Научная статья на тему 'Место и роль телекоммуникационных компаний РФ в мировой экономике'

Место и роль телекоммуникационных компаний РФ в мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3777
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ-КОМПАНИЙ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нанушян Шушик Спиридоновна

В статье представлены особенности современного развития рынка телекоммуникаций и место российских телекоммуникационных компаний на этом рынке. Также исследованы перспективы развития российских телекоммуникационных компаний на мировом рынке предоставления телекоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нанушян Шушик Спиридоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND THE ROLE OF RUSSIAN TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE WORLD ECONOMY

The article presents the features of the modern development of the telecommunications market and the place of Russian telecommunication companies in this market. Also there are studied the prospects of development of Russian telecommunication companies in the world market of telecommunication services.

Текст научной работы на тему «Место и роль телекоммуникационных компаний РФ в мировой экономике»

УДК 654.1:658 (100)

Ш.С Шнушян МЕСТО И РОЛЬ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ

КОМПАНИЙ РФ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье представлены особенности современного развития рынка телекоммуникаций и место российских телекоммуникационных компаний на этом рынке. Также исследованы перспективы развития российских телекоммуникационных компаний на мировом рынке предоставления телекоммуникационных услуг. Ключевые слова: телекоммуникационные услуги, классификация ИТ-компаний, телекоммуникационные компании.

Shushik Nanushyan THE PLACE AND THE ROLE OF RUSSIAN

TELECOMMUNICATION COMPANIES IN THE WORLD ECONOMY

Annotation. The article presents the features of the modern development of the telecommunications market and the place of Russian telecommunication companies in this market. Also there are studied the prospects of development of Russian telecommunication companies in the world market of telecommunication services.

Keywords: telecommunications services, classification of IT companies, telecommunication companies.

Появление новых телекоммуникационных технологий значительно расширяет спектр телекоммуникационных услуг, повышая их значение в конкурентоспособности национальной экономики, расширении возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйствования. Телекоммуникационные услуги играют значительную роль в сбалансированном развитии глобальной и региональной экономики. Они являются связующим звеном как промышленной сферы, сферы услуг, так и различных географически отдельных частей страны и экономических центров. Стимулируя человеческое общение с помощью связи, современные телекоммуникационные услуги становятся необходимым условием для социальной сплоченности и культурного развития всех стран. Есть все основания полагать, что информация становится одной из наиболее значимых составляющих экономической активности общества. Поэтому можно утверждать, что развитие сферы телекоммуникационных услуг как важной составляющей информатизации общества и обеспечения общества качественными услугами является одним из важнейших направлений национального и экономического развития любого государства и, в частности, Российской Федерации. Именно этой актуальной проблеме посвящается данное исследование.

Целью статьи является исследование развития телекоммуникационных компаний Российской Федерации в контексте мировой экономики. Необходимо особо отметить фундаментальные труды российских ученых в исследовании этого вопроса А.А. Абашева, В.Л. Бройдо, Г.Г. Головко, Е.Г. Иванова, Д.С. Мельника, М.Г. Онищенко, Г.Ю. Псарева, А.Г. Топчиева, О.И. Шаблия, М.Б. Шифрина.

В наше время происходят радикальные изменения в мировом хозяйстве в отношении сфер материального производства и услуг, которые называются революцией услуг. Одним из главных направлений современного развития сферы услуг является обеспечение научно-техническим, информационным и деловым обслуживанием процесса производства на всех его стадиях - от подготовки и инвестирования до функционального обеспечения и после производственного сопровождения. Речь идет о рынке новых технологий и их технико-экономического обоснования (разработка бизнес-планов), об исследовании рынков сбыта новой продукции, о разработке новых и новейших организа-

© Нанушян Ш.С., 2015

ционно-экономических форм производства, о менеджменте и маркетинге производства, о лизинговом, консультационном, управленческом и коммуникационном обслуживанием производства [5].

Революция услуг имеет свои качественные и количественные параметры. Главным из них является доля населения, занятого в сфере услуг, которая постоянно растет. В настоящее время этот показатель имеет огромную амплитуду в разных странах. Бедные страны имеют примитивную сферу услуг, в которой занято менее 10-15 % самодеятельного населения (Эфиопия - 13 %, Нигерия - 6 %). В высокоразвитых странах в сфере услуг в настоящее время занято уже 65-75 % населения, и эта доля имеет четкую тенденцию к дальнейшему росту. В мировом хозяйстве вложения капитала в сферу услуг в 1970 г. составило 25 % всех инвестиций, а сегодня возросло до 50-60 % и продолжает увеличиваться. Услуги уже стали главным продуктом мировой торговли. Около 80 % мирового экспорта услуг приходится на высокоразвитые страны. Вместе с тем значительные объемы услуг экспортируют Сингапур, Корея, Мексика.

Разительные перемены происходят и в качественных характеристиках развития сферы услуг. Информационная революция сопровождается появлением качественно новых услуг - информационных, научно-технических, деловых. Новые телекоммуникационные технологии делают мировой рынок таких услуг чрезвычайно емким, динамичным и оперативным.

Развитая сфера услуг - обязательная составляющая современного общества и важная предпосылка его поступательного развития. На данный момент преобладающая часть (до 75 % и более) самодеятельного населения развитых стран занята в сфере услуг. В большинстве стран мира 7 из каждых 10 новых рабочих мест создается в сфере услуг. Роль сферы услуг в процессе публичного производства и жизнедеятельности населения вообще определяется тем, что сфера услуг экономит затраты рабочего времени населения на удовлетворение собственных потребностей и увеличивает свободное время людей. Без сферы услуг становится невозможен сам процесс производства. Развитая сфера услуг обеспечивает стабильное воспроизведении населения. Высокая доля сферы услуг - признак значительного социально-экономического развития региона (или страны) и прогрессивной структуры его хозяйства.

Огромный импульс к качественно новому пониманию значения и развития видов услуг в РФ дала мировая информационная научно-техническая революция, которая началась в конце XX в. и знаменует переход к так называемому информационному обществу. Информация стала массовым товаром, который имеет чрезвычайно высокую экономическую цену и спрос. Могущество государства сейчас в значительной степени определяется его ролью на мировом рынке информации. Мощный спрос на информацию и ее большое значение в современном мире стали причиной развития качественно новых услуг - телекоммуникационных - как средства быстрой передачи и обмена информацией в обществе [4].

Увеличение объема, повышение качества и расширение ассортимента телекоммуникационных услуг для населения, государственных органов власти и предпринимателей является одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества во всем мире. Решению этой проблемы уделяется большое внимание и в России. В последние 10 лет принят ряд законов о телекоммуникациях, а именно: федеральные законы «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ряд других относительно информатизации, а также телекоммуникационных услуг как одного из видов сферы услуг, выделенных в Классификации видов экономической деятельности Российской Федерации (см. рис. 1).

Рис. 1. Место телекоммуникационных услуг в классификации видов экономической деятельности РФ [6]

Телекоммуникационная услуга - это продукт деятельности оператора или провайдера телекоммуникаций, направленный на удовлетворение потребностей юридических или физических лиц, которые нуждаются, заказывают или получают телекоммуникационные услуги для собственных нужд [4].

На сегодняшнее время телекоммуникационными услугами пользуются, занимаются их созданием и совершенствованием миллионы людей. Телекоммуникации признаны всем миром как одно из

самых приоритетных направлений развития научно-технического прогресса, в которое вкладываются финансы, материальные и интеллектуальные ресурсы [3].

Желание человека в дальнейшем получать разнообразные виды информации является основой для создания новых и развития уже существующих видов телекоммуникационных услуг (телефонии, телеграфии, радиосвязи, интернета и т.д.). Появление новых средств связи ускоряет развитие уже существующих и способствует внедрению новых видов телекоммуникационных услуг, что требует их определенной систематизации с целью создания эффективного механизма оценки этих услуг, выделения их преимуществ и недостатков по сравнению с уже существующими, поэтому вполне оправдан интерес многих ученых к этой проблеме.

Так, один из ведущих российских ученых А. Абашев, который занимается исследованием рынка телекоммуникационных услуг стран Содружества независимых государств (СНГ), проводит классификацию услуг по использованным средствам связи, необходимым для их предоставления. По результатам проведенных исследований, ученый установил, что самыми востребованными в обществе являются услуги подключения к сети интернет и систем беспроводной телефонной связи. В области телеграфии сегодня наиболее популярным среди населения остается факсимильный способ передачи данных с использованием телефакса, в деловом секторе экономики в городах, где есть автоматическая телефонная связь круглосуточного действия услуги дата-факса [1].

Другие исследователи сферы телекоммуникационных услуг (В. Бройдо, А. Псарев) распределяют их по степени документированности передаваемой информации, выделяя при этом две группы услуг.

1. Услуги, обеспечивающие возможность передачи не документированной информации: услуги телефонной связи, услуги сотовой радиотелефонной связи, услуги транкинговой радиотелефонной связи, услуги пейджинговой связи, услуги радиосвязи, услуги спутниковой связи, услуги видеотелефонной связи.

2. Услуги, которые обеспечивают возможность передачи документированной информации: услуги телеграфной связи, услуги дейтафонной связи, услуги факсимильной связи, услуги почтовой связи.

Данная классификация является относительной, поскольку даже обычные телефоны с автоответчиком позволяют регистрировать информацию в звуковых файлах, а сотовые телефоны и пейджеры сохранять сообщения в текстовых файлах. Поэтому отнести телекоммуникационные услуги к той или иной группе можно только по преобладанию их использования.

Как свидетельствуют исследования компании Statista, только в прошлом году доходы ИТ-индустрии составили более 1,6 трлн долл., половина этих средств была заработана 10 самыми крупнейшими телекоммуникационными компаниями :

- China Mobile (Китай);

- AT&T (США);

- Verizon Communications (США);

- Vodafone (Великобритания);

- Telefonica (Испания);

- America Mo vil (Мексика);

- Telstra (Австралия);

- Nippon Telegraph & Tel (Япония);

- Deutsche Telecom (Германия);

- Softbank Group (ЕС).

Среди российских компаний, которые являются игроками международного рынка телекоммуникационных услуг, лидером является MTS, которая постепенно развивается и расширяет сферу сво-

его влияния на страны СНГ. Сегодня компания MTS находится на 18-м месте в рейтинге мировых телекоммуникационных компаний.

Остальные российские компании не так стремительно развиваются и имеют определенные проблемы выхода на международную арену, поскольку в РФ отсутствует резерв ускоренного развития телекоммуникационного сегмента экономики из-за активизации рыночных механизмов. То есть компании не могут расширить свою сферу деятельности из-за недостаточной покупательской способности населения и корпоративных пользователей информационно-телекоммуникационных услуг. Также ситуация осложнена отсутствием осведомленности значительного количества потенциальных покупателей рассматриваемых услуг об их преимуществах и роли в повышении качественных и количественных результатов хозяйственной деятельности. Телекоммуникационная отрасль имеет практически нереализованный потенциал развития. Отсутствие спроса при высоком потенциале развития предложения и отсутствие внутренних ресурсов для ценовой экспансии без угрозы невыполнения планов развития отрасли является в совокупности подтверждением низкой реализации потенциала [2].

В информационно-телекоммуникационном аспекте РФ не имеет сегодня конкурентных преимуществ на международных рынках по сравнению с развитыми странами. Более того, результаты расчетов по телекоммуникационной отрасли России позволяют сделать вывод о том, что без ускорения развития отечественного рынка телекоммуникационных услуг период достижения западных результатов развития исчисляется десятилетиями.

Также краеугольным камнем остается вопрос конвергенции. Частотного ресурса не хватает в полном объеме для дальнейшего ускоренного развития отрасли. Такая ситуация во многом не дает возможности принимать оптимальные решения по обеспечению конкурентоспособности операторам и рынка телекоммуникационных услуг в целом.

Также остро стоит вопрос конкуренции на рынке телекоммуникаций РФ. Крупные операторы MTS, МегаФон, Билайн, Те1е2 Россия, Мотив, Смартс фактически являются монополистами на рынке мобильной связи РФ. Они устанавливают специально заниженные тарифы на соединение и поэтому для малых операторов достаточно трудно конкурировать в таких условиях. Что касается новичков, то они не могут выйти на рынок мобильной связи и занять достойную нишу в таких условиях. Соответствующие органы государственной власти почти не регулируют рынок телекоммуникационных услуг в РФ.

Данная ситуация противоречит международной практике. Распределение ответственности между регуляторными органами варьируется в зависимости от страны. Существуют три традиционных способа организации конкурентной политики в телекоммуникационной отрасли:

1) орган по вопросам конкуренции обеспечивает соблюдение правил конкуренции и отраслевых регуляторных актов;

2) регуляторный орган телекоммуникационной отрасли обеспечивает соблюдение регуля-торных актов, а орган по вопросам конкуренции обеспечивает соблюдение законодательства о конкуренции;

3) регуляторный орган телекоммуникационной отрасли обеспечивает соблюдение регуля-торных актов и имеет расширенные полномочия по обеспечению соблюдения правил конкуренции [7].

Эти три модели применяются в различных странах мира. С помощью подобного распределения полномочий между регуляторными органами страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона уже достигли значительных успехов в развитии отрасли телекоммуникаций. Именно при таких условиях их огромные компании (в качестве филиалов или представительств) присутствуют и работают на рынках телекоммуникационных услуг стран СНГ и

России в частности - стран менее развитых по экономическому уровню, и в условиях неравноправного распределения сил и возможностей не позволяют функционировать отечественным операторам на отечественном рынке.

Итак, исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам.

- Отрасль телекоммуникаций на современном этапе является ведущей в экономическом развитии любого государства, поскольку обмен информацией играет решающую роль в приобретении конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

- Рынок телекоммуникационных услуг РФ играет важную роль как с точки зрения вклада в валовой внутренний продукт, так и в качестве среды притока прямых иностранных инвестиций.

- Для стимулирования развития информационно-коммуникационных технологии (ИКТ) и сферы телекоммуникаций исключительную роль в условиях открытости национальных рынков играет государственное регулирование отрасли.

- Технологическое развитие ИКТ вынуждает постоянно корректировать действующую регулятивную среду, формировать адекватные подходы к созданию лучших условий для развития отрасли в контексте постоянных технологических инноваций.

- Международный опыт регулирования рынка телекоммуникаций свидетельствует о вариативности моделей регулирования с учетом уровня экономического развития страны, традиций в регу-ляторной политике, степени открытости бизнес-среды для компаний-нерезидентов.

Библиографический список

1. Абашев, А. О. Рынок информационно-телекоммуникационных услуг и тенденции его развития : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Александр Олегович Абашев. - Хабаровск, 2002. - 185 с.

2. Головко, Г. Г. Новые виды услуг в области телекоммуникаций на современном этапе технологической конвергенции : монография / Г. Г. Головко. - М. : Шаг, 2008. - 217 с.

3. Бармотина, М. В. Влияние государственного регулирования на развитие рынка услуг мобильной связи / М. В. Бармотина // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2011. - № 1. - С. 68-85.

4. Карр, Н. Блеск и нищета информационных технологий : Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом? / Н. Карр. - М. : Секрет фирмы, 2005. - 176 с. - ISBN 5-98888-009-6.

5. Кобылко, А. А. Виртуальные операторы как системный ресурс развития рынка телекоммуникаций в России / А. А. Кобылко // Системный анализ в экономике - 2012 : материалы науч.-практ. конференции. -М. : ЦЭМИ РАН, 2012.

6. Кобылко, А. А. Основные задачи стратегического планирования предприятий сотовой связи / А. А. Ко-былко // Проблемы управления и информационные технологии (ПУИТ-08) : материалы IV Всерос. школы-семинара мол. ученых. - Казань : Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2008.

7. Barros, P. P. Sectoral regulators and the competition authority: Which relationship is best? / P. P. Barros, S. Ho-ernig // CEPR Discussion paper series. - 2004. - № 4541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.