Научная статья на тему 'Политика в области образования в странах европейского союза'

Политика в области образования в странах европейского союза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2317
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонян Н.А.

Данная статья посвящена изучению современных тенденции политики стран Европейского союза в области образования. Актуальность данной работы обусловлена особой значимостью образования как института, обеспечивающего стабильную и развивающуюся экономику, являющегося средством борьбы за лидерство, оказывающего влияние на расстановку политических сил в мире. Автором предпринята попытка выяснить приоритетные направления деятельности стран Европейского союза в сфере образования в рамках новой стратегии экономического развития «Европа 2020»; проанализировать процессы интеграции и создания единого образовательного пространствав Европе; определить текущие задачи ряда стран по преодолению возможных проблем, связанных с системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политика в области образования в странах европейского союза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 354

Н.А. Тонян

Магистрантка Факультет управления и психологии Кубанский государственный университет Г. Краснодар, Российская Федерация

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Аннотация

Данная статья посвящена изучению современных тенденции политики стран Европейского союза в области образования. Актуальность данной работы обусловлена особой значимостью образования как института, обеспечивающего стабильную и развивающуюся экономику, являющегося средством борьбы за лидерство, оказывающего влияние на расстановку политических сил в мире. Автором предпринята попытка выяснить приоритетные направления деятельности стран Европейского союза в сфере образования в рамках новой стратегии экономического развития «Европа 2020»; проанализировать процессы интеграции и создания единого образовательного пространствав Европе; определить текущие задачи ряда стран по преодолению возможных проблем, связанных с системой образования.

Ключевые слова

Образование, политика в сфере образования в Европе, единое образовательное пространство.

Экономический кризис 2008г. поставил перед странами Европейского союза задачу утверждения новой социально-экономической программы, которая бы отражала реальные финансовые возможности стран в осуществлении процесса интеграциии достижении целей «Лиссабонской стратегии» в части ускорения модернизационных реформ и утверждения авторитетных позиций стран ЕС в мире.

В связи с этим, в марте 2010 г. была одобрена новая стратегия экономического развития на период следующего десятилетия - «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».

Один из блоков данной программы - «Движение молодежи», направлен на повышение результативности систем образования и привлечение молодежи на рынок труда. В рамках данного направления работа проводится на двух уровнях: региональном - Европейской комиссией на территории ЕС в целом, и локальном (национальном) - непосредственно государствами-участниками. Наиболее приоритетными задачами регионального уровня являются усиление интеграционных процессов с целью формирования единого образовательного пространства на базе стран ЕС, повышение уровня мобильности студентов, а также общее реформирование систем образования (в области финансирования, порядка управления, методического сопровождения). Задачи локального уровня более узкие: обеспечение необходимого уровня инвестирования денежных средств; увеличение результативности и улучшение качества образования на всех уровнях за счет изменения национальных стандартов, развития профессиональных навыков и повышения квалификации преподавателей; повышения доступности и открытости образовательных систем.

Конечная цель, обусловленная решением этих задач - это формированиена базе ЕС единого высококачественного образовательного пространства, «сращивание национальных образовательных систем на основе согласованной межгосударственной образовательной политики» [8]. Достижение этой цели необходимо для создания открытого европейского рынка труда, который бы систематически пополнялся квалифицированными «человеческими ресурсами», обеспечивая тем самым стабильное социально-экономической развитие.

На основе анализа процесса модернизации европейского образования М. де Мартино в качестве одного из основных направлений выделяет деятельность, направленную на усиление интеграции и слияния отдельных сегментов национальных систем образования [6, с. 88]. Подобное сближение образовательных систем начинается еще на стадии дошкольного образования, которое постепенно набирая свою значимость, становится самостоятельной ступенью образовательного процесса.

174

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Прием в детские сады, как правило, осуществляется с трех лет (в Бельгии и Франции - с двухлетнего возраста) и длится, в среднем 3 - 4 года, то есть до поступления в школу. Подготовке к школе отводятся последние 1 - 2 года обучения, когда дети уже способны работать в коллективе и обладают в небольшой степени усидчивостью. Таким образом, охват дошкольным образованием детей в возрасте 4-5 лет достигает 90 - 100% [9].

Наиболее заметные интеграционные изменения на стадии среднего общего образования происходят за счет корректировки некоторых основных параметров организации школьного процесса: продолжительности обучения, системы образования и т.д. Так, например, в 90% государств общая продолжительность обучения составляет 12 лет (Испания, Франция, Швеция), но в то же время, в ряде стран еще сохраняется 13-ти летний срок (Великобритания, Италия). Господствующая в европейских странах трехуровневая система среднего образования включает в себя начальную, младшую среднюю и старшую среднюю школы, при этом, длительность обучения на каждой стадии в разных странах неодинакова. Только в Дании, Финляндии и Швеции начальное образование вообще не выделяется в самостоятельную стадию, а входит в базовую ступень, продолжительностью 8-9 лет.

Важным направлением сближения является тенденция уменьшения возраста начала обучения с 7 до 6 лет и ниже, а также увеличения продолжительности срока обучения. Так, в Люксембурге дети поступают в школы с 4-х, в Великобритании и Нидерландах - с 5 лет.

Конечно, начальное и среднее образование очень важны, так как в этот период у детей закладываются базовые знания, представления об окружающем мире, формируются будущие профессиональные интересы и предпочтения, но все же стадия высшего образования несет в себе большую значимость, поскольку непосредственно осуществляет подготовку квалифицированных кадров [5].

Средняя доля государственного финансирования высших учебных заведений в период с 2000 по 2011 гг. сократилась с 73,7% в 2000 г. до 69,1% в 2005 г., а затем вопреки положениям Стратегии - до 68,3% в 2011 г. (среди 20 стран Организации экономического развития и сотрудничества (далее - ОЭСР), по которым имеются данные за все годы). Эта тенденция сложилась под влиянием тех европейских государств, где активизировалось инвестирование частными предприятиями посредством предоставления грантов для оплаты обучения в высших учебных заведениях. Доля частного финансирования в рассматриваемый период увеличилась в среднем на 6 процентных пунктов.

Из-за отсутствия достаточного финансирования и возникающих вследствие этого проблем критике со стороны ОЭСР неоднократно подвергалась Германия. В 2012 г. общие расходы на образование, научные исследования и науку в ФРГ составили 247 400 млрд. евро или 9,3% от ВВП. Поставленная задача повысить объем расходов к 2015 году до 10% от ВВП, как отмечают в Министерстве образования и научных исследований Германии, не достигнута до сих пор.

Стоимость обучения в государственных учреждениях университетского уровня для отечественных студентов по программам первой степени (бакалавриат) достаточно дифференцирована. Так, например, в Дании, Исландии, Норвегии, Польше, Словении, Финляндии и Швеции обучение бесплатное, еще в одной трети стран стоимость варьируется в размере до 1 500 USD (Испания, Италия), в остальных государствах оплата может достигать нескольких десятков тысяч долларов. Программы второй и последующих степеней, как правило, не намного выше по стоимости. Исключение составляет, пожалуй, только Великобритания.

Вообще вопрос о стоимости обучения всегда оставался одним из самых дискуссионных. В связи с этим, начиная с 1995 г., в 14 европейских странах произошли реформы в оплате за обучение, в результате чего во всех этих странах, за исключением Исландии и Словацкой Республики, теперь действуют программы поддержки студентов. Продолжая эту линию и сегодня, Правительство Франции учредило специальный фонд для поддержки организации внеклассных мероприятий, введена фиксированная надбавка в размерах, приблизительно равных 40 евро на одного ученика, или 90 евро на одного студента на 2015-2016 гг. Точные суммы определяются индивидуально, в отношении каждого муниципалитета.

Более половины выделяемых для финансирования высшего образования средств тратятся на оплату труда педагогов. Средняя заработная плата учителей с пятнадцатилетним стажем в странах ОЭСР в зависимости от ступени образования варьируется от 37 350 до 42 861 евро в год [5]. Самый высокий уровень средней заработной платы в Люксембурге - 67 841 евро, на втором месте Германия - 42 610 евро, на третьем

175

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

- Ирландия с 39 917 евро. Самые низкие заработные платы в Эстонии, Словакии, Венгрии - около 9 - 9,5 тысяч евро. С ростом профессионального стажа, соответственно, изменяется уровень оплаты. Так, в Австрии, Венгрии, Ирландии наличие стажа от 15 до 35 лет увеличивает уровень начальной зарплаты в два раза. Самый низкий процент надбавки - в Латвии, всего 4%.

Установление уровня оплаты в странах Европы находится в ведении различных органов. В Германии этим занимаются региональные органы власти, в Испании - частично задействованы муниципалитеты, в Финляндии и Швеции размер оплаты устанавливается с учетом мнения профсоюзов.

Для изучения и измерения достижения стран мира в сфере образования ежегодно подводится Рейтинг эффективности национальных систем образования. Рейтинг рассчитывается по двум группам показателей, включающих когнитивные навыки (исследование качества чтения и понимания текста; качество математического и естественнонаучного образования; оценка достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment); уровень образования - индекс грамотности населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образование. Согласно полученным данным

2014 года [7], самой эффективной системой образования среди европейских стран обладает Финляндия (5е место), сразу за ней Великобритания,Нидерланды, Италия, Польша. В двадцатку попали Дания, Германия, Бельгия, Чехия, Швейцария. Первенство в данной области принадлежит странам азиатского региона -Южной Корее, Японии, Сингапуру, Гонконгу.

Основная причина такого распределения позиций - кадровая проблема, которая проявляется в нескольких различных аспектах. Так, в Германии, на 2012 год 37% преподавательского состава университетов уже достигли 50-летнего возраста, в школах эта цифра выше на 48%. Таким образом, в ближайшее время может возникнуть потребность в замене кадров, однако, найти такое же количество квалифицированных педагогов более молодого возраста довольно затруднительно.

Согласно данным Статистического управления Норвегии, 20% учителей математики, 14% учителей норвежского языка и 40% преподавателей английского языка в начальных и средних школах не являются квалифицированными специалистами. Правительство страны намерено исправить эту ситуацию посредством первоначального внедрения и дальнейшего финансирования программы непрерывного образования учителей. С осени 2015 года 5050 педагогов смогут пройти курсы повышения квалификации. В общей сложности, только в 2015 году планируется инвестировать более 1,2 млрд. норвежских крон. Кроме того, свои навыки смогут улучшить и учителя, обладающие необходимой квалификацией - с осени

2015 года будут введены два пилотных проекта по внедрению новых путей карьерного роста учителей. С 2017 года в качестве обязательного требования при приеме на работу в качестве педагога будет учитываться наличие степени магистра [1].

По итогам опубликованного весной 2015 года ОЭСР доклада оказалось, что Швеции не удалось улучшить свою образовательную систему, несмотря на ряд проведенных в последние годы реформ [4]. В докладе говорится о том, что показатели страны снизились и стали ниже среднего. Ни в одной другой стране, в которой проводит свою работу ОЭСР, не было такого резкого негативного падения. По итогам тестирования 2012 года, Швеция занимает 28-е место среди 34 стран, принявших участие в рейтинге оценивания образовательных достижений учащихся PISA, в области математики, 27-е по чтению и 27-е в науке. Кроме того, исследователи констатировали общее ухудшение дисциплины.

По мнению ОЭСР, коренная причина состоит в отсутствии должного признания в обществе профессии, нежелании среди молодежи работать по данной специальности. Согласно проведенным опросам, несмотря на высокую удовлетворенность работой, только 5% учителей и преподавателей считают, что их профессия ценится в обществе. Только половина (53%) учителей начальной школы ответили, что выбрали бы ту же карьеру. В качестве отрицательных факторов учителя указывают на высокую степень загруженности и относительно низкие зарплаты. Таким образом, повышение качества и привлекательности профессии является одним из приоритетных направлений реформирования в Швеции. В связи с этим, предлагается внедрять целевое финансирование на основе критериев, определяемых муниципалитетами и школами в целях обеспечения справедливогои согласованного финансирования школ.

Как мы видим, процессы интеграции и создания единого высококачественного пространства на территории Европейского Союза, начатые еще в конце прошлого столетия, до сих пор не завершены.

176

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Однако, странами-участницами ЕС принимаются активные меры для того, чтобы максимально унифицировать обучение на стадиях получения дошкольного, начального и среднего школьного, а также высшего образования. Кроме того, значительное внимание уделяется решению текущих проблем - по обеспечению необходимого финансирования, осуществлению поддержки студентов, привлечению новых кадров, а также внедрению программ непрерывного образования для работающих преподавателей.

Список использованной литературы:

1. Facts about education in Norway 2015 http://www.ssb.no/en/utdanning/artikler-og-publikasjoner/facts-about-education-in-norway-2015?fane=om#content

2. Les enseignants sont-ils bien payes en France. 2014. Mai 16. Adzuna blog. Retrieved from http://www.adzuna.fr/blog/2014/05/

3. OECD. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. 2014. March 20. Retrieved from http://www.oecd.org/education/eag.htm

4. Sweden should urgently reform its school system to improve quality and equity. 2015. May 04. Retrieved from http://www.oecd.org/newsroom/sweden-should-urgently-reform-its-school-system-to-improve-quality-and-equity.htm

5. Бориско О.А., Решетнякова В.А. Игровые технологии как средство адаптации первокурсников в университетской среде // Наука: прошлое, настоящее, будущее. 2015. С. 127-129.

6. Де Мартино М. Глобализация, европеизация и интернационализация в системе высшего образования: пример Италии. Человек. Сообщество. Управление. 2014. №3 (43) 83-95.

7. Рейтинг эффективности национальных систем образования. Центр гуманитарных технологий,

информационно-политический портал. Режим доступа: http://www.gtmarket.ru/ratings/education-

index/ education-index-info.ru

8. Савина А.К. Развитие европейской системы образования в III тысячелетии // Образование в России, 2013.C. 29-32.

9. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире. Москва: РУДН, 2008.

© Н А. Тонян, 2015

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.