Научная статья на тему 'Реформаторские проекты партий российских промышленников и предпринимателей в области создания правового государства в начале XX в'

Реформаторские проекты партий российских промышленников и предпринимателей в области создания правового государства в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Голышев Илья Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформаторские проекты партий российских промышленников и предпринимателей в области создания правового государства в начале XX в»

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

И.И. Голышев

РЕФОРМАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ ПАРТИЙ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В НАЧАЛЕ XX В.

Модернизационные процессы конца XIX -начала XX века обусловили потребность российских промышленников и предпринимателей в принятии участия в политической и общественной жизни страны. Ускоренное развитие экономики, резкий скачок в развитии производства создавали не только благоприятные возможности для развития предпринимательства, но и новые проблемы, как для правительственных кругов, так и для набиравшего силу предпринимательского корпуса. Представители буржуазии все острее ощущали необходимость решения проблем, связанных с ликвидацией препятствий в развитии рыночной экономики: приведение в систему законодательных норм, регулирующих взаимоотношения между государством и предпринимателем; отмена ограничений прав некоторых категорий предпринимателей на занятие торгово-промышленной деятельностью; создание стройной системы представительства интересов с целью влияния на характер решений, принимаемых правительством.

Издание Манифеста 17 октября сделало возможным развитие многопартийности. Были предприняты попытки формирования нового правого строя, правового государства, в котором были бы отражены интересы всех слоев общества. Одной из таких попыток стало формирование нескольких партий и союзов промышленников и предпринимателей, программы которых затронули такие проблемы, как государственное устройство, народное представительство, свобода слова, совести, союзов и собраний, неприкосновенность личности, жилища, страхование, длительность рабочего дня, экономические вопросы.

Несмотря на препятствия, создаваемые властями, и серьезные разногласия в предпринимательских кругах, были организованы пять партий

русских промышленников и предпринимателей: Прогрессивно-экономическая партия (ПЭП), Всероссийский торгово-промышленный союз (ВТПС), Торгово-промышленная партия (ТПП), Партия правового порядка (МММ). Умеренно-прогрессивная партия (УПП).

Хронологически первой из них была прогрессивно-экономическая партия, зачатки которой относятся еще к январю 1905 г. Программа этой партии, опубликованная в ноябре 1905 г., была либеральна в своей политической части; составители высказались за наделение народного представительства правом издания законов, контроля над исполнительной властью и утверждения бюджета. ПЭП выступила также в поддержку требований реформы судебных учреждений, что предполагало, в частности, ликвидацию сословности и распространение судебных установлений на все население. В области рабочего вопроса она требовала свободы стачек, законодательного ограничения рабочего времени для женщин и малолетних, страхования рабочих. В области экономической политики она отстаивала таможенное покровительство, как средство для развития охраны производительных сил страны и для создания самостоятельной отечественной промышленности. Заметную энергию ПЭП проявила только в Петербурге. Перед выборами в Государственную Думу она вступила в блок с торгово-промышленным союзом, Союзом 17 октября и партией правового порядка. На выборах этот блок потерпел полную неудачу; он не провел ни одного выборщика. Деятельность партии стала замирать; центральное бюро партии было закрыто.

Всероссийский торгово-промышленный союз возник в Петербурге в ноябре 1905 г. Своей задачей союз ставил «политическое и экономическое содружество хозяев торгово-промышленных заведений и их служащих на пространстве всей

© И.И. Голышев, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

империи в целях развития отечественных торговли и промышленности» [1, с. 56]. Заявляя о своей приверженности «широким реформам государственного строя на началах права» [1, с. 57], ВТПС предпочел дистанцироваться как от правых, так и от левых политических партий. В общей форме высказывалась необходимость введения в Основные законы гражданских свобод, предоставления Государственной думе «законодательного почина». Консерватизм составителей программы отразился и в заявлении о преждевременности избирательных прав для женщин. Вместе с тем ВТПС выразил солидарность со многими положениями программы партии демократических реформ, заявив о принятии тех пунктов программы, в которых речь шла об основах государственного устройства империи. Союз принял деятельное участие в выборах в Государственную Думу. В Петербурге он перед выборами в первую Думу вступил в блок с прогрессивно-экономической партией, Союзом 17 октября и партией правового порядка, но выборы проиграл. После этого деятельность его совершенно замерла.

Несколько большие следы оставила торгово-промышленная партия. В противоположность первым двум, она представляла из себя правое крыло торгово-промышленной буржуазии. Программные установки ТПП, изложенные в ее воззвании, а также в дополнениях к программе, концентрировали основные положения по совершенствованию внутренней политики. В отличие от документов других партий российских предпринимателей, здесь наиболее четко звучало заверение о поддержке правительства в проведении в жизнь начал Манифеста 17 октября. Особо оговаривалась необходимость укрепления правопорядка, гарантом которого являлись правительство и Государственная дума. Но в практике ТПП явно не замечалось нарушение принципов Манифеста самими властями, что являлось посягательством на основы конституционного строя, за который ратовали московские предприниматели. ТПП отстаивала необходимость реформ земств и городских дум: участие в выборах всех налогоплательщиков и право быть избранным каждого из них; ликвидация сословного характера управления.

Высказываясь за пересмотр законодательства, ТПП надеялась, что признание «в нашем рабочем полного и свободного гражданина, уравнение его в правах с другими сословиями» [1, с. 84],

наряду с комплексом мер в социальной сфере: государственным страхованием, ограничением рабочего дня для женщин и малолетних, а также для трудившихся в особо вредных производствах, будет способствовать снижению социальной напряженности. Что же касается отношения к формам борьбы рабочих за свои права, программа, признавая право на создание союзов, проведение собраний и забастовок, выражала надежду, что последние приобретут мирный характер. Объяснительная записка к программе заключала в себе, главным образом, резкую критику левых партий, как конституционных демократов, так и социалистов; особенному осуждению подверглась идея 8-ми часового рабочего дня. Торгово-промышленная партия организовалась в Москве 12 ноября 1905 г. К концу 1905 г. она имела в 19 губерниях Европейской и Азиатской России провинциальные комитеты; в январе и феврале 1906 г. число этих комитетов еще увеличилось; таким образом, это была единственная партия этого типа, распространившаяся на значительную часть России. ТПП приняла деятельное участие в предвыборной агитации, заключая в разных местах разные блоки, по преимуществу с союзом 17 октября и партией правового порядка, а кое-где и с партией монархистов и с союзом русского народа. После неудачных выборов в первую Государственную Думу торгово-промышленная партия начала разлагаться. Члены партии по большей части перешли в Союз 17 октября, дав ему тот сильный толчок направо.

Наконец, еще одной партией, основанной в Петербурге, стала Партия правового порядка (ППП), выпустившая свое первое воззвание еще до обнародования Манифеста 17 октября. В программном документе Партии правового порядка - «Воззвании» - провозглашалась приверженность конституционным принципам, сильной государственной власти. Предложения в сфере аграрной политики были созвучны представлениям той части бюрократии, которая разделяла взгляды о передаче малоземельным крестьянам дополнительных наделов при условии «справедливого вознаграждения лиц, от которых переходила земля» [1, с. 163]. Таким образом, косвенно признавалась возможность принудительного отчуждения. Облегчению экономического положения крестьянства должны были способствовать такие меры, как снижение тяжести налогового бремени, переход от общинного к личному землевладению. Подлежал совершенствованию пра-

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

Реформаторские проекты партий российских промышленников и предпринимателей..,

вовой статус сельского населения. С этой целью ППП признавала целесообразным упразднение института земских начальников, устранение принципа опеки и устройство «общего суда для крестьян с остальным населением» [2, с. 164]. В общей форме деятели партии высказывались и за необходимость сокращения рабочего дня на промышленных предприятиях, введение обязательного страхования. Среди мер социальной политики предусматривалось введение обязательного бесплатного начального обучения, устранение полицейского принципа надзора над школой.

Умеренно-прогрессивная партия (УПП) была создана московскими предпринимателями в ноябре 1905 г. Отмечая некоторое сходство своих лозунгов с ориентирами Конституционно-демократической (кадетской) партии, авторы программы особо отметили те принципиальные положения, которые не могли стать поводом для уступок: отрицание автономии и федеративного устройства государства; целостность и неделимость России с соблюдением равенства прав всех ее жителей; реализация социальных задач, исходя из состояния российской экономики и ее конкурентоспособности по сравнению с западными странами.

В сфере государственно-правовых вопросов провозглашалась необходимость соблюдения принципов правового государства. Созвучными с программой кадетской партии были разделы, посвященные финансовой и экономической политике, аграрному законодательству. Меры, способствовавшие урегулированию взаимоотношений между рабочими и работодателем, отразились в той части программы, которая формулировала отношение к проблеме рабочего законодательства: свобода стачек, союзов, собраний, охрана женского и детского труда, меры по обязательному страхованию. Проблема продолжительности рабочего дня увязывалась с вопросом о количестве праздничных дней, практикой «совершенных иностранных законодательств» [1, с. 189] и «мировой конкуренции» [1, с. 180]. Однако роль УПП в политической жизни России оказалась крайне незначительной. Московские приверженцы партии от-

крыли всего лишь пять участковых комитетов в Москве и пять на периферии.

Уже в феврале 1906 г. оставшиеся в рядах УПП функционеры предпочли ориентироваться на объединение с Партией демократических реформ, что и произошло в марте того же года.

Партии российских промышленников и предпринимателей предпочитали не давать заведомо авантюристичных обещаний, реализация которых могла способствовать усугублению положения в стране. В их программах отсутствовали популистские обещания, а жесткий прагматизм, доказательность нереалистичности призывов радикальной оппозиции, нацеленность на массовую поддержку в торгово-промышленной среде, не нашли повсеместного понимания. Апелляция к осознанию сложности задач, которые невозможно было решить, используя «рецепты», ясные и понятные «человеку с улицы», была заглушена половодьем митинговых страстей и насилием со стороны участников противостояния первой российской революции.

Российские торгово-промышленные партии просуществовали недолго, так как не смогли найти достаточной социальной базы, невзирая на все попытки привлечь на свою сторону другие слои населения, не имеющие прямого отношения к торгово-промышленной сфере. Эти партии и союзы не сумели оказать сколько-нибудь существенного влияния на общественно- политическую жизнь страны, распались, влив своих членов в ряды других партий, по преимуществу октябристов и кадетов. Между тем они представили программы реформирования государственного строя и правовой системы, реализации прав и свобод человека и гражданина, создания демократического суда.

Библиографический список

1. Партии российских промышленников и предпринимателей: Документы и материалы. 1905-1906 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 248 с.

2. Сборник программ политических партий в России. Вып. 4, 5. - СПб., 1906.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.