Научная статья на тему 'Использование источников и типов информации при выборе учреждения дополнительного образования различными группами семей'

Использование источников и типов информации при выборе учреждения дополнительного образования различными группами семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION SUPPORT OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANISATION / STATE POLICY IN SPHERE OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR CHILDREN / INFORMATION SOURCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петлин Андрей Васильевич

В статье рассматривается использование родителями источников информации при выборе учреждения дополнительного образования (программы дополнительного образования). Представлены результаты анализа данных опроса родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования детей, проведенного НИУ «Высшая школа экономики» совместно с АНО «Левада-Центр» в 2013-2014 годах в рамках проекта «Мониторинг рынков образования». В фокусе внимания спектр источников информации об учреждении дополнительного образования, которые используются семьями, отличающимися по социально-экономическим характеристикам. Информационная поддержка семей в процессе выбора учреждения дополнительного образования рассматривается как механизм, влияю щий на доступность дополнительного образования и увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами. Результаты исследования могу быть использованы при разработке методических рекомендаций для органов управления образованием, учреждений дополнительного образования по обеспечению доступности информации о дополнительных общеобразовательных программах семьям с различными социально-экономическими характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петлин Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents’ choice of extracurricular educational organisations for children and the use of information sources

The article considers parent`s choice of extracurricular educational organisations and its connection with information sources use. The research is based on data retrieved from the surveys of parents whose children attend this kind of organisations. The surveys were carried out in 2013-2014 by National Research University Higher School of Economics in connection with "Yuri Levada Analytical Center". The article focuses on the use of information sources by families that differ in socio-economic characteristics. There are different channels of information for families for decision making about educational organisations. The results of the research can be used for policy makers in education and heads of educational organisations. In the moment our government is creating the conditions for increasing the number of children who involved in state extracurricular activities. It appears that information support for families in the decision making about extracurricular activities for its children is very important.

Текст научной работы на тему «Использование источников и типов информации при выборе учреждения дополнительного образования различными группами семей»

УДК 379.8

Петлин Андрей Васильевич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

apetlin@hse.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ И ТИПОВ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВЫБОРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ СЕМЕЙ

В статье рассматривается использование родителями источников информации при выборе учреждения дополнительного образования (программы дополнительного образования). Представлены результаты анализа данных опроса родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования детей, проведенного НИУ «Высшая школа экономики» совместно с АНО «Левада-Центр» в 2013-2014 годах в рамках проекта «Мониторинг рынков образования». В фокусе внимания спектр источников информации об учреждении дополнительного образования, которые используются семьями, отличающимися по социально-экономическим характеристикам. Информационная поддержка семей в процессе выбора учреждения дополнительного образования рассматривается как механизм, влияющий на доступность дополнительного образования и увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами. Результаты исследования могу быть использованы при разработке методических рекомендаций для органов управления образованием, учреждений дополнительного образования по обеспечению доступности информации о дополнительных общеобразовательных программах семьям с различными социально-экономическими характеристиками.

Ключевые слова: информационное сопровождение деятельности образовательной организации, государственная политика в сфере дополнительного образования детей, источники информации.

В опросы участия детей в дополнительном образовании в равной степени актуальны, как для отдельно взятой семьи, так и в целом, для государства. Исследования в сфере дополнительного образования детей подчеркивают положительное влияние внешкольного (дополнительного) образования на академические успехи обучающихся и их социальный статус среди сверстников [5]. Отличия в формах и способах участия детей в дополнительном образовании во многом обусловлены социально-экономическими характеристиками семьи (материальное положение, тип населенного пункта, уровень образования родителей) и наличием у родителей определенной стратегии воспитания [2; 3; 5].

Организация информационного сопровождения учреждения дополнительного образования невозможно без понимания того, какие источники информации используются в процессе выбора семьями дополнительной образовательной услуги, учреждения дополнительного образования, и, как в этом проявляются особенности семей с разными социально-экономическими характеристиками [4]. Доступность информации для семьи рассматривалась в контексте маркетинга образовательной организации, многоканальной коммуникации организации и потребителя образовательных услуг [1; 7].

В 2013-2014 годах проводился опрос в рамках социологического исследования «Мониторинг рынков образования». Всего были опрошены 5216 родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования детей, располагающихся в восьми федеральных округах. Респондентам был предложен следующий вопрос: «Ориентировались ли вы при выборе данного учреждения на какую-либо информацию о нем? Если да, то из каких источников вы получили эту информацию?»

Структура анкеты позволяет распределить респондентов по группам, в зависимости от типа населенного пункта, уровня образования и степени материального благосостояния семьи.

При анализе данных последовательно проверялись гипотезы о связи источников и типов информации с особенностями групп респондентов по характеристикам образования, материального положения, территории проживания. Методы исследования - частотное распределение данных, а также t-test (Критерий Стьюдента) для сравнения средних значений в разных группах, чтобы проверить, если ли статистически значимые отличия между группами. Уровень значимости при проведении t-test - 0,05.

Рассмотрим то, какие особенности проявляются у групп семей, проживающих в населенных пунктах, отличающихся по численности населения. Наибольший спектр источников использовался респондентами, проживающими в Москве (ближайшем городе), наименьший спектр источников использовался респондентами из населенных пунктов с количеством жителей от 100 до 1 млн. человек. В поселках городского типа и селах статистически значимо чаще не ориентируются на какие-либо источники информации. При этом необходимо отметить то, что респонденты, проживающие в данном типе населенного пункта, чаще выбирали вариант ответа об отсутствии выбора среди учреждений дополнительного образования или указывали, что не ориентировались на источники информации.

Общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в учреждении, а также с представителями администрации и педагогами учреждения дополнительного образования в равной степени предпочитаются всеми респондентами, как наиболее традиционные источники информации. Чаще его используют респонденты, проживающие

© Петлин А.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

205

в Москве (или ближайшем городе) и городе с населением свыше 1 млн. жителей, статистически значимо реже к данному источнику информации обращались респонденты, проживающие в поселках городского типа и селах.

Веб-сайты, информацию из сети Интернет, общение с преподавателями и администрацией учреждения дополнительного образования статистически значимо чаще используют респонденты, проживающие в Москве (или ближайшем городе)

Информацию с дней открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки статистически значимо чаще используют респонденты, проживающие в городах с населением до 100 тысяч человек, респонденты из Москвы Общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок, больше предпочли, в качестве источника информации респонденты, проживающие в поселках городского типа, селах и городах с населением свыше 1 миллиона человек.

В населенных пунктах с населением от 100 тысяч до 1 миллиона человек, респонденты статистически значимо реже используют:

- материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах);

Тип населенного пункта и I (распределение ответов респонден

- дни открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки; общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок.

В городах с населением до 100 тысяч человек, респонденты статистически значимо чаще используют:

- печатные издания (как специальные об образовательных учреждениях, так и другие газеты, журналы);

- дни открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки в качестве источника информации;

- ТВ и радио.

В тоже время, в поселках городского типа и селах статистически значимо меньше используется в качестве источника информации общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом учреждении, или их детьми. Но, при этом статистически значимо чаще общаются с администрацией и педагогами образовательных организаций, в которых обучаются их дети. По всей видимости, вопросы, которые появляются в отношении целесообразности участия ребенка в дополнительном образовании, более эффективно решаются непосредственно в межличностном общении родителей и педагогов.

Таблица 1

бор источника информации в по типу населенного пункта, %)

Вопрос: Ориентировались ли вы при выборе данного учреждения на какую-либо информацию о нем? Если да, то из каких источников вы получили эту информацию? Тип населенного пункта

Среднее по выборке Москва (или ближайший город) Город с населением свыше 1 млн. жителей Город с населением от 100 до 1 млн. жителей Город с населением до 100 тыс. жителей Поселок городского типа и села

Печатные издания (как специальные об образовательных учреждениях, так и другие газеты, журналы) 6 7 5 5 14 T 10

Материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах) 14 38 T 15 12 t 14 12

ТВ и радио 3 - 2 t 3 10 T 2

Дни открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки и т.д. 24 38 T 24 20 t 33 T 23

Общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом учреждении, или их детьми 56 64 T 61 T 54 54 40 t

Общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок 15 12 18 T 12 t 19 22 T

Общение с преподавателями и администрацией учреждения дополнительного образования 27 34 T 26 26 28 24

Другое (укажите, что именно) 2 2 2 3 2 2

Не ориентировался (-лась) на такую информацию 13 7 t 10 t 15 13 26 T

BASE 2973 183 748 1622 291 129

В таблице 1 приводятся ответы респондентов, распределенные в зависимости от места проживания, в сравнении со средним значением по выборке.

Если обратиться к рассмотрению ответов респондентов, распределенных в соответствие с уровнем образования матери (мачехи), то можно отметить то, что наименьший спектр источников используется респондентами, в семьях которых матери (мачехи) имеют среднее общее (или ниже) образование. Наибольший спектр источников информации представлен в ответах респондентов из семей с образованием матери (мачехи), начиная от неоконченного высшего образования.

Примерно равная доля респондентов из семей, с матерями (мачехами) с различным уровнем образования, ответила, что при выборе кружка (учреждения) не использовалась информация.

Наиболее востребованным источником информации об учреждении дополнительного образования, безотносительно к уровню образования матери (мачехи) является общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом учреждении, или их детьми. Статистически значимо больше данный источник информации используется респондентами, в семье которых матери (мачехи) имеют неоконченное высшее образование.

Статистически значимых отличий не выявлено при использовании таких источников информации,

как печатные издания; телевидение и радиостанции; дни открытых дверей, презентации и выставки. Общение с преподавателями и администрацией учреждения дополнительного образования используется, также, в равной степени женщинами с различным уровнем образования.

Женщины, имеющие два высших образования, ученую степень или обучающиеся в аспирантуре, предпочитают получать информацию из материалов, размещенных в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах). И, наоборот, в качестве малозначимого, данный тип источника указывают респонденты из семей, в которых матери (мачехи) имеют образование: среднее общее или ниже среднего, среднее или начальное профессиональное (техникум, ПТУ). Необходимо отметить то, что респонденты из семьей, в которой матери (мачехи) обладают неоконченным высшим образованием, высшим или обладают двумя высшими образованиями (либо имеют ученую степень или обучаются в аспирантуре) чаще используют веб-ресурсы, в сравнении с респондентами в семьях, которых матери (мачехи) имеют либо среднее общее (или ниже), либо среднее начальное профессиональное образование.

Семьи, где матери (мачехи) имеют среднее или начальное профессиональное образование, в боль-

Таблица 2

Уровень образования матери (мачехи) и источник информации (распределение ответов респондентов по уровню образования, %)

Вопрос: Ориентировались ли вы при выборе данного учреждения на какую-либо информацию о нем? Если да, то из каких источников вы получили эту информацию? Образование матери (мачехи)

Среднее по выборке Среднее общее или ниже Среднее или начальное профессиональное (техникум, ПТУ) Неоконченное высшее Высшее без ученой степени Два высших, аспирантура и/ или ученая степень

Печатные издания (как специальные об образовательных учреждениях, так и другие газеты, журналы) 6 4 4 6 6 9

Материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах) 14 4 t 9 t 13 16 23 Т

ТВ и радио 3 2 3 3 3 6

Дни открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки и т.д. 24 19 23 22 24 28

Общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом учреждении, или их детьми 56 53 53 64 T 56 56

Общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок 15 10 19 T 14 14 15

Общение с преподавателями и администрацией учреждения дополнительного образования 27 23 22 t 22 29 30

Другое (укажите, что именно) 2 4 2 2 2 2

Не ориентировался (-лась) на такую информацию 13 16 15 14 12 12

BASE 2973 94 688 177 1805 184

Таблица 3

Уровень материального положения семьи и источник информации (распределение ответов респондентов по уровню материального положения семьи, %)

Вопрос: Ориентировались ли вы при выборе данного учреждения на какую-либо информацию о нем? Если да, то из каких источников вы получили эту информацию? Как бы Вы оценили материальное положение вашей семьи?

Среднее по выборке Иногда не хватает денег на необходимые продукты питания На еду денег хватает, но в других ежедневных расходах приходится себя ограничивать На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности На еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т. п. представляет трудности Достаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы залезть в долги Материально обеспечены, можем позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля

Печатные издания (как специальные об образовательных учреждениях, так и другие газеты, журналы) 6 3 6 7 6 6 6

Материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах) 14 5 10 12 13 17 20

ТВ и радио 3 3 4 5 2 4 5

Дни открытых дверей в учреждении дополнительного образования, презентации, выставки и т.д. 24 10 29 22 26 22 23

Общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом учреждении, или их детьми 56 49 55 54 56 57 50

Общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок 15 10 11 16 16 14 17

Общение с преподавателями и администрацией учреждения дополнительного образования 27 23 35 Т 27 26 26 27

Другое (укажите, что именно) 2

Не ориентировался (-лась) на такую информацию 13 18 11 17 13 13 14

BASE 2973 39 199 329 1079 1096 195

шей степени, предпочитают при выборе учреждения дополнительного образования общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок.

В таблице 2 приводятся ответы респондентов, распределенные в зависимости от уровня образования, в сравнении со средним значением по выборке.

При рассмотрении ответов респондентов, распределенных по уровню материального положения семьи, необходимо отметить то, что меньший спектр источников информации использовался респондентами, которые указали, что «иногда не хватает денег

на необходимые продукты питания». Данная группа респондентов практически не использует «материалы, размещенные в сети Интернет (официальный сайт учреждения, сайт органа управления образованием, обсуждения этого учреждения на форумах)». Для остальных групп респондентов характерно использование всего спектра источников. В целом необходимо отметить то, что статистически значимое отличие в ответах респондентов выявлено лишь по такому источнику информации, как общение с преподавателями и администрацией учреждения до-

полнительного образования. Респонденты, которые указали, что на еду денег хватает, но в других ежедневных расходах приходится себя ограничивать, статистически значимо чаще используют данный источник информации.

В таблице 3 приводятся ответы респондентов, распределенные в зависимости от уровня материального благосостояния семьи, в сравнении со средним значением по выборке.

Данные социологического исследования «Мониторинг рынков образования» позволяют сделать некоторые выводы в отношении источников информации, которые используются семьями при выборе учреждений дополнительного образования, дополнительных образовательных услуг для своих детей.

Статистические значимые различия в большей степени проявились в ответах респондентов, распределенных по типу населенного пункта. Наибольшее количество источников информации использовалось респондентами, проживающими в городе Москва. Зависимость между типом населенного пункта и объемом используемых источников, позволяет сделать вывод о том, что количественные и качественные характеристики инфраструктуры населенного пункта определяют больший спектр возможностей при выборе дополнительной образовательной услуги. Как следствие наличие выбора создает условия для поиска информации различными способами. Вторым по значимости параметром, проявившимся в ответах, оказался уровень образования матери (мачехи), и наименее значимым стало материальное положение семьи. Ответы респондентов, распределенные по уровню образования матери (мачехи), демонстрируют меньшие отличия в сравнении с ответами, распределенными по типам населенного пункта. Информация из сети Интернет статистически значимо чаще используется родителями из семей, в которых уровень образования матери (мачехи) варьируется, от неполного высшего до наличия двух высших образований (ученой степени). В сравнении с такими характеристиками, как тип населенного пункта и уровень образования, материальное положение семьи существенно меньше проявляет себя как статистически значимый фактор.

При планировании информационного сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования необходимо обращать внимание на различие в используемых источниках информации, которые предпочитаются родителями при выборе учреждения дополнительного образования. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что сеть Интернет используется в качестве источника информации лишь некоторой частью родителей. Данные опроса демонстрируют то, что этот источник информации востребован респондентами, проживающими в крупных городах, при наличии определенного уровня образования. Обращает на себя внимание то, что родителями востребовано общение

с преподавателями и администрацией учреждений, дни открытых дверей, презентации. Вследствие этого администрации учреждения дополнительного образования не стоит отказываться от очных форм взаимодействия с родителями, которые еще не определились с местом обучения собственных детей. Информационное сопровождение государственных и частных организаций, не должно ограничиваться размещением информации в сети Интернет. Использование различных каналов и форматов информации позволяет обеспечить доступность дополнительной образовательной услуги для семей, отличающихся социально-экономическими характеристиками.

Перспективными направлениями дальнейших исследования являются три тематические линии, обуславливающие связь информации, во-первых, с увеличением охвата детей (семей) дополнительным образованием, во-вторых, с удовлетворенностью потребителей качеством дополнительных образовательных услуг и собственно использование информации при выборе учреждения дополнительного образования. Возможности для изучения указанных вопросов предоставляет имеющаяся информационная база опроса родителей в рамках «Мониторинга экономики образования».

Библиографический список

1. Ганаева ЕА., Акимов А.М., Трубенкова С.Н. О содержании информационной компетентности руководителя в маркетинговой деятельности образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=24831 (дата обращения: 30.06.2017).

2. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 174-196.

3. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д. Особенности участия детей в дополнительном образовании // Вопросы образования. - 2016. -№ 1. - С. 168-190.

4. Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики // Вопросы образования. - 2015. - № 2. - С. 40-75.

5. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Образовательная политика. - 2014. -№ 1. - С. 27-40.

6. Стратегии родителей школьников и воспитанников ДОУ в области образования детей в 2012 г. Информационный бюллетень. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - 44 с.

7. Филимонова Н.А. Реализация маркетинговой технологии в учреждении дополнительного образования детей // Образование и саморазвитие. -2007. - № 2. - С. 31-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.