Научная статья на тему 'Психологические проблемы нехватки времени в профессиональной деятельности'

Психологические проблемы нехватки времени в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2916
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ПРИЧИНЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / LACK OF TIME / TEACHERS / STUDENTS / REASONS / SELF-ORGANIZATION / PROBLEMS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Э. А.

Выявлены причины нехватки времени в понимании преподавателей и студентов. Значимые, в понимании преподавателя причины нехватки времени связаны с рядом проблем собственной личности, проблемами взаимоотношений в профессиональной среде, организации трудовой деятельности в коллективе. В понимании студентов причины нехватки времени связаны с проблемами самоорганизации и самодисциплины, установления и защиты границ своего личностного времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problems of the lack of time in the professional activities

In the article the reasons of the lack of time are revealed according to the understanding by teachers and students. Significant causes of the lack of time, in understanding of teachers, are associated with a number of issues of the personality, relationship problems in a professional environment, the organization of work in a team. In the understanding of the students, the causes of the lack of time are problems of self-organization and self-discipline, determination and protection of the borders of own personal time

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы нехватки времени в профессиональной деятельности»

УДК 159.9 [372.4]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Э.А. Соколова

Выявлены причины нехватки времени в понимании преподавателей и студентов. Значимые, в понимании преподавателя причины нехватки времени связаны с рядом проблем собственной личности, проблемами взаимоотношений в профессиональной среде, организации трудовой деятельности в коллективе. В понимании студентов причины нехватки времени связаны с проблемами самоорганизации и самодисциплины, установления и защиты границ своего личностного времени.

Ключевые слова: нехватка времени, преподаватели, студенты, причины, самоорганизация, проблемы.

В течение ряда лет нами проводилось исследование психологических проблем. Психологическими называются проблемы, которые осознаются и переживаются человеком [1]. Исследование проводилось с помощью методики открытых текстов [2], при этом респонденты сами обозначали свои проблемы, и мнение исследователя не навязывалось. Исследование психологических проблем социальных групп позволяет выявить длительно существующие психологические проблемы социальной группы - те, с которыми члены социальной группы, как правило, за помощью не обращаются, но справиться с которыми самостоятельно не могут. Одной из проблем, выявленных при исследовании, явилась проблема нехватки времени. Из группы студентов (п = 81) на такие проблемы указали 7% респондентов, из группы учителей (п= 127) - 11% [2]. Проблема нехватки времени выявилась и при пилотажном исследовании группы преподавателей одного из университетов г. Гомеля.

Как указывал Д. Дернер, можно выделить проблемы периферические и центральные, в основе категоризации которых лежит критерий неотложности и важности [3]. Проблема нехватки времени -одна из центральных проблем организации деятельности. Проявляясь в настоящем, она имеет проекцию в будущее. При наличии высокой мотивации профессиональной деятельности нехватка времени не позволяет реализоваться в полной мере, снижает, наряду с другими факторами, вероятность карьерного роста, вызывает переживания из-за упущенных возможностей, требует интенсификации собственного труда, ведет к перераспределению личностного времени, часть которого отнимается для профессиональной деятельности. Нехватка времени имеет значение для самооценки, взаимоотношений в семье. К.А. Абульханова связывает проблему нехватки времени с потерями личностных ценностей, как для самого человека, так и для общества в целом [4]. Для деятельности, связанной с переработкой и структурированием больших объемов информации -деятельности педагога, студента это приобретает особую значимость.

Нехватка времени может носить ситуативный характер или может быть длительно существующей проблемой. Респонденты, принявшие участие в обследовании, не отмечали ситуативность нехватки времени, по их высказываниям можно было предположить ее длительность -ощущение постоянной нехватки времени. Как установил А.О. Прохоров, «в группе длительных состояний доминирующее положение занимают переживания» [5, с. 226]. Нехватка времени вызывала переживания. Некоторые респонденты - учителя указывали, что «не хватает времени на общение с семьей» [2]. У таких респондентов можно предполагать формирование чувства вины перед семьей, длительные переживания. Студентами психотравмирующее воздействие нехватки времени не объяснялось, скорее, всего, оно не выводилось в сферу ясного сознания. Однако такое мнение актуализировалось, значит, имелась связь осознания проблемы и переживание ее [2]. Переживания могли быть связаны не только с последствиями нехватки времени, но и с их причинами - внешними, внутренними, их взаимодействием. Причины нехватки времени недостаточно изучены.

Учитывая значимость проблемы нехватки времени для профессионала, недостаточную изученность этой проблемы в профессиональной деятельности, в том числе, - на стадии овладения профессией, возможность выявить причины нехватки времени, чтобы в дальнейшем попытаться их устранить - все это послужило основанием для выявления причин нехватки времени у профессиональной группы преподавателей и группы студентов.

Целью исследования явилось выявление причин нехватки времени, в понимании респондентов

- преподавателей и студентов.

Методы исследования - эмпирическое исследование причин нехватки времени, анализ и обсуждение результатов исследования.

Психологический инструментарий - анкета «поглотителей» времени [6, с. 186 - 187].

Выборка - преподаватели одного из университетов города Гомеля ^ = 36), а также студенты одного из факультетов университета имени Франциска Скорины города Гомеля ^ = 25).

Процедура исследования. Исследование было анонимным. Респондентам, согласно инструкции к анкете, предлагалось отметить в анкете пять, наиболее значимых для них «поглотителей» времени [6]. Так как расстояние между местами значимости для каждого значения было разным [7], то результаты переводились в номинативную шкалу.

Математическая обработка проводилась методом углового преобразования Фишера [7].

В таблице 1 представлены наиболее значимые причины нехватки времени, в понимании групп преподавателей и студентов, а также те, по которым имелись математически достоверные различия.

Из представленной таблицы 1 видно, что наиболее значимыми причинами нехватки времени преподаватели считают следующие:

«Попытка слишком много сделать за один раз» - 50 %; «Синдром откладывания» - 47, 22 %; «Неспособность сказать «нет» - 44,44 %; «Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел» -30,56 %; «Отвлечение (шум)» - 30,56 %; «Плохое планирование трудового дня» 30,56 %.

Таблица 1

Наиболее значимые причины нехватки времени для групп преподавателей и студентов

Наименование причин нехватки времени Группы Различия

преподаватели студенты

Частота высказываний в % к количеству. респондентов Частота высказываний в % к количеству. респондентов Критерий ф* при сопоставлении двух групп Достоверность различий

Попытка слишком много сделать за один раз 50 40 0,77

Плохое планирование трудового дня 30,56 24 0,56

Незапланированные посетители 11,11 28 -1,67 р < 0,05

Неспособность сказать «нет» 44,44 44 0,03

Отвлечение (шум) 30,56 24 0,56

Болтовня на частные темы 5,56 32 -2,79 р < 0,001

Синдром откладывания 47,22 72 -1,96 р < 0,02

Спешка, нетерпение 11,11 28 -1,67 р < 0,05

Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел 30,56 0 4,49

Обсуждение результатов. «Попытка слишком много сделать за один раз» указывает, что преподаватель видит большие объемы работы и сжатые сроки ее выполнения. Это заставляет его интенсифицировать свой труд, но эффекта не дает. Человек устает и переключается на посторонние раздражители («Отвлечение (шум)»), что еще более усиливает нехватку времени.

«Синдром откладывания» указывает на попытку выделить более срочную и менее срочную работу, однако, оказывается неэффективным.

Мнение «Неспособность сказать «нет», как и ««Слишком редкое делегирование» охватывает «глубинные пласты совместного межличностного пространства» [8, с. 142]. Про такие пласты Е.Л. Доценко пишет, что они образованы «имплицитными сценариями межсубъектного взаимодействия между универсальными фигурами. Последние представляют собой функциональные места, которые заполняют собой данные партнеры общения» [8, С. 142]. Преподаватель имеет представление о том функциональном месте, которое он занимает в производственном коллективе, поэтому не может сказать «нет» человеку, занимающему более высокое функциональное место, если тот увеличивает ему объем работы за пределы должностных обязанностей. Видимо, в таких ситуациях респондент не может защитить себя, так как предвидит возможные в связи с этим последствия. Возникают переживания, и понимание увеличения объема выполняемой работы.

Для понимания неспособности сказать «нет» человеку, занимающему по горизонтали такое же функциональное место, как и респондент, и от которого респондент независим - можно опираться на исследования К. Хорни. С позиции характерологического анализа К. Хорни, у человека существует собственный идеализированный образ, которому он считает необходимым соответствовать [9]. Выход за пределы его, как это описано в исследованиях К. Хорни [9], вызывает тревогу и переживания. Однако, такого выхода требует ситуация. Для человека он невозможен. Ему легче смириться с нехваткой времени, чем с несоответствием своему идеальному образу, хотя при

таком варианте переживания усугубляются. Они включают, как переживания из-за невозможности себя защитить, так и из-за нехватки времени.

Возможны и другие варианты объяснения. В каждом конкретном случае такая проблема требует дополнительного исследования.

Можно предполагать у преподавателей, имеющих проблему нехватки времени, сочетание ряда причин, вызывающих проблему:

1 Личностные причины, которые включают разные варианты или их сочетания:

- высокий уровень требовательности к себе, высокую мотивацию к выполняемой деятельности, что проявляется в стремлении слишком много сделать за один раз. Однако, преподаватели - люди достаточно хорошо самоорганизованные, дисциплинированные, умеющие работать и со слушателями, и с большими объемами информации, иначе бы они не достигли высокого статуса преподавателя университета, поэтому уровень требовательности к себе у них может быть завышен. Эта проблема может быть не выведена в сферу сознания;

- проблемы самоорганизации и самодисциплины, что проявляется в плохом планировании трудового дня и наличии «синдрома откладывания». Проблема осознается, но она также может быть связана с завышенным и неосознаваемым уровнем требовательности к себе;

- недостаточное установление и защита границ своего личностного времени, что проявляется в неспособности сказать «нет». Проблема осознается;

- проблема лидерских качеств, что проявляется в слишком редком делегировании. Невозможность делегирования может быть ограничена как внутренне, так и внешне, и в таком случае проблема может выходить за пределы личностной проблемы.

2. Проблемы организации трудовой деятельности в коллективе, которые взаимосвязаны с личностными проблемами. Как уже указывалось, «Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел» может быть обусловлено решением вышестоящего руководителя, и вызывает переживания.

3. Проблемы взаимодействия в трудовом коллективе, которые взаимосвязаны с личностными проблемами. «Нет» преподаватель должен сказать кому-то из членов коллектива или руководителю, и это вызывает переживания.

Некоторые из этих причин преподаватель осознает, некоторые - нет, однако, независимо от этого, все они вызывают переживания.

Преподаватели рассматривают проблему нехватки времени не только с позиции наличия проблем собственной личности, но и с учетом проблем взаимоотношений в профессиональной среде, а также проблем организации трудовой деятельности в подразделении.

Проблему нехватки времени нельзя свести только к пониманию ее как проблему организации деятельности. Проблема нехватки времени - это психологическая проблема, возникающая в понимании и вызывающая переживания. Она носит вторичный характер, формируясь на основе ряда других проблем, решая которые можно придти к решению этой проблемы.

Для студентов наиболее значимыми причинами нехватки времени являются: «Синдром

откладывания» - 72 %; «Неспособность сказать «нет»» 44 %; «Попытка слишком много сделать за один раз» - 40 %; «Болтовня на частные темы» 32 %.

Обсуждение результатов.

«Синдром откладывания» указывает, с одной стороны, на проблему самодисциплины. Студент считает, что успеет выполнить задание и позже. С другой стороны, именно нехватка времени может требовать откладывания работы.

«Попытка слишком много сделать за один раз» указывает, что студент осознает, что объем работы велик, и пытается интенсифицировать процесс своего труда.

«Попытка слишком много сделать за один раз» и «Синдром откладывания» могут быть и противоположностями, которые свидетельствуют о больших объемах работы, необходимой выполнить студенту. При этом студент использует и «Попытку слишком много сделать за один раз», и «Синдром откладывания» как технологии собственной работы, и осознает, что они являются неэффективными.

«Болтовня на частные темы», как осознаваемая студентами причина нехватки времени указывает на достаточно высокую мотивацию к учебе. При этом можно предполагать или раздражение студентов из-за невозможности прекратить эту болтовню, или обвинение себя за эту болтовню, как за проявленную слабость. В сочетании с проблемой нехватки времени «Болтовня на частные темы» эмоционально окрашена.

«Неспособность сказать «нет»», скорее всего, не относится к взаимоотношениям по вертикали, ведь требования преподавателя обоснованы, они относятся к той работе, которую студент

обязан выполнять. Так как эта работа не выходит за пределы обязанностей студента, она не рассматривается студентом как превышающая требования к нему, и не вызывает переживания. Другое дело - «Неспособность сказать «нет»» во взаимоотношениях по горизонтали. Такая проблема свидетельствует о личностных проблемах студента. Это уже обсуждалось в отношении преподавателя, и требует дополнительного исследования в каждом конкретном случае.

Причины нехватки времени, значимые для студентов, свидетельствуют, что для представителей, группы, имеющей такие проблемы, - это самоорганизация и самодисциплина, установление и защита границ своего личностного времени.

Исследование причин нехватки времени у группы студентов подтверждает психологический характер проблемы нехватки времени, и ее вторичность по отношению к другим психологическим проблемам.

Имеются различия наиболее значимых причин нехватки времени для преподавателей и студентов.

Для преподавателей менее значимыми причинами нехватки времени, по сравнению со студентами, являются: «Болтовня на частные темы» (р < 0,001); «Синдром откладывания» (р < 0,02); «Спешка, нетерпение» (р < 0,05); «Незапланированные посетители» (р < 0,05).

Такие различия указывают, что для студентов установление и защита границ своего личностного времени, самоорганизация - более выраженные проблемы по сравнению с проблемами преподавателей. Студенты связывают нехватку времени, главным образом, с проблемами собственной личности. Проблемы самоорганизации и самодисциплины, на которые указывают и студенты, и преподаватели в качестве причин нехватки времени могут быть решены еще на стадии обучения профессии.

Полученные результаты исследования могут использоваться при оказании психологической помощи в решении проблемы нехватки времени

Выводы:

1. Значимые, в понимании преподавателя причины нехватки времени связаны с рядом проблем собственной личности, проблемами взаимоотношений в профессиональной среде, организации трудовой деятельности.

2. В понимании студентов причины нехватки времени связаны с проблемами самоорганизации и самодисциплины, установления и защиты границ своего личностного времени.

3. Проблема нехватки времени - вторичная психологическая проблема, для решения которой необходимо выявление первичных проблем, и их решение психологическими средствами.

In the article the reasons of the lack of time are revealed according to the understanding by teachers and students. Significant causes of the lack of time, in understanding of teachers, are associated with a number of issues of the personality, relationship problems in a professional environment, the organization of work in a team. In the understanding of the students, the causes of the lack of time are problems of self-organization and self-discipline, determination and protection of the borders of own personal time.

The key words: lack of time, teachers, students, reasons, self-organization, problems, professional activity.

Список литературы

1. Соколова, Э.А. Психологические проблемы человека и социальной группы / Э.А. Соколова. Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. 232 с.

2. Соколова, Э.А. Методики с открытыми текстами и их использование для исследования профессиональной группы / Э.А. Соколова // Соколова, Э.А. Методики с открытыми текстами и их использование для исследования профессиональной группы / Э.А. Соколова //Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы Международной научной конференции, Гомель, 15 - 16 октября 2001 г. /УО «ГГУ имени Франциска Скорины»; научн. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко Гомель: 2001. С. 294 - 296.

3. Дернер Д Логика неудачи: пер. с нем. И.А. Васильева, А.Н. Корницкого -М.: Смысл, 1997. 243 с.

4. Абульханова, К.А. Личность как субъект жизненного пути /К.А. Абульханова //Время как фактор изменений личности: Сборник научных трудов /Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. Мн.: ЕГУ, 2003. С. 24 - 65.

5. Прохоров, А.О. Семантические пространства психических состояний /А.О. Прохоров //Психология состояний: под ред. А.О. Прохорова. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Речь, 2004 С. 219 - 227.

6. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. М.: ЦТ Сфера, 2002. 240 с.

7. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. СПб.:

ООО Речь, 2004. 350 с.

8. Доценко, Е.Л. Глубинная семантика межличностного общения /Е.Л.Доценко //Психология субъективной семантики: Истоки и развитие/Под ред. И.Б. Ханиной, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 133 - 143.

9. Хорни, К. Характерологический анализ / К. Хорни // Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред и сост. У.С. Сахакиан: пер. с англ. М. Будыниной, [и др.] / Науч. ред. Н. Бурыгина, Р. Римская. М.: Апрель Пресс, Изд - во ЭКСМО- Пресс, 2000. С. 174 - 206.

Об авторе

Соколова Э. А.- кандидат медицинских наук, доцент УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Psychological problems of the lack of time in the professional activities

EA Sokolova

Сведения об авторе:

Соколова Эмилия Александровна Sokolova Emilia

Республика Беларусь, гор. Гомель.

Ученая степень - кандидат медицинских наук, ученое звание - доцент.

Место работы - кафедра психологии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Должность - доцент.

Телефоны:

Рабочий: (80232) 578139, домашний - (80232) 419016, мобильный 375296918201

Электронный адрес: emiliasokolova@yandex. ru

Сведения об авторе:

Соколова Эмилия Александровна Sokolova Emilia

Республика Беларусь, гор. Гомель.

Ученая степень - кандидат медицинских наук, ученое звание - доцент.

Место работы - кафедра психологии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».

Должность - доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телефоны:

Рабочий: (80232) 578139, домашний - (80232) 419016, мобильный 375296918201

Электронный адрес: emiliasokolova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.