2. Wilms I. Instruktsiya po primeneniyu: Frantsiya [Instruction on application: France ]. Moscow, Ayaks-Press, LLC, 2007.176 p.
3. Castells M. The Information Age: Economy. Society and Culture. Moscow, Publishing house of State University — Higher School of Economics, 2000. 608 p. (in Russian).
4. Krylova S. V. Problemy samoidentifikatsii v sovremennom obshchestve [Self-identification problems in the European society nowadays]. Tsivilizatsiya znanii: problemy i smysly obrazovaniya. Trudy 14 Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, 26—27 aprelia 2013 goda). Chast' II. [Civilization of knowledge: problems and meanings of education: works of the 14th International scientific conference (Moscow, on April 26—27, 2013). Part II]. Moscow, Published by RosNOU, 2013. Pp. 74—78.
5. Krylova S. V. Vzglyad na frantsuzskuyu kul'turu skvoz' prizmu Interneta. [French culture through the prism of Internet]. Yazyki i kultury v sovremennom mire. Materialy XI Mezhdunarodnoi konfereentsii (g. Parizh, 2—7 iyunya 2014 goda) [Languages and cultures in the modern world: materials XI of the International conference (Paris, on June 2—7, 2014)]. Paris, 2014. Pp. 121—124.
6. Shlykova O. V. Sotsiokul'turnaya sreda Internet: novye tsennosti i kommunikativnye smysly [Sociocultural Internet surrounding: new values and communicative senses]. Observatory of Culture. 2015, No. 4, Pp. 86—97.
7. Simon N., Minc A. The computerization of society : a report to the President of France. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1980. 186 p.
8. Pantopie: de Hermès à Petite Poucette. Michel Serres de l'Académie française: entretiens avec Martin Legros et Sven Ortoli. Paris : Éditions Le Pommier, 2014. Pp. 325 332.
9. Thomazo R. Les plus grands personnages de l'histoire de France. Paris : Larousse, 2010.
УДК 351.853 С. М. Шестова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматриваются международные принципы и способы охраны всемирно значимого культурного, природного и нематериального наследия, в условиях проявления глобальных политических вызовов, угрожающих их сохранению. Охрана объектов всемирного культурного наследия относится к первостепенным темам обсуждения для всего мирового сообщества в условиях вызовов экстремистских течений. Проблема охраны всемирно значимого культурного наследия выходит за рамки интересов одного государства, одной национальной общности и конфессии. Раскрывается, каким образом понятие всемирности в части охраны наследия прослеживается в международных актах. Показаны различные акценты, сформулированные мировым сообществом в период с 1970-х по 2000-е годы. На основе анализа международных актов выделены общие принципы охраны для всех разновидностей объектов всемирного культурного наследия. Описывается место и роль российского законодательства в поддержании системы охраны объектов всемирного наследия.
Ключевые слова: всемирное культурное и природное наследие, принципы охраны всемирного культурного наследия.
ШЕСТОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА — кандидат культурологии, доцент кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, Государственный советник юстиции 1 класса
SHESTOVА SVETLANA MIKHAILOVNA — Ph.D. (Cultural Studies), Associate Professor of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture, State Counsellor of justice of 1 class
СУСРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
e-mail: [email protected] © Шестова С. М., 2015
S. M. Shestova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
PRINCIPLES FOR THE PROTECTION OF THE WORLD CULTURAL HERITAGE AND GLOBAL CHALLENGES
The article deals with international principles and ways of protection of the internationally significant cultural, natural and intangible heritage in the conditions of existence of global political challenges that threaten their conservation. The protection of the world cultural heritage refers to the primary topics of discussion for the entire world community in the context of the challenges of extremist movements. The problem of protection of the internationally significant cultural heritage goes beyond the interests of one state, one national community and denomination. Reveals how the notion of universality with regard to the protection of heritage is traced in the international instruments. Shows the different accents set by the world community during the period from the 1970s through the 2000s. Based on the analysis of international instruments allocated to general principles of protection for all varieties of objects of world cultural heritage. Describes the place and role of Russian law in the maintenance of the system for the protection of world heritage sites. Keywords: world cultural and natural heritage, principles of protection of world cultural heritage.
Охрана объектов всемирного культурного наследия, особенно тема сопоставления важности их сохранения с глобальными вызовами современных экстремистских и террористских течений, угрожающих развитию цивилизации в общечеловеческом масштабе, относится к первостепенным темам обсуждения для всего мирового сообщества.
Охрана всемирно значимого культурного наследия выходит за рамки интересов одного государства, одной национальной общности, конфессии. Наследие, включённое в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (Париж, ООН, 17 октября — 21 ноября 1972 года) [8, с. 290—302], является всеобщим, для охраны которого всё международное сообщество обязано сотрудничать. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конвенции, каждое государство обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию, расположенному на территории других государств. Конвенцией констатируется, что повреждение или исчезновение любых образцов культурных ценностей или природной среды представляет собой пагубное обедне-
ние достояния всех народов мира.
Главным постулатом первого договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Вашингтон, 15 апреля 1935 года) [1], подписанного восемьдесят лет назад представителями двадцати одной американской республики и одобренного Индией, получившего известность как Пакт Рериха, является признание исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений нейтральными, пользующимися уважением и защитой воюющих сторон. Для обозначения памятников и учреждений используется отличительный флаг (красная окружность с тремя кружками в середине на белом фоне), а также составляется перечень памятников и учреждений, на которые распространяется защита.
Впоследствии в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (Гаага, 14 мая 1954 года) [3], в дополнение к обозначению культурных ценностей отличительными знаками, в целях их идентификации, были закреплены положения по установлению правил специальной защиты культурных ценностей и международного контроля над их защитой.
Европейской конвенцией об охране архе-
ологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года) [7, с. 420—424] для сохранения археологического наследия предусматривается выдача разрешения на поиск, раскопки и установление научного контроля над ними, обеспечение проведения археологических раскопок и изысканий научными методами и при условии применения неразрушающих методов исследований, соблюдения правил обеспечения их сохранности, консервации и обработки.
Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гранада, 3 октября 1985 года) [7, с. 430—437] содержит основные принципы ведения национальной политики, направленной на предотвращение порчи и уничтожения объектов культурного наследия. Это касается: включения охраны архитектурного наследия в качестве основной задачи планирования в масштабах города и страны и обеспечения учёта этого требования на всех этапах как разработки планов задания, так и процесса выдачи разрешений на производство работ; содействия программам восстановления и содержания архитектурного наследия; сохранения, популяризации и укрепления архитектурного наследия как основного элемента политики культуры, охраны окружающей среды и планирования; содействия в ходе планирования в масштабах города и страны сохранению и использованию отдельных строений, собственная ценность которых не гарантирует сохранения, но которые представляют интерес с точки зрения их местоположения в городской или сельской среде и качества жизни; благоприятствования, для будущего архитектурного наследия, применению и развитию традиционных ремёсел и материалов.
Кроме того, Конвенция направляет деятельность стран-участников на благоустройство территории вокруг архитектурного наследия; на борьбу с загрязнением; на финансирование, за счёт имеющихся бюджетных средств на всех уровнях, реставрации и содержания; на распространение информации о ценности сохранения архитектурного
наследия в качестве элемента культурной самобытности; на повышение заинтересованности общественности в охране наследия и создании благоприятной среды; на демонстрацию единства культурного наследия и связей, существующих между искусством, народными традициями и образами жизни на общеевропейском, национальном и региональном уровнях.
Конвенцией об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 года) [6] в качестве приоритетного варианта рассматривается возможность сохранения подводного культурного наследия in situ [на месте]. Извлечённое подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется для обеспечения его долговременного сохранения. Подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях. Поощряется ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования in situ подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением.
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 года) [2] определяет виды и формы нематериального культурного наследия и меры по их сохранению. Это устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами. Под охраной подразумевается принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования.
Всего в Список объектов Всемирного нас-
ледия ЮНЕСКО (World Heritage List) включено 1 007 объектов: 779 объектов культурного наследия, 197 — природного и 31 объект — смешанного. Из общего числа объектов 46 находятся в опасности по разным причинам [4].
В частности, в последнее время увеличивается угроза целостности и сохранности объектов всемирного наследия из-за набирающих силу экстремистских и террористских течений. Уничтожение культурных ценностей, независимо от мотивов или причин — война, террористские, экстремистские или хулиганские действия, рассматривается как преступление против интересов всего человечества.
В России, в соответствии с федеральными законами от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [9] и от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [10], такие действия квалифицируются как общественно опасные деяния и наказываются лишением свободы на довольно длительный срок. За хищение культурных ценностей, усугубленное нанесением ущерба, наказание, в соответствии со статьёй 164 Уголовного кодекса Российской Федерации [11], сопровождается штрафными санкциями.
Военные действия, как крайняя форма политического конфликта, причиняют существенный ущерб не только людскому ресурсу, финансово-экономическому укладу страны, религиозным устоям народа, но и национальной культуре. При этом по международным нормам охраны всемирно значимого культурного наследия, после окончания военных действий для восполнения утраченных культурных ценностей обязательно проводят мероприятия по их реституции.
Политическая власть должна соразмерно отвечать террористским и экстремистским действиям ради сохранения всего национального потенциала страны. Для этого необходимо создать такую систему отношений, при которой самосознание народа и власти будет направлено на развитие встречных отноше-
ний, когда обе стороны будут участвовать в реализации государственной политики, в том числе и в образовании и воспитании настоящего и будущих поколений. И значение объектов культурного наследия в этом процессе чрезвычайно велико.
В широком смысле объекты культурного и природного наследия — это своего рода документы, с которых люди считывают разнообразную полезную, в том числе культурно значимую информацию. Популяризация объектов культурного наследия позволяет сохранять их в различных знаковых системах: копиях, макетах, кодах, текстах, языках, говорах, фольклоре, обрядах, а также кино-, фото-, фоносистемах, а в настоящее время современные технические средства позволяют зафиксировать их в голограммном и в цифровом изображениях. Соответственно, возможности развития культуры расширяются.
При сопоставлении культуры и семиотики Ю. М. Лотман отмечал, что «с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, то есть пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированы. При этом актуализация их совершается в пределах некоторого смыслового инварианта, позволяющего говорить, что текст в контексте новой эпохи сохраняет, при всей вариантности истолкований, идентичность самому себе. Таким образом, общая для пространства данной культуры память обеспечивается, во-первых, наличием некоторых константных текстов и, во-вторых, или единством кодов, или их инвариантностью, или непрерывностью и закономерным характером их трансформации» [5].
Уничтожение объектов культурного наследия как материальных источников информации, представляющей культурную ценность,
не означает полную утрату информации о них, даже худшая сторона военных действий — сокрытие культурных ценностей, не способна уничтожить память о них. У международного сообщества имеются всевозможные способы сохранения памяти: воссоздание утраченных объектов культурного наследия; восстановление повреждённого объекта культуры путём ремонта, реставрации или консервации; сохранение памяти с помощью различных технических средств или в качестве нематериального культурного наследия. В связи с этим можно сделать вывод, что уничтожение материального культурного наследия бессмысленно. Цель экстремистов и террористов при уничтожении материальных объектов культурного наследия не достигается, культура не уничтожается, видоизменяется только источник её дальнейшего развития.
Принципы охраны объектов всемирного культурного наследия — это основополагающие установки, нормы, правила поведения, руководящие начала для закрепления и распространения их в национальном законодательстве стран — участников договора. Исходя из анализа рассмотренных международных актов, можно выделить общие принципы охраны для всех разновидностей объектов всемирного культурного наследия:
• всеобщность культурного наследия;
• нейтральность культурного наследия;
• отличительное обозначение культурного наследия (флаг);
• учёт культурного наследия (составление перечня/списка);
• популяризация культурного наследия;
• безвредный доступ к культурному наследию;
• информирование общественности;
• воссоздание (возведение утраченного) или восстановление (реставрация) культурного наследия;
• сохранение культурного наследия (консервация);
• контроль над защитой культурного наследия.
А также можно выделить специальные принципы охраны, определяющиеся спецификой объектов культурного наследия и способами их охраны:
• разрешения на поиск, раскопки археологического наследия;
• обеспечение проведения археологических раскопок и изысканий научными методами и при условии применения неразрушающих методов исследований;
• соблюдение при завершении раскопок правил обеспечения их сохранности, консервации и обработки;
• предотвращение порчи и уничтожения объектов культурного наследия;
• запрещение сноса и переноса архитектурного наследия;
• подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях;
• исследование, идентификация, документирование, повышение роли и передача, главным образом с помощью формального и неформального образования, нематериального культурного наследия.
Развитие международных отношений в направлении поиска новых способов и методов сохранения всемирно значимого наследия, например — систематическая оцифровка объектов наследия, включённого в Список всемирного культурного и природного наследия и в Список нематериального наследия, с целью визуального доступа к ним всех заинтересованных лиц, послужит выдвижению новых принципов их охраны и использования.
Российская Федерация признает все принципы международной охраны всемирного культурного наследия. Законодательство Российской Федерации охватывает практически все виды и формы охраны культурного и природного наследия, оно направлено на уважение и почитание культурной автономии этнических общностей. Федеральное и региональное законодательство России предусматривает охрану движимых и недвижимых объектов культурного и природного насле-
дия, в том числе охрану окружающей среды и территорий, образцов флоры и фауны, музейных предметов, книжных памятников, архивных документов, включая порядок использования культурного наследия в целях воспитания, образования и развития настоящего и будущего поколений. Современное
Примечания
1. Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке [электронный ресурс] / Московско-Петербургский Философский клуб: [веб-сайт]. Электрон. дан. Москва : Летний сад, 2010. 160 с. URL: http://philosophicalclub.ru/ content/docs/rp/rp.html
2. Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2004. № 6. Ноябрь—декабрь.
3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. № 3. 8 февраля. Ст. 54.
4. Всемирное наследие ЮНЕСКО [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://whc.unesco.org/en/list
5. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи : в 3 томах. Таллинн : Александра, 1992. Т. 1.
6. Конвенция об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml
7. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. Москва, 1994.
8. Свод нормативных актов ЮНЕСКО : Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации / Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО ; [сост. И. Д. Никулин]. Москва : Междунар. отношения, 1991. 630 с.
9. Федеральный закон РФ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2002030000&docid=43
10. Федеральный закон РФ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 года [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.szrf. ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2006011000&docid=16
11. Федеральный закон РФ № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 года (с изменениями на 30 декабря 2015 года) [Электронный ресурс] // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://docs.cntd.ru/document/ ugolovnyj-kodeks-rf-uk-rf
References
1. Barenboim P., Zakharov A. Pakt Rerikha v XXI veke [The Roerich Pact in the XXI century]. Available at: http://philosophicalclub.ru/content/docs/rp/rp.html
2. Byulleten' OON. Predstavitel'stvo OON v Respublike Belarus' [Bulletin of the United Nations. The UN office in Belarus]. 2004, No. 6, November-December].
3. Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR. 1957, No. 3, February, 8. St. 54.
4. World Heritage List. Available at: http://whc.unesco.org/en/list
5. Lotman Yu. M. Pamiat' v kul'turologicheskom osveshchenii [Memory in culturological lighting]. Izbrannye stat'i, v 3 tomakh. Tom 1 [Chosen articles, in 3 vol. Vol. 1]. Tallinn, Aleksandra Publ., 1992.
6. Convention on the Protection of the Underwater Cultural Heritage. Available at: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml
7. Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR i Rossiiskoi Federatsii. Vyp. XLVII [Collection of international treaties of the USSR and the Russian Federation. Issue XLVII]. Moscow, 1994.
8. Nikulin I. D., comp. Svod normativnykh aktov IuNESKO: Konventsii i soglasheniia, rekomendatsii, deklaratsii [Set of regulations of UNESCO: Conventions and agreements, recommendations, declarations]. Moscow, Publishing House "International Relations", 1991. 630 p.
9. The federal law of the Russian Federation No. 114-FZ "About counteraction of extremist activity" of 25.07.2002. Available at: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2002030000&docid=43
10. The federal law of the Russian Federation No. 35-FZ "About counteraction to terrorism" of 6.03.2006. Available at: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=2006011000&docid=16
11. The federal law of the Russian Federation No. 63-FZ "The criminal code of the Russian Federation" of 13.06.1996 (with changes for December 30, 2015). Available at: http://docs.cntd.ru/document/ugolovnyj-kodeks-rf-uk-rf
состояние развития российского законодательства позволяет заявить о возможности унификации основных принципов и методов охраны и использования культурного и природного наследия, а также о возможности систематизации правовых норм для создания Кодекса наследия.