Научная статья на тему 'Вектор архитектурного образования - прагматизм или концепция'

Вектор архитектурного образования - прагматизм или концепция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вектор архитектурного образования - прагматизм или концепция»

Вюник ПДАБА

ВЕКТОР АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -ПРАГМАТИЗМ ИЛИ КОНЦЕПЦИЯ

В. И. Большаков, д. т. н., проф., Н. В. Савицкий, д. т. н., проф., А. В. Челноков, к. т. н., проф., П. Н. Саньков, к. т. н., доц.

Актуальность темы конференции: рассмотрение определённого способа, выработка коллективной точки зрения на понимание основных задач и цели процесса архитектурного образования в вузах страны. Конференция поможет обозначить ведущий замысел иконструктивный принцип в научно-технической деятельности архитектурных школ Украины.

Постановка проблемы. Одно из важных заданий отечественного архитектурного образования - осмысление прошлого и настоящего Украины как неотъемлемой составляющей европейского и всемирного исторического процесса.

Цель и задачи конференции. Цель настоящей конференции - систематизировать весь представленный материал и на базе комплексного анализа последнего реконструировать процесс развития в градостроительном, типологическом, архитектурно-пространственном, конструктивно-техническом и художественном аспектах, а также разработать рекомендации по его дальнейшему развитию, продвижению и экспонированию на реальные объекты проектирования, строительства и реконструкции.

Не стоит забывать, что превознесение опыта и признание единственным критерием продвижения вперед практики в социально-политической области неизменно послужит апологетическим целям для оправдания политической концепции развития нашей страны, способствующей укреплениюсуществующего положения Украины. Другими словами, на конференции необходимо рассмотреть накопленный положительный опыт развития архитектурного образования, проанализировать результаты развития архитектурных школ и определить основные направления развития их в нашей академии с трансформацией на все школы в Украине.

В настоящее время известно достаточно много проектных предложений по созданию городов далекого будущего. Известно множество примеров реализованных и нереализованных городов будущего, которые запроектированы «с нуля». Но все эти проекты, как правило, не учитывают предстоящих этапов развития человечества. Самое главное, они запроектированы без учета новых потребностей человека. Отсутствует комплексный подход к проектированию и нет согласования с тенденциями и направлениями научных достижений в различных областях человеческих знаний. Ведь мы все на планете живем в период перехода от нынешней урбанизации к экологически сбалансированному и образованному обществу. Человек в последние десятилетия становится все более адаптированным к конкретной местности, региону, стране. Для разработки концепции в архитектуре и уходу от прагматизма в наших стремлениях и ожиданиях требуется полноценный научно обоснованный прогноз на период между настоящим и очень далеким будущим.

Но цели и задачи лишь определяют курс, не давая прогнозирования на среднесрочную перспективу (50 - 70 лет), не говоря уже о более далекой перспективе. Поэтому архитектору при проектировании приходится больше иметь дело с поэтапным планированием. Такое поэтапное планирование с учетом принципов устойчивого развития представляет собой большие трудности еще и потому что у каждого государства они будут своими, в зависимости от проводимой политики развития страны, природных и климатических условий. Затруднительным является и тот факт, что в широкую стратегию осуществления устойчивого развития включились не все страны мира. А среди тех, кто подписал декларацию, многие до сих пор не имеют утвержденной программы устойчивого развития страны.

С одной стороны, есть возможность достаточно точно спрогнозировать функционально-технологические новации, способные стать основой новых типов организации среды жизнедеятельности. С другой, отсутствует ясное понимание того, какой будет социально-экономическая база общественного развития через 70 лет. Но в современных условиях специалисты социологии, демографии и градостроительства предлагают нам очень много разнохарактерных моделей развития общества в будущем.

Важно соединить все составляющие, чтобы получить единый и, самое главное, логичный и обоснованныйрезультат «недалекого будущего». И только потом, собрав и проанализировав прогнозы специалистов разных областей науки, попытаться составить архитектурный прогноз

№ 1 - 3 Ычень - лютий - березень 2012

будущего развития, адаптированный к условиям в Украине.

Человечество осознало безвыходность нынешнего потребительского способа отношения к жизни. В настоящее время во многих странах началась реализация принципов устойчивого развития. Но поэтапное планирование с учетом принципов устойчивого развития представляет собой большие трудности. Важно соединить прогнозы специалистов разных областей науки, чтобы получить единую обоснованную модель развития общества. Эти тенденции дают основные направления градостроительно-экологической трансформации среды.

В мире уже сформированы понимание и общественная мысль относительно необходимости сбалансированного научно-технического развития общества и охраны окружающей естественной среды, то есть понимание необходимости подходить системно к удовлетворению потребностей человечества. Основу системного подхода составляет учет экологических последствий технологического обеспечения таких потребностей на всех направлениях человеческой деятельности: политических, законодательных, управленческих, экономических, хозяйственных и технических, а также инфраструктурных уровнях: человек, семья, предприятие, область, регион, государство. Это зафиксировано во Всемирной программе действий на XXI век, принятой на конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития, которая проходила в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В ней, в частности, подчеркнуто, что большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется еще бессистемно и не согласованно, а также в ней отсутствуют механизмы обеспечения, осуществления законов и их корректирование.

Системный подход представляется не только эффективным инструментом любой деятельности, но и средством мышления, философией жизни. Он имеет уже свою теоретическую, правовую и практическую базу. В странах с развитой экономикой он приобрел развитие в виде процессного подхода, т. е. в виде реинжиниринга бизнес-процесса. Но это все не наш опыт, а опыт государств с развитой рыночной экономикой. Однако следует подчеркнуть, что этот опыт есть скорее системно-экономический с учетом экологических требований, чем системно-экологический с учетом экономических потребностей. Общепризнанно, что самое незнание и неумение применить на практике системный подход сдерживает экономические реформы в Украине.

Перспективы для продуктивной концептуальной работы всех участников конференции представляются в возможности:

- представить и обсудить исследования, способствующие формированию концепций развития архитектурного проектирования в Украине в области градостроительства и архитектуры;

- установить взаимосвязь этих исследований с другими областями научных знаний;

- подтвердить, что именно через преобразование социальных процессов идет реорганизация архитектуры, которая является средством отражения культуры и связана, в первую очередь, с общественными преобразованиями;

- проследить, как в проектах с новейшими технологиями, но со «старыми» потребностями, учитываются факторы трансформации общества и прослеживается адаптация к нынешним условиям;

- при разработке таких проектов учитывать научные прогнозы всех отраслей науки и в первую очередь использовать позитивные модели социальных трансформаций общества;

- дальнейшие исследования в этой области в первую очередь направить на поиск «своеобразных точек роста» между архитектурой и социологией.

Вывод. На конференции предстоит провести всестороннее обсуждение экологических аспектов модернизации процесса архитектурного проектирования с применением общей методологии системного подхода таким образом, чтобы системно-экологический подход могли использовать все преподаватели и студенты в практике проектирования как объектов нового строительства, так и в условиях реконструкции архитектурной среды. Причем на конференции системно-экологический подход предстоит рассматривать в противоположность технократическому подходу и мышлению, которые доминировали раньше и по инерции еще продолжают доминировать у разного уровня представителей (а особенно руководителей) предприятий, организаций. Особое внимание уделить тому, что этот подход противоположен вульгарной трактовке рыночных отношений, которая наносит большой ущерб и экономике, и естественным ресурсам страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.