Научная статья на тему 'Общественные врачебно-санитарные советы Пермской губернии в 70-е годы xix начале XX века и их влияние на развитие гражданской активности медицинских работников'

Общественные врачебно-санитарные советы Пермской губернии в 70-е годы xix начале XX века и их влияние на развитие гражданской активности медицинских работников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВРАЧЕБНО-САНИТАРНЫЕ СОВЕТЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА И АКТИВНОСТЬ / МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ZEMSKY SELF-GOVERNMENT / MEDICAL-SANITARY COUNCILS / MEDICAL INTELLIGENTSIA / CIVIL INITIATIVE AND ACTIVITY / MEDICO-SANITARY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лядова Валентина Вячеславовна

Статья посвящена истории возникновения и развития в Пермской губернии коллегиальных врачебных советов в 70-е гг. XIX начале XX в. Описываются их состав, функции и основные направления деятельности. Отдельное внимание уделено оценке вклада этих органов в развитие гражданской активности медицинской общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лядова Валентина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public medical-sanitary councils in Perm province and their influence on the developments of medical workers' civil activity

The article is devoted to the history of the appearance and development of joint medical councils in Permprovince in the 1870searly XXcentury. The author describestheir composition, functions, and basic directions of work. The special attention is given to the estimation of the contribution of these bodies to the development of the civil activity of medical community.

Текст научной работы на тему «Общественные врачебно-санитарные советы Пермской губернии в 70-е годы xix начале XX века и их влияние на развитие гражданской активности медицинских работников»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 11 (265).

История. Вып. 50. С. 30-38.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВРАЧЕБНО-САНИТАРНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ В 70-е ГОДЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья посвящена истории возникновения и развития в Пермской губернии коллегиальных врачебных советов в 70-е гг. XIX- начале XX в. Описываются их состав, функции и основные направления деятельности. Отдельное внимание уделено оценке вклада этих органов в развитие гражданской активности медицинской общественности.

Ключевые слова: земское самоуправление, врачебно-санитарные советы, медицинская интеллигенция, гражданская инициатива и активность, медико-санитарная организация.

В последние десятилетия в связи со становлением гражданских отношений в России в отечественной научной и публицистической литературе возрос интерес к проблемам общественной самоорганизации, ее структурным проявлениям и деятельности, в том числе и в исторической практике нашей страны. Сегодня исследователи склоняются к мысли о том, что в дореволюционной России во второй половине XIX - начале XX в. сложились основные элементы гражданского общества1. При этом отмечается, что одной из важнейших структурных единиц гражданского общества являлся институт земского самоуправления, выступающий катализатором общественной активности и инициативы местного сообще-ства2. При финансовой и организационной поддержке местного самоуправления формировались новые общественные объединения, действующие в разных направлениях (народное образование, медицинская помощь, благотворительность и прочее).

В этом отношении, на наш взгляд, заслуживает более пристального внимания проблема врачебно-санитарных советов - коллегиальных совещательных органов, существовавших при уездных и губернских земских управах в период с 1870-х гг. до октября 1917 г.3

В отечественной историографии деятельность врачебных советов рассматривается в исследованиях, посвященных земской ме-дицине4, в том числе и в работах регионального плана5. Относительно Пермской губернии стоит отметить труды В. Т. Селезневой. М. И. Черныш, Т. Ю. Шестовой6. Заметим, что в большинстве случаев сведения о санитарных советах носят описательных харак-

тер, отдельных исследований, посвященных этой теме, пока не создано. Остались в стороне вопросы истории их существования, вклада в развитие здравоохранения отдельных регионов, взаимодействия с центральными органами власти и земским самоуправлением и др. Данная статья призвана, в определенной степени, заполнить эти пробелы относительно региона Пермской губернии.

Одним из последствий реформ 60-70-х гг. XIX в. стало перемещение управляющего и организационного начала в области здравоохранения из центра на региональный уровень. «Положение о земских учреждениях» 1864 г. предоставило земским органам самоуправления «попечение, в пределах, законом определенных и преимущественно в хозяйственном отношении, о “народном здравии” (прежде всего крестьянского сословия) на подведомственной им территории»7. Земствам также были переданы дела и учреждения бывших приказов общественного призрения, в числе которых были городские больницы и приемные покои. Сложность обстановки заключалась в том, что никаких других указаний на способы и направления осуществления забот о народном здоровье «Положение» 1864 г. не содержало, а в самой России, как и в зарубежных странах, не существовало какой-либо организованной системы оказания медицинской помощи сельскому населению.

В результате земская медицина явилась для местных органов самоуправления совершенно новым делом, что требовало разработки новых подходов и методов, а также специальных знаний, которыми большинство земцев не обладало. Все это обусловило необходимость привлечения в качестве

экспертов представителей врачебной общественности, в особенности земских врачей, людей непосредственно работающих на селе и, соответственно, наилучшим образом осведомленных о положении и нуждах местного здравоохранения. Эту ситуацию очень точно описал новгородский земский гласный Н. Н. Нечаев: «...земства роковым образом были приведены к необходимости прибегнуть для успеха медицинского дела к активному воздействию врачей»8.

Во второй половине 60-х - начале 70-х гг.

XIX в., используя закон о местном самоуправлении, земские учреждения в большинстве своем применяли практику приглашения врачей на совещания управ и заседания земских собраний, где обсуждались отдельные проблемы медико-санитарного дела9. Но подобная форма взаимодействия зачастую была малоуспешной, поскольку встречи носили спорадический характер, в то время как в земствах постоянно возникали все новые и новые вопросы, требовавшие скорейшего рассмотрения. Качественно иное решение этой проблемы было предложено Пермским земством, впервые выдвинувшим и реализовавшим идею постоянно действующих при уездных управах коллегиальных врачебных советов, помогающих заведовать земским медицинским хозяйством10.

Вопрос о создании врачебно-санитарных советов впервые был поднят в декабре 1872 г. на Пермском губернском земском собрании III очередной сессии. Для разработки программы их деятельности была образована специальная смешанная комиссия из пяти гласных (И. В. Глушков, И. П. Дягилев, А. Г. Замятин, К. Е. Юрганов и В. Д. Белов) и пяти ведущих земских врачей (И. И. Мол-лесон, В. В. Ковалевский, А. А. Рудольский, А. Г. Фолькман, М. А. Падарин). Она разработала весьма смелый проект уездных врачебно-санитарных советов, который предоставлял им все полномочия управ в деле организации не только земской медицины в уездах, но и ветеринарного и аптечного дела. Предполагалось, что совет будет составлять смету расходов по означенным областям на год, распоряжаться ассигнованными суммами, контролировать процесс выполнения постановлений земских собраний в области «народного здравия», разрабатывать основные направления развития земской медицины сообразно местным условиям, назначать

и увольнять медицинский персонал, в том числе ветеринаров, аптекарей, смотрителей больниц и проч. В отношении уездной земской управы комиссия установила ее подчиненное положение по отношению к врачебному совету. Параграф 13 проекта гласил: «Постановления Совета обязательны для врачей и управы»11. Управа должна была лишь наблюдать за деятельностью совета и предоставлять свои соображения по тем или иным вопросам медицинского, ветеринарного и фармацевтического дела. При этом в состав совета были включены только один представитель уездной управы и все земские врачи, что фактически означало сосредоточение всей полноты власти в руках медиков. Комиссия также предложила создать на этих принципах губернский совет врачей на базе Пермской губернской земской Александровской больницы, призванный объединять деятельность уездных советов12.

Этот проект не был одобрен. Более того, он вызвал серьезное недовольство представителей губернского земского собрания, как ущемляющий права земских учреждений (особенно управ) и создающий угрозу единству их властных полномочий. В результате долгих прений земское собрание предложило всем уездным земствам высказать свое мнение по проекту и в целом по проблемам взаимоотношений служащих в земстве вра-

13

чей с земскими учреждениями13.

Дискуссия затянулась, что, впрочем, не помешало идее коллегиальных врачебных органов обрести реальное воплощение. Уже в 1873 г. в Шадринском и Камышловском уездах Пермской губернии по инициативе известного санитарного врача И. И. Моллесона появились первые в России медико-санитарные советы. Программа их деятельности по сравнению с проектом губернской смешанной комиссии была несколько ограничена, но все же предоставляла советам широкие совещательно-распорядительные функции в области организации земской медицины14.

Работа Шадринского и Камышловского врачебных советов спровоцировала новую волну противостояния земских учреждений и врачебной общественности. Кульминацией стало очередное губернское земское собрание 1876 г. Губернская управа во главе с Д. Д. Смышляевым выступила с докладом, призванным дискредитировать «противозаконные» и «вредные», с её точки зрения,

формы общественной активности15. Сначала докладчик представил итоги обсуждения проекта, разработанного смешанной комиссией. К этому времени положительные отзывы о подобной организации советов прислали только 3 уездных земства из 12: Шадринское, Камышловское и Верхотурское. Остальные высказались против проекта смешанной комиссии и существующих в Шадринском и Камышловском уездах типов санитарных советов16. Особенно резко высказалась Ирбитская уездная земская управа, указав, что данные органы претендуют на полную самостоятельность, «с властью даже большей власти самого Земского Собрания» и низводят земские управы до роли «безгласных исполнителей»17. Затем председатель губернской земской управы сделал акцент на практических результатах деятельности Ша-дринского и Камышловского санитарных советов, приписав им все недостатки в области земской медицины в этих уездах и обозначив в качестве вывода, что «история трехлетней деятельности двух осуществившихся врачебных советов свидетельствует, сколь вредными результатами отзывается уклонение земских учреждений от указанного для их действий законного пути»18. Все это позволило собранию принять наиболее приемлемое для губернского земства решение. Врачебные советы по типу Шадринского и Камышлов-ского были ликвидированы. Собрание рекомендовало уездным земствам создание врачебно-хозяйственных комитетов, подчиненных управе. Все решения данных советов должны были носить сугубо совещательный характер19.

Стремясь предупредить возможность усиления влияния медиков даже в этих «урезанных» в правах объединениях, в 1878 г. губернское собрание приняло новое поста-новление20, согласно которому в состав уездных советов должно было входить равное количество земских врачей и представителей земского самоуправления - членов управы в полном составе и несколько гласных земского собрания21.

Здесь необходимо отметить, что сходная ситуация наблюдалась в большинстве других земских губерниях, которые восприняли пермский опыт организации медико-санитарных советов. Так, если в конце 70-х гг. XIX в., как правило, создавались советы с весьма широкими правами, то уже в 80-90-е гг. XIX в.

многие из этих прав были ограничены (в частности, право нанимать и увольнять высший медицинский персонал). Причем подобные трансформации наблюдались даже в таких демократичных земствах, как московское22. В то же самое время некоторые наиболее прогрессивные земства, в обход установленных предписаний, сохраняли совещательно-распорядительный характер своих коллегиальных врачебных органов. Например, Оханское земское собрание в 1882 г. приняло устав и положение о врачебном совете, которое по ходатайству собрания было учреждено Министерством внутренних дел. Согласно документу к совету перешли функции уездного комитета общественного здравия23 и часть функций управы, в том числе прием и увольнение врачей24.

В целом идея организации коллегиальных врачебных советов оказалась весьма востребованной. С конца 70-х гг. XIX в. до начала XX в. наблюдается постоянный рост их числа. К 1890 г. врачебные советы имелись в 165 уездных земствах страны, составлявших 46 % всех земств, в 1892 г. - 55 %, а к 1898 г. они функционировали уже в 65 % уездных земств25. Губернские врачебные советы к 1913 г. действовали в 21 из 34 земских губер-

ний26.

В Пермской губернии создание большинства уездных врачебных советов приходится на 80-е гг. XIX в. (см. таблицу). Данная тенденция была обусловлена несколькими факторами. В условиях расширения и усложнения земской медико-санитарной организации большинство земств приходит к пониманию пользы учреждения коллективных санитарных советов как более рациональной формы управления этой отраслью народного хозяйства. На необходимости организации санитарных советов при всех уездных земствах настаивала и врачебная общественность, особенно активно посредством съездов врачей Пермской губернии. Этот вопрос последовательно поднимался на 2, 3 и 4 съездах (1884, 1886 и 1887 гг.) и каждый раз уездным земствам рекомендовалось создать подобные объединения. В результате к началу 90-х гг.

XIX в. эти органы присутствовали в 10 из 12 уездов (Пермский и Верхотурский уезды создают свои регулярно действующие советы в 1902 и 1907 гг. соответственно)27. Учреждение губернского врачебного совета состоялось в 1910 г.28

Врачебно-санитарные советы Пермской губернии29

Уезд Наименование Функционирование

Верхотурский Врачебный совет с 1907 г.

Екатеринбургский Съезд врачей с 1880 г.

Ирбитский Врачебный совет с 1883 г.

Камышловский Врачебный совет с 1873 по 1876 г.

Врачебный совет с 1877 г.

Красноуфимский Земско-медицинский совет с 1880 г.

Кунгурский Санитарный съезд с нач. 80-х гг. XIX в.

Осинский Врачебный совет с 1884 г.

Съезд врачей с 1889 г.

Оханский Врачебный совет с 1882 г.

Пермский Врачебный совет с 1880 по 1883 г.

Врачебный совет с 1902 г.

Соликамский Врачебный совет с 1882 г.

Чердынский Врачебный совет с 1877 по 1888 г.

Съезд врачей с 1888 г.

Шадринский Врачебный совет с 1873 до 1876 г.

Съезд врачей с 1879 г.

Коллективные врачебные советы являлись структурными подразделениями земского самоуправления. Состав, компетенции и функции пермских губернского и уездных врачебных советов были различными и определялись специальными уставами, разрабатывавшимися каждым земством самостоятельно. Хотя можно выделить общие основания их работы30.

Уездные и губернские санитарные советы являлись коллегиальными органами. В уездные советы входили на равных правах представители земского самоуправления (члены управы и гласные от уездного земского собрания) и все земские врачи, а в отдельных уездах врачи других ведомств - уездные, городские, заводские, железнодорожные. В Пермской губернии Оханский и Камышлов-ский врачебные советы включили в свой постоянный состав уездных врачей, Верхотурский, Екатеринбургский, Соликамский советы, действующие в крупных промышленных центрах, - фабрично-заводских. Для обсуждения специальных вопросов на заседания советов также приглашали ветеринаров, провизоров, техников и иных экспертов. По мере становления и развития института санитарных врачей они тоже вошли в состав сове-

тов. В начале XX в. в деятельность местных коллегиальных врачебных органов активно включилось консолидирующееся сообщество средних медицинских работников. Так, в Пермской губернии Пермское и Камыш-ловское земства одними из первых в 1906 г. ввели в члены своих врачебно-санитарных советов фельдшеров31.

В состав Пермского губернского совета входили: председатель и все члены губернской управы, шесть гласных губернского собрания (выбирались на три года), городской голова, пять санитарных и участковых земских врачей (по выбору губернского съезда врачей на три года), два ветеринарных врача и заведующие санитарным и ветеринарным бюро губернии32.

Для членов врачебно-санитарных советов участие в заседаниях было обязательным, хотя собрать всех даже в установленные сроки было проблематично. В связи с чем в уставах определялся необходимый для признания заседания состоявшимся минимум (обычно 6-8 человек). При этом работа в губернском и уездных врачебных советах не оплачивалась. Иные расходы по проведению съездов и обеспечению деятельности советов (проезд врачей до места проведения совета, печать

трудов советов, бланков и карточек, канцелярские расходы) всецело лежали на губернском и уездных земствах.

Председателем врачебного совета, как правило, был руководитель земской управы (уездной или губернской). Секретарем совета являлся врач, переизбиравшийся 1 раз в год. Инициатором созыва съездов врачебных советов в большинстве случаев являлась управа. Она же определяла и сроки их проведения. В целом уездные советы обычно собирались 3-4 раза в год, иногда чаще (в экстренных случаях). Губернские - реже - 1-2 раза в год. Продолжительность съезда врачебного совета зависела от программы, но не превышала 1-2 дней. Заседания проводились в здании управы и тщательно протоколировались для отчета перед земскими собраниями. В некоторых случаях журналы заседаний могли издаваться в региональной медицинской периодике или отдельными трудами. Так, в Пермской губернии печатались самостоятельным изданием протоколы только одного врачебного совета - Оханского. С 1908 г. по инициативе медицинской интеллигенции труды остальных советов стали освещаться на страницах «Врачебно-санитарной хроники Пермской губернии».

Земские учреждения делегировали уездным и губернским врачебным советам часть своих полномочий в сфере здравоохранения.

Уездные советы разрабатывали все вопросы земского медико-санитарного дела в уезде, определяли единый курс и приоритетные области его развития. Важным направлением работы этих органов являлась хозяйственно-распорядительная деятельность, включающая разбор медицинских отчетов, составление проектов смет на год, утверждение каталогов медикаментов, инструментов и медицинских книг, необходимых для приобретения, контроль за состоянием земских больниц, фельдшерских пунктов, амбулаторий и аптек, приведение в исполнение постановлений земского собрания по медико-санитарной части и др. Следует отметить, что санитарные советы выступали связующим звеном между земскими органами самоуправления и земскими медицинскими работниками и даже выполняли некоторые функции профсоюзов. В частности, советы наблюдали за работой всех категорий медицинских служащих (врачей, ветеринаров, провизоров, фельдшеров медицинских и ветеринарных, акушерок и

оспопрививателей) в уезде и участвовали в распределении жалования и наград, ассигнованных земским собранием. Они нанимали и увольняли средний и низший медицинский персонал в земские медицинские учреждения, обсуждали их ходатайства и заявления. Также врачебно-санитарные советы рассматривали жалобы на медиков, регулировали конфликтные ситуации и др. Правом найма и увольнения лиц высшего медицинского персонала большинство советов не обладало и могло только рекомендовать того или иного врача (исключением в этом отношении в Пермской губернии являлись Шадринский, Оханский, Ирбитский врачебные советы)33.

В круг задач врачебных советов входила также борьба с эпидемиями и организация оспопрививания в уезде. На рубеже XIX-

XX вв. санитарное направление в работе советов заметно усилилось. Все чаще на заседаниях возбуждались и рассматривались вопросы изучения медико-топографического состояния отдельных участков, проблемы детской смертности, школьной и фабричнозаводской гигиены, борьбы с сифилисом и др., что во многом было связано с укреплением позиций врачей-гигиенистов и развитием системы санитарной службы.

Отметим, что деятельность уездных санитарных советов зачастую выходила за рамки определенного уставами функционала. Так, начиная с 90-х гг. XIX в. советы стали курировать работу детских яслей-приютов, создавшихся на средства уездных земств. В 1911-1912 гг. приняли активное участие в борьбе с продовольственной нуждой в уездах, разработав и реализовав комплекс лечебно-продовольственных мер34. Врачебные советы уделяли внимание и научной деятельности. Анализ протоколов советов показывает, что на заседаниях часто рассматривались насущные вопросы медицинской науки, особенно в связи с практической стороной дела, докладывались результаты научных командировок, обсуждались рекомендации и постановления ведущих врачебных организаций общероссийского (Пироговских съездов врачей, Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова, Казанского общества врачей, Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом и др.) и местного (прежде всего съездов врачей Пермской губернии) масштаба35.

Объединять и содействовать работе уездных врачебных советов на региональном

уровне был призван Пермский губернский санитарный совет. Он также разрабатывал планы и сметы по содержанию губернского медико-санитарного хозяйства, исполнял поручения губернского собрания по медицинской части, обсуждал все вопросы санитарного состояния губернии (в т. ч. развитие санитарной статистики, распределение санитарных врачей по территории губернии, разработка мероприятий по борьбе с крупными эпидемиями и эпизоотиями).

В рамках каждого совета все его члены имели равный голос, а принятие того или иного решения определялось простым большинством. Постановления советов были рекомендательными для земских учреждений. Земства (во многом благодаря наличию своих представителей) прислушивались к мнениям и предложениям врачебных советов и старались по мере возможности их реализовать. В первую очередь это касалось специфических медицинских вопросов, в частности, утверждения смет на медицинские нужды, каталогов медикаментов, инструментов и медицинских книг, найма среднего и низшего медицинского образования, строительства больниц и приемных пунктов, разработки санитарных мероприятий и др.

Следует констатировать, что положение и авторитет медико-санитарных объединений в значительной степени зависели от врачей в уездах и от отношения земских органов самоуправления к земской медицине. В тех уездах, где земству и медицинской общественности удавалось наладить тесное взаимодействие, где среди врачей находились инициативные и талантливые организаторы, деятельность советов была наиболее значительной и плодотворной (Екатеринбургский, Красноуфимский, Оханский, Чердынский уезды).

Но такая благоприятная обстановка складывалась далеко не всегда. Развитие врачебных советов тормозилось частыми конфликтами между деятелями земств и врачами, обусловленные несовпадением взглядов сторон по целому ряду принципиальных вопросов: как надо организовать систему медицинской помощи населению, сколько средств нужно в нее вложить и, самое главное, кто должен обладать решающим голосом в таких делах. Как правило, деятели земского самоуправления стремились сохранить в своих руках все нити руководства земской медицины и не допустить чрезмерно активного, на их взгляд,

участия врачей в области земского медикосанитарной организации. Например, кунгур-ский земский врач С. А. Аристов с горечью отмечал, что существующий в уезде врачебно-санитарный совет плохо функционирует, так как «управа совсем игнорирует его, сама рассматривает единолично медицинские дела, приглашает врачей, фельдшеров, утверждает планы больниц и строит их на свой риск. Врачебно-санитарный совет же для виду собирается 1 раз иногда 2 раза в год»36. Отмечались случаи ликвидации советов на фоне конфликтов с земскими органами. Так, в 1884 г. из-за разногласий уже после второго собрания был распущен врачебный совет в Осинском уезде. Он восстановил свою деятельность только через пять лет37.

Подобная охранительная политика земских органов самоуправления вызывала в среде врачебной общественности серьезное недовольство и протест, особенно у той её части, которая отличалась активной гражданской позицией. Значительный всплеск противостояния наблюдался в годы первой русской буржуазной революции 1905-1907 гг. Так, на IX очередном съезде врачей Пермской губернии, прошедшем в мае 1907 г., екатеринбургский земский врач Е. С. Касторский в своем докладе «К вопросу о реорганизации земской медицины» выступил за передачу врачебно-санитарным советам «права решающей инстанции в пределах сметы, утвержденной земскими собраниями, по всем медицинским вопросам» и далее за то, чтобы сделать их главными руководящими органами в уездах по всем медико-санитарным делам38. Докладчика единогласно поддержала вся врачебная часть участников съезда. Было принято решение ходатайствовать через губернское земское собрание перед Государственной думой

о реорганизации санитарных советов на законодательном уровне39. Однако земское собрание отвергло ходатайство. Общее мнение выразил гласный А. И. Мухлынин, отметив, что установление в сфере земского самоуправления такого государства в государстве крайне нежелательно40.

В целом, в открытом противостоянии врачебной общественности и земства неизменно выигрывало земство, на стороне которого был закон и центральная власть. Последняя воспринимала любые проявления гражданской активности и самоорганизации с подозрением и, по возможности, старалось их ограни-

чить. Это обстоятельство в полной мере касалось новых общественных структур, формирующихся на базе земского самоуправления, в том числе и санитарных советов.

Роль общественных врачебных советов в развитии земского здравоохранения была существенной. Конечно, у нас нет возможности говорить напрямую в цифрах об эффективности советов, в силу множества факторов, влиявших на состояние земской медицины. Однако сами современники не раз отмечали, что в тех местностях, где советы присутствовали и хорошо функционировали, земское медико-санитарное дело развивалось намного организованнее и благополучнее. В частности, известный врач Е. А. Осипов в монументальном труде «Русская земская медицина» указывает: «.. .успехи земской медицины, её прогресс и правильное дальнейшее развитие находятся в прямой связи с большей или меньшей активностью этих органов»41. Санитарный врач Екатеринбургского уезда Г. Д. Петров, опираясь на данные Всероссийской выставки гигиены, проходившей в 1913 г. в Санкт-Петербурге, характеризует помощь советов в области «устройства и расширения земского врачебно-санитарного дела» как весьма важную42. При этом нужно учитывать, что фактически все мероприятия в области оздоровления населения, которые реализовывались земствами на местах, разрабатывались именно медико-санитарными советами.

Участие врачей в деятельности санитарных советов имело значение и для их личного и профессионального развития. Во-первых, они знакомились с хозяйственной и административной сторонами земско-медицинского дела, обменивались опытом со своими коллегами, заводили личные знакомства, что было особенно важно для молодых специалистов. Во-вторых, работа в советах способствовала консолидации медицинского сообщества, давала ощущение общности забот и интересов, в результате чего врачи тех местностей, где существовали советы, отличались большей сплоченностью и единомыслием. Так, говоря о необходимости иметь врачебно-санитарный совет, земский врач Верхотурского уезда М. П. Пятницкий описывал положение медиков в уезде: «Врачи сидят по своим углам, живя только интересами своего участка, не только иногда не знают друг друга в лицо, но даже,

- случается и последнее, - не знают фамилий своих коллег. Если в других земствах замечается иногда среди врачей отсутствие солидарности, разрозненность, то наш уезд заражён этим недугом в сильной степени»43. Одновременно советы направляли усилия врачебной общественности, содействовали согласованности их совместных действий. Наконец, постоянное членство в этих объединениях позволяло в некоторой степени преодолевать чувства одиночества и культурной изоляции, особенно свойственное земским врачам, проживающим в глухих деревенских уголках вдалеке от культурных и научных центров Российской империи.

Врачебно-санитарные советы несли в себе значительный гражданский потенциал. Врачи получили право легально участвовать в процессе организации медицинской помощи населению, самостоятельно разрабатывать проблемы местного здравоохранения и влиять на деятельность земских учреждений. Всё это не только способствовало увеличению интереса и преданности своему дел, но давало импульс их гражданской инициативе, формировало активную общественную позицию, возбуждало чувство социального долга и в целом заставляло активнее включаться в процесс конституирования местного сообщества. К тому же в рамках санитарных советов врачи приобретали бесценный опыт самоорганизации и самоуправления, который в дальнейшем применяли в своей общественной деятельности.

Таким образом, история возникновения и развития врачебно-санитарных советов в Пермской губернии освещает непростой характер взаимоотношений земств и служащих в них врачей. С одной стороны, земское самоуправление инициировало гражданскую активность врачебной общественности, делегировав ей часть своих компетенций в области организации медико-санитарного дела на местах, а с другой - стремилось не допустить того, чтобы эта активность вышла из-под контроля и приняла опасные формы. В то же самое время врачебно-санитарные советы играли важную роль в развитии медико-санитарного дела региона. В этом отношении опыт регулярного привлечения земскими учреждениями в качестве экспертов медицинских работников оказался весьма удачным.

Примечания

1 См.: Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Обществ. науки и современность. 1994. № 5; Черных, А. И. Долгий путь к гражданскому обществу (реформы 1860-х годов в России) // Социс. 1994. № 8-9; Володин, А. Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис. 2000. № 3; Туманова, А. С. Самодержавие и общественные организации в России. 1905-1917 годы. Тамбов, 2002; Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало

XX века. М., 2007 и др.

2 См.: Автономов, А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). М., 2002; Невоструев, Н. А. Образование и развитие элементов российского гражданского общества на Урале во второй половине XIX - начале XX века. Пермь, 2005; Жукова, Л. А. Влияние института земского самоуправления на процесс формирования гражданского общества в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. URL : http:// www.rikmosgu.ru/students/informatization/ Zhukova/ и др.

3 Коллегиальные врачебные органы при управах в разных местностях именовались по-разному - врачебные советы, уездные съезды врачей, санитарные советы, земско-медицинский советы, врачебно-санитарные съезды, медико-санитарные комиссии и проч. Однако сущность их была одна и та же.

4 См.: Осипов, Е. А. Русская земская медицина / Е. А. Осипов, И. В. Попов, Н. И. Куркин. М., 1899; Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т. 1. СПб., 1909; Френкель, З. Г. Очерки земского врачебно-санитарного дела. СПб., 1913; Мирский, М. Б. Медицина России XVI-XIX веков. М., 1996; Кузьмин, В. Ю. Власть, общество и земская медицина (18641917 гг.). Самара, 2003.

5 См.: Арутюнов, Ю. А. Земская медицина в Московской губернии во второй половине XIX - начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2000; Назаров, В. В. Деятельность земских учреждений в области здравоохранения в 60-е гг. XIX - начале XX в. : (По материалам Саратовской губернии) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2003; Никитина, А. В. Становление и развитие земской медицины в Уфимской губернии в последней четверти XIX -

начале XX веков : дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2010 и др.

6 См.: Селезнева, В. Т. Очерки по истории здравоохранения на дореволюционном Урале. Молотов, 1955; Черныш, М. И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь, 1959; Шестова, Т. Ю. История здравоохранения Пермской и Оренбургской губерний в дореформенный период. Пермь, 2000.

7 Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. См.: Полное собрание законов Российской империи. 1864. 2-е собрание. 1-е отд. Т. 39, № 40457. Гл. I. Ст. 2, п. VII.

8 Веселовский, Б. Б. Указ. соч. С. 308.

9 Ст. 75 «Временных правил о земских учреждениях» 1864 г. гласила: «Земские учреждения, при обсуждении вопросов, касающихся до врачебной части, приглашают в заседания свои, для совещания, с правом голоса, лиц врачебного ведомства, на том же основании, как это предоставлено Приказам общественного призрения и больничным советам». См.: Полное собрание законов Российской империи. 1864. 2-е собрание. 1-е отд. Т. 39, № 40458. Гл. 3. Ст. 75.

10 На первенство Пермского земства в организации врачебно-санитарных советов указывается в большинстве местных исследований: Предтеченский, В. Ф. О врачебных советах // Труды VIII съезда врачей Пермской губернии (1-10 мая 1901 г.). Ч. 2. Доклады съезду. Пермь, 1902. С. 11, 17; Очерк состояния санитарного и медицинского дела в Пермской губернии. Пермь, 1899. С. 220; Селезнева, В. Т. Указ. соч. С. 80, а также в крупнейших обобщающих трудах: Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. СПб., 1909. С. 306; Земско-медицинский сборник : материалы по развитию медицины за первое 25-летие (18661888 гг.). М., 1893. Т. 2. С. 35.

11 Сборник Пермского земства. 1873. Кн. 1. Январь-февраль. Пермь, 1873. С. 145.

12 По вопросу об отношениях служащих в земстве врачей к земским учреждениям // Сборник Пермского земства. 1876. Кн. 1-3. С. 20.

13 Журналы Пермского губернского земского собрания III очередной сессии (1872 г.). С приложениями. Пермь, 1873. С. 112.

14 Журналы 4-го очередного Шадринского уездного земского собрания. Екатеринбург, 1874. С. 131; Земско-медицинский сборник. Т. 2. С. 35-38.

15 По вопросу об отношении. С. 32-33.

16 В то же самое время пермские санитарные советы поддержали ряд столичных изданий, съездов врачей различных губерний и медицинских обществ.

17 По вопросу об отношении. С. 11.

18 Там же. С. 6-33.

19 Систематический сборник постановлений Пермского губернского земского собрания, 1870-1879 гг. Вып. II. Пермь, 1880. С. 412414.

20 Систематический сборник постановлений... С.499-501.

21 На практике постановление о необходимости присутствия во врачебно-санитарном совете равного количества представителей земских органов самоуправления и земских врачей почти повсеместно не соблюдалось, и на заседаниях медицинский элемент, как правило, превалировал.

22 Так, выработанные Московским губернским земским собранием в 1885 г. правила, регулировавшие деятельность санитарных советов и утвержденные в установленном порядке уездными земскими собраниями, были в 1892 г. признаны тем же губернским земством незаконными. В результате были определены другие инструкции, которые установили их узко-совещательный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Уездные комитеты общественного здравия - коллегиальные органы административной власти, которые были учреждены в 1852 г. Основными их задачами являлись охранение народного здравия и организация борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

24 Журналы Оханского уездного земского собрания 13-й очередной сессии 1882 г. Пермь, 1883. С. 725-734.

25 Веселовский, Б. Б. Указ. соч. С. 307.

26 Мирский, М. Б. Указ. соч. С. 327.

27 Веселовский, Б. Б. Указ. соч. С. 308; Селезнева, В. Т. Указ. соч. С. 82.

28 Селезнева, В. Т. Указ. соч. С. 82.

29 Таблица составлена на основе: Очерк состояния. С. 220-227; Предтеченский, В. Ф. Указ. соч. С. 11-27; Штейнфельд, А. П. Об уездных врачебно-санитарных советах // Труды IX съезда врачей пермской губернии. Ч. 2. Доклады съезду. Пермь, 1907. С. 15-21.

30 Характеристика особенностей работы, функций и компетенций советов представлена на основе: Очерк состояния. С. 220-227; Моллесон, И. И. Проект земской санитарной организации в губернии // IV Пермский губернский съезд врачей в г. Перми в августе 1887 г. : докл., материалы и протоколы. Пермь, 1887. С. 17-24; Предтеченский, В. Ф. Указ. соч. С. 11-27; Штейнфельд, А. П. Указ. соч. С. 15-21.

31 Штейнфельд, А. П. Указ. соч. С. 17; Автократов, Ф. М. Краткий очерк положения медицинского дела в Камышловском уезде // Труды IX съезда врачей Пермской губернии (15-24 мая 1907 года). Ч. 2. Доклады съезду. Пермь, 1907. С. 44.

32 Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии. 1909. № 10. С. 20.

33 Очерк состояния. С. 223, 225; Предтечен-ский, В. Ф. Указ. соч. С. 13.

34 См.: Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии за 1911 и 1912 гг.

35 См.: Врачебно-санитарная хроника Пермской губернии за 1908-1916 гг.

36 Аристов, С. А. Обзор медицинской помощи в Кунгурском уезде // Труды IX съезда врачей Пермской губернии (15-24 мая 1907 года). Ч. 3. Делегатские доклады. Пермь, 1908. С. 77.

37 Очерк состояния . С. 222.

38 Касторский, Е. С. К вопросу о реорганизации земской медицины // Труды IX съезда врачей Пермской губернии (15-24 мая 1907 года). Ч. 2. Доклады съезду. Пермь, 1908. С. 254.

39 Труды IX съезда врачей Пермской губернии... Ч. 1. С. 57.

40 Журналы Пермского губернского земского собрания XXXVIII очередной и XL чрезвычайной сессий и доклады комиссий очередному собранию. Пермь, 1908. С. 88.

41 Осипов, Е. А. Указ. соч. С. 172.

42 ГАСО. Ф. 18. Оп. 1. Л. 73.

43 Пятницкий, М. П. Организация медицинской помощи в Верхотурском уезде // Труды IX съезда врачей Пермской губернии (15-24 мая 1907 года). Ч. 3. Делегатские доклады. Пермь, 1908. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.