ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В ЗЕРКАЛЕ ГЕНДЕРНОЙ СТАТИСТИКИ
С.В. Завьялова
Хотя «выбор интересов» современной России лежит не в прошлом, а в будущем1, тем не менее контуры ее исторического наследия порой вполне явственно проступают в настоящее время, накладывая ощутимый отпечаток на политическую ситуацию, на общее состояние общественной жизни в стране.
Различные элементы наследия находятся в разном соотношении с требованиями современности. Есть и такие, которые в принципе несовместимы с этими запросами, будучи жестко привязанными к религиозно-бытовой практике и представлениям прошлых эпох.
Среди такого наследия — все еще не изжитые среди части приверженцев различных религий (в их числе иудаизм, ислам, отдельные направления христианства и т.д.) представления и обычаи, которые закрепляют за женщиной приниженное (по сравнению с мужчиной) положение в семье и обществе.
Между тем общемировая ситуация в условиях глобализации такова, что проблема утверждения женщины во всей полноте ее человеческого достоинства повсеместно стоит на повестке дня.
Актуальность подобной проблематики исключительно велика для России, которая формировалась как полиэтническое и поликонфессиональное государство. Решение так называемого женского вопроса на основе обеспечения равенства женщин и мужчин в их правовом статусе, а также в участии при принятии и реализации решений, которые касаются личной, семейной, общественной, политической жизни приобретает новый ракурс и особую остроту в свете демократического преобразования российского государства и общества.
Как отмечает С.В. Поленина, авторитетный специалист в области конституционного, граждан-
ского, семейного права, обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны — одно из важнейших условий построения демократического правового государства2.
В переносе на процесс современного реформирования государственной гражданской и муниципальной службы России это означает достижение гендерного (социополового) равноправия не только в доступе к замещению должности на этой службе, но также в продвижении по ступеням профессионального и карьерного роста.
Как известно, принцип гендерного (социополово-го равноправия) нашел отражение в Конституции и законодательстве Российской Федерации, в ряде ратифицированных ею международно-правовых актов. К ним относятся Конвенция ООН «О политических правах женщин» от 31 марта 1953 г., согласно которой закрепляется право женщин наравне с мужчинами занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-социальные функции (ст. 3); Международный пакт о политических правах женщин от 16 декабря 1966 г., где утверждено право каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации допускаться в своей стране к государственной службе на общих условиях равенства (ст. 25)3.
Особое значение имело принятие в 1974 г. Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». В соответствии с этим международно-правовым актом (ст. 7) государство обязано было обеспечить женщинам на равных условиях с мужчинами следующие права: право участвовать в выборах и избираться во все публично избираемые органы; право участия в формировании и осуществлении правительственной политики; право занимать государственные
1 Егоров В.К. О культурных, культурно-национальных кодах истории // Ученые записки РАГС. Вып. 1. М., 2004. С. 7.
2 См.: Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. С. 157-182.
3 Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации / под общ. ред. И.Н. Барцица). М., 2007. С. 71-72.
Завьялова С.В.
посты, а также осуществлять административные функции на всех уровнях государственного управления; принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.
Российская Федерация вошла в число государств, подписавших и ратифицировавших эту Конвенцию и соответственно обязавшихся, предоставлять периодические отчеты относительно реализации ее положений. Отчеты становятся предметом специального реагирования со стороны компетентных органов ООН.
Обращение к фактологическим данным отечественной гендерной статистики, которые были обнародованы сборнике «Женщины и мужчины России, 2008», интересно с той точки зрения, что дает некоторое представление об общем состоянии так называемого женского вопроса в Российской Федерации и ее субъектах на январь 2007 г.
На долю женщин — государственных служащих по всей стране приходилось тогда 70% всех государственных служащих в органах исполнительной власти и 78% — в органах судебной власти.
В Белгородской области, например, женщины составляли 63% всего списочного состава служащих в органах исполнительной власти и 77% состава служащих — в органах судебной власти. Для Брянской области эта численность соответственно определялась в 62% и 77%; для Ивановской области — в 78% и 79%; для Костромской — в 76% и 81%; для Липецкой — в 75% и 84%, для Московской — в 77% и 83%; для Ярославской области — в 78% и 88%; для Ленинградской области — в 73% и 86% и т.д.4
К вышеперечисленным показателям приближались такие республики, как Башкортостан (69% и 75%) и Татарстан (74% и 69%)5.
В Северной Осетии — Алании женщины составляли 55% всех служащих в органах исполнительной власти; 65% — в органах судебной власти. В Карачаево-Черкесской республике — соответственно 56% и 62%; в Ингушетии — 38% и 60%; в Чеченской республике — 33% и 61%6.
Примечательно практически повсеместное нарушение гендерного паритета при структурировании служебной иерархии в органах исполнительной ветви государственной власти. Так, на должностях государственной гражданской службы категории «руководители» женщины составляли 13,7%, категории «помощники (советники)» 3,2%, категории «специалисты» 54,9%, в категории «обеспечивающие специалисты» 24,9%7.
Налицо, таким образом, «недопредставленность» российских женщин на уровне принятия и реализации государственных управленческих решений. А вместе с тем — на уровне занятости с хорошей перспективой повышения управленческой компетентности и карьерного роста с высокой оплатой труда. Большинство женщин, таким образом, пребывают в сфере занятости, которая требует главным образом исполнительских навыков и характеризуется как ограниченными возможностями продвижения по службе, так и невысокой оплатой труда.
Между тем численность занятых на государственной службе женщин с профильной для государственных служащих подготовкой по части освоения управленческих и экономических дисциплин превышает соответствующую численность мужчин. Высшее образование по данному профилю имели — 205,4 тыс. женщин и соответственно 41,6 тыс. мужчин8.
Хотя вышеприведенные статистические данные не содержат сведений, позволяющих напрямую судить о влиянии «традиционно-религиозного
4 Женщины и мужчины России. 2008: стат. сб. М., 2008. С. 232-233.
5 Там же. С. 234.
6 Там же. С. 233.
7 Для категории должностей «руководители» в качестве базового взят признак должностной иерархии в звене управления (структурного подразделения) в государственном органе. По этому признаку выделены руководители государственных органов, т.е. федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Для должностей категории «помощники (советники)» ключевым является признак «содействие лицам, замещающим государственные должности».
Основной квалификационный признак категории «специалисты» — связан с профессиональным обеспечением выполнения государственным органом установленных для него задач и функций. Данный признак в принципе применим для категории должностей «обеспечивающие специалисты», т.е. для должностей, чье исполнение связано с организационным, информационным или иным обеспечением деятельности государственных органов (там же. С. 227).
8 Там же. С. 243.
Государственная гражданская и муниципальная служба в зеркале гендерной статистики
фактора» на «женский вопрос» в современной России, имеет смысл обратить внимание на два обстоятельства. Первое состоит в том, что процент женщин, состоящих на государственной гражданской службе в Ингушетии и Чеченской Республике все же ниже, чем в остальных субъектах Российской Федерации. В известной мере это объясняется тем, что подавляющее большинство мусульман обеих республик составляют приверженцы ислама в его традиционной разновидности.
Второе обстоятельство связано с тем, что при таком положении дел обе республики тем не менее существенно обгоняют многие зарубежные афро-азиатские государства с мусульманским населением по степени привлечения женщин на государственную службу.
Взятые в целом статистические данные о ген-дерном составе органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации свидетельствуют о необходимости демократической реструктуризации данного состава. Это требует проведения административно-правовых, общественно-политических и культурных преобразований, способствующих созданию для женщин не только равных стартовых возможностей в допуске к службе в этих органах, но и также в замещении там руководящих должностей.
Современная Россия не вправе недооценивать значение и роль профессионально подготовленной женщины — управленца, способной органически сочетать служение государственным интересам и общественному благу, с заботой о собственной компетентности и о карьерном росте с обостренным чувством социальной ответственности, ответственности за будущее своих детей и, стало быть, своего Отечества.
© Завьялова С.В., 2010