Научная статья на тему 'Особенности хранения аудиовизуальных документов'

Особенности хранения аудиовизуальных документов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2337
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ / УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / AUDIOVISUAL DOCUMENTS / VALUABLE DOCUMENTS / UNIQUE DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скреля Константин Юрьевич, Саманцов Александр Петрович

Постоянное увеличение объема ценных и уникальных документов аудиовизуального формата, а также сложность их хранения, опасность эксплуатации и недолговечность, вынуждают архивистов совместно с химиками и разработчиками в области инновационных технологий искать новые способы хранения аудивизуальных документов и постоянно совершенствовать уже находящиеся в работе. Нашей задачей становится исследование и отбор лучших методов хранения аудиовизуальных документов разного типа, а также изучение критериев отбора ценных аудиовизуальных документов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STORAGE OF AUDIOVISUAL DOCUMENTS

The continuous growth of valuable and unique documents audio-visual format, and the complexity of their storage, risk of exploitation and the fragility compel archivists in conjunction with chemists and developers in the field of innovative technologies to find new ways of storing audiovisual documents, and constantly improve already in progress. Our objective is to study the best methods of storage of audiovisual documents, as well as learning the criteria for the selection of valuable audiovisual documents

Текст научной работы на тему «Особенности хранения аудиовизуальных документов»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

УДК 930.251

Скреля Константин Юрьевич, студент 3 курса исторического факультета, специальности документоведение и архивоведение Таврической академии (СП) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского e-mail: kostya_skrelya@mail.ru

Саманцов Александр Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и архивоведения Таврической академии (СП) Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского e-mail: Samancov_ap@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ХРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Аннотация: постоянное увеличение объема ценных и уникальных документов аудиовизуального формата, а также сложность их хранения, опасность эксплуатации и недолговечность, вынуждают архивистов совместно с химиками и разработчиками в области инновационных технологий искать новые способы хранения аудивизуальных документов и постоянно совершенствовать уже находящиеся в работе. Нашей задачей становится исследование и отбор лучших методов хранения аудиовизуальных документов разного типа, а также изучение критериев отбора ценных аудиовизуальных документов.

Ключевые слова: аудиовизуальные документы, ценные документы, уникальные документы.

Skrelya Konstantin Yuryevich, student, department of history of the Taurian academy (structural division) of KFU of V.I. Vernadsky e-mail: kostya_skrelya@mail.ru;

Samantsov Alexandr, Ph.D. in History, associate Professor Taurian Academy (SP) Crimean Federal University named after Vernadsky

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017

e-mail: Samancov_ap@mail.ru

FEATURES OF STORAGE OF AUDIOVISUAL DOCUMENTS

Abstract: the continuous growth of valuable and unique documents audiovisual format, and the complexity of their storage, risk of exploitation and the fragility compel archivists in conjunction with chemists and developers in the field of innovative technologies to find new ways of storing audiovisual documents, and constantly improve already in progress. Our objective is to study the best methods of storage of audiovisual documents, as well as learning the criteria for the selection of valuable audiovisual documents.

Keywords: audiovisual documents, valuable documents, unique documents.

Общие и специфические критерии находят конкретное применение во время экспертизы ценности каждого из видов АВД отдельно и обеспечивают объективность оценки документов.

Целью исследования является изучение методов отбора и хранении ценных и уникальных аудивизуальных документов.

Выделяют разные типы аудиовизуальных документов, к которым применяется различный подход по определению ценности, а также подбор условий хранения.

Кинодокументы. Согласно профилю архивные учреждения принимают на хранение хроникально-документальные фильмы (как завершенные, так и не завершены производством), киножурналы, специальные киновыпуски практически полностью, учитывая, прежде всего критерии: значение информации (уникальность и типичность), времени и места создания документа.

Научно-популярные и учебные фильмы, рекламные ролики подлежат экспертизе на основании критериев: авторство, значение информации, наличия

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 конкретного материала, общественного признания (лауреаты конкурсов, фестивалей).

Кинодокументы принимают на постоянное хранение в следующем комплекте: на пленке формата 35 мм. Кинофильм - негатив изображения, контратип (при отсутствии негатива изображения, негатив фонограммы (оптическая фонограмма), магнитная фонограмма, промежуточный позитив (при наличии), позитив, учредительный ролик и паспорт (до цветных кинофильмов); киножурнал спецвыпуск - негатив изображения, негатив фонограммы (оптическая фонограмма), промежуточный позитив (при наличии), позитив, учредительный ролик и паспорт (у цветных киножурналов); отдельный сюжет, не использованный в готовой продукции - негатив изображения, негатив фонограммы (оптическая фонограмма) (при наличии), магнитная фонограмма (за наличии), позитив на пленке формата 16 мм. Телефильм, телепрограмма, отдельный телесюжет - негатив изображения или обращенный позитив, магнитная фонограмма, позитив.

Текстовая сопроводительная документация: описание кинодокументов; монтажный лист по установленной форме, аннотация (при наличии), разрешительное удостоверение, запись цвето-светового паспорта (цветных кинодокументов) - к готовой продукции (кинофильма, киножурнала, спецвыпуска); описание съемок, запись дикторского текста, синхронная запись выступления - к отдельным кино - и телесюжетов.

Фотодокументы. Их оценка и отбор осуществляется на основании всей системы критериев, с учетом изобразительной и текстовой информации в совокупности, и зависит от жанра фотодокумента. Впрочем, во время оценки фотодокумента любого жанра должны учитываться следующие критерии: время и место создания фотодокумента (основной критерий); значение события, человека, объекта, зафиксированного в документе; достоверность сообщенных данных; отражаемость фотодокументов в документах архива; художественная значимость. Критерий авторства должен учитываться особенно в случае повторения информации в виде вариантности: может быть проведен

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 выборочный отбор наиболее ценных (интересных с точки зрения ракурса, художественного авторского, операторского решения) вариантов фотодокументов, содержащих одинаковую информацию.

Во время оценки портретов определяющим является критерий значимости личности, изображенной на фото. Предпочтение отдается репортажным портретам.

При оценке пейзажных фотодокументов является первоочередной критерий композиционно-внятного качества снимка.

Фотодокументы принимаются на постоянное хранение по видам: фотонегатив, фотоконтратип (дубль-негатив) - в случае отсутствия фотонегатива, на фотопозитив правах оригинала, фотоальбом, диапозитив (слайд), фотодокумент в цифровом формате. Текстовая сопроводительная документация: описание фотодокументов, аннотации, текстовки, статьи.

Фонодокументы. Согласно профилю архивные учреждения принимают на хранение документальные, художественные, литературно-драматические фонодокументы, отбор которых осуществляется на основании всей совокупности критериев. Документальные фонозаписи подлежат наиболее полному отбору с учетом критериев: значение информации, времени и места создания документа.

Художественные и литературно-драматические фонодокументы отбирают с учетом: значение авторов, исполнителей, информации. Большой объем создаваемых ныне художественных фонодокументов, авторы, исполнители которых сегодня не получили популярности, позволяет провести их выборочный отбор на основе учета, прежде всего, принадлежности к определенному жанру, направлению в музыкальном искусстве. Предпочтение отдается произведениям отечественной тематики известных авторов и исполнителей.

Фонодокументы принимаются на постоянное хранение по видам: восковой валик, грампластинка, запись на магнитной пленке, запись на дисковом носителе.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 Текстовая сопроводительная документация: описание фонодокументов, технический паспорт, каталог грампластинок.

Видеодокументы. Оценка осуществляется по аналогии с кинодокументами по критериям: значение информации (уникальность и типичность), времени и места создания документа. Впрочем, в отличие от них, видеодокументы современного периода многочисленны и фиксируют различные стороны общественной и частной жизни организаций, граждан, предусматривающей их выборочный отбор.

Видеодокументы принимаются на постоянное хранение в следующем комплекте: оригинал в формате BSP или цифровом формате; копия на кассете формата VHS или DVD-диск.

Текстовая сопроводительная документация: описание видеодокументов; режиссерский монтажный лист; описание съемок.[2, с. 32-34]

Во время отбора на хранение АВД следует принимать во внимание следующее:

Кинодокументы и видеодокументы могут сочетать изобразительную и звуковую информацию, каждая из которых оценивается как в комплексе, так и самостоятельно.

Фото - и фонодокументы, созданные на применяемых ранее носителях (стекло, грампластинка), принимаются на хранение независимо от наличия в их архиве аналогов на современных носителях (пленка, слайд, магнитная пленка, компакт-диск и тому подобное).

Отдельные фонодокументы или их коллекции, принимаются от частных лиц, поступают в архив вместе с сопроводительной документацией, которая прилагается (списки по авторам, исполнителям, производственным номерам грампластинок и др).[5, с. 23]

АВД прошлых периодов истории, как российского происхождения, так и те, что поступили из-за границы, подлежат более полному приему на хранение в государственный архив с учетом, прежде всего, критериев происхождения, содержания. Учитываются также критерии внешних особенностей и полноты

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 комплекса аналогичных (по информации) документов, уже хранящихся в архиве.

Методика составления и применения примерных перечней фактов, событий, явлений, которые могут найти отражение в аудиовизуальных документах, подлежащих внесению в архивный фонд, следующая:

Определить ценность АВД по критерию значимости содержащейся в документе информации, а именно уникальности и особой ценности факта, события как государственного, так и общественной, культурной жизни страны или частной жизни граждан, могут помочь примерные перечни фактов, событий, явлений, которые могут найти отражение в аудиовизуальных документах, подлежащих внесению в АФ (далее - примерный перечень).

Примерный перечень не содержит конкретных перечислений АВД, а включает наиболее значимые и типичные факты, события, которые состоялись (состоятся) в России, мире, на определенной территории в конкретные хронологические периоды времени, которые (могли) могут найти отражение в АВД, подлежащих внесению в АФ.

Примерный перечень заключается каждым архивом с учетом специфики (особенностей) конкретной территории, с перечнем фактов и событий, которые произошли/состоятся, в том числе на конкретной территории (выборы председателей местных Советов, открытие памятника или мемориальной доски известному лицу, проведение фестиваля, празднование Дня Победы, Дня города и др).

Полнота отбора АВД по отдельным рубрикам зависит от региональных особенностей архивов. Каждое архивное учреждение самостоятельно определяет направления отбора АВД: основной, приоритетный, дополнительный. Примерный перечень может составляться за определенный прошедший период, и тогда он применяется во время экспертизы ценности и отбора АВД на постоянное хранение.

Архивное учреждение использует примерный перечень как основу для отбора АВД юридических и физических лиц. При этом учитывается полнота

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 отображения факта, события в документах, которые уже хранятся в архиве. Наличие в архиве таких документов требует более детального анализа изучаемых документов с точки зрения того, какую новую дополнительную, уточняющую информацию они вмещают в сравнении с уже принятыми документами. При значительной степени повторения информации может быть проведен выборочный отбор, или архив может отказаться от приема документов, если это не противоречит другим критериям их оценки.

Архивная организация может предложить примерный перечень фактов, событий юридическим или физическим лицам для предварительного самостоятельного анализа документов, хранящиеся в них. Документы, которые соответствуют требованиям примерного перечня, могут быть предложены владельцами соответствующего архива для первоочередной передачи на хранение.

Примерный перечень фактов, событий может заключаться на определенный период, что должно произойти, и в этом случае он может быть применен при планировании работ по инициативному документированию. Основой для составления примерного перечня событий на определенный период, что должно произойти, является:

-реклама, проспекты выставок, планы проведения официальных общественных, культурных мероприятий, анонсы радио - и телепередач, -анализ периодической печати, -сообщения электронных СМИ.

Если юридическое или физическое лицо готово передать или передает на постоянное хранение все АВД, то архивное учреждение может заключить на основании примерного перечня фактов, событий конкретный перечень аудиовизуальных документов, подлежащих приему на постоянное хранение.

Конкретный перечень составляется после анализа комплекса АВД юридического или физического лица, подлежащих приему на постоянное хранение. Конкретные перечни содержат перечисление АВД, представленных в хронологической последовательности в пределах, определенных рубрикатором

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 тематических групп раздела, что облегчает их воспроизведение в примерном перечне. [3]

Конкретные перечни АВД владельцев заключаются в случае, когда есть опасность (с какой-то причине) потери ценных документов; продление (по какой-либо причине) срока ведомственного хранения документов; отсутствия возможности заключения описаний документов (мало времени, финансов, отказ владельца документов). [3]

Конкретные перечни АВД, подлежащих приему на постоянное хранение, рассматриваются экспертной комиссией (ЭК) архивного учреждения. На основании перечня и результатов экспертизы ценности заключается описание АВД , подлежащих постоянному хранению.

Конкретные перечни АВД применяются архивом также с целью поиска утраченных по той или иной причине документов организации или лица -источники формирования АФ.

Список литературы:

1. Магидов В. М. Как сохранить кинонаследие: проблемы выхода из кризиса / В. М. Магидов // Отеч. архивы. - 1996. - № 5. - С. 3-9. .

2. Магидов В. М. Комплектование Архивного фонда РФ аудиовизуальными и научно-техническими документами: состояние, проблемы, перспективы: «круглый стол» в ИАИ / В. М. Магидов, Ф. А. Гедрович // Отеч. архивы. - 1994. - № 5. - С.109-113.

3. Михайлов О.А. Электронные документы в архивах: проблемы приема, обеспечение сохранности и использование: аналитический обзор отечественного и зарубежного опыта / О.А. Михайлов. - 2-е изд., доп. - М. : Диалог-МГУ, 2000 . - 325 с.

4. Отбор на постоянное хранение аудиовизуальных документов: Методические рекомендации / Федер. Арх. агентство; ВНИИДАД. - М.,2004. -90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.