общего образования его ведущим компонентом. В отличие от специалиста-педагога в предметной области профессиональный педагог дополнительного образования является истинным субъектом педагогического образования, который ориентируется на развитие личностных качеств обучающихся. В соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства [3]. На каждом уровне профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение и развитие профессионально важных качеств специалиста-педагога в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательными результатами повышения уровня профессионализма педагога дополнительного образования является обновление их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Проблема качества образования в настоящий момент относится к главнейшей проблеме всего образования; она заключаются в степени расхождения между существующим состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями.
Основными специфическими особенностями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:
Анализ опыта современных учреждений дополнительного педагогического образования позволил увидеть следующие специфические особенности содержания деятельности педагога:
• содержание дополнительного образования не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом обучающихся, родителей, других социальных институтов;
• дополнительное образование как процесс предоставляет обучающимся широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других; предполагает многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других;
• содержание образовательного процесса практически значимо для обучающихся в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в образовательных учреждениях и др.;
• содержание образовательного процесса имеет комплексный характер (обучающий, воспитательный, развивающий); развитие межпредметных связей внутри структурных подразделений и за пределами учреждения дополнительного образования;
• в основе образовательного процесса учреждения дополнительного образования лежат дополнительные программы различного уровня и направленности. Каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Основным преимуществом дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для вариативного и дифференцированного образования,
разработки индивидуальных образовательных маршрутов, которые позволяют обучающемуся самостоятельно осваивать тот вид деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
Проведенные исследования дополнительного педагогического образования обучающихся позволяют выделить функции, определяющие его содержание:
• ценностно-ориентационную, коммуникативную, социально-адаптационную, психотерапевтическую, профориентационную, рекреационную, культурообразующую [6];
• социальную, педагогическую и методическую [1], образовательные и социально-педагогические [18].
Говоря о дополнительном образовании, необходимо обратится к профессионалу-педагогу, работающему в системе дополнительного педагогического образования.
На становление профессионализма педагога дополнительного образования влияет его владение основами научной, научно-методической и учебно-методической работы, методами и приемами изложения теоретического предметного материала, различными образовательными технологиями, методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей, методами эмоционально-волевой саморегуляции. Важно обеспечить систематичность, оперативность и гибкость научно-методической деятельности учреждению дополнительного образования в целях стимулирования научного поиска, инициативы и творчества специалиста для своевременного и качественного исполнения внешних и внутренних профессиональных функций. Совершенствование профессиональных качеств педагога дополнительного образования зависит от владения основами применения компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе.
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, который непосредственно реализует дополнительные программы разнообразной направленности. В его педагогическую деятельность входит развитие талантов и способностей обучающихся, включение их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Педагог комплектует основной состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, ведет непосредственную образовательную деятельность в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Кроме того, педагог дополнительного образования участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации; оказывает консультативную помощь по вопросам развития способностей и личностных качеств, обучающихся в системе дополнительного образования.
Следует отметить также такие общие характеристики, как общая культура, основательная непрерывная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, самосовершенствование, нравственные качества, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Успешность выработки индивидуального стиля педагога дополнительного образования в значительной степени определяет успешность профессионального становления педагога, его удовлетворенность профессиональным трудом, уровень профессионального мастерства, объективную результативность его педагогической деятельности [5]. Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, включающее в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов, методов и средств в процессе обучения и воспитания. Уровень профессионализма педагога практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны и своевременны.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности обучающихся в системе дополнительного образования, главенствующим является профессионализм педагога.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал - это человек, который занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.
В современной науке существуют различные точки зрения на профессионализм. Исследователи В.И. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, В. Бондаревский, В. Шувалова, О. Шиняева, В.Я. Синенко, Я. Турбовский, А.К. Маркова понимают его как способность к определенному виду деятельности, где совокупность знаний, умений и навыков необходима для профессиональной успешности. Определения этих ученых выражают деятельностную сущность профессионализма педагога.
Другими исследователями, такими как В.И. Бакштановский, И.Д. Багаева, А.А. Бодалев, в понятие вкладывается иной смысл, согласно которому профессионализм является характеристикой личности человека, совокупностью его качеств.
Последователи школы Н.В. Кузьминой считают, что профессионализм педагога составляют два взаимосвязанных компонента: профессионализм деятельности, являющийся качественной характеристикой субъекта этой деятельности, и профессионализм личности как совокупность личностных качеств педагога, способствующих или, напротив, препятствующих решению педагогических задач [10].
Следовательно, в определении понятия «профессионализм» наиболее объективным и содержательным будет личностно-деятельностный подход, который придает целостность структуре профессионализма педагога.
Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых, обучающихся).
Профессионализм педагога дополнительного образования рассматривается в статье как совокупность дидактической, социальной и развивающей компетентности, включающий объективные характеристики (задачи, функции и результаты труда педагогов) и субъективные характеристики (знания, умения, качества личности педагога дополнительного образования).
Рассматривая и оценивая профессионализм педагога дополнительного образования, важно определить, что движет человеком в профессиональной деятельности, каких ценностных ориентаций он придерживается, какие организационные условия способствуют развитию успешности профессиональной деятельности, какова подлинная цель его педагогической деятельности, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.
Основными условиями развития профессионализма педагога дополнительного образования являются [4]:
• совершенствование содержания научно-исследовательской и научно-методической деятельности, активизирующей педагогическое мастерство и творческий поиск личности;
• использование вариативных форм развития опыта педагогов по организации дополнительного образования детей, стимулирующего самообразование, самопознание и самореализацию личности;
• формирование опыта по реализации педагогической диагностики результатов труда, обеспечивающего самоанализ и своевременную корректировку профессиональной компетентности.
На основании вышесказанного, в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования можно выделить четыре группы функций:
1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,
2) конструктивная и исследовательская:
3) организаторская и коммуникативная;
4) самосовершенствование.
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога дополнительного образования:
• Профессиональной направленности - это качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Профессиональная направленность включает в себя такие качества, как профессиональная позиция, профессиональная ориентация, профессиональные мотивы, призвание к педагогической деятельности, общественная активность, социальный оптимизм.
• Профессиональной компетентности - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные и учебно-методические задачи, создавая при этом условия для формирования личности обучающегося.
• Профессионально важных качеств личности - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Ориентируясь на выделенные подструктуры личности педагога дополнительного образования, можно определить личностные качества педагога:
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы обучающихся;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и
воспитанием;
- быть активным;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию.
Профессиональная компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных педагогических задач в данное время и в данных условиях. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности включает развитие творческой индивидуальности педагога, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся образовательной среде.
Профессионализм педагога дополнительного образования, который связан с конкретной направленностью его деятельности, описывается через понятие профессиональной компетентности, так как компетентность - это обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Часто понятие «компетентность» выделяют как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии [13], но судить о профессиональной компетентности можно по характеру результата труда человека.
Рассуждая о взаимосвязи профессиональной компетентности и профессионализма педагога в системе дополнительного образования, нельзя не установить показатели и сформулировать критерии осуществления профессиональной деятельности.
Показатели профессионализма педагога - то, по чему можно судить об его уровне, поэтому в данной статье целесообразно будет говорить об уровнях профессионализма педагога дополнительного образования.
Обратим внимание на уровни профессионализма педагога дополнительного образования, представляющие собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
— уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение педагогом норм, менталитетов, приемов, методов, средств и технологий;
— уровень педагогического мастерства подразумевает выполнение на хорошем методическом уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального и личностного подходов к обучающимся, методами передачи знаний, умений и навыков; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.
— уровень самоактуализации педагога в профессиональной деятельности, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессионального труда, сознательное усиление своих положительных и позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;
— уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессиональной деятельности за счет личного творческого потенциала, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учебного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.
Нельзя забывать о не разработанности многих вопросов, которые приводят к тому, что преподаватели включают в показатели профессионализма педагога все, что каким-то образом связано с их деятельностью и оказывает влияние на повышение эффективности обучения. К ним относятся собственно показатели профессионализма педагога, его основные критерии, условия успешности профессиональной деятельности и обучения студентов.
Безусловно, деятельность педагога-профессионала в системе дополнительного образования должна сопровождаться качественными результатами в педагогической деятельности, получившими признание в обществе.
Отличительные признаки, которые могут быть использованы для оценки степени профессионализма, называют его критериями.
Критерий (от греч. кгкепоп - средство для суждения) -признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [8].
Понятия «критерии» и «показатели» были разработаны в научных трудах по квалиметрии М.М. Калейчиком и В.Н. Фоминым, которые понимают под критериями качественную характеристику объекта мониторингового исследования, а показатели определяют как средства качественной или количественной оценки критериев.
Критерии профессионального становления педагога с учетом особенностей личностного и профессионального развития рассматривают в своих научных исследованиях Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. М. Митина, А. К. Маркова, Н. И. Шевандрин.
Показатели профессионализма педагога дополнительного образования могут быть определены с помощью критериев, которые выступают как оценки педагогической деятельности и ее результатов. Поскольку профессионализм педагога в образовательном процессе - это высший уровень осуществления педагогической деятельности, то формулировка таких критериев - это поиск критериев оценки профессиональной деятельности педагога и ее результатов [9].
Прежде всего нужны критерии, посредством которых можно было бы сделать заключение об уровне осуществления педагогом деятельности в обучении.
В качестве таких критериев могут выступать:
1. Виды деятельности, имеющие непосредственный выход на элементы объекта профессиональной деятельности педагога, связаны с ее организацией, осуществлением и с обеспечением функционирования дидактической системы образования. При этом виды
деятельности педагога должны носить обобщенный характер и охватывать в своей совокупности все основные стороны процесса обучения и воспитания.
2. Уровень, на котором осуществляется профессионально-педагогическая деятельность, можно судить по результатам, которых достигают студенты и педагог, поэтому должна быть группа критериев, позволяющих оценить эти результаты профессионально-педагогической деятельности.
Учитывая активную педагогическую роль педагога дополнительного образования в процессе профессионализации, можно выделить три критерия по Ю. В. Поваренкову [15]:
1. Профессиональная продуктивность - характеризует уровень профессионализма педагога и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Критерий характеризуют объективные показатели результативности: количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.
2. Профессиональная идентичность - характеризует значимость для педагога профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
3. Профессиональная зрелость - свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации обучающихся, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям студентов, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. В настоящее время именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности обучающегося.
Важной составляющей профессионализма педагога дополнительного образования является готовность к самостоятельному выполнению основных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессионально-педагогические задачи и оценивать результаты своего труда, способность самосовершенствованию по специальности. Умение преподнести учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.
Развитие профессионализма педагога дополнительного образования является динамичным, развивающимся и интегративным процессом. Этот процесс зависит от влияния внешних условий:
а) в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;
б) может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»;
в) структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др.
Здесь мы убеждаемся, что условия внешней среды несомненно оказывают влияние на уровень профессионализма педагога, поэтому нужно учитывать в своей профессиональной деятельности динамические процессы образования: изменения запросов общества к педагогической профессии или специальности, духа времени.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что важнейшим условием обеспечения высокого качества дополнительного педагогического образования является профессионализм педагогов и его компетентность. Только качественное преподавание может решить проблему повышения качества образования. Качество дополнительного образования - это главный показатель престижности учреждения профессионального образования любого уровня. Если учитывать сегодняшнее мнение, то под качеством дополнительного образования понимается определённый уровень освоения учебной программы, уровень физического, психического, нравственного развития, которого обучающийся достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями. Для решения этой проблемы необходимо создать условия, благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе, способствовать внедрению в образовательный процесс инноваций, мотивируя педагогов в системе дополнительного образования к профессиональному росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипова, В. М. Компетентностный подход в организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова, Г. А. // Педагогика. - 2006. - №8.- С.58-60.
2. Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 196 с.
3. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров.- М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
5. Бухарова, Г. Д. Системы образования / Г.Д. Бухарова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 325 с.
6. Гузеев, В. В. Образовательные технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2004.- 394 с.
7. Дополнительное образование детей / под ред. О. Е. Лебедева. - М., 2000. - 540 с.
8. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. - 2005. - № 5. - С. 26-44.
9. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. -М.: ЛСЛБЕМЛ, 2004.- 275 с.
10. Каширский, Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.В. Каширский. - М., 2002. - 32 с.
11. Кряклина, Т.Ф. Актуальные проблемы реформирования высшего профессионального образования в России / Т.Ф. Кряклина // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2011. - Вып. 2. - С. 67-69.
12. Лапшова, А.В. Развитие профессионализма у будущих педагогов профессионального обучения: монография / Лапшова А.В. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. - 120 с.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». - 1996. - 312 с.
14. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - №7. С. 45-49.
15. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» / под ред. В.Д.Симоненко, М.В. Ретивых. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 504 с.
16. Словарь-справочник современного российского профессионального образования.- М.: ФИРО, 2010. - 19 с.
17. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 578 с.
18. Факторович, А. А. Субъектно-педагогический менеджмент качества образовательного процесса в вузе / А.А. Факторович // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 54-61.
19. Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т.С. Яценко. - М.: РГУ, 2003. - 350 с.
© Лапшова А.В., 2014