Научная статья на тему '17. 1. Алгоритм проведения ревизии в области закупок автотранспорта для нужд органов внутренних дел'

17. 1. Алгоритм проведения ревизии в области закупок автотранспорта для нужд органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕВИЗИЯ / MOTOR TRANSPORTATION MAINTENANCE / THE INTERDEPARTMENTAL CONTROL / THE STATE PURCHASES / LAW-ENFORCEMENT BODIES / AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Андрей Николаевич, Новиков Владимир Викторович

Закупка автотранспорта для нужд органов внутренних дел производится на конкурсной основе. Этот процесс может сопровождаться различными нарушениями. Предупреждению негативных явлений в области закупок автотранспорта способствует внутриведомственный контроль, основным инструментом которого является ревизия. Алгоритм проведения ревизии требует постоянного совершенствования в соответствии с законодательством о госзакупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF CARRYING OUT OF AUDIT IN THE FIELD OF PURCHASES OF MOTOR TRANSPORT FOR NEEDS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Purchase of motor transport is made for needs of law-enforcement bodies on a competitive basis. This process can be accompanied by various infringements. The prevention of the negative phenomena in the field of motor transport purchases is promoted by the interdepartmental control which basic tool is audit. The algorithm of carrying out of audit demands constant perfection according to the legislation on state purchases.

Текст научной работы на тему «17. 1. Алгоритм проведения ревизии в области закупок автотранспорта для нужд органов внутренних дел»

17.РАЗНОЕ

17.1. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ В ОБЛАСТИ ЗАКУПОК АВТОТРАНСПОРТА ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Богданов Андрей Николаевич, соискатель, Академия управления МВД России

Новиков Владимир Викторович, к.э.н., доцент, докторант, Академия управления МВД России Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Закупка автотранспорта для нужд органов внутренних дел производится на конкурсной основе. Этот процесс может сопровождаться различными нарушениями. Предупреждению негативных явлений в области закупок автотранспорта способствует внутриведомственный контроль, основным инструментом которого является ревизия. Алгоритм проведения ревизии требует постоянного совершенствования в соответствии с законодательством о госзакупках.

Ключевые слова: автотранспортное обеспечение, внутриведомственный контроль, государственные закупки, органы внутренних дел, ревизия

ALGORITHM OF CARRYING OUT OF AUDIT IN THE FIELD OF PURCHASES OF MOTOR TRANSPORT FOR NEEDS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Bogdanov Andrey Nikolaevich, the competitor, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Novikov Vladimir Viktorovich, Ph.D. in Economics, docent, Ph.D. candidate, Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation: Purchase of motor transport is made for needs of law-enforcement bodies on a competitive basis. This process can be accompanied by various infringements. The prevention of the negative phenomena in the field of motor transport purchases is promoted by the interdepartmental control which basic tool is audit. The algorithm of carrying out of audit demands constant perfection according to the legislation on state purchases. Keywords: motor transportation maintenance, the interdepartmental control, the state purchases, law-enforcement bodies, audit

МВД России на протяжении последних лет находится в условиях крайне ограниченного бюджетного финансирования. Объемы закупок автотранспорта в 20032006 гг. для подразделений органов внутренних дел по государственному оборонному заказу составляли 6% от реальной потребности, в 2007-2008 гг. - 12%. После сокращения расходов государственного оборонного заказа в 2010 году на закупку автомобильной техники предусмотрено выделение средств в объеме менее 10% от потребности. В то же время более 40 тыс. ав-

томобилей (более одной трети автомобильного парка) подлежат списанию по срокам эксплуатации и нормам пробега.1

Недостаточная оснащенность автомобильной техникой существенно снижает возможности оперативного решения задач, поставленных перед органами внутренних дел. Отсюда следует, что автотранспортному обеспечению органов внутренних дел должно уделяться особое внимание, и решать эту проблему необходимо в кратчайшие сроки.

Работа в этом направлении ведется. Согласно распоряжению Правительства РФ от 9 февраля 2009г. №139-р2 МВД России выделено 2,43 млрд рублей на закупку автомобильной техники в рамках дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности. Эти и другие средства необходимо эффективно осваивать.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере государственным закупок, является Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»3 (далее - Закон №94-ФЗ). Он существенным образом изменил правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд. Закон ориентирует государственные органы власти на конкурсный способ осуществления закупок, причем только по нормам федерального законодательства. Это касается и ведомственного автотранспорта органов внутренних дел.

Сегодня много говорится о зарегламентированности сферы государственных закупок. Однако для стран с переходной экономикой на начальном этапе более приемлемо строгое следование детально разработанным законам и инструкциям, которые обеспечивают обучение, приучение к четкому их выполнению и ограничивают сферу субъективных решений .4

Обозначенный подход позволяет достичь необходимого уровня компетентности в сфере государственных закупок и этики поведения государственных служащих, а главное - снижает масштабы коррупционных действий.5

Анализ результатов контрольных и правоохранительных мероприятий в сфере осуществления закупок для государственных нужд показал, что количество правонарушений в данной области не только не сокращается, но и сохраняет устойчивую тенденцию к росту как в абсолютных, так и относительных показателях. Необходимо последовательно добиваться доб-

1 Баулин Г.И. Закупка автомобильной техники для подразделений МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. №10. С.24.

2 Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2009г. № 139-р // Рос. газ. 2009. 13 фев.

3 О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005г. №94-ФЗ (ред. от 8 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст.3105.

4 Hayhurst D. Fighting Corruption in health Care Services // Transition. 2004. Volume 14. №4-6. P.26.

5 Евраев М.Я. О реформе государственного и муниципального

заказа // Госзаказ. 2006. №4. С.17.

росовестной конкуренции и юридической чистоты проведения конкурсов. Однако философия конкурсов, заложенная в законодательстве, часто не соответствует практике их проведения. Насущной становится задача обеспечения максимальной эффективности торгов, для чего необходимо значительно повысить государственный контроль за расходованием денежных средств в сфере государственных закупок, поставить надежный заслон коррупции и другим злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц.6 Это касается и подразделений МВД России как заказчиков.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о размещении заказов осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральная антимонопольная служба РФ, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу РФ. Эти структуры ведут как административную практику, так и уполномочены принимать решения по процессу размещения заказов, вплоть до отмены результатов и приостановки.

Представляется, что предупреждение правонарушений и негативных явлений в сфере государственных закупок для нужд органов внутренних дел тесно связано с внутриведомственным контролем. Основным инструментом такого контроля является ревизия, которая проводится контролирующим органом МВД России, т.е. Контрольно-ревизионным управлением Организационно-инспекторского департамента МВД России. Организация закупок автотранспорта по федеральному бюджету в рамках Гособоронзаказа находится в ведении Главного центра обеспечения ресурсами Департамента тыла МВД России, по региональному бюджету - МВД, УВД субъектов РФ.

Цель настоящей статьи - предложить оптимальный алгоритм проведения ревизии в области закупок для нужд органов внутренних дел, т.е. описать порядок действий ревизора для достижения результата решения поставленной задачи, и дать разъяснения по наиболее проблемным вопросам размещения заказов.

Напомним, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке соответствия нормативным правовым актам совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, обоснованности и правильности их отражения в бухгалтерском, налоговом учете, а также действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с нормативными правовыми актами возложена ответственность за их осуществление.

В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов любая информация о размещении государственных заказов публикуется на сайте zakupki.gov.ru. Старая версия сайта, на котором хранится информация по заказам, размещенных до выхода письма Минэкономразвития России от 3 июня 2008 г. № 7410-АП/Д05 «Об официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о

6 Гольцунов Е.П. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. С.3.

размещении заказов www.zakupki.gov.ru»7, находится по адресу: www.pgz.economy.gov.ru.

Отсутствие регистрации учреждения-заказчика на официальном сайте относится к серьезному нарушению, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ8 предусмотрены административные санкции (штрафы).

Приступая к проверке рассматриваемого вопроса на месте, сначала необходимо установить состав лиц, ответственных за размещение заказа. Данная информация может содержаться как в должностных инструкциях, так и в соответствующих приказах руководителя подразделения. В соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек. С 1 января 2009 года действует требование, в соответствии с которым не менее трех человек в составе комиссии должны иметь соответствующую профессиональную подготовку в сфере размещения заказов. Протоколы заседания комиссий должны быть подписаны не менее, чем 50% ее членами.

Проверка размещения заказа не должна ограничиваться только документами, непосредственно связанными с проведением процедур размещения заказов. Для проверки вопроса размещения заказа необходимо получить полную и объективную информацию о произведенных закупках в определенном периоде, и затем максимально эффективно ее обработать. Поэтому проверка должна основываться на использовании не только первичных учетных документов, но и в обязательном порядке - регистров бюджетного учета как на бумажном носителе, так и в электронном виде (для удобства обработки и анализа больших массивов данных). Формирование всех необходимых отчетов и регистров предусмотрено возможностями используемых бухгалтерских программ «1С», «Парус» и т.п.

Все регистры, которыми подтверждаются выявленные нарушения, должны быть подписаны должностными лицами финансовой службы - в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету9.

Состав регламентированных отчетов следующий:

1. Реестр платежных поручений за определенный период.

2. Оборотная ведомость по поставщикам.

3. Оборотные ведомости по субсчетам материального учета.

4. Первичные кассовые (банковские) документы.

Важное место при проведении ревизии занимает

проверка действий заказчика. На практике часто возникают вопросы о применении некоторых положений Закона №94-ФЗ. Остановимся подробнее на некото-

7 Об официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru: Письмо Минэкономразвития России от 3 июня 2008 г. № 7410-АП/Д05.

8 Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. (ред. от 28 ноября 2009 г.) // Рос. газ. 2001. 31 дек.

9 Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: Приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (ред. от 30 декабря 2009 г.)

рых из них применительно к автотранспортному обеспечению.

1. Пунктом 1 части 4 статьи 22, пунктом 1 части 3 статьи 34 Закона установлено, что конкурсная документация и документация об аукционе (далее - документация о торгах) должны содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе или аукционе (далее - в торгах).

В целях соблюдения указанных требований Закона №94-ФЗ при разработке документации о торгах заказчик, уполномоченный орган обязаны установить в документации о торгах требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе и заявке на участие в аукционе (далее - заявка на участие в торгах), в том числе форма заявки на участие в торгах должна предусматривать обязательность декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям, предусмотренным в пунктах 2-4 части 1 статьи 11 Закона №94-ФЗ.

Следует обратить внимание, что частью 1 статьи 25, частью 1 статьи 35 Закона №94-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в торгах подается по форме, которая установлена документацией о торгах. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона №94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в торгах участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах в случае несоответствия заявки на участие в торгах требованиям документации о торгах.

Отсутствие в форме заявки, установленной документацией о торгах, обязательного декларирования участником размещения заказа своего соответствия требованиям пунктов 2-4 части 1 статьи 11 Закона является нарушением пункта 1 части 4 статьи 22, пункта 1 части 3 статьи 34 Закона и в указанном случае отказ в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа в связи с отсутствием в его заявке декларирования таким требованиям будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.

2. В соответствии с подпунктом е) пункта 1 части 3 статьи 25, подпунктом д) пункта 1 части 2 статьи 35 Закона заявка должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.

Указанными положениями Закона №94-ФЗ установлена обязанность участника размещения заказа предоставления в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки только в тех случаях, если указанные действия являются для участника размещения заказа крупной сделкой, в иных случаях представление такого решения не требуется.

Форма заявки, установленная документацией о торгах, не должна предусматривать декларирование участником размещения заказа относится ли поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполне-

ния контракта для такого участника размещения заказа к крупной сделке. При этом документация о торгах должна содержать требование о представлении участником размещения заказа в составе заявки решения в случае, если указанные действия для такого участника размещения заказа являются крупной сделкой.

В случае, если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой, то в заявке такого участника должно представляться решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки означает, что указанные действия (одно из действий, в отношении которого не представлено решение) для такого участника не являются крупной сделкой и отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением указанного решения будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона.

3. В соответствии с подпунктом а) пункта 3 части 3 статьи 25, подпунктом а) пункта 3 части 2 статьи 35 Закона №94-ФЗ участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в торгах документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, в случае, если в документации о торгах содержится указание на требование обеспечения заявки на участие в торгах (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, или копию такого поручения).

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона №94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.

При этом конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах на основании непредставления в составе заявки платежного поручения (копии платежного поручения), а также в случае, если в представленном платежном поручении (копии платежного поручения) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие указанным в документации, о торгах, а также в случае, если сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки. В иных случаях отказ в допуске к участию в торгах в связи с непредставлением или представлением в составе заявки ненадлежащего платежного поручения (копии платежного поручения) будет являться нарушением части 2 статьи 12 Закона № 94-ФЗ.

В случае непоступления в течении пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты которого указаны в документации о торгах, или поступления таких средств в объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям,

предусмотренным частью 4 статьи 12 Закона № 94-ФЗ. Также участник размещения заказа должен быть отклонен от участия в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона в случае, если денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на счет по платежному поручению, иному, чем представленное в заявке.

Следующий этап - проверка соответствия условий заключенных государственных контрактов условиям торгов. Данные документы существуют на бумаге, и их проверка позволяет определить, насколько они соответствуют условиям проведенных конкурсов (аукционов), защищены ли юридически интересы МВД России, какова вероятность того, что в случае нарушений при исполнении контрактов будет возмещен ущерб и взысканы штрафные санкции, насколько полно исполнены по итогам расчетов с поставщиками их договорные обязательства, а также лиц, виновных в том, что штрафные санкции не могут быть взысканы по суду. Необходимо отмечать факты изменения условий фактически заключенных контрактов относительно условий, на которых размещался заказ. Условия контрактов должны предусматривать ответственность поставщиков в соответствии с пп.11, 12 ст.9 Закона №94-ФЗ.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

В государственный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с законодательством о госзакупках.

Содержание контракта - важный момент, так как, если ревизией выявляются нарушения исполнения контрагентом своих обязательств, нужно понимать, что предъявление каких-либо штрафных санкций в судебном порядке возможно только в случае, если ответственность зафиксирована в документе, подписанном сторонами, - государственном контракте. В случае невозможности предъявления санкций, в акте нужно указать, по чьей вине.

Проверка порядка оплаты проводится на основании регистров по учету расчетов, первичных документов, исполнения обязательств по качеству и комплектности продукции - на основании документов, сопутствующих

и оформляемых в процессе приемки продукции (порядок приемки должен быть определен контрактом). При проверке необходимо учитывать, что на поставленную продукцию должны предоставляться документы о ее качестве: сертификаты, паспорта, так как в соответствии с Гражданским кодексом Рф1 , продавцом должны быть переданы покупателю все документы, относящиеся к товару, в том числе о его качестве.

Список литературы:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001г. (ред. от 28 ноября 2009 г.) // Рос. газ. 2001. 31 дек.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Рос. газ. 1994. 8дек.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (ред. от

8 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 2005. № 30 (часть I). Ст.3105.

4. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 139-р // Рос. газ. 2009. 13 фев.

5. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: Приказ Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (ред. от 30 декабря 2009 г.)

6. Об официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru: Письмо Минэкономразвития России от 3 июня 2008 г. № 7410-АП/Д05.

7. Баулин Г.И. Закупка автомобильной техники для подразделений МВД России // Экономический вестник МВД России. 2009. №10. С.24.

8. Гольцунов Е.П. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009.

9. Евраев М.Я. О реформе государственного и муниципального заказа // Госзаказ. 2006. №4.

10. Hayhurst D. Fighting Corruption in health Care Services // Transition. 2004. Volume 14. №4-6.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи не вызывает сомнения. Процесс формирования современных институтов рынка государственных и муниципальных закупок находится в стадии совершенствования. Еще остается много проблем в организации этого процесса, в том числе и при размещении заказов для нужд органов внутренних дел.

В статье рассмотрены некоторые проблемы внутриведомственного контроля в области автотранспортного обеспечения.

Процесс закупок автотранспорта может сопровождаться различными нарушениями. Предупреждению негативных явлений в области закупок автотранспорта способствует внутриведомственный контроль, основным инструментом которого является ревизия.

Авторами предложен алгоритм проведения ревизии в области закупок автотранспорта для нужд органов внутренних дел. При этом стоит согласиться, что проверка размещения заказа не должна ограничиваться только документами, непосредственно связанными с проведением процедур размещения заказов. Для проверки вопроса размещения заказа необходимо получить полную и объективную информацию о произведенных закупках в определенном периоде, и затем максимально эффективно ее обработать.

Вывод: статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

Заместитель начальника кафедры

организации финансово-экономического

и тылового обеспечения

Академии управления МВД России

к.э.н., доцент Ю.Г. Наумов

10 Гражданский кодекс РФ (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Рос. газ. 1994. 8дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.