Научная статья на тему '16-я конференция Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы»'

16-я конференция Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Библиотечная Ассоциация / Всероссийский библиотечный конгресс / подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы / Информационная культура личности / опыт КемГУКИ / a person's information culture / Russian library association / Russian Library Congress / teaching library and information sphere staff / KemGUKI experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилко Ирина Семеновна

Об участии делегации КемГУКИ в работе Всероссийского библиотечного конгресса и 16-й ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. Обсуждение вопросов подготовки библиотечно-информационных кадров эпохи Интернет, формирования медиаграмотности и информационной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилко Ирина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On KemGUKI delegation having participated in the work of Russian Library Congress and the 16<sup>th </sup>annual Russian Library Association Conference. Discussion of some aspects of library and information staff teaching in the age of the Internet, of a person's media literacy and information culture formation.

Текст научной работы на тему «16-я конференция Российской библиотечной ассоциации «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы»»

ния с коллективом НИИ, но и искренне болеющие за состояние дел в сфере образования.

С общим анализом кризисных проблем сферы образования в стране на фоне активно внедряющихся реформационных проектов и процессов глобализации на кон -ференции выступила профессор Е. В. Уша -кова из Барнаула. Проф. О. Б. Майер (Новосибирск) не только продолжил данную линию рассуждений, но и обрисовал основные черты своей концепции понимания сущности образования как основного фактора общественной адаптации через воспроизводство определенного типа личности. Одновременно он предложил участие в исследуемой им теме о современной эпистемологии философии образования и в разработке соответствующего понятийного аппарата. В рамках телемоста с коллегами из Украины на конференции выступил давно сотрудничающий с журналом проф. М. В. Жук, подчеркнувший роль журнала и поднимаемой им тематики в условиях гло -бализации, информационных революций, инноваций и социальных транзитов современности. Проф. Н. П. Чупахин (Томск) остановился на оригинальном аспекте -рассмотрении происходящих процессов с точки зрения логической семантики. При этом он выстраивал аргументы на основе терминологического анализа принимае-

мых законов в области образования и отметил, что проводящиеся сверху реформы предполагают фактически полную неопределенность. Затем несколько выступающих дали критику ряда параметров Болонского процесса и, в частности, компетентност-ного подхода, заложенного в его основы. В завершение обсуждения Л. В. Пугачев резюмировал многие позиции, остановившись на анализе правовой основы реформы образования, которая, по его мнению, вразрез с исторической традицией, включает эту сферу в гражданско-правовые отношения (в разряд услуг), которые уже потом должно закреплять государство. Тем самым с государственных органов снимается их конституционная обязанность обеспечения прав граждан в этой области. В качестве истоков должны, наоборот, рассматриваться государственные обязательства, составляющие фундамент всех других правоотношений в образовании.

КемГУКИ на данной конференции представлял профессор кафедры культурологии В. И. Марков, выступивший с пленарным докладом на тему «Культурология в системе гуманитарного образования», в котором обрисовал свои представления об особой роли и особой ответственности культурологических предметов в образовательно-воспитательном процессе.

И. С. Пилко

16-я КОНФЕРЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ «РОССИЙСКОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ СООБЩЕСТВО: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Об участии делегации КемГУКИ в работе Всероссийского библиотечного конгресса и 16-й ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. Обсуждение вопросов подготовки библиотечно-информационных кадров эпохи Интернет, формирования медиаграмот-ности и информационной культуры личности.

Ключевые слова: Российская библиотечная ассоциация, Всероссийский библиотечный конгресс, подготовка специалистов библиотечно-информационной сферы, информационная культура личности, опыт КемГУКИ.

ISSN 2078-1768

ВЕСТНИК КемГУКИ 15/2011

I. S. Pilko

16th RUSSIAN LIBRARY ASSOCIATION CONFERENCE: «RUSSIAN LIBRARY COMMUNITY: AIMS AND PROSPECTS»

On KemGUKI delegation having participated in the work of Russian Library Congress and the 16th annual Russian Library Association Conference. Discussion of some aspects of library and information staff teaching in the age of the Internet, of a person's media literacy and information culture formation.

Keywords: Russian Library Association, Russian Library Congress, teaching library and information sphere staff, a person's information culture, KemGUKI experience.

22-27 мая 2011 года в Тюмени состоялся Всероссийский библиотечный кон -гресс и 16-я ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации (РБА). Тема конференции - «Российское библиотечное сообщество: цели и перспективы». КемГУКИ на этой конференции представляла делегация в составе: ректор, доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Куд -рина; проректор по учебной работе, доктор педагогических наук, профессор И. С. Пилко; директор НИИ ИТ СС, доктор педагогических наук, профессор Н. И. Ген -дина; директор Института информационных и библиотечных технологий, старший научный сотрудник НИИ ИТ СС, кандидат педагогических наук, доцент О. И. Ал-дохина.

Кемеровская делегация приняла активное участие в мероприятиях конгресса: обсуждении «Приоритетов развития Российской библиотечной ассоциации на 2011-2015 гг.», выборах президента и членов Совета РБА на период 2011-2014 гг., работе секций библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования; центральных библиотек субъектов Российской Федерации; библиотек высших учебных заведений; специальных библиотек по обслуживанию людей с ограничениями жизнедеятельности; просмотре выставки издательской продукции, новых информационных технологий, продуктов, това-

ров, услуг. Состоялись конструктивные встречи с коллегами из Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

25 мая 2011 года директор НИИ ИТ СС КемГУКИ профессор Н. И. Генди-на принимала участие в работе научно-практического семинара «Формирование медиа- и информационной грамотности -императив ХХ1 века», который проходил в Тюменском государственном университете. Семинар был организован Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Н. И. Гендина выступила с ключевым докладом «Информационная грамотность и информационная культура личности: российский и международный форматы решения проблемы подготовки граждан к жизни в информационном обществе», ответила на вопросы, касающиеся проблем информационной подготовки граждан в России.

В рамках семинара состоялась оживленная дискуссия и обмен опытом представителей вузовских, публичных, школьных библиотек Иркутска, Барнаула, Тюмени, Омска и других городов, внедряющих разработанные в НИИ ИТ СС учебные программы по курсу «Основы информационной культуры личности». Все они

отметили востребованность, высокое качество и практическую полезность учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности, созданных в НИИ ИТ СС КемГУКИ.

25 мая 2011 года программой конференции было предусмотрено специальное мероприятие «День Кемеровского государственного университета культуры и искусств на конференции РБА», которое состоялось в Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева при полном аншлаге. Его тема «Библиотекарь эпохи Интернет. Кемеровская библиотечная школа и профессиональное сообщество: грани взаимодействия». Мероприятие имело целевую установку:

- познакомить с достижениями кемеровской библиотечной школы, образовательная программа которой включена в разряд лучших образовательных программ инновационной России 2010г.;

- поделиться опытом многолетнего взаимодействия КемГУКИ с профессиональными библиотечными ассоциациями: ИФЛА, РБА, РШБА, а также с крупнейшими библиотеками РФ и Сибири;

- предложить механизм формирования стандарта библиотечной профессии;

- показать, как овладение технологией формирования информационной грамотности и информационной культуры личности связано с переосмыслением профессии библиотекаря и реализацией библиотекой образовательной функции в информационном обществе;

- осветить подходы к проектированию контента сайтов библиотек, основанные на результатах многолетних исследований НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ;

- обсудить идеи совместных научных и образовательных проектов, которые позволят изменить кадровую ситуацию в отрасли;

- выработать конструктивную позицию по вовлечению вузовского сообщества в реализацию Приоритетов развития РБА на 2011-2015 гг.

В рамках Дня КемГУКИ были представлены следующие доклады и презентации:

1) Кудрина Е. Л. Вуз и профессиональные библиотечные ассоциации: ракурсы социального партнерства;

2) Пилко И. С., Алдохина О. И. Кто он, библиотекарь XXI века: компетент-ностная модель специалиста и подходы к ее реализации в КемГУКИ;

3) Пилко И. С. Технологический подход к библиотеке как научная методология и практическая идеология;

4) Гендина Н. И. Информационная культура личности как индикатор профессиональной состоятельности и интеллектуальной мобильности библиотекаря эпохи Интернет;

5) Гендина Н. И., Алдохина О. И. Библиотеки в зеркале Интернет: проблемы создания и эксплуатации электронных ресурсов.

Представленные презентации и доклады вызвали живой интерес аудитории и желание сотрудничать с КемГУКИ в плане проведения научных исследований, реализации творческих проектов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров информационного общества. Участники мероприятия оценили его как «великолепное интеллектуальное шоу», мастер-класс для коллег и единомышленников, которых оказалось достаточно много на тюменской земле. На память о встрече Е. Л. Кудрина подарила Тюменской областной научной библиотеке им. Д. И. Менделеева и библиотеке Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий комплект научных, учебных и художественно-творческих печатных и электронных изданий, подготовленных в КемГУКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.