Научная статья на тему 'State civil and municipal administration as mirrored by gender Statistics'

State civil and municipal administration as mirrored by gender Statistics Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ДОЛЖНОСТЬ / POSITION / ЗАКОН / LAW / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / MUNICIPAL SERVICE / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ТРАДИЦИИ / TRADITION / ПОЛИТИКА / POLITICS / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / PUBLIC ADMINISTRATION / PRINCIPLES OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Zaveyalova Svetlana Vladimirovna

On the basis of statistical research made in 2008 the article deals with the problem of guaranteeing the equality between men and their legal status, participation in adopting and implementing decisions relating to personal, family, social, political life within the sphere of democratic transformation of the Russian state and society. The article also considers the issue of influence of views and traditions, which assigned a humiliated position for a woman (as compared with man) in family and society, still preserved among those loyal to different religions (Judaism, Islam, some trends in Christianity and etc.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State civil and municipal administration as mirrored by gender Statistics»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ЗЕРКАЛЕ ГЕНДЕРНОЙ СТАТИСТИКИ

С.В. Завьялова

Хотя «выбор интересов» современной России лежит не в прошлом, а в будущем1, тем не менее контуры ее исторического наследия порой вполне явственно проступают в настоящее время, накладывая ощутимый отпечаток на политическую ситуацию, на общее состояние общественной жизни в стране.

Различные элементы наследия находятся в разном соотношении с требованиями современности. Есть и такие, которые в принципе несовместимы с этими запросами, будучи жестко привязанными к религиозно-бытовой практике и представлениям прошлых эпох.

Среди такого наследия — все еще не изжитые среди части приверженцев различных религий (в их числе иудаизм, ислам, отдельные направления христианства и т.д.) представления и обычаи, которые закрепляют за женщиной приниженное (по сравнению с мужчиной) положение в семье и обществе.

Между тем общемировая ситуация в условиях глобализации такова, что проблема утверждения женщины во всей полноте ее человеческого достоинства повсеместно стоит на повестке дня.

Актуальность подобной проблематики исключительно велика для России, которая формировалась как полиэтническое и поликонфессиональное государство. Решение так называемого женского вопроса на основе обеспечения равенства женщин и мужчин в их правовом статусе, а также в участии при принятии и реализации решений, которые касаются личной, семейной, общественной, политической жизни приобретает новый ракурс и особую остроту в свете демократического преобразования российского государства и общества.

Как отмечает С.В. Поленина, авторитетный специалист в области конституционного, граждан-

ского, семейного права, обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны — одно из важнейших условий построения демократического правового государства2.

В переносе на процесс современного реформирования государственной гражданской и муниципальной службы России это означает достижение гендерного (социополового) равноправия не только в доступе к замещению должности на этой службе, но также в продвижении по ступеням профессионального и карьерного роста.

Как известно, принцип гендерного (социополово-го равноправия) нашел отражение в Конституции и законодательстве Российской Федерации, в ряде ратифицированных ею международно-правовых актов. К ним относятся Конвенция ООН «О политических правах женщин» от 31 марта 1953 г., согласно которой закрепляется право женщин наравне с мужчинами занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-социальные функции (ст. 3); Международный пакт о политических правах женщин от 16 декабря 1966 г., где утверждено право каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации допускаться в своей стране к государственной службе на общих условиях равенства (ст. 25)3.

Особое значение имело принятие в 1974 г. Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». В соответствии с этим международно-правовым актом (ст. 7) государство обязано было обеспечить женщинам на равных условиях с мужчинами следующие права: право участвовать в выборах и избираться во все публично избираемые органы; право участия в формировании и осуществлении правительственной политики; право занимать государственные

1 Егоров В.К. О культурных, культурно-национальных кодах истории // Ученые записки РАГС. Вып. 1. М., 2004. С. 7.

2 См.: Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 157-182.

3 Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации / под общ. ред. И.Н. Барцица). М., 2007. С. 71-72.

Завьялова С.В.

посты, а также осуществлять административные функции на всех уровнях государственного управления; принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

Российская Федерация вошла в число государств, подписавших и ратифицировавших эту Конвенцию и соответственно обязавшихся, предоставлять периодические отчеты относительно реализации ее положений. Отчеты становятся предметом специального реагирования со стороны компетентных органов ООН.

Обращение к фактологическим данным отечественной гендерной статистики, которые были обнародованы сборнике «Женщины и мужчины России, 2008», интересно с той точки зрения, что дает некоторое представление об общем состоянии так называемого женского вопроса в Российской Федерации и ее субъектах на январь 2007 г.

На долю женщин — государственных служащих по всей стране приходилось тогда 70% всех государственных служащих в органах исполнительной власти и 78% — в органах судебной власти.

В Белгородской области, например, женщины составляли 63% всего списочного состава служащих в органах исполнительной власти и 77% состава служащих — в органах судебной власти. Для Брянской области эта численность соответственно определялась в 62% и 77%; для Ивановской области — в 78% и 79%; для Костромской — в 76% и 81%; для Липецкой — в 75% и 84%, для Московской — в 77% и 83%; для Ярославской области — в 78% и 88%; для Ленинградской области — в 73% и 86% и т.д.4

К вышеперечисленным показателям приближались такие республики, как Башкортостан (69% и 75%) и Татарстан (74% и 69%)5.

В Северной Осетии — Алании женщины составляли 55% всех служащих в органах исполнительной власти; 65% — в органах судебной власти. В Карачаево-Черкесской республике — соответственно 56% и 62%; в Ингушетии — 38% и 60%; в Чеченской республике — 33% и 61%6.

Примечательно практически повсеместное нарушение гендерного паритета при структурировании служебной иерархии в органах исполнительной ветви государственной власти. Так, на должностях государственной гражданской службы категории «руководители» женщины составляли 13,7%, категории «помощники (советники)» 3,2%, категории «специалисты» 54,9%, в категории «обеспечивающие специалисты» 24,9%7.

Налицо, таким образом, «недопредставленность» российских женщин на уровне принятия и реализации государственных управленческих решений. А вместе с тем — на уровне занятости с хорошей перспективой повышения управленческой компетентности и карьерного роста с высокой оплатой труда. Большинство женщин, таким образом, пребывают в сфере занятости, которая требует главным образом исполнительских навыков и характеризуется как ограниченными возможностями продвижения по службе, так и невысокой оплатой труда.

Между тем численность занятых на государственной службе женщин с профильной для государственных служащих подготовкой по части освоения управленческих и экономических дисциплин превышает соответствующую численность мужчин. Высшее образование по данному профилю имели — 205,4 тыс. женщин и соответственно 41,6 тыс. мужчин8.

Хотя вышеприведенные статистические данные не содержат сведений, позволяющих напрямую судить о влиянии «традиционно-религиозного

4 Женщины и мужчины России. 2008: стат. сб. М., 2008. С. 232-233.

5 Там же. С. 234.

6 Там же. С. 233.

7 Для категории должностей «руководители» в качестве базового взят признак должностной иерархии в звене управления (структурного подразделения) в государственном органе. По этому признаку выделены руководители государственных органов, т.е. федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Для должностей категории «помощники (советники)» ключевым является признак «содействие лицам, замещающим государственные должности».

Основной квалификационный признак категории «специалисты» — связан с профессиональным обеспечением выполнения государственным органом установленных для него задач и функций. Данный признак в принципе применим для категории должностей «обеспечивающие специалисты», т.е. для должностей, чье исполнение связано с организационным, информационным или иным обеспечением деятельности государственных органов (там же. С. 227).

8 Там же. С. 243.

Государственная гражданская и муниципальная служба в зеркале гендерной статистики

фактора» на «женский вопрос» в современной России, имеет смысл обратить внимание на два обстоятельства. Первое состоит в том, что процент женщин, состоящих на государственной гражданской службе в Ингушетии и Чеченской Республике все же ниже, чем в остальных субъектах Российской Федерации. В известной мере это объясняется тем, что подавляющее большинство мусульман обеих республик составляют приверженцы ислама в его традиционной разновидности.

Второе обстоятельство связано с тем, что при таком положении дел обе республики тем не менее существенно обгоняют многие зарубежные афро-азиатские государства с мусульманским населением по степени привлечения женщин на государственную службу.

Взятые в целом статистические данные о ген-дерном составе органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствуют о необходимости демократической реструктуризации данного состава. Это требует проведения административно-правовых, общественно-политических и культурных преобразований, способствующих созданию для женщин не только равных стартовых возможностей в допуске к службе в этих органах, но и также в замещении там руководящих должностей.

Современная Россия не вправе недооценивать значение и роль профессионально подготовленной женщины — управленца, способной органически сочетать служение государственным интересам и общественному благу, с заботой о собственной компетентности и о карьерном росте с обостренным чувством социальной ответственности, ответственности за будущее своих детей и, стало быть, своего Отечества.

© Завьялова С.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.