Научная статья на тему 'Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства'

Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1057
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЮМЕ / ПОРТФОЛИО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / CURRICULUM VITAE (CV) / PORTFOLIO / COMPETITIVENESS / PROFESSIONAL / PERSONAL / SOCIAL COMPONENTS OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Дари Викторовна

Статья посвящена некоторым проблемам трудоустройства выпускников вуза. Проанализированы различные типы резюме. Предложена структура портфолио, разработанная в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» в г. Калининграде, обеспечивающая формирование основных составляющих конкурентоспособности выпускников управленческих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive portfolio as a condition of successful of graduate's job placement

The article is devoted to an actual problem of job placement of graduated students. There are analyzed the various types of CV. The portfolio structure, which was developed by the department of the Kaliningrad branch of the Russian State Humanitarian university, provides formation of the basic competitiveness components of graduates of an administrative specialization.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства»

с

N

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

Д.В. ШЕСТАКОВА, зам. начальника Конкурентоспособное

отдела качества образования портфолио как условие

Российский государственный ^

гуманитарный университет успешн°г°

(филиал в г. Калининграде) трудоустройства

Статья посвящена некоторым проблемам трудоустройства выпускников вуза. Проанализированы различные типы резюме. Предложена структура портфолио, разработанная в филиале ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет » в г. Калининграде, обеспечивающая формирование основных составляющих конкурентоспособности выпускников управленческих специальностей.

Ключевые слова: резюме; портфолио; конкурентоспособность; профессиональная, личностная, социальная составляющие конкурентоспособности.

Трудоустройство выпускника - актуальная проблема, которая требует не только государственных решений, но и совместных усилий вузов и работодателей, что продиктовано временем и социально-экономическими преобразованиями в стране. В настоящее время учебные заведения не обеспечивают гарантированного места работы, система распределения упразднена, и выпускникам вузов приходится самим заниматься трудоустройством.

Согласно статистическим данным, основным требованием работодателей к выпускникам является наличие опыта работы [1]. В целом и вузы, и компании отмечают тенденцию к значительному снижению потребности в молодых специалистах. Более трети опрошенных руководителей компаний (38%) не готовы трудоустраивать выпускников, более половины руководителей учебных заведений (56%) говорят о повышенных сложностях в трудоустройстве [2]. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отмечает ухудшение положения с трудоустройством выпускников вузов по сравнению с 2009 г. [3].

Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментальность их знаний, но и способность к инновациям, расширению

сферы деятельности, готовность к непрерывному самообразованию. К управленческому персоналу работодатели чаще всего предъявляют повышенные требования: обладание знаниями в сфере новых технологий, умение принимать ответственные решения, готовность криску, коммуникативные навыки, высокая степень гибкости, умение работать с различными системами мотивации, умение руководить людьми и т.д. [4]. Между тем одной из важнейших особенностей современного рынка труда является скрытая безработица. Особенно сложная ситуация складывается с молодежью, только вступающей в трудовую жизнь, так как, получив азы профессиональных знаний и умений, она не может конкурировать с кадровыми работниками. Кроме того, молодой специалист часто не в состоянии осуществить грамотную самопрезентацию, акцентировать внимание руководителя на сильных сторонах своей личности и профессиональных умениях и, как правило, проигрывает в конкурентных отношениях даже менее талантливому, но просто имеющему опыт работы соискателю [5].

Описанная ситуация с трудоустройством выпускников учреждений высшего профессионального образования предполагает необходимость выработки принци-

92

Высшее образование в России • № 6, 2012

пиально новых организационных и методических подходов в работе вуза.

Процедура трудоустройства состоит из двух основных этапов. Первый - это конкурс резюме. На данном этапе играют роль опыт предшествующей работы и степень образованности. Второй - собеседование, с помощью которого производится предварительная оценка соответствия претендента конкретным требованиям, профессиональным и корпоративным компетенциям; оцениваются лидерские и управленческие качества, знание языка, уровень стрессоустой-чивости, стиль одежды, чистота речи и т.д.

Остановимся на такой важнейшей составляющей процедуры трудоустройства, как резюме, - именно на основе этого документа создается первое впечатление работодателя о соискателе, зачастую определяющее выбор кандидата. Резюме - это краткая профессиональная самооценка кандидата на какую-либо вакансию, содержащая информацию о его профессиональных достоинствах, квалификации и трудовом опыте, это его визитная карточка и презентация. Работодатели нередко указывают на неумение составлять резюме; из 100 присланных резюме 80 составлены некорректно или содержат недостаточное количество информации. Они отмечают, что выпускники часто не заполняют пункт «дополнительные сведения», где можно описать свои умения и навыки, приобретенные во время обучения или стажировок, а заполненные сведения не отражают целостного представления о соискателе [6]. В качестве рекомендаций организации, занимающиеся трудоустройством выпускников, указывают, что резюме должно быть структурированным, доказательным и законченным; его содержание должно полностью соответствовать направлению работы, на которую претендует соискатель.

Исследователи выделяют пять типов резюме: основной, повествовательный, хронологический, функциональный, комбинированный. Первый тип легок в восприятии

и имеет простую структуру, часто предлагается для молодых специалистов, поскольку в большей степени отражает образование и прохождение практики во время обучения. Однако такое резюме не показывает всех достоинств соискателя, имеющихся у него умений и навыков, его профессиональных качеств. Повествовательный тип - это творческая автобиография, не предполагающая деления на пункты. Здесь можно увидеть широту взгляда соискателя на проблематику, умение провести анализ ситуации. Повествовательный тип требует хорошего стиля и глубокого знания профессиональ-ныхпроблем, соискатель может заинтересовать работодателя нестандартностью и творческим подходом. Третий тип резюме указывает места работы и обязанности в хронологическом порядке, образование (формальное и неформальное), курсы повышения квалификации, знание языков, владение компьютерными программами, личностные качества. Такое резюме позволяет показать динамику роста, возможности соискателя, объем и качество должностных обязанностей претендента, но может представить молодого специалиста в невыгодном свете, поскольку тот еще не имеет большого послужного списка. Функциональное, или целевое, резюме составляется на основании профессиональных навыков, опыта и достижений. В таком формате выпускник вуза, не акцентируя внимания на хронологии, может скрыть недостатки и пробелы в профессиональном стаже. Комбинированное резюме несет в себе элементы функционального и хронологического резюме. В нем кратко описывается желаемая должность и компания, профессиональные умения и польза, которую претендент может принести как специалист, подчеркиваются достижения в разных сферах деятельности, при этом основные факты трудовой биографии излагаются в обратном хронологическом порядке. Преимущество этого типа резюме состоит в том, что оно позволяет обратить внимание ра-

Обсуждаем проблему

93

ботодателя на профессионализм соискателя в разных направлениях деятельности и увидеть четкую последовательность этапов трудовой деятельности [7-9].

Сравнивая типы резюме, можно сделать вывод, что наиболее полно показывает конкурентоспособность выпускника вуза функциональное резюме. Оно описывает основные направления деятельности и наиболее важные карьерные достижения претендента, что даст возможность работодателю судить о его профессиональных уст-ремленияхи ориентации на повышение квалификации. В таком резюме выпускник вуза демонстрирует не только свои профессиональные и личностные качества, но и социальную составляющую конкурентоспособности - умение работать с социально значимыми проектами и представления соискателя о социально ответственном бизнесе. Данная структура резюме, отражающая три составляющие конкурентоспособности (профессиональную, личностную и социальную) позволяет сделать резюме молодого специалиста наиболее конкурентоспособным. Как создать такое резюме?

Условием создания конкурентоспособного резюме является систематическое на-

полнение портфолио студента, которое способствует созданию имиджа выпускника, расставляет личные акценты и устанавливает логику. Основной задачей портфолио становится подготовка к профессиональному росту и фиксация всего спектра умений и способностей студента. В рационально выстроенном портфолио учитывается уровень не только профессиональных компетенций, но и всесторонней самореализации молодого специалиста. Корреляция портфолио со структурой конкурентоспособности позволяет создать конкурентоспособное резюме, отвечающее всем требованиям работодателя.

В проведенном автором исследовании разработана структура портфолио, отражающая сущностное наполнение составляющих конкурентоспособности. Содержание конкурентоспособности, способы его формирования и раздел соответствующего пункта резюме отражены в табл. 1.

Портфолио, включающее в себя три составляющие (профессиональную, личностную и социальную),будет способствовать приобретению опыта деловой конкуренции, развитию профессиональных компетенций и умению объективно оценивать

Таблица 1

Составляющая конкурентоспособности Сущностное наполнение портфолио Раздел резюме

Профессиональная Освоение образовательной программы (грамоты, дипломы) Профессиональные достижения (образование, специальность, квалификация, прохождение практик и стажировок, профессиональный опыт работы)

Научно-исследовательская деятельность (участие в научно-практических конференциях)

Прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Личностная Участие в психологических тренингах Личные данные (личные характеристики, профессиональные цели, карьерные устремления)

Работа в центре самореализации, школе молодых лидеров

Социальная Создание и реализация социально значимых проектов Дополнительные сведения (участие и организация социально значимых проектов, волонтерская работа, работа в общественных организациях, реальноигровых кадровых агентствах, студенческих фирмах, ассоциациях молодых предпринимателей)

Установление и развитие молодежных, культурных, деловых, научных, спортивных и личных международных контактов и связей

Работа с новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции

94

Высшее образование в России • № 6, 2012

их уровень, а значит - повышению конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Таким образом, работодатель, рассматривая резюме, составленное на основе такого портфолио, получит целостную картину конкурентоспособности молодого специалиста.

Рассмотрим портфолио выпускника направления бакалавриата «Менеджмент», разработанное в филиале Российского государственного гуманитарного университета (г. Калининград).

Профессиональная составляющая портфолио демонстрирует владение студентом соответствующим объемом знаний, умений и навыков, профессиональными функциями менеджера; ориентирует специалиста на освоение необходимого опыта, развитие способностей решать различные профессиональные задачи, проектировать свою профессиональную траекторию.

Личностная составляющая обеспечивается работой в «Школе молодого лидера », которая направлена на формирование у студентов лидерских качеств, организаторских способностей, управленческих умений. В рамках этой школы студенты применяют свои навыки в практической общественно полезной деятельности, создавая и реализуя собственные управленческие проекты. В работе над формированием этой составляющей конкурентоспособности важно развивать умение работать в коллективе, коллегиально принимать решения, нести ответственность за их выполнение. Наполнение личностной составляющей происходит за счет выработки у студентов положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях в отношении будущей профессии.

Полнота и целостный подход к конкурентоспособному портфолио предполагают в том числе и социальную составляющую, которая определяется позицией студента в обществе, его социализацией. Для развития данной составляющей студенты работают в рамках экспериментальной пло-

щадки «Психолого-педагогические основы социализации студентов в образовательной среде вуза и учреждениях дополнительного образования детей ». Она включает в себя создание специальной социализирующей среды, в которой студенты осваивают разные социальные роли в контексте включения в эту среду представителей различных социальных групп, таких как, например, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники учреждений интернатного типа, лидеры молодежных движений и т.д. На базе площадки действует центр демократического самоопределения, целью которого является развитие у студентов гражданской позиции, а также «Реальное игровое профессиональное пространство», где создаются условия по апробации своего профессионального предназначения, приложения своих профессиональных знаний в реальной трудовой деятельности и организации.

Становлению менеджера как специалиста способствует проведение благотворительных акций, концертов, создание проектов социальной защиты населения. Социальная часть портфолио показывает, в какой мере у будущего специалиста сформировано понятие о социальной роли и ответственности.

В целом результаты работы студента в обозначенных направлениях обеспечивают наполнение портфолио информацией о сформированности составляющих конкурентоспособности специалиста. В дальнейшем полное и целенаправленно выстроенное портфолио будет служить основой для составления резюме выпускника при трудоустройстве и продолжении образования.

Литература

1. Коган Е.А. Проблемы трудоустройства вы-

пускников вузов // Высшее образование

сегодня. 2008. № 6. С. 8-12.

2. Алтухов В., Серебряков А. Исследование

Обсуждаем проблему

95

проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда // Вузы и работодатели. 2010. URL: http:// www.profcareer.ru/lib/

articles.php

3. Фурсенко А. Российская ситуация с трудо-

устройством выпускников вузов ухудшилась // Российская газета. 2011. 14 февраля, № 5406.

4. Екомасов В.В. Проблемы трудоустройства

молодых специалистов // Кадры предприятия. 2003. № 3. С. 3-7.

5. Власова А.А. Подготовка выпускников -

будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической

адаптации): Учеб. пособие. Калининград, 2002. 80 с.

6. Рекомендации работодателей: как соста-

вить резюме // Трудоустройство в России. 2010. URL: http://web-resume.com.ua/ articles.html.

7. Тамарская Н.В. Школьный менеджмент

(аспект трудоустройства): Учеб. пособие для менеджеров образования. Калининград, 2002. 33 с.

8. Хангерленд Б. Маркетинг творческого порт-

фолио. М.: КУДИЦ-Образ, 2003. 224 с.

9. Peter D. Weddle Writing a Great Resume. Your

shortcut to success. USA: IDG Books Worldwide, Inc, 2003. 128 p.

SHESTAKOVAD. COMPETITIVE PORTFOLIO AS A CONDITION OF SUCCESSFUL OF GRADUATE’S JOB PLACEMENT

The article is devoted to an actual problem of job placement of graduated students. There are analyzed the various types of CV. The portfolio structure, which was developed by the department of the Kaliningrad branch of the Russian State Humanitarian university, provides formation of the basic competitiveness components of graduates of an administrative specialization.

Key words: curriculum vitae (CV), portfolio; competitiveness; professional, personal, social components of competitiveness.

Взаимодействие вузов а.д. бородай, профессор с работодателями

МошжюА пц^оттащмй в подготовке кадров

университет г

для рекламной индустрии

В статье рассматривается опыт взаимодействия вузов с работодателями из сферы рекламной индустрии. Развитие российской экономики стимулирует высокие темпы роста затрат на рекламу. Рынок труда в сфере рекламы требует притока квалифицированных специалистов. Повышение качества подготовки специалистов по рекламе может быть обеспечено за счет участия представителей бизнеса в учебном процессе, проведения мастер-классов, организации студенческих творческих конкурсов, приема студентов на практику и стажировки в рекламные агентства по договорам о сотрудничестве. Представлен опыт работы комиссий профессиональных ассоциаций по образованию, которые в определенной мере влияют на качество подготовки и трудоустройство специалистов.

Ключевые слова: рекламная индустрия, рынок труда, качество учебного процесса, участие специалистов, мастер-классы, творческие конкурсы, стажировки, трудоустройство выпускников.

Рекламная индустрия в современной стране составили 263,4 млрд. рублей по России развивается высокими темпами. По медийной рекламе и 68,0 млрд. рублей - по итогам 2011 г. затраты на рекламу в нашей сектору ВТЬ-рекламы (расчеты предостав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.