Научная статья на тему 'Медиаобразование в регионах России: проблемы и перспективы'

Медиаобразование в регионах России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНЫ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боговиз А. В., Лобова С. В., Рагулина Ю. В., Алексеев А. Н., Гарнова В. Ю.

В данной статье преследуется цель выявления ключевых проблем на пути развития медиаобразования в регионах современной России, обосновании перспектив их решения и разработки для этого практических рекомендаций. Помимо общенаучных методов проведения исследований для проверки выдвинутой научной гипотезы в данной работе используется метод социологического опроса и логической интерпретации его результатов, а также метод имитационного моделирования, благодаря которому авторами математически описывается процесс развития медиаобразования в регионах современной России и в формульном виде представляется его структурно-логическая модель. После этого с помощью метода факторного анализа авторами выявляются ключевые проблемы и детерминанты развития медиаобразования в регионах Российской Федерации. В работе авторы определяют текущую роль, которую играет медиаобразование в регионах современной России, изучают проблемы повышения роли медиаобразования и его превращения в вектор развития «экономики знаний», а также разрабатывают концептуальную модель и практические рекомендации для решения существующих проблем и развития медиаобразования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боговиз А. В., Лобова С. В., Рагулина Ю. В., Алексеев А. Н., Гарнова В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в регионах России: проблемы и перспективы»

Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices

Медиаобразование в регионах России: проблемы и перспективы

А.В. Боговиз,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства.

Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35/2, корпус 3, Государственный научно-исследовательский институт Системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Россия, 119048, г. Москва, ул. Усачева, 64 aleksei. bogoviz@gmail. com

С.В. Лобова,

доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный университет.

Россия, 656035, Барнаул, пр. Ленина, 61 barnaulhome@mail. ru

Ю.В. Рагулина,

доктор экономических наук, профессор, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

Россия, 119048, г. Москва, ул. Усачева, 64

A.Н. Алексеев,

доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36,

alexeev_alexan@mail. ru

B.Ю. Гарнова,

кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.

Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36,

profgarnov@yandex. ru

Аннотация. В данной статье преследуется цель выявления ключевых проблем на пути развития медиаобразования в регионах современной России, обосновании перспектив их решения и разработки для этого практических рекомендаций. Помимо общенаучных методов проведения исследований для проверки выдвинутой научной гипотезы в данной работе используется метод социологического опроса и логической интерпретации его результатов, а также метод имитационного моделирования, благодаря которому авторами математически описывается процесс развития медиаобразования в регионах современной России и в формульном виде представляется его структурно-логическая модель. После этого с помощью метода факторного анализа авторами выявляются ключевые проблемы и детерминанты развития медиаобразования в регионах Российской Федерации. В работе авторы определяют текущую роль, которую играет медиаобразование в регионах современной России, изучают проблемы повышения роли медиаобразования и его превращения в вектор развития «экономики знаний», а также разрабатывают концептуальную модель и практические рекомендации для решения существующих проблем и развития медиаобразования в РФ.

Ключевые слова: медиаобразование, медиа, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаэффективность, регионы России.

Media Education in the Russian Regions: Problems and Prospects

Prof. Dr. Aleksei Bogoviz,

All-Russian Research Institute of the Economics of Agriculture.

35/2 Khoroshevskoe Hwy., Bldg. 3, Moscow, 123007, Russia.

Federal Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation

64 Usachev St., Moscow, 119048, Russia

aleksei. bogoviz@gmail. com

Prof. Dr. Svetlana Lobova,

Altai State University, 61 Lenin Ave., Barnaul, 656049, Russia barnaulhome@mail. ru

Prof. Dr. Yulia Ragulina,

Federal Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation

64 Usachev St., Moscow, 119048, Russia

Prof. Dr. Alexander Alekseev,

Plekhanov Russian University of Economics Russia, Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane 36, alexeev_alexan@mail. ru

Dr. Viktoriya Garnova,

Plekhanov Russian University of Economics Russia, Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane 36, profgarnov@yandex. ru

Abstract. The purpose of this article is to determine the key problems on the path of development of media education in the regions of modern Russia and to substantiate the perspectives for their solution and development of practical recommendations. Apart from the general scientific methods of research, in order to verify the offered scientific hypothesis, the authors use the method of sociological survey and logical interpretation of the results, as well as the method of imitational modeling, due to which the authors mathematically describe the process of development of media education in the modern Russia's regions and present its structural & logical model. After that, with the help of the method of factor analysis, the authors determine the key problems and determinants of development of media education in the regions of modern Russia. The authors determine the key role that media education plays in the regions of modern Russia, study the problems of increase of the role of media education and its transformation into the vector of "knowledge economy" development in the regions of modern Russia, and develop the conceptual model and practical recommendations for solving the existing problems and development of media education in the regions of modern Russia.

Key words: media education, media, media literacy, media competence, media effectiveness, regions of

Russia.

Введение

Медиаобразование находится на вершине эволюции современной системы образования. В развитых странах оно интенсивно развивается и активно применяется для решения различных задач социально-экономического развития региона. Во-первых, медиаобразование обеспечивает медиакомпетентность человеческих ресурсов региона, позволяя готовить высококлассных специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне. Умение использовать новейшие медийные технологии - одна из важнейших компетенций современного специалиста. Данная компетенция формируется только в процессе получения медиаобразования.

Во-вторых, медиаобразование открывает широкие возможности для применения новейших медиатехнологий для оптимизации бизнес-процессов, способствуя повышению

медийной эффективности бизнеса. Медиаэффективность - это эффективность использования медиатехнологий, важный фактор конкурентоспособности современного предпринимательства. Но приобретения медиатехнологий недостаточно для достижения медиаэффективности - необходимо их встраивание в бизнес-процессы предприятия. Медиаобразование обеспечивает и то, и другое, формируя ценность и приоритетное отношение к новейшим медийным технологиям, а также предоставляя предпринимателям необходимые компетенции для их внедрения в бизнес.

В-третьих, медиаобразование формирует медиаграмотность населения региона, позволяя повсеместно внедрять современные медийные технологии. Медиаграмотность определяет возможности массового внедрения и успешного использования современных медиатехнологий населением региона, позволяет выработать у всех социальных категорий населения необходимые для этого знания, умения и навыки, а также сформировать ценность использования новейших медиатехнологий и стремление к получению к ним доступа. Так обеспечивается рост продаж новейших медийных устройств и расширяется спрос на услуги, предоставляемые с использованием новейших медиатехнологий (электронная торговля, электронные государственные услуги).

Благодаря обозначенному вкладу медиаобразования в развитие региональной экономики, оно способствует поддержанию ее глобальной конкурентоспособности и становлению «экономики знаний» в регионах. К сожалению, по сравнению с развитыми странами мира регионы России не демонстрируют указанных характеристик, что является основанием для выдвижения нами научной гипотезы о недостаточном использовании потенциала медиаобразования в РФ.

В данной статье мы преследуем цель выявления ключевых проблем на пути развития медиаобразования в регионах современной России, обосновании перспектив их решения и разработки для этого практических рекомендаций. Достижение поставленной цели видится нами в контексте решения следующих научно-практических задач в регионах РФ:

- определение текущей роли, которую играет медиаобразование;

- изучение проблем повышения роли медиаобразования и его превращения в вектор развития «экономики знаний»;

- разработка концептуальной модели и практических рекомендаций для решения существующих проблем и развития медиаобразования.

Материалы и методы исследования

Помимо общенаучных методов проведения исследований для проверки выдвинутой научной гипотезы в данной работе используется метод социологического опроса и логической интерпретации его результатов, а также метод имитационного моделирования, благодаря которому авторами математически описывается процесс развития медиаобразования в регионах современной России и в формульном виде представляется его структурно-логическая модель.

После этого с помощью метода факторного анализа авторами выявляются ключевые проблемы и детерминанты развития медиаобразования в регионах современной России. Разработанная авторами данного исследования имитационная модель в формульном виде записывается следующим образом:

МОрег=МКс+МЭб+МГн (1)

где ЭЗ - это показатель развития медиаобразования в регионе; МКс - это показатель медиакомпетентности специалистов региона; МЭб - это показатель медиаэффективности бизнеса региона; МГн - это показатель медиаграмотности населения региона; t - это временной период, к которому привязаны значения всех показателей.

Так как данные индексы разработаны нами и являются авторскими, их значения отсутствуют в готовом виде, для их расчета мы не можем использовать официальную статистическую информацию. Поэтому для присвоения значений данным показателям используется метод экспертных оценок. Все показатели измеряются в баллах от 1 до 10, где 1 - минимальное значение, 10 - максимальное значение. Чтобы максимально снизить влияние субъективного фактора на результаты таких оценок, нами было опрошено 1500 экспертов в различных регионах России. Опросы производились в форме анкетирования в 2010 и 2016 г.

В качестве экспертов при оценке уровня медиакомпетентности специалистов регионов России выступили студенты высших образовательных учреждений. Для проведения опроса нами была разработана следующая анкета (табл. 1).

Таблица 1. Анкета для оценки уровня медиакомпетентности специалистов регионов России

Оцените в баллах следующие показатели Баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Знание Вами существующих новейших медиатехнологий и их возможностей

Умение Вами использовать современные медиатехнологии

Ваша способность и готовность быстро осваивать новые медиатехнологии

Источник: составлено авторами.

Для проведения экспертизы медиаэффективности бизнеса в регионах России нами были выбраны отечественные предприниматели. Анкета для опроса выглядела следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Анкета для оценки уровня медиаэффективности бизнеса в регионах России

Оцените в баллах следующие показатели Баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько активно Ваше предприятие использует современные медиатехнологии

Какова степень новизны используемых Вашим предприятием медиатехнологий

Насколько Вы осведомлены о существующих новейших медиатехнологиях и их возможностях по оптимизации бизнес-процессов

Насколько Вы заинтересованы и готовы внедрить существующих новейшие медиатехнологии в свой бизнес

Источник: составлено авторами.

Экспертами при оценке уровня медиаграмотности населения регионов России стали жители этих регионов, а также работники многофункциональных центров, предоставляющих государственные услуги населению. При этом использовалась следующая анкета (табл. 3).

Таблица 3. Анкета для оценки уровня медиаграмотности населения регионов России

Оцените в баллах следующие показатели Баллы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каков уровень Ваших знаний и умений использовать современные медиа-технологии

Насколько активно Вы используете новейшие медиа-технологии

Какова Ваша готовность к расширению использования современных медиа-технологий

Источник: составлено авторами.

По итогам анкетирования нами были рассчитаны средние арифметические и присвоены значения соответствующим оцениваемым показателям.

Дискуссия

Основные моменты осуществления медиаобразования изучены в трудах [Dumpit and Fernandez, 2017; Balakrishnan, 2017; Fedorov and Levitskaya, 2017; Skiter et al., 2015; Popkova et al., 2017; Malyshkov and Ragulina, 2014; Przhedetskaya and Akopova, 2015; Saltykov et al., 2015; Vogt and Maschwitz, 2014; Sánchez Carrero, 2013; Carpino, 2016; Cuervo and Medrano]. На основании изучения материалов фундаментальных и прикладных исследований по вопросам использования возможностей медиаобразования для развития региональной экономики нами выявлены два концептуальных подхода.

Представители первого подхода подчеркивают важную роль медиаобразования в развитии региональной экономики, определяя его как современный сегмент системы образования, позволяющий накапливать и передавать знания об использовании медиатехнологий [Guliak, 2017; Anukoonwattaka, 2016; Gagarin and Chainikova, 2016; Schulze-Cleven, 2017; Svarc and Dabic, 2017; Antony et al., 2017]. Несмотря на подчеркиваемую важность и актуальность медиаобразования для достижения социально-экономического развития современного региона, ему отводится опосредованная роль.

В рамках второго подхода медиаобразование наделяется первостепенной ролью в росте региональной экономики и рассматривается как центральный элемент системы управления ее социально-экономическим развитием и формированием «экономики знаний» в регионе. Оно выступает не в качестве подотрасли рынка образовательных услуг, а в качестве инструмента управления конкурентоспособностью региональной экономики. Сущность данного подхода описана в работах [Fleischmann et al., 2017; Otoiu et al., 2017; Ge and Zhao, 2017; Bogoviz et al., 2016].

Мы уверены, что хотя первоначально медиаобразование возникло в рамках педагогики, в процессе своего становления оно обрело самостоятельность и сегодня представляет собой уникальный способ развития региональной экономики, предлагая высокоэффективные передовые инструменты для построения «экономики знаний» в регионе.

Результаты исследования

Результаты проведенного нами социологического опроса показали, что уровень медиакомпетентности специалистов региона в 2016 году составил 6,34 балла по сравнению с 5,18 баллов в 2010 году, уровень медиаэффективности бизнеса региона в 2016 году составил 4,56 баллов по сравнению с 3,97 баллами в 2010 г., уровень медиаграмотности населения региона в 2016 г. составил 3,19 баллов по сравнению с 2,01 баллов в 2010 году

Показатель развития медиаобразования в регионе в 2016 году составил 14,09 баллов (6,34+4,56+3,19) по сравнению с 11,16 баллов (5,18+3,97+2,01) в 2010 году. По итогам проведения факторного анализа показателей развития медиаобразования в регионах России нами получены следующие результаты:

- АМОрег(МКс)=(6,34+3,97+2,01)-11,16 = 1,16 баллов;

- А МОрег (МЭб)=(5,18+4,56+2,01)-11,16 = 0,59 баллов;

- А МОрег (МГн)=(5,18+3,97+3,19)-11,16 = 1,18 баллов.

Проведем проверку достоверности полученных данных. Для этого сложим значения прироста показателя развития медиаобразования в регионах России по каждой из выделенных детерминант. Получаем: 1,16+0,59+1,18 = 2,93 балла. Теперь найдем разницу

между значением показателя развития медиаобразования в регионах России в 2016 и 2010 годами: 14,09-11,16 = 2,93 балла. Данные совпали, что свидетельствует о достоверности произведенных нами расчетов. Приведем их экономическую интерпретацию.

В 2016 году развитие процесса медиаобразования в регионах России по сравнению с 2010 годом (за 6 лет) произошло на 40% за счет повышения уровня медиаграмотности специалистов, на 20% за счет повышения уровня медиаэффективности бизнеса и на 40% за счет повышения уровня медиаграмотности населения. Несмотря на некоторую разницу в весе данных показателей, их вклад в развитие медиаобразования региона может быть обозначен как равноценный.

Таким образом, значения всех показателей уровня развития медиаобразования в регионах России за последние годы изменились незначительно. В результате прирост показателя уровня медиаобразования составил менее 30%. В условиях стремительного развития медиатехнологий и глобальной конкуренции регионов мира это очень низкое значение. Для сравнения в развитых странах мира развитие медиаобразования происходит в геометрической прогрессии.

Важнейшими проблемами повышения роли медиаобразования и его превращения в вектор развития «экономики знаний» в регионах современной России являются следующие:

- отсутствие федеральных стандартов медиаобразования в России: из-за этого внедрение предметов медиаобразовательного цикла предоставляется региональными вузами на их усмотрение, образовательные программы в области медиаобразования формируются не на основе потребностей региона в медиакомпетенциях специалистов, а на основе имеющихся у вуза возможностей - доступных для образовательного процесса медиатехнологий и уровня медиакомпетентности преподавателей;

- незнание населением и бизнесом возможностей медиаобразования и его недоступность: медиаобразование всё еще воспринимается значительной частью населения как новое явление для России. Информационная поддержка медиаобразования крайне низка, из-за чего большинство отечественных предпринимателей и жителей регионов России не знает о том, что медиаобразование вообще существует, не представляет, какими возможностями оно обладает в области обучения основам использования современных медиатехнологий и не догадываются о том, где и как можно получить медиаобразование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неприоритетное отношение к медиаобразованию со стороны органов государственной власти в регионах России стало причиной отсутствия специальных мер по поддержке развития медиаобразования, и потому оно осуществляется либо в форме самообразования (не пользующегося широкой популярностью среди населения и бизнеса регионов России и не позволяющего достигать при этом высокой эффективности), либо в форме прохождения обучения в вузах, что доступно только для студентов (причем не во всех вузах и не по всем направлениям подготовки специалистов), либо в форме специализированных курсов повышения квалификации для узкого круга специалистов (государственных служащих в рамках развития системы электронного правительства).

Для решения данных проблем нами предлагаются следующие рекомендации:

- разработка и принятие стандартов медиаобразования в России: такие стандарты должны предъявлять требования к использованию новейших медиатехнологий и отражать требования к уровню медиакомпетентности специалистов по итогам получения медиаобразования;

- информирование населения и бизнеса о возможностях медиаобразования и повышение его доступности в регионах России: это предполагает социальную рекламу медиаобразования в регионах России региональными властями, а также запуск региональных курсов в области медиаобразования как на государственной, так и на частной основе;

- приоритезация отношения к медиаобразованию со стороны органов государственной власти в регионах России: его развитие должно быть закреплено в стратегиях социально-

экономического развития регионов России и программах управления их конкурентоспособностью.

На основе предложенных рекомендаций нами разработана концептуальная модель развития медиаобразования в регионах современной России, которая представлена графически на рис. 1.

Рисунок 1. Концептуальная модель развития медиаобразования в регионах современной

России

Источник: составлено авторами.

Государственное регулирование процесса развития медиаобразования в регионах России

стандарты медиаобразования

региональные курсы медиаобразования

пропаганда медиаобразования

Подготовка медиакомпетентных

специалистов и предпринимателей

Обеспечение медиаэффективности бизнеса

Поддержание медиаграмотности населения в течение всей жизни

Как видно из рис. 1, процесс получения медиаобразования происходит на протяжении всей жизни человека. Сначала студенты получают медиаобразование в вузах -оно должно входить в обязательную программу подготовки всех специалистов во всех региональных вузах России и соответствовать установленным федеральным стандартам медиаобразования. После этого по мере развития и появления новых медиатехнологий работающие специалисты проходят курсу повышения квалификации и получают более современное медиаобразование в рамках соответствующих региональных курсов.

Затем происходит повышение медиаобразования в рамках самообучения населения, работающих специалистов и предпринимателей, так как у них уже сформирована ценность медиаобразования, есть желание и готовность к его получению, а также получены необходимые знания, умения и навыки для самообучения в области медиаобразования. Для этого необходима государственная пропаганда медиаобразования. В результате происходит подготовка медиакомпетентных специалистов и предпринимателей, обеспечивается медиаэффективности бизнеса, а также достигается поддержание медиаграмотности населения в течение всей жизни.

Выводы

В заключение можно сделать вывод, что в регионах современной России медиаобразование необходимо, так как оно является передовым инструментом построения «экономики знаний» в регионе и обеспечения его глобальной конкурентоспособности, но потенциал медиаобразования не осознается и не используется, причем всеми хозяйствующими субъектами: региональными властями, студентами и жителями региона, а также региональными предприятиями. Предложенные рекомендации и разработанная

концептуальная модель развития медиаобразования в регионах современной России позволит устранить данное противоречие.

Подводя итог, следует отметить, что медиаобразование должно развиваться именно на уровне региона. Учитывая высокую степень дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов современной России, а также их кардинальные различия в производственной специализации, полная стандартизация медиаобразования сделает его формальным. Федеральные стандарты должны быть ориентированы на качество медиаобразования, а его направления и стоимость должны определяться на региональном уровне. Это обеспечит приложение медиаобразования к конкретным медийным потребностям региона.

References

Antony, J., Klarl, T., Lehmann, E.E. Productive and harmful entrepreneurship in a knowledge economy. Small Business Economics. 2017, 2 (1), 1-14.

Anukoonwattaka, W. Global Value Chains and Competitiveness of the Integrated Regions: Exchange Rate Issues.

ASEAN Economic Community: A Model for Asia-wide Regional Integration? 2016, 127-15.

Balakrishnan, V. Key determinants for intention to use social media for learning in higher education institutions.

Universal Access in the Information Society. 2017, 16(2), 289-301.

Bogoviz, A.V., Ragulina, Y.V., Kutukova, E.S. Services infrastructure forming in the process of transport logistic stock movement. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016.

Caprino M.P., Martínez-Cerdá J.-F. Media literacy in Brazil: Experiences and models in non-formal education. Comunicar. 2016. № 24 (49), 39-48.

Cuervo Sánchez, S.L., Medrano Samaniego, C. Literacy in the media: beyond the competence development. Teoria de la Educacion. 2013. № 25 (2), 111-131.

Dumpit, D.Z., Fernandez, C.J. Analysis of the use of social media in Higher Education Institutions (HEIs) using the Technology Acceptance Model. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017, 14 (1), 5-9. Fedorov, A., Levitskaya, A. Media education and media criticism in the educational process in Russia. European Journal of Contemporary Education. 2017, 6 (1), 39-47.

Fleischmann, K., Daniel, R., Welters, R. Developing a regional economy through creative industries: innovation capacity in a regional Australian city. Creative Industries Journal. 2017, 1 (2), 1-20.

Gagarin, G.Y., Chainikova, L.N. Increasing the competitiveness of Russian regions in contemporary environment.

Actual Problems of Economics. 2016, 175(1), 148-158.

Ge, Y., Zhao, X. Regional economy and development: A viewpoint and application of spatial statistics. Spatial Statistics. 2017, 2 (1), 126-129.

Guliak, R. New Resonance Approach to Competitiveness Interventions in Lagging Regions: The Case of Ukraine before the Armed Conflict. Review of Economic Perspectives . 2017, 17(1), 25-56.

International Telecommunication Union. The ICT Development Index. URL: http://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info

Malyshkov, V.I.; Ragulina, Y.V. The entrepreneurial climate in Russia: The present and the future. Life Science Journal. 2014. 11 (6), 118-121.

Otoiu, A., Bere, R., Silvestru, C. An assessment of the first round impact of innovation industries on europe's regional economies. Amfiteatru Economic. 2017, 19 (44), 289-301.

Popkova, E.G., Popova, E.A., Denisova, I.P., Porollo, E.V. New approaches to modernization of spatial and sectorial development of Russian and Greek regional economy. European Research Studies Journal. 2017. 20(1), 129-136. Przhedetskaya, N., Akopova, E. Institutional designing of continuous education in Russia under the conditions of neo-economy and globalization. Regional and sectoral economic studies. 2015.15 (2), 115-122.

Saltykov, S., Rusyaeva, E., Kravets, A.G. Typology of scientific constructions as an instrument of conceptual creativity.

Communications in Computer and Information Science. 2015, 41-57.

Sánchez Carrero J., Aguaded Gómez J.I. The extent of media competence among citizens in Andalusia. Estudios Sobre el Mensaje Periodistico. 2013. № 19 (1). 265-280.

Schulze-Cleven, T. Higher Education in the Knowledge Economy: Politics and Policies of Transformation. PS -

Political Science and Politics, 2017. 50(2), 397-402.

Skiter, N., Semenychev, V., Litvinova, T.N.Model of economic growth in Russia under conditions of integration into the world economy. Applied Econometrics and International Development. 2015. 15 (2), 63-70. Svarc, J., Dabic, M. Evolution of the Knowledge Economy: a Historical Perspective with an Application to the Case of Europe. Journal of the Knowledge Economy. 2017, 8 (1), 159-176.

Vogt S., Maschwitz A. The non-cartesian way: Developing media competence through media production. Journal of Cases on Information Technology. 2014. № 16 (2). pp. 13-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.