Научная статья на тему 'Коммуникативная среда библиотеки вуза'

Коммуникативная среда библиотеки вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
780
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ ВУЗА / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ БИБЛИОТЕКИ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ БИБЛИОТЕКИ / COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY LIBRARY / COMPONENTS OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE LIBRARY / COMMUNICATIVE INTERACTION / COMMUNICATIVE PRACTICES OF THE LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталия Владимировна

В статье рассматривается среда библиотеки с позиции ее функций, теоретико-методологических тенденций развития общества. Приводятся понятийный аппарат, компоненты коммуникативной среды библиотеки вуза. Продуктивность коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса в среде библиотеки определяется их социально-ролевыми отношениями, содержанием, уровнями, жанровыми особенностями коммуникации, видами и формами взаимодействия. Представлен опыт реализации коммуникативных практик в деятельности научной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY LIBRARY

The article discusses the environment of the library from the viewpoint of its functions, theoretical and methodological trends in the development of society. It provides a conceptual framework and the components of the communicative environment of the University library. The productivity of communicative interaction of the educational process's subjects in the environment of the library is determined by their social roles, content, levels, genre features of communication, types and forms of interaction. The article presents the experience of implementation of communicative practices in the activities of the scientific library.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная среда библиотеки вуза»

КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ ВУЗА

THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY LIBRARY

H.B.Васильева

N.V. Vasilyeva

Коммуникативная среда библиотеки вуза, компоненты коммуникативной среды библиотеки, коммуникативное взаимодействие, коммуникативные практики библиотеки. В статье рассматривается среда библиотеки с позиции ее функций, теоретико-методологических тенденций развития общества. Приводятся понятийный аппарат, компоненты коммуникативной среды библиотеки вуза. Продуктивность коммуникативного взаимодействия субъектов образовательного процесса в среде библиотеки определяется их социально-ролевыми отношениями, содержанием, уровнями, жанровыми особенностями коммуникации, видами и формами взаимодействия. Представлен опыт реализации коммуникативных практик в деятельности научной библиотеки.

Современные общественные изменения, новая коммуникативная среда оказывают значительное влияние на все стороны жизни общества (науки, образования, библиотечной сферы и т.д.), характеризуются многообразием культурных, социальных и коммуникативных практик.

Новый облик системы образования, создающей условия и возможности для личностного и профессионального развития, связывается в том числе с коммуникативной компетентностью как доминирующей составляющей профессионального педагогического образования. Коммуникативные (как базовые, надпрофес-сиональные, профессиональные и др.) компетентности обеспечивают возможность не только презентовать свои знания, но и грамотно выстраивать профессиональную коммуникацию с учетом интересов и целей других людей, профессиональной среды, поскольку умение говорить, убеждать, слушать, работать с разного

Communicative environment of the University library, components of the communicative environment of the library, communicative interaction, communicative practices of the library.

The article discusses the environment of the library from the viewpoint of its functions, theoretical and methodological trends in the development of society. It provides a conceptual framework and the components of the communicative environment of the University library. The productivity of communicative interaction of the educational process's subjects in the environment of the library is determined by their social roles, content, levels, genre features of communication, types and forms of interaction. The article presents the experience of implementation of communicative practices in the activities of the scientific library.

рода информацией - вот требования предъявляемые будущему специалисту.

Библиотека как социальный институт обладает исчерпывающим потенциалом, способным к решению названных задач. Перспективы развития библиотеки как института коммуникации являются предметом широких дискуссий и междисциплинарных исследований: феноменология общения и межличностного взаимодействия в социуме (как общение и диалог, процесс конструирования новых смыслов и интерпретаций) (М.М. Бахтин, Ю. Хабермас, К. Ясперс и др.); гуманистический подход (A.B. Соколов), гуманитаризация библиотечной коммуникации (В.Я. Аскарова); читателецентристский подход (равноправность субъектов коммуникации, диа-логичность общения); социокультурный подход (осмысление вербальных текстов; извлечение и понимание ценностей и смыслов, заключенных в этих текстах) (И. К. Джерелиевская); сервисный подход (предоставление информационных

<

cq

Щ

$9

I

С И

о | о *

X

к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

8 3

W

С

S

д

н и

щ

PQ

услуг); средовый подход (комфортная информационная среда для обеспечения доступности информации) (Ю.А. Шрейдер); концепция «третьего места» (библиотека как площадка для коммуникаций, место интеллектуального досуга, самореализации личности) (Р. Ольденбург) и др.

Актуальным полем библиотечных исследований являются коммуникативная среда вузовской библиотеки, взаимодействие субъектов образования, характер и содержание коммуникативных практик.

Вузовская библиотека интегрирована в целостную образовательную среду учреждения, деятельность которой соотносится с целями и задачами высшего образования. Образовательная среда связывается с созданием определенных условий, содействующих формированию и развитию личности. С другой стороны, под влиянием деятельности человека изменяются среда и сам человек. Применительно к сфере высшего образования среда содействует становлению личности профессионала в процессе обучения и воспитания, формированию профессиональных компетенций как базиса для успешной карьеры и самоидентификации.

Современный университет, по определению Л.А. Витвицкой, превращается в «ключевой социальный институт нашего времени» и призван трансформировать когнитивные культурные коды в социальные практики взаимодействия. При этом взаимодействие - это не только средство достижения образовательных целей, основной способ контакта между субъектами образовательного процесса университета, но и основная характеристика образовательной среды (Н.В. Бордовская).

Среда библиотеки с позиции ее функций опирается на базовые категории - информацию (управление информацией и знаниями, обеспечение информационных потребностей субъектов образования), культуру (сохранение, воспроизведение документного культурного наследия, культурных образцов и нормативно-регулятивных установок культуры) и коммуникацию (поддержание устойчивых коммуникативных связей и отношений между членами

профессионального сообщества, публичного дискурса и диалога) [Кузнецова, 2011].

Как компонент образовательной среды вуза коммуникативная среда библиотеки содействует формированию личности, способной получать, использовать, интерпретировать и создавать новое знание в учебной и научно-исследовательской деятельности, способствует введению в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры в процессе коммуникативного взаимодействия, основанного на совместной деятельности субъектов образования.

Компонентами коммуникативной среды библиотеки выступают: субъекты, объекты и способы коммуникации. Субъектами являются коллективные и индивидуальные субъекты, наделенные целями, мотивами и потребностями:

- университетское сообщество (администрация, руководство, преподаватели, обучающиеся, сотрудники, работники библиотеки);

- профессиональное библиотечное сообщество (всероссийские, региональные, зональные, краевые, городские, вузовские методические центры, ассоциации, объединения);

- профессиональное педагогическое сообщество (педагогические работники системы ВО, СПО, ОУ, ДОУ, а также школьники, родители и др.);

- фонды культурных инициатив (фонды М. Прохорова, В. Потанина и т.д.) и т.д.

Коммуникативная среда вузовской библиотеки формируется под воздействием ряда факторов: внешние (государственная, региональная библиотечная политика (федеральные законы, постановления, нормативные акты; документы Минобразования РФ, ФГОС ВО; документы ИФЛА и ЮНЕСКО (программа «Информация для всех»), на основе которых создаются локальные вузовские документы; стандарты, ГСНТИ, российские правила каталогизации, межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках и др.); внутренние (организационная, технологическая и методическая документация (Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой, должностные, рабочие инструкции, инструкции на библиотечные процессы и т.д.).

Объектами среды вузовской библиотеки являются:

-традиционные информационные ресурсы (книги, периодические издания, каталоги и картотеки и т.д.);

- электронные информационные ресурсы (локальные, сетевые ресурсы Интернет, лицензионные, собственные ресурсы (ЭБС, базы данных, банки данных, массивы электронных документов (гипертекстовые и мультимедийные), каталоги и т.д.);

- образовательные порталы (олимпиады, экскурсии, галереи, музеи, викторины и др.), телекоммуникационные образовательные проекты (телеконференции, чаты, чат-конференции, вебинары и т.д.);

- средства коммуникации, способы информационного взаимодействия в электронной среде: удаленный доступ к цифровым электронным ресурсам (прямой и косвенный), интерактивное профессиональное общение, информационный обмен и т.д.;

- пространственное окружение (организация внутреннего пространства и т.д.).

Интегрирующим компонентом коммуникативной среды библиотеки является коммуникативное взаимодействие. Взаимодействие включает общение как непосредственное воздействие (субъект-субъектные контакты) и коммуникацию как опосредованное воздействие (субъект-объектные или объект-объектные контакты). Общение связано с практической деятельностью, которая порождает потребность в общении и коммуникации как способе организации предметной деятельности.

В социальной психологии взаимоотношения классифицируются в зависимости от социально-ролевых взаимодействий и отношений между социальными группами или их представителями. В коммуникативной среде вузовской библиотеки данные взаимодействия связываются с ее субъектами - «индивид - индивид» или библиотекарь - читатель (преподаватель, ученый, студент и т.д.); «индивид - группа» или библиотекарь -читательская аудитория (студенты, аспиранты, магистранты, преподаватели, методическое

объединение, общественные фонды / организации, виртуальное пространство; «группа - группа» или работники библиотеки - группа читателей (студенты, аспиранты, магистранты, преподаватели, общественные фонды / организации и т.д.).

Выделяют виды взаимодействия в библиотеке: традиционное личное общение (личный, групповой, виртуальный характер); виртуальное и компьютерно-опосредованное (личное, групповое); неличные коммуникации (здание, организация внутреннего пространства и т.д.); коммуникации с внешней средой, профессиональным сообществом, партнерами и т.д. [Ялышева, 2013, с. 58].

Содержанием взаимодействия в условиях коммуникативной среды библиотеки: обмен информационной деятельностью, расширение ценностного круга познания, отношений и способов поведения; освоение, потребление, распространение социокультурных ценностей, активизация личной, профессиональной позиции субъектов образования.

Взаимодействие в коммуникативной среде осуществляется в процессе совместной деятельности на основе сотрудничества (как совместная деятельность для достижения общей цели), партнерства (взаимодействие на основе единых целей и ценностей, добровольности и долговременности отношений; признание взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования), кооперации (объединение усилий участников взаимодействия для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей).

Высшей стадией взаимодействия в процессе совместной деятельности (партнерства) вуза с профессиональным сообществом, по А.И. При-гожину, является сетевая модель. Она была развита учеными Т.В. Фуряевой, Ю.А. Черкасовой, Ю.Ю. Бочаровой для среды педагогического образования [Фуряева и др., 2013, с. 32].

В ракурсе коммуникативной среды библиотеки вуза сетевая модель связывается с созданием, самоорганизацией пространств совместной деятельности заинтересованных учреждений и групп. Результатом функционирования сетевой модели являются объединение, интеграция ре-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

сурсов для получения количественного и качественного результата (формированиебаз данных, метаданных; исчерпывающие информационные возможности и т.п.), установление горизонтальных и вертикальных партнерских связей.

В исследованиях коммуникативное взаимодействие рассматривается с позиции их речевого жанра, в основе которых лежат иерархические, равнозначимые (диалоговые), интерактивные коммуникативные действия / тактики и соответствующие им коммуникативные практики [Барахович, 2015]. Так, иерархические (нормативная заданность, коммуникативные статусы участников взаимодействия) задают характер взаимодействия субъектов: рекомендация, совет, оказание помощи, сопровождение; равнозначимые коммуникации (диалогическое взаимодействие, взаимопонимание, наличие обратной связи) определяют обмен информацией на мастер-классах по информационным ресурсам, читательских конференциях, видеопросмотрах и др.; интерактивные коммуникации (коммуникации на основе информационно-коммуникативных связей): веби-нары, виртуальные консультации, электронная доставка документов, виртуальная справка и т.д.

Практическая область реализации многообразных, разноуровневых, социально-ролевых, жанровых форм и видов взаимодействия субъектов образования в коммуникативной среде библиотеки вуза связывается с коммуникативными практиками. С.А. Езова определяет коммуникативные практики как «активность, действие, деятельность, поведение», выделяет традиционные и виртуальные. С.А. Басов коммуникативные практики называет столпами библиотечного обслуживания, которые включают устные, книжные (документные) и цифровые (электронные).

Под коммуникативными практиками понимают сознательную, ценностную, интециональ-ную и социальную деятельность, направленную на передачу социально значимой информации, структурированную в пространстве и времени, организованную и сопровождающуюся коммуникациями разного уровня [Балыкина, 2008, с.134].

Коммуникативные практики библиотеки вуза, на наш взгляд, можно классифицировать

исходя из целей деятельности: содействие образовательной (обучающие семинары по работе с базами данных), научной (мастер-класс по библионаукометрии), внеучебной (кинопросмотры, клубы (краеведческие, литературные), конкурсы и т.д.), самостоятельной деятельности (виртуальные лекции, путеводители); количество читателей (индивидуальные, групповые, массовые); уровень подготовки, пользовательских навыков (базовый, продвинутый); формы дистанционного взаимодействия (косвенный, непосредственный) и др.

Приоритетной задачей университетской библиотеки является формирование информационной компетентности субъектов образования на основе системного, целенаправленного и уровневого подходов к различным категориям пользователей и выбора соответствующих коммуникативных практик.

Вузовская библиотека ориентируется на ожидание и предпочтение читателей, что позволяет использовать эффективные коммуникативные практики для каждой группы пользователей. При изучении удовлетворенности читателей электронными ресурсами и библиотечно-информационными услугами библиотеки (май 2015) респондентам было предложено определить наиболее комфортный способ обучения. Среди предложенных читатели отдали предпочтение виртуальным и электронным формам -39 %. 34 % пользователей выбрали индивидуальные и групповые консультации, 27 % - отметили методические пособия, руководства, рекламные буклеты и информационные памятки.

При проведении мастер-классов по информационным ресурсам для аспирантов университета используется комплекс традиционных и виртуальных форм. «Живое» общение, диалог с читателями позволяют обсудить вопросы: каким стандартом регламентируется описание документов? Какое количество электронных ресурсов допустимо использовать в списке диссертации? Как оформить статью, списки библиографии, ссылки для публикации в зарубежных изданиях и др.

Представление о востребованных информационных услугах и продуктах в дальнейшем ре-

ализуется в форме виртуальных рекомендательных обзоров «Книжная полка аспиранта», размещением материалов на \л/еЬ-сайте библиотеки (раздел «Аспиранту», «Научное цитирование» и др.); привлечения абонентов к индивидуальному и групповому информированию, услугам межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов и др.

Эффективность коммуникативных практик вузовской библиотеки отражается в показателях статистических отчетов библиотеки: количество читателей, количество зарегистрированных пользователей в ЭБС, количество размещенных электронных изданий в ЭБС КГПУ, количество скаченных источников / книговыдач, число абонентов ИРИ, ДОР, МБА, количество выполненных информационных запросов и др.

Таким образом, среда вузовской библиотеки обладает большим коммуникативным потенциалом, который может быть реализован в процессе использования обширного репертуара коммуникативных практик, направленных на обеспечение целей и задач высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Балыкина Г.А. Единство ценностного и ком-петентностного подходов в коммуникативных практиках современного образования // Вестник Поволжского института управления. 2008. № 1. С. 131-137.

2. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и надпрофессиональный аспект. Красноярск, 2015. 284 с.

3. Кузнецова Т.Я. Модернизация российских библиотек и их инновационные социальные практики: системный анализ. URL: http:// www.allrus.info/

4. Фуряева Т.В., Черкасова Ю.А., Бочарова Ю.Ю. Сетевая модель открытого профессионального социального образования (на примере Красноярского края). Красноярск, 2013. 272 с.

5. Ялышева В.В. Проблемное поле коммуникативного пространства современной библиотеки // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: сб. ст. СПб., 2013. С. 58-69.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.